СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сущность и компоненты профессиональной компетентности педагога

Категория: Директору

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современное образование ставит перед собой в качестве основной задачи разностороннее развитие способностей каждого обучающегося, формирование личности, способной самостоятельно выстраивать индивидуальную траекторию развития в высокотехнологичном, конкурентном мире. Эта задача должна решаться за счет реализации компетентностного подхода.

Просмотр содержимого документа
«Сущность и компоненты профессиональной компетентности педагога»

2


СУЩНОСТЬ И КОМПОНЕНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА

В настоящее время насчитывается несколько десятков тысяч профессий, однако профессия Педагог остаётся постоянной , хотя меняются её составляющие - содержание, условия труда, количественный и качественный состав. От педагога в конечном итоге зависит социально-экономическое и духовно-нравственное развитие общества.

В условиях модернизации российского образования проблемы компетентностного подхода как приоритетной образовательной стратегии, особый интерес представляет профессиональная компетентность, которая является ведущим компонентом профессионального потенциала личности.

Содержание профессиональной компетенции педагога той или иной специальности определяется квалификационной характеристикой. Она представляет собой нормативную модель компетенции педагога, отображая научно обоснованный состав профессиональных знаний, умений, навыков.

Квалификационная характеристика – это, по существу, свод обобщенных требований к педагогу на уровне его теоретического и практического опыта.

Современное образование ставит перед собой в качестве основной задачи разностороннее развитие способностей каждого обучающегося, формирование личности, способной самостоятельно выстраивать индивидуальную траекторию развития в высокотехнологичном, конкурентном мире. Эта задача должна решаться за счет реализации компетентностного подхода. Педагогическая профессия является одновременно преобразующей и управляющей. А для того, чтобы управлять процессом развития личности, нужно быть компетентным.

Актуальным становится существенное преобразование профессиональной деятельности педагогов, касающейся методики обучения, организационных форм обучения, ответственности педагога в реализации средств оценивания учебных достижений обучающихся и др. Они обуславливают смещение акцента с профессиональных знаний на уровень профессиональных компетентностей и субъектную позицию педагога в осуществлении профессиональной деятельности.

Подготовить компетентного специалиста может только компетентный педагог. Однако, подготовка, формирование дидактической, методологической, методической, философской позиции самого педагога, средний возраст которого в России сейчас составляет в среднем 52 года, является наиболее уязвимой стороной реализации задач новых образовательных стандартов.

Анализ теории и практики развития профессиональной компетентности педагога в современных условиях развития образования позволяет выделить основное противоречие между потребностью современного образования системы СПО в педагоге, способном компетентно организовать и сопровождать обучающегося в реализации индивидуального учебного плана, с одной стороны, и недостаточным уровнем развития профессиональной компетентности педагога с другой стороны.

Под профессиональной компетентностью принято понимать интегральную характеристику деловых и личностных качеств специалистов, отражающую уровень знаний, умений и навыков, опыта, достаточных для осуществления определенного рода деятельности, которая связана с принятием решений.

Профессиональную компетентность преподавателя - это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических и практических знаний педагога и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности и др.).

Основными компонентами профессиональной компетентности преподавателей СПО являются:

1.Социально-правовая компетентность – знания и умения в области взаимодействия с общественными институтами и людьми, а также владение приемами профессионального общения и поведения;

2.Персональная компетентность – способность к постоянному профессиональному росту и повышению квалификации, а также реализации себя в профессиональном труде; адекватное представление о своих социально-профессиональных характеристиках и владение технологиями преодоления профессиональных деструкции;

4.Специальная компетентность – подготовленность к самостоятельному выполнению конкретных видов деятельности, умение решать типовые профессиональные задачи и оценивать результаты своего труда, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения по специальности;

5.Экстремальная компетентность – способность действовать во внезапно усложнившихся условиях, при авариях, нарушениях образовательного процесса.

При этом компетентность всегда личностно окрашена качествами конкретного человека. Компетентность является следствием обучения, поскольку относится к личности, и формируется в процессе выполнения определенного комплекса действий.

Содержание профессиональной компетентности многопланово, ее структуру можно представить в виде совокупности различных компонентов, объединенных в три блока:

  • научно-теоретический блок (или когнитивный, характеризующий круг знаний, необходимых для реализации данной компетентности;

  • операционально-деятельностный блок (деятельностный), описывающий уровень владения субъектом алгоритмами, способами, умениями, опытом реализации деятельностных компонентов компетентности;

  • личностно-психологический блок, отражающий интеллектуальные, мотивационные, ценностно-смысловые и эмоционально-волевые структуры психики субъекта профессиональной деятельности, которые выступают в качестве предпосылок индивидуальной успешной деятельности и развиваются в ходе ее осуществления.

Профессиональная компетентность педагога оценивается уровнем сформированности профессионально-педагогических умений.

Можно выделить следующие группы профессионально-педагогических умений педагога СПО:

  1. гностические умения – познавательные умения в области приобретения общепрофессиональных, производственных и психолого-педаогических знаний, предусматривающих получение новой информации, выделение в ней главного, существенного, обобщение и систематизация собственного педагогического опыта, опыта новаторов и рационализаторов производства;

  2. идеологические умения – социально-значимые умения проведения политико-воспитательной работы среди обучающихся, пропаганды педагогических знаний;

  3. дидактические умения – общепедагогические умения определения конкретных целей обучения, выбора адекватных форм, методов и средств обучения, конструирования педагогических ситуаций, объяснения учебно-производственного материала, демонстрации технических объектов и приемов работы;

  4. организационно-методические умения – умения реализации учебно-воспитательного процесса, формирования мотивации учения, организации учебно-профессиональной деятельности учащихся, установления педагогически оправданных взаимоотношений, формирования коллектива, организации самоуправления;

  5. коммуникативно-режиссерские умения – общепедагогические умения, включающие перцептивные, экспрессивные, сугистивные, ораторские и умения в сфере педагогической режиссуры;

  6. прогностические умения – общепедагогические умения прогнозирования успешности учебно-воспитательного процесса, включающие диагностику личности и коллектива учащихся, анализ педагогических ситуаций, построение альтернативных моделей педагогической деятельности, проектирование развития личности и коллектива, контроль за процессом и результатом;

  7. рефлексивные умения – способность к самопознанию, самооценка профессиональной деятельности и профессионального поведения, самоактуализация;

  8. организационно-педагогические умения – общепедагогические умения планирования воспитательного процесса, выбора оптимальных средств педагогического воздействия и взаимодействия, организации самовоспитания и самоуправления, формирования профессиональной направленности личности обучающихся;

  9. общепрофессиональные умения – умения чтения и составления чертежей, схем, технических диаграмм, выполнения расчетно-графических работ, определения экономических показателей производства;

  10. конструктивные умения – интегративные умения разработки технологических процессов и конструирования технических устройств, включают разработку учебной и технико-технологической документации, выполнение конструкторских работ, составление технологических карт, направляющих тестов;

  11. технологические умения – количественные умения анализа производственных ситуаций, планирования, рациональной организации технологического процесса, эксплуатации технологических устройств;

  12. производственно-операционные умения – общетрудовые умения по смежным профессиям;

  13. специальные умения – узкопрофессиональные умения в рамках какой-либо одной отрасли производства.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


  1. Дружилов С. А. Профессиональная компетентность и профессионализм педагога: психологический подход // Сибирь. Философия. Образование. – Научно-публицистический альманах: СО РАО, ИПК, г. Новокузнецк. – 2016 (выпуск 8).

  2. Введенский В. Н. Моделирование профессиональной компетенции педагога //Педагогика. – 2017. - №10

  3. Кучугурова Н. Д. Формирование профессиональной компетенции будущего специалиста //Проблемы и перспективы педагогического образования в 21 веке. – М., 2017.

  4. Лукьянова М. И. Психолого-педагогическая компетентность учителя //Педагогика. – 2015. - №10.