СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Стыд, вина и извинение

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема  урока:  Урок №21 «Стыд, вина и извинение»

Планируемый результат:

  • Личностный: Дети  понимают необходимость осознанного отношения к собственным поступкам, излагают свое мнение по поводу значения этических норм  в жизни людей, общества, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
  • Метапредметный: Дети принимают учебную задачу, соотносят свои действия с этой задачей, находят способы её решения, осуществляют пробы. Продолжают  освоение  начальных форм познавательной и личностной рефлексии.  Демонстрируют  коммуникативные УУД (умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, умение выражать свои мысли и отстаивать свою точку зрения); познавательные УУД (умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать), регулятивные УУД (планирование, прогнозирование, контроль, волевая саморегуляция).
  • Предметный: Дети знакомы с понятиями, изучающимися на уроке: стыд, вина, извинение, раскаяние, прощение, ложный стыд; начинают использовать их в собственной устной и письменной речи, понимают значение нравственности в жизни человека и общества, продолжают готовиться к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию.

 

Цель: Создать условия для формирования этических норм поведения в обществе и общения друг с другом,  способствовать развитию нравственных ценностей учащихся.

Задачи:

  • Воспитательная: Воспитывать уважительное отношение к окружающим,  доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей, собственное  мнение по поводу значения этических норм в жизни людей, общества
  • Развивающая: Развивать умения анализировать собственные поступки и признавать собственные ошибки, уметь отличать их ложные проявления,  продолжать формирование   начальных форм познавательной и личностной рефлексии; учить способам решения проблем поискового характера; развивать логического мышления, внимания; использовать грамотную связную речь при ответах; развивать у учащихся  коммуникативные УУД (умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, умение выражать свои мысли и отстаивать свою точку зрения); познавательные УУД (умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать), развивать регулятивные УУД (планирование, прогнозирование, контроль, волевая саморегуляция);
  • Образовательная: познакомить обучающихся с основными понятиями урока («стыд», «вина», «извинение», «раскаяние», «прощение»), значением нравственности в жизни человека и общества, продолжать формировать готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию.

Просмотр содержимого документа
«Стыд, вина и извинение»

Конструкт пробного урока

ОРКиСЭ модуль «Основы светской этики»

Дягилевой Василины Петровны

Тема урока: Урок №21 «Стыд, вина и извинение»

Планируемый результат:

  • Личностный: Дети понимают необходимость осознанного отношения к собственным поступкам, излагают свое мнение по поводу значения этических норм в жизни людей, общества, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

  • Метапредметный: Дети принимают учебную задачу, соотносят свои действия с этой задачей, находят способы её решения, осуществляют пробы. Продолжают освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии. Демонстрируют коммуникативные УУД (умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, умение выражать свои мысли и отстаивать свою точку зрения); познавательные УУД (умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать), регулятивные УУД (планирование, прогнозирование, контроль, волевая саморегуляция).

  • Предметный: Дети знакомы с понятиями, изучающимися на уроке: стыд, вина, извинение, раскаяние, прощение, ложный стыд; начинают использовать их в собственной устной и письменной речи, понимают значение нравственности в жизни человека и общества, продолжают готовиться к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию.



Цель: Создать условия для формирования этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, способствовать развитию нравственных ценностей учащихся.

Задачи:

  • Воспитательная: Воспитывать уважительное отношение к окружающим, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей, собственное мнение по поводу значения этических норм в жизни людей, общества

  • Развивающая: Развивать умения анализировать собственные поступки и признавать собственные ошибки, уметь отличать их ложные проявления, продолжать формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии; учить способам решения проблем поискового характера; развивать логического мышления, внимания; использовать грамотную связную речь при ответах; развивать у учащихся коммуникативные УУД (умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, умение выражать свои мысли и отстаивать свою точку зрения); познавательные УУД (умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать), развивать регулятивные УУД (планирование, прогнозирование, контроль, волевая саморегуляция);

  • Образовательная: познакомить обучающихся с основными понятиями урока («стыд», «вина», «извинение», «раскаяние», «прощение»), значением нравственности в жизни человека и общества, продолжать формировать готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию.

Принципы обучения и воспитания:

  • Принципы обучения:

  • Принцип деятельности

  • Принцип наглядности

  • Принцип систематичности и последовательности

  • Принцип психологической комфортности

  • Принцип минимакса

  • Принцип диалогизации

  • Принципы воспитания:

  • Создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма

  • Воспитание через взаимодействие

  • Формирование личностного стиля и взаимоотношений со сверстниками и педагогом

Методы обучения и воспитания:

  • Методы обучения:

  • Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: методы эмоционального стимулирования (создание ситуации успеха, поощрение и порицание, постановка системы перспектив)

  • По источнику получения знаний: словесные (беседа, работа с книгой), наглядные (иллюстрации), практические (упражнения).

  • Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: репродуктивные и проблемно-поисковые, методы контроля и самоконтроля

  • Методы воспитания:

  • Методы формирования социального опыта: педагогическое требование, ситуация свободного выбора, упражнения

  • Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения: беседа

  • Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: поощрение, создание ситуации успеха

Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, работа в группах и парах, индивидуальная.

Оборудование:

  • Индивидуальное: учебник, тетрадь, ручка, карточки с заданиями.

  • Демонстрационное: компьютер, проектор, презентация по теме.

Информационные источники:

  1. ФГОС НОО: текст с изм. И доп. На 2011 год/ Министерство и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение,2011.

  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект / А.Я.Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. Рос.акад.образования. – М.: Просвещение, 2009. – 00 с. – (Стандарты второго поколения)

  3. Данилюк А.Я. Программа «Основы религиозных культур и светской этики»: учеб.издание / А.Я.Данилюк. – М.: Просвещение, 2010;

  4. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 – 5 классы: учебное пособие для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2010. – 63 с.: ил. – ISBN 978-5-09-024068-0.

Тип урока: Урок освоения новых знаний и способов действий

Структура (план) урока:

  1. Мотивация к учебной деятельности.

1 мин.

  1. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы.


  1. Решение проблемы.

  2. Физминутка.


  1. Первичное закрепление.


  1. Организация самостоятельной работы.

  2. Информация о домашнем задании.


  1. Рефлексия учебной деятельности.


Оформление учебного кабинета, доски:

(смартдоска)

Презентация

13 февраля.

Классная работа.

Тема:

Стыд, вина и извенение.





Ход урока:

Этап урока

Методы и приёмы

Действия учителя и обучающихся

Планируемый результат с учётом формируемых УУД(на уровне достижений и деятельности обучающего)

1.Мотивация к учебной деятельности. Задача: собрать внимание детей; проверить готовность к уроку; мотивировать учащихся на дальнейшую учебную деятельность.

Словесные (беседа), методы стимулирования (создание ситуации успеха)

Художественное слово

Взаимное приветствие

- Долгожданный дан звонок,

Начинается урок!

- Тишина. Смотрю, какой ряд стоит лучше всех.

- Здравствуйте ребята! Присаживайтесь. Меня зовут Василина Петровна, сегодня я у вас буду вести урок «Основы светской этики» (Дети садятся на свои места)

- Проверим готовность к уроку. У вас на партах должны лежать: учебник, тетрадь, пенал. (Проверяют свою готовность к уроку на перемене)

Проверили готовность к уроку.

Проявляют регулятивные УУД (волевая саморегуляция)

2.Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы.

Задача: проверить уровень знаний детей, освежить в их памяти ранее изученный материал.

Словесные (беседа), методы стимулирования (создание ситуации успеха), методы закрепления и повторения, постановка проблемы или создание проблемной ситуации

- Ребята, давайте вспомним, что же такое поступок? (Поступок – это действие, которое совершает человек, показывая морален он ли нет.)

- А какие бывают поступки? (Хорошие и плохие,…)

- Поступки также бывают нравственными и безнравственными.

- Какой поступок называется нравственным? (Нравственный поступок – это только, то действие человека, которое он совершает, руководствуясь нравственными идеями и ценностями)

- А как вы думаете, что чувствует человек, который совершил зло, нехороший поступок, безнравственный поступок? (Стыд, вину, огорчение, грусть, тяжесть на душе.)

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

-Тема нашего урока «Стыд, вина и извинение».

-Давайте тогда с вами составим план нашей работы на уроке.

-Как вы думаете, что мы должны узнать сегодня на уроке? (Что такое стыд, вина, извинение. Как нужно извиняться, Как нужно поступать…)

-Познакомиться с новыми понятиями,

-Чему мы научимся с вами? (Научиться отличать понятия стыд и вина, научиться правильно извиняться…)

Повторили раннее изучаемый материал.

Проявляют регулятивные УУД (волевая саморегуляция), познавательные УУД (общеучебные - умение структуировать знания, формулирование познавательной цели; логические – анализ, обобщение), коммуникативные УУД (умение строить речевое высказывание)



3.Решение проблемы.

Задача: познакомиться с понятиями стыд, вина, извинение, прощение, раскаяние через анализ репродукции картины «Опять двойка», работу с понятиями, примеры из личного опыта.

Словесные (беседа, упражнения, организация наблюдения), методы стимулирования (создание ситуации успеха, поощрение и порицание), методы закрепления и повторения, метод взаимной проверки, постановка проблемы или создание проблемной ситуации, методы приобретения новых знаний, частично-поисковые методы

1. Работа над репродукцией картины «Опять двойка».

- Я предлагаю вам открыть свои учебники на странице 44. Найдите репродукцию картины А.Ф.Решетникова «Опять двойка».

-Ребята, давайте внимательно рассмотрим репродукцию картины.

-Давайте попробуем определить чувства каждого героя.

- Кто является главным героем картины? (Мальчик)

-Почему мальчик главный герой? Как вы это поняли?

-Кого вы ещё видите на картине?

-Молодцы.

- Какие чувства испытывает мальчик? (Стыд, вину, огорчение, обиду)

- Опишите внешний вид мальчика, его позу. Что можно сказать о выражении его лица? (Мальчик одет в пальто на вырост с меховым воротником, новые блестящие галоши, школьную форму. Он стоит, опустив голову, не смея поднять глаза на своих родных.)

-Кто-нибудь сомневается, что мальчик провинился? (Нет. Название картины говорит, что это не первая его двойка.)

- Как вы думаете, почему? (Он получил двойку, а из портфеля торчат коньки — причина двойки.)

- О чём говорит «бывалый» портфель мальчика? (В руках мальчик держит потёртый, рваный портфель. Зимой он служит ему вместо санок, а летом - футбольным мячом. Замок на портфеле давно сломан, перевязан длинной бечёвкой. Из портфеля вместо учебников торчат коньки.)

- Какова обстановка квартиры, изображённой на картине? Как живут её герои? (Живут они не богато. Может быть, мама одна воспитывает детей. Но она заботится о своих детях, несмотря ни на какие трудности. Дома чистота, старшему сыну купили новое пальто, девочка стоит в выглаженной форме, младшему братишке купили велосипед)

- Есть ли у мальчика возможность учиться? (Условия есть. В комнате мы видим стол, левее - письменный стол с настольной лампой; в другой комнате висит географическая карта. Сестра уйдёт во вторую смену учиться, мама поедет на работу похоже, что она собирается на работу, мальчику никто мешать не будет.)

-О чем говорит взгляд матери? (На стуле сидит мама. На лице у неё отчаяние)

- Как относится мама к появлению своего сына с очередной двойкой? (Стиснув до боли руки, эта молодая, но уставшая от забот женщина с немым упрёком смотрит на сына. Сколько проблем у матери да ещё сын её подводит. Вот как он отплатил ей за добро!)

- А может мама не из-за полученной двойки огорчена? (Мама больше всех огорчена, что сын не справляется с учебой. Ведь она очень хочет, чтобы он стал успешным человеком и её надежной опорой и гордостью в будущем.)

-Давайте рассмотрим остальных героев картины.

- Что выражает взгляд и поза сестры? Как она учится? (Она смотрит на своего брата с осуждением, с укоризной. Чувствуется, что девочка очень аккуратная и учится на отлично. Сейчас она повторяет уроки, собирается в школу. Ее портфель новый, не потрёпанный, как у мальчика.)

- Что можете сказать о младшем брате? (На трехколесном велосипеде едет младший брат, смотрит на старшего и улыбается, что мама на него не ругается)

- Кто встречает мальчика с радостью? (Собака с радостью бросилась к нему, положила лапы ему на грудь. Для неё возвращение хозяина домой - всегда радостное событие, так как ожидается прогулка. Собака привыкла все вечера бегать со своим другом по улицам.)

- Ребята, как вы думаете, только собака так искренне любит мальчика? (Конечно, нет! Мама очень любит своего сына, и хочет чтобы он был успешным, в будущем был опорой для матери. И старшая сестра осуждает его именно потому, что не равнодушна к его поведению)

- Как вы думаете, мальчик сможет исправить свое положение?

- Что же нужно в первую очередь сделать мальчику?

-А как вы думаете, что еще поможет мальчику исправиться?

- Если он просто исправит двойку?

-Наверно мальчик должен впредь не получать двойки, то есть учиться прилежно, во время делать домашнее задание, не прогуливать?

- Правильно.

-И кто же мне скажет, какие поступки вызывают чувство стыда? (Когда сделаешь что-то плохое)

2. Работа с понятиями: стыд, вина, раскаяние, извинение, прощение.

-Предлагаю поработать с ключевым словом нашей темы.

-Какое это слово? (Стыд)

- Ребята, перед вами на слайде слова, чем они все похожи? (стыдно, стыдливо, стыдящийся, стыдоба, стыдливость, стыдливый. стыдится)

-Какой корень у тих всех слов? (Стыд)

-Попробуем найти правильное определение слова «Стыд».

-Что же такое стыд?

- Я заранее посмотрела определение слова «стыд» в словаре. Посмотрите на слайд и прочитайте его про себя, а … будет читать вслух. (Стыд – чувство сильного смущения от сознания предосудительности поступка. Стыд – это позор, бесчестие.)

- Приведите пример, когда человек испытывает чувство стыда. (Дети приводят пример)

- Как вы думаете, что такое «ложный стыд»? (делают предположения)

- Посмотрите в учебнике пример ложного стыда (Читают пример на с. 45 уч., рассуждают) Прочитай, пример из учебника (Например, слушая объяснение нового материала, ученик что-то не понял, но постеснялся переспросить. Ему было стыдно, что все поняли, а он нет)

-Приведите ещё такие примеры. (Заслушиваются примеры учащихся)

-Можете привести примеры из литературных произведений.

-Что же ощущает человек, когда испытывает чувство стыда? (Испытываем чувство вины.)

- Я предлагаю вам прочитать определение слова «вина» в учебнике на странице 45, прочитайте его про себя, а … будет читать вслух. (Вина – это переживание человека по поводу своего несоответствия нормам, невыполнения долга перед самим собой.)

- Кто может еще раз сказать своими словами, что такое вина?

-Как нужно поступить, если ты совершил поступок, за который стало стыдно? (Признать свою вину, извиниться.)

-Что значит прощать других людей? (Прощать - это значит не держать обиды на другого человека.)

-Что надо делать, чтобы избавиться от чувства вины? (Извиниться перед тем, кого обидел.)

- Почему важно прощать других? (Его тоже будут прощать.)

- С чем связан стыд? (Стыд связан с переживаниями страха, обиды, вины.)

- В чём разница: стыд и вина? (Стыд - ответственность перед людьми. Вина - ответственность перед собой.)

- После признания чувства стыда, наступает раскаяние. Что такое «раскаяние, раскаяться»?

-Это не знакомое для вас слово?

- Это слово происходит от слова «Каяться». Каяться – это значит, сожалея, признавать свою ошибку, вину.

(Раскаяться – это значит, не повторять больше ошибок. Раскаяться – испытать сожаление, признаться в совершенной ошибке, в неправильном поступке.)

- Чтобы избавиться от чувства вины, необходимо извиниться.

- Когда человек извиняется, наступает прощение.

3. Работа над этикетными словами.

-Ребята, когда принято извиняться? (Высказывают свои мнения)

- Какие слова можно сказать извиняясь? (Извините, пожалуйста. Я не хотел тебя обидеть. Мне очень жаль, что так случилось. Обещаю, что это никогда не повторится и т. д.)

-У вас на парте лежат листочки, вам нужно из приведенных выражений, выбрать только те, которые мы употребляем, когда извиняемся.

- Извините, пожалуйста!

- Я прошу прощения (за то, что… )

- Я виноват перед вами…

-Да ладно тебе…

- Я не хотел тебя (Вас) обидеть…

- Извини, но это твоя вина…

- Я приношу свои извинения…

- Простите…

-Ты меня извини, но я не считаю себя виноватым…

- Не сердитесь, пожалуйста…

-Ребята, а почему вы не выбрали другие высказывания? Ведь они тоже указывают на извинение?

-Что же это за выражения? (Это извинение человека, который не признает свою вину, спирает её на другого).

-А сейчас давайте узнаем, как же можно отвечать на извинение человека, чтобы он был уверен, в том, что его простили.

-Как можно отвечать на извинения? (ответы)

- Хорошо!

- Да ладно!

- Не стоит извинения! За что же извиняться?

-Я не прощу тебя…

- Не за что!

- Я не сержусь!

- Пожалуйста!

- Итак, в каких ситуациях можно использовать данные фразы? (в тех ситуациях, когда поступаем неправильно)

-Ребята ведь мы почти выработали правила, как нужно правильно извиняться.

-Как вы думаете, существуют ли такие правила? (Конечно)

- А теперь давайте вместе рассмотрим 5 шагов к правильному извинению (Читают по очереди).

Комментирование учителя:

Каждый может выдать ложное извинение, и это принесет больше вреда, чем пользы. (Делайте это искренне)

Если Вы занимаетесь объяснением того, почему Вы сделали то, что сделали, это начинает звучать так, что Вы и не извиняетесь вовсе. Это значит, что Вы не готовы принять ответственность. (Не оправдывайте свои действия.)

  • Если Вы не измените своей привычки приходить домой поздно, то не стоит говорить своей матери: «Извини за то, что поздно пришел». Это будет пустым и безрезультатным извинением. (Примите обязательство измениться)

Удостоверьтесь, что другой человек знает, за что Вы извиняетесь. «Я проходил мимо и решил зайти, чтобы извиниться» это совсем не то, что «Я пришел, чтобы извиниться, потому что беспокоюсь о наших отношениях». (Выражайте свои извинения осторожно)

Некоторые люди будут вести себя равнодушно, некоторые будут встречать Вас холодно, а некоторые будут реагировать откровенно враждебным способом. (Будьте готовы к неловкости и неудобству)

- Что ещё важно помнить при извинении?

- Извиняться надо всегда — это своеобразная культура общения.

- Улыбайтесь! Приятная улыбка и ваше извинение разрядят любую конфликтную ситуацию. Не употребляйте слово «извините» в возвратной форме, т. е. не говорите — «извиняюсь».

- Если человек, которого вы обидели или оскорбили, протянет вам руку для рукопожатия — это и будет его ответом на ваше извинение.

Проявляют регулятивные УУД (контроль, оценка, волевая саморегуляция), познавательные УУД (общеучебные - умение структуировать знания, моделирование, создание алгоритмов; логические – анализ, сравнение, синтез обобщение,), коммуникативные УУД (постановка вопросов, планирование сотрудничества со сверстниками и учителем, умение строить речевое высказывание)

4.Физминутка.

Задача этапа: отдохнуть, сменить вид деятельности.

Метод эмоционального стимулирования (использование игр и игровых форм организации обучения)

- А сейчас давайте отдохнем.

- Я буду называть различные чувства, а вы, молча, только с помощью кистей рук попытайтесь их выразить: радость, удивление, уверенность, сожаление, вина, стыд, прощение, дружелюбие. (Выполняют упражнения, в это же время на экране как подсказка появляются рожицы.)

Проявляют регулятивные УУД (волевая саморегуляция)

5. Первичное закрепление во внешней речи.

Задача: научить детей применять полученные знания на уроке, развивать у детей мыслительные операции (анализ, синтез).

Словесные (беседа, упражнения), стимулирования (создание ситуации успеха, поощрение и порицание), методы закрепления и повторения изученного материала, практические методы

-Чтобы еще раз, повторить в каких ситуациях проявляется стыд и вина, я предлагаю вам, разделившись на группы по 4 человека, т.е. повернитесь к своим соседям, разобрать ситуации. Ответить на вопросы, обсуждая в группе.

-Сейчас я выдам вам листочек, вы прочитаете ситуации.

-Обсудите в группе правильно или нет, поступили дети в каждой ситуации?

1 ситуация. Макар в столовой случайно толкнул другого мальчика. Мальчик толкнул Макара.

2 ситуация. Свете в автобусе подружка случайно наступила на ногу и пошла дальше. Света обозвала подругу.

3 ситуация. В классе происходит ЧП: Глеб сорвал кран с огнетушителя и залил пеной весь пол в кабинете химии. Учитель просит виновника признаться и привести класс в порядок. Но никто не признается .

-Как бы вы поступили на месте Макара? Светы? Глеба?

- Что же могло произойти после случившегося? В 1 ситуации?

-Что же было бы с подругами?

-Почему никто из одноклассников не признается, что Глеб сорвал кран?

-Ребята, вы молодцы!

-А если мы с вами поступим плохо по отношению к другим, мы сразу признаем свою вину и извинимся?

Проявляют регулятивные УУД (волевая саморегуляция, планирование), познавательные УУД (общеучебные - умение структуировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения; логические – анализ, обобщение), коммуникативные УУД (планирование сотрудничества со сверстниками и учителем, умение строить речевое высказывание)

6. Организация самостоятельной работы

Задача: обеспечить текущий учёт и контроль знаний по новой теме.

Словесные (беседа), практические методы (упражнения), метод взаимной проверки, методы стимулирования (создание ситуации успеха, поощрение и порицание), методы закрепления и повторения изученного материала, частично-поисковые методы, методы проверки и оценки, временная работа в группах, методы контроля и самоконтроля



-А теперь я предлагаю вам небольшую самостоятельную работу. У каждой пары на краю парты лежит листочек.

-Что вы видите? (Текст с пропущенными словами).

-Вам нужно внимательно прочитать предложения и в пропущенные места подставить слова.

Вставьте пропущенные слова:

1. Стыд – это тяжёлое, подавленное ………………….. состояние ……………… , которое проявляется после осуждения его ………………. окружающими людьми. 2. …………….. стыд – ошибочное представление о нравственности. 3. Вина – это …………………. человека по поводу ………….. несоответствия нормам, невыполнения долга перед самим ………….. . 4. Стыд – ответственность за ……………. перед ………….. , вина – ответственность перед …………….. . 5. Чтобы избавиться от чувства ……………. , надо ………………….. перед тем человеком, которого вы ……………… .

-А сейчас давайте проверим, возьмите в руку карандаш, на слайде вы видите предложения уже с вставленными словами. Проверьте, все ли слова вы написали правильно.

-Кому сложно было выполнить это задание?

-А кто правильно составил текст?

-Молодцы ребята!


Проявляют регулятивные УУД (контроль, оценка, волевая саморегуляция, планирование, коррекция), познавательные УУД (общеучебные - умение структуировать знания, моделирование, рефлексия, выбор наиболее эффективных способов решения; логические – анализ, сравнение, синтез, обобщение), коммуникативные УУД (постановка вопросов, планирование сотрудничества со сверстниками и учителем, умение строить речевое высказывание, управление поведением партнёра)

7. Информация о домашнем задании.

Задача этапа:

Обсудить с детьми домашнее задание.

Словесный (объяснение).

- Откройте свои дневники и запишите Д/З:

-Вам нужно найти по 2 пословицы со словом стыд, вина, извинение и записать в тетрадь. А также с родителями обсудить значение этих пословиц.


8. Рефлексия деятельности.

Задача этапа: самооценка результатов деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.


Словесные (беседа), методы закрепления и повторения изученного материала, методы контроля и самоконтроля.


-Ребята, вот и наш урок подходит к концу. Вернёмся к плану урока, всё ли мы с вами сделали?

-Что вы сегодня узнали нового?

- Чему новому мы учились сегодня на уроке?

- Ребята, давайте скажем, кто сегодня мне активно помогал на уроке?

-Хорошо.

-Вы были очень внимательными и старались правильно отвечать.

-Я предлагаю вам оценить свою деятельность на уроке.

-Ребята, если вам сегодня понравился урок, вы были успешными - похлопайте три раза в ладоши. Если вы не были активными, вам не было интересно – потопайте три раза ногами.

Подвели итог урока, оценили свою деятельность на уроке.