СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий родительского собрания "Адаптация первоклассников".

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий родительского собрания "Адаптация первоклассников".

Выполнила: Римма Салимяновна Зайнуллина

 

                                                                      Педагог-психолог

                                                                       МАОУ «Лянторская средняя

                                                                       общеобразовательная школа № 7»

                                                                       Сургутского района Тюменской области

 

Пояснительная записка

Сегодняшняя школа во многом зависит от семьи, поэтому необходимо взаимодействие с родителями на основе сотрудничества и взаимопомощи. Важно научиться выстраивать отношения с ними как с социальными партн?рами, с уч?том их запросов, степени социальной активности и уровня психолого-педагогической компетентности.  Именно в семье начинается процесс усвоения ребенком общественных норм и культурных ценностей. Влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние школы, улицы, средств массовой информации.

Поэтому родители являются непосредственными участниками в формировании положительной мотивации учащихся к школе.   Актуальность проблемы проведения данного родительского собрания обусловлена задачами повышения успешности обучения учащихся начальной школы в условиях ФГОС НОО. Проблема адаптации первоклассников  определяется тем, что именно в период обучения реб?нка в начальной школе, когда учебная деятельность является в статусе ведущей деятельности, важно создать предпосылки формирования мотивации учения. В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Именно в 1-ом классе закладывается основа отношения ребенка к школе и обучению. Для того, чтобы дети наиболее благополучно прошли этот этап своей жизни, их родителям необходимо знать и ежедневно учитывать особенности психического и физиологического состояния детей, возникающего с началом обучения в школе.

Организация родительского собрания, обеспечивает работу с родителями в соответствии с:

- Федеральным законом РФ "Об образовании в Российской Федерации" № 273ФЗ от 2912.2012 г. (статья 44);

- Семейным кодексом РФ (статья 63);

 - Основными целями и задачами образования. 

Форма проведения родительского собрания в виде собрания – практикума была выбрана с целью  преодоления инерции и консервативности некоторых родителей, создания условий для их включения в  процесс обсуждения проблемы, создания доброжелательной и психологически комфортной атмосферы общения.  

Цели:

  1. Рассмотреть проблемы адаптации первоклассников к школе; показать пути их преодоления.
  2. Повысить уровень педагогической и психологической культуры родителей.
  3. Повысить интерес родителей к вопросам воспитания и образования детей, активизировать родителей на их решение.

Задачи: 1. Познакомить родительский коллектив с проблемами адаптации первоклассников.

2. Организовать проигрывание проблемных ситуаций.

3. Предложить практические рекомендации  «Советы родителям первоклассников» в виде памяток.

Объект: родители  1-ых классов

Форма проведения: собрание – практикум

 Методический инструментарий:  работа в группах, рассказ, диалог, презентация, памятки, анкеты.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, мультимедиапроектор, колонки,  набор канцелярских принадлежностей по одному на человека.

Подготовительный этап:

1. Раздача пригласительных на родительское собрание.

2. Размещение объявления на сайте школы.

3. Проведение  беседы с классным руководителем о содействии в организации родителей на посещение собрания.

5. Разработка презентации к собранию.

 6. Подготовка памяток для родителей  «Советы родителям первоклассников», карточек с ситуациями.

8. Подготовка анкет для родителей с целью выявления их удовлетворенности собранием.

Ход собрания: 

С приходом в школу изменяется вся жизнь ребенка. Младший школьный возраст - это новый этап возрастного развития ребенка, этап смены ведущей деятельности с игровой на учебную. Ребенок сталкивается с новыми условиями обучения, с новым коллективом сверстников, с новыми требованиями: выполнять указания учителя, быть внимательным, соблюдать дисциплину, проводить большую часть учебного времени сидя за партой, и т. д. Приспособление к этим новым условиям – огромное испытание для физических, интеллектуальных и эмоциональных возможностей ребенка.

 Что же такое адаптация? Адаптация - сложный, многофакторный процесс включения человека в новые условия жизнедеятельности, в новую систему требований и контроля, в новый коллектив.

Основными показателями психологической адаптации первоклассника к школе являются:

1. Формирование адекватного поведения.

2. Установление контактов с учащимися, учителем.

3. Овладение навыками учебной деятельности.

Адаптация к школе - длительный процесс, включающий ряд этапов.

Первый этап - ориентировочный, когда на весь комплекс новых воздействий, связанных с началом систематического обучения, организм отвечает бурной реакцией и значительным напряжением практически всех систем организма. Это " физиологическая буря".

 Второй этап - неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит близкие и оптимальные варианты реакции на внешние воздействия. Если на первом этапе затраты организма чрезвычайно велики и организму приходится тратить все ресурсы, которыми он располагает, то на втором этапе эта цена снижается и буря начинает утихать.

Третий этап – относительно устойчивое приспособление, когда организм находит наиболее приемлемые для него варианты реагирования.

Условно комплексный процесс адаптации первоклассника к школе можно разделить на две составляющих: учебно–психологическую и социально – психологическую адаптацию.

Наблюдения за первоклассниками показали, что социально – психологическая адаптация может протекать по – разному. Здесь тоже можно выделить несколько групп по временным рамкам адаптации к школе.  К первой группе относится значительная часть детей ( 50 – 60 % ), которые   адаптируется в течении 2 – 3 месяцев обучения при благоприятном стечении всех обстоятельств. Это проявляется в том, что ребенок привыкает к коллективу, ближе узнает своих одноклассников, приобретает друзей. Эта группа детей о которых можно сказать, что они уже адаптировались к школьному процессу и получили статус «школьник», «ученик». У детей, благополучно прошедших адаптацию преобладает хорошее настроение, позитивное отношение к учебе, желание посещать школу, добросовестно и без видимого напряжения выполнять требования учителя.  Второй группе детей (около 30 % ) требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной. Не сразу выполняют нужные требования, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватным способам (дерутся, капризничают, жалуются, плачут). У этих детей встречаются трудности и в усвоении учебных программ.  Третья группа детей встречается в каждом классе (примерно 14 % ). Это такие дети, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной адаптации, примерно до 1 года. Такие дети отличаются негативными формами поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием посещать школу и учиться. Часто именно с этими детьми не хотят дружить, сотрудничать, что вызывает новую реакцию протеста: они ведут себя вызывающе, задираются, мешают проводить урок.

«Острая» адаптация.

Наиболее напряженным для всех детей являются первые четыре недели обучения. Это период острой адаптации. В это время не перегружайте ребенка дополнительными внешкольными занятиями. Одним из главных условий, облегчающих адаптацию к школе и обеспечивающих сохранение здоровья ребенка, является правильное распределение времени суток, иными словами организация режима дня. Ритм жизни, режим дня помогают сформировать правильные привычки. Только необходимо помочь детям в выработке и усвоении правил режима дня. Чередование различных видов деятельности (уроки в школе, подготовка домашних заданий, внеклассные и внешкольные занятия, труд) с активным отдыхом, удовлетворение естественной суточной потребности в движении, полноценный сон помогают ребенку восстановить силы, сохранить высокий уровень работоспособности. Все режимные моменты необходимо соблюдать регулярно, ежедневно в одни и те же часы. При нарушении режима дня ребенок быстро устает, становится рассеянным, ничего не успевает, появляются головные боли, снижается настроение, исчезает желание учиться. Постоянные стрессы ведут к возникновению новых и прогрессированию уже имеющихся заболеваний.

Как ребенок справится с таким функциональным напряжением?

Как помочь ему успешно преодолеть трудности  адаптации к школьным нагрузкам без ущерба для его здоровья?

Для того, чтобы ответить на эти вопросы, необходимы минимальные знания о функциональных возможностях ребенка, зависящие от физиологической и психологической зрелости. Установлено, что нерационально организованный режим ведет к резкому снижению работоспособности, утомлению и переутомлению.

Что же такое рационально организованный режим дня?

Элементы режима дня школьника.

Во–первых, это учеба в школе, точно регламентированное время и продолжительность подготовки домашних заданий, а также творческой деятельности ребенка.

Во–вторых, это обязательный отдых на свежем воздухе.

В–третьих, это достаточный по продолжительности сон, со строго установленным временем подъема и отхода ко сну.

В–четвертых, это регулярное и полноценное питание.

Очень важно выработать общий стиль отношений к детям у родителей и учителей. Любая проблема межличностных отношений может быть решена в том случае, если мы будем тесно сотрудничать. Некоторые трудности в межличностных отношениях ребенка со сверстниками предопределяет стиль семейного воспитания. Сотрудничество поможет индивидуально решать проблемы ребенка. Единство требований позволит ребенку избежать некоторых проблем в период адаптации. Ему не придется выбирать между правильным решением родителей и учителя. Для первоклассника учительница становится одним из самых главных взрослых в жизни. В первые месяцы в школе учительница затмевает и маму и папу.

Адаптация закончена успешно.

Успешность протекания адаптационного периода можно определить по таким критериям:

1. Положительное отношение к школе, умение входить в контакт со взрослыми и сверстниками и поддерживать его.

2. Адекватное восприятие школьных требований. Усвоение учебного материала, проявление самостоятельности и творческого начала при выполнении учебных и иных поручений.

3. Благоприятный статус в классе.

4. Позитивный эмоциональный фон настроения.

Взрослые, все без исключения, всегда в душе безмерно рады успехам своих детей. Так давайте же постараемся, чтобы самые первые шаги, сделанные каждым ребенком в новом коллективе, были для ребенка радостными и уверенными. С помощью мудрых педагогов и родителей, наш маленький школьник быстро освоит новый интересный мир. Для успешной адаптации важно правильное поведение родителей.

В связи с этим рекомендации родителям первоклассников могут быть такими:

  1. Самое главное, что вы можете подарить своему ребенку - это ваше внимание. выслушайте его рассказы о школе, задавайте уточняющие вопросы. и помните: то, что кажется вам не очень важным, для вашего сына или дочери может оказаться самым волнующим. если ребенок увидит ваш интерес к его делам и заботам, он почувствует поддержку. слушая внимательно, вы сможете понять, в чем малышу нужна помощь, о чем следует поговорить с учителем (без ребенка).

  2. Ваше положительное отношение к школе и учителям упростит ребенку период адаптации. Даже если лично у вас, как у родителей, есть какие – то вопросы к учителям, вам кажется, что нужно что – то делать по другому, все трения должны оставаться между взрослыми. Очень вредны негативные или неуважительные высказывания о школе и об учителях «в семейном кругу», это значительно усложнит адаптационный период, подорвет спокойствие ребенка и уверенность в заботе и согласии между важными для него взрослыми людьми.

  3. Ваше спокойное отношение к школьным заботам и школьной жизни очень поможет ребенку. Видя родителей спокойными и уверенными, ребенок почувствует, что бояться школы не нужно.

  4.  Помогите ребенку установить отношения со сверстниками и чувствовать себя уверенно. Особенно это важно для детей, не посещавших детский сад. Объясняйте правила общения со сверстниками, учите помогать друзьям. Хвалите его за общительность, радуйтесь школьным знакомствам. Объясните, что внимание взрослых распределяется на всех одинаково. Учите дружить.

  5. Помогите ребенку привыкнуть к новому школьному режиму. Ребенок привыкает к школе не только психологически, но и физически. С началом школьного обучения резко увеличивается нагрузка на нервную систему, позвоночник, слух, зрение. Если до этого вы придерживались режима дня, то постарайтесь мягко ввести «обновленный». Помогите научиться жить по новому расписанию.

  6. Мудрое отношение родителей к школьным результатам исключит треть возможных неприятностей ребенка. Школьные успехи важны, но это не вся жизнь вашего ребенка. Хвалите ребенка за успехи в любой деятельности, помогайте со сложностями.

Для определения стратегии правильного поведения родителей первоклассника предлагаем выполнить ряд заданий.

Практическая часть (Родители рассаживаются за четыре стола по собственному желанию. Каждая группа выбирает себе педагогическую ситуацию, обсуждают её, высказывает своё мнение).

Ситуация 1. Ребёнок отправляется в школу. На прощание вы говорите ему:

а) Смотри, веди себя как следует.  б) Сегодня увидимся в … часов.  в) Не вздумай болтаться на улице, сразу иди домой.

Ситуация 2. В утренней спешке ребёнок забыл положить в портфель учебник, дневник или пластилин. Вы скажете:

а) Неужели я доживу до того дня, когда ты сам вспомнишь, что надо брать в школу.  б) Вот разиня! Ты бы и голову дома забыл, не сиди она у тебя на плечах!  в) Вот твой учебник (дневник, пластилин)

Ситуация 3. Ребёнок пришёл из школы. Вы спросите:

а) Что сегодня получил? б) Что сегодня было интересного в школе?  в) Чему сегодня научился?

Ситуация 4. Вашего ребёнка трудно уложить спать. Вы:

а) Объясняете ему важность сна для его здоровья.  б) Позволяете делать ему что хочет (когда ляжет, тогда и ладно)  в) Всегда в одно время, даже если со слезами.

Следующее задание:

Слово-эстафета.

Родители должны продолжить начатое ведущим предложение: “Мой ребёнок лучше адаптируется к школе и будет успешнее учиться, если я … ”, при этом будут передавать мяч.

Рефлексия: Уважаемые родители. Выполняя задания Вы испытывали определенные чувства.

- Что вызывало затруднения?

- Что из приведенных ситуаций заинтересовало?

- Что вызвало раздражение?

- Что помогло лучше разобраться в ситуации Вашего ребенка?

Решение родительского собрания.

Чтобы предотвратить развитие неуспешнности и облегчить адаптацию ребёнка к школе важно:

- Быть наблюдательными и внимательными к своим детям, отмечать изменения в их поведении, изменения их работоспособности, сообщать об этом учителю.

- Дать возможность каждому ребенку проявить себя с наилучшей стороны. Помнить, что учебные успехи – это ещё не всё.

- Быть объективными не только в оценке ребенка, но и в оценке сложившейся ситуации.

- Развивать память, речь, внимание, мышление, усидчивость.

- Следить за состоянием здоровья ребенка.

Уважаемые родители!

Чтобы узнать насколько тема и содержание родительского собрания отвечала требованием семьи, чтобы нам лучше увидеть положительные и отрицательные стороны проведённого собрания, ответьте, пожалуйста, на вопросы “Итоговой анкеты”.

Итоговая анкета для родителей.

Уважаемые родители!

Что побудило Вас придти на собрание:

а) дисциплинированность; б) интерес к поднятой теме; в) просьба ребёнка; г) уважение к педагогам; д) любопытство; е) текст приглашения; ж) личное участие в подготовке к собранию; з) не знаю?

2. Было ли у Вас желание участвовать в разговоре?

3. Ваши предложения, дополнения, пожелания по вопросам подготовки и проведения этого собрания.

Благодарим Вас за помощь!

Самодиагностику по рефлексии полученного опыта организации взаимодействия с родителями в рамках собрания-практикума провожу по следующей форме:

- Активность родителей. Желание сотрудничать;

- Компетентность в решении проблемных ситуаций;

- Уровень коммуникативной и психологической культуры родителей;

- Заинтересованность в успешности адаптации и обучения детей;

- Уровень реализации целей и решения поставленных задач на собрании-практикуме.