Урок геометрия 7 класс ( по уровням, 45 человек)
Школа № 131 г. Перми
учитель математики: Мальцева Е. Ф.
Тема урока: Сумма углов треугольника.
Цель урока: образовательная- организовать усвоение учащимися доказательство теоремы;
- сформировать умение применять полученные знания для решения
типовых и творческих задач;
развивающая: - развивать наблюдательность, геометрическую интуицию и глазомер,
пространственное воображение, творческие способности и
исследовательские навыки учащихся;
воспитательная: -воспитывать самостоятельность и умение работать, стремление к
совершенствованию своих знаний. Прививать интерес к предмету.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование к уроку: -доска, мел, модели треугольников разных цветов, компьютер, карточки с задачами, транспортир, лупа, ножницы, магниты, портреты Евклида и Пабло.
План урока.
Оргмомент (45 чел, делятся на 3 варианта: - 1 вариант, группа сильных учащихся, 2 вариант- группа слабых учащихся, 3 вариант- группа средних учащихся)
Исценирование стихотворения.
Практическая часть урока.
Экспериментальная часть урока
Историческая справка
Делу время- потехе час ( решение задач, лови ошибку)
Домашнее задание.
Решение тестов.
Подведение итога урока.
Ход урока.
Урок начинается с исценирования стихотворения Е. Паина « Треугольник и квадрат» ( 2 ученика выходят перед классом, на головах у них короны в виде треугольника и квадрата, ведущим урока является треугольник.)
Жили- были два брата:
Треугольник с квадратом.
Старший- квадратный
Добродушный, приятный.
Младший- треугольный,
Вечно недовольный.
Стал расспрашивать квадрат:
« Почему ты злишься, брат?»
Тот кричит ему: « Смотри,
Ты полней меня и шире,
У меня углов лишь три,
У тебя их все четыре».
Но квадрат ответил: « Брат!
Я же старше, я- квадрат».
И сказал еще нежней:
« Неизвестно, кто нужней!»
Но настала ночь, и к брату
Натыкаясь на столы,
Младший лезет виновато
Срезать старшему углы.
Уходя, сказал: « Приятных
Я тебе желаю снов!
Спать ложился -ты квадратом,
А проснешься без углов!»
Но на утро младший брат
Страшной мести был не рад:
Поглядел он – нет квадрата…
Онемел… стоял без слов…
Вот так месть! Теперь у брата
Восемь новеньких углов!
Учитель классу ставит проблему - ребята, на какую фигуру стал похож квадрат?( ответы уч-ся)
- сможем ли мы с вами сейчас посчитать сумму углов этого
многоугольника?( ответы уч-ся)
Начинается практическая работа №1.
Треугольник задает задание 2 варианту: – В тетрадях построить: 1 ряду – остроугольный
треугольник
2 ряду – тупоугольный треугольник
3 ряду – прямоугольный
треугольник
Измерить углы транспортиром и сосчитать их сумму.
- ( в это время остальные группы строят такие же треугольники в тетрадях и рассматривают углы через лупы).
Учитель задает вопрос: - Сколько градусов у вас получились углы в треугольниках?( ответы уч-ся)
-Чему равна их сумма? (уч-ся дают свои ответы)
- А если смотреть на углы через лупы, что происходит с углами (школьники отвечают)
-Сумма углов будет больше 180 градусов или меньше? ( даются ответы детьми)
Делается вывод: Сумма углов в треугольнике равна 180 градусов. (Эта строчка записывается на доске учителем и объявляется тема урока)
Уч-ся ставят цель урока.
Учитель спрашивает: «Треугольник теперь ты доволен?» ( ТРЕУГОЛЬНИК ОТВЕЧАЕТ: « Нет»)
Учитель – проверим экспериментально - №2. (задание записано на слаид №3) 3 варианту. (им помогают уч-ся 2 варианта)
Положите желтый треугольник на стол, а 2 других положите рядом с первым таким образом, чтобы у одной вершины оказалось 3 разных угла, а стороны их совпадали.
Учитель: Смотрим слайд №4, получилась у вас такая фигура?(ответы уч-ся)
Отвечаем на следующие вопросы:
- Посмотрите внимательно, какая фигура получилась? (уч-ся дают ответы)
-Как называется угол, который составляют угол 1, угол 2, угол 3? (уч-ся дают ответы)
- Значит, чему равна сумма углов треугольника? (уч-ся дают ответы)
- Какую теперь мы можем выдвинуть гипотезу? (уч-ся дают ответы)
Гипотеза: (уч-ся дают ответы)
- мы выяснили экспериментальным путем, что сумма углов треугольника равна 180 градусов.
- Треугольник, ты согласен? (ТРЕУГОЛЬНИК ОТВЕЧАЕТ: НЕ СОВСЕМ)
Остальные учащиеся, 1 варианта в это время открывают учебник на стр. 70, находят и изучают доказательство теоремы о сумме углов треугольника.
( один ученик делает доказательство у доски, остальные уч-ся в тетрадях)
Вывод: и так сумма углов треугольника равна 180 градусов.
- Треугольник, ты поверил? ( ответ- ДА)
5. Учитель делает историческую справку, записывая ее на доске, а учащиеся в тетрадях (слайд №5)
И так сегодня
Лера доказала эту теорему( 2017г.)-----------Евклид доказал ее в 3 в до н. э. ------------Прокл в 5 в, (портреты Евклида и Прокла прикрепляются магнитами на доску, дается небольшая информация о жизни этих ученых.)
Это доказательство теоремы вошло в наш учебник, как его доказал Прокл. Но доказательств этой теоремы много, поэтому ваше задание: Найти, как доказывают эту теорему в Японии.
6. Домашнее задание: 1). Выучить доказательство теоремы по учебнику стр. 70
2). Найти другие доказательства этой теоремы
3). № 223 (а,б)
7. « ДЕЛУ ВРЕМЯ- ПОТЕХЕ ЧАС» (дети дают ответы, перекидывая мяч друг другу)
Лови- ошибку.( задания записаны на компьютере на слайдах)
№1. Существует ли треугольник с углами.
А). 90; 30; 60 градусов
Б). 47; 160; 3 градусов
В). 74; 90; 26 градусов
№2. Может ли в треугольнике быть: - 2 тупых угла
- тупой и прямой углы
№ 3. В како треугольнике сумма углов больше: в остроугольном или в тупоугольном?
№ 4. Определите вид треугольника, если один угол 40 градусов, а другой 100 градусов.
8. Реши тест ( задание записано на компьютере на слайде №6-7)
Тетради собираются учителем и проверяется тест, ставятся оценки.
Учитель: дети нарисуйте в тетрадях смайлик и оцените урок.
9. Итог урока: В старших классах
Каждый школьник
Изучает треугольник.
Три каких- то уголка,
А работа на века.
( стих. исцинируется учителем и треугольником)
Всем спасибо за работу.(слайд №8) Урок окончен.