Просмотр содержимого документа
«Сущность и концепции педагогического процесса»
Структура педагогического процесса. Педагогический процесс, ориентированный на ученика и учителя. Количественный и качественный подход к организации педагогического процесса. Лекция Педагогический процесс – это особый комплекс, в рамках которого педагог оценивает потребности в обучении, устанавливает конкретные цели обучения, разрабатывает стратегии преподавания и обучения, реализует план и оценивает результаты обучения. Образование в целом рассматривается целенаправленное развитие человеческих ресурсов, навыков, мотивации, знаний. Соответствующим образом выстроенный педагогический процесс не только способствует развитию суждений, образовательного уровня и достижений учащегося, но и обеспечивает обратную связь относительно разработки и осуществления образовательной программы. Формализация педагогического процесса обеспечивает подотчетность обществу, системе образования, родителям, если речь идет об образовании детей. Исследователи обнаружили, что практика преподавания часто подкрепляется набором взаимосвязанных убеждений и ценностей, который обычно известен как «концепция обучения». Существуют два концептуальных полюса – концепция, ориентированная на ученика и ориентированная на учителя, между которым есть некий континуум промежуточных состояний. Концепция, в центре которой находится ученик строится на следующем наборе педагогических взглядов: обучение рассматривается как процесс, который помогает ученикам (слушателям, студентам) усвоение знаний и навыков; 6 роль учителя сосредотачивается на организации успешной коммуникации в группе (фасилитации); учащиеся понимают для чего учатся, а, следовательно, принимают на себя ответственность за свое обучение; учащиеся являются не просто потребителями знаний, а участвуют в конструировании образовательного процесса. Концепция, ориентированная на учителя включает в себя иные правила и ценности: преподаватель рассматривается как носитель и передатчик информации, а обучение состоит в передачи знаний учителя; ученики рассматриваются как пассивные реципиенты, как tabula rasа, как пустой сосуд, который нужно заполнить знаниями; прерогатива знающего человека принадлежит исключительно учителю. В современных условиях эти концепции в чистом виде можно встретить довольно редко и, как правило, используются промежуточные модели: преподавание рассматривается как процесс взаимодействия ученика и учителя; преподаватель выполняют двойную роль - учителя, передающего знания и наставника, которые помогает обучению; ученики (студенты) рассматриваются как участники процесса; набор знаний и навыков может быть откорректирован в соответствии с нуждами учащихся. Концепция преподавания влияет на выбор методов обучения, разработку учебных заданий и средств оценивания, нагрузку и распределение на аудиторную и самостоятельную работу. Выбор концепции оказывает важное воздействие на качество обучения. Помимо концепций ориентации, существуют также концепции передачи знаний. Здесь следует отметить количественный и качественный подходы. Цель количественного подхода состоит в аккумуляции знаний и запоминании. Знание оценивается количеством фактов и элементов, которые запомнил обучающийся. Часто знания, которые необходимо запомнить, изолированы и не связаны между собой. Процесс передачи знаний строится авторитете и власти, необходимости усвоить определенный набор сведений. Качественная концепция обучения строится на принципе, что обучение – это, прежде всего, осмысление информации, которая в итоге помогает человеку понять себя и интерпретировать окружающий мир. Обучение трактуется как процесс развития, поэтому каждое понятие рассматривается как комплексное и 7 взаимосвязанное, в том числе и с жизнью учащегося. Условно говоря, качественные подход к обучению – это процесс конструирования смыслов самим учащимися при содействии учителя. Выбор такого рода концепции также сказывается на всех этапах организации педагогического процесса. Например, тестирование – это вариант количественного подхода, а устный экзамен или письменное сочинение предусматривает подход в русле качественной концепции. Этим отчасти объясняется и тот факт, что требование внедрения методов понимающего обучения остаются по большей части декларативными, сталкиваясь с необходимостью четкому стандарту усвоения определенного количества дидактических единиц
3