Сущность и роль оценки , ее функции
Выполнил
Колодкина О.Г.
Кемерово 2019
«Лишь тогда, когда учитель овладеет самой высокой мудростью человековедения – умением уважать детское незнание, двойка будет самым острым, самым тонким,
но никогда не применяющимся инструментом»
Сухомлинский В.А.
- Проблема оценки и оценочной деятельности – одна из актуальнейших проблем, как в педагогической теории, так и в педагогической практике.
- В различные периоды жизни общества измерение качества обучения и воспитания школьников, а также выражение результатов этих измерений всегда вызывали живой интерес педагогов.
- Оценка может быть максимально разнообразной, вариативной в зависимости от типов и видов образовательных учреждений, их специфики и направленности, задач каждой из образовательных ступеней.
- Оценка всегда направлена "во внутрь", личность школьника, эмоциональна .
Главная задача оценки
Главная задача оценки (и в этом ее основное отличие от отметки)
- определить характер личных усилий учащихся;
- установить глубину и объем индивидуальных знаний;
- содействовать корректировки мотивации ученика,
- сравнивающего себя с неким эталоном школьника, достижениями других учащихся, самим собой некоторое время назад.
Понятие оценки в учебном процессе
- В учебниках педагогики под оценкой понимается процесс, деятельность (или действие) оценивания, осуществляемые человеком;
- отметка же является результатом этого процесса. На основе оценивания появляется знаковое выражение этого процесса в виде отметки. Однако во что она превратиться в дальнейшем, что она принесет ученику – это уже не зависящая от оценивания деятельность.
Понятие оценки в учебном процессе
Отметка, которой приписывается невинная роль простого отражения и фиксатора результатов оценивания, на практике становится для ребенка источником радости или серьезных потрясений.
Не замечать эту действительность – значит допустить серьезный психологический просчет в анализе оценочной деятельности учителя и всей системы обучения в школе.
Понятие оценки в учебном процессе
Следующее понятие, тесно связанное с оценкой - проверка знаний . Под проверкой знаний учащихся понимается выявление и сравнение на том или ином этапе обучения результата учебной деятельности с требованиями, заданными программой или стандартами., проверка – это сверка учебных достижений ученика с нормативом (эталоном, стандартом, требованиями). Она устанавливает уровень обученности школьника, качества его знаний. На основе анализа уровня знаний ученика, обнаруженного в результате проверки, учитель сравнивает его с 5-ти бальной шкалой . Результат сравнения выражается в форме словесных суждений или отметки (знакового выражения этого суждения).
Балльная система оценки знаний (цифровая система)
Балльную систему считают предельно экономной и легкой в применении.
Недостатки этой системы :
-“абстрактность”
-“ условность”.
Хотя, по словам Е.Перовского, “… если сочетать цифровой балл с оценочным суждением учителя, то этих недостатков можно избежать”. Заслуживает внимания следующий вывод автора: “Чтобы оценочные баллы моги стать показателями уровня знаний учащихся, необходимо, чтобы один и тот же балл везде имел одно и то же значение, ставился бы за один и тот же уровень знаний.
Балльная система оценки знаний (цифровая система)
Очень справедливое замечание, но практически невыполнимое, ибо автор не учитывает тот фактор, что уровень знаний ученика определяет учитель, а он вправе ошибаться.
Не менее серьезной работой, в которой вновь прозвучала мысль о том, что традиционная система оценки имеет еще много резервов, и далеко не исчерпала своих возможностей, является работа В.М.Полонского “Оценка знаний школьников”. В ней очень убедительно доказывается, что “… бальная система оценки, несмотря на свои недостатки, до сих пор не нашла себе достойной замены”.
ПРИЁМ комментирования оценки
Отдельные учителя практикуют прием комментирования оценки : “Прекрасный рассказ, ты очень ясно и образно выразил свои мысли”, “Твой вариант решения задачи оказался самым рациональным”, “К сожалению, ответ неполный, логичность изложения материала нарушена”, “Сегодня ты недостаточно изложил учебный материал, ты что-то не понял?”. Их эффективность очевидна, хотя на практике они находят еще ограниченное применение .
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННАЯ ОТМЕТКА
При выставлении отметок учитель не всегда может помнить, за какой материал он выставил тот или иной балл: за ответ на теоретический вопрос или за решение задачи.
Многие учителя практикуют дифферинцированнные отметки – отдельно за теоретический материал и отдельно – за решение задачи.
Для удобства различения вводится особая форма записи.
Запись 5/4 означает, что ученик на одном уроке получил 5 за теоретический материал и 4 за практический.
Кстати, такая практика оценивания используется при проверке сочинений.
комплексная оценка
В традиционной системе оценивания есть понятие комплексной оценки .
Процедура выставления комплексной отметки состоит из следующих шагов:
- выделяются все элементы ответа ученика;
- устанавливается относительный вес каждого элемента ответа.
Например, при оценке содержания сочинения выделяются правильность литературоведческого анализа, стиль, форма изложения и т.п.
Первому компоненту приписывается вес равный 1, а второму -0,8. Для выведения комплексной отметки вес каждого элемента перемножают на поставленную учителем отметку, далее складывают сумму полученных весов и оценок, и делят их на число элементов ответа. На практике учителя выводят четвертные, годовые и аттестационные отметки как среднее арифметическое всех баллов.
Функции оценки в современном учебном процессе
- Функции оценки, как известно, не ограничиваются только констатацией уровня обученности.
- Оценка - единственное в распоряжении педагога средство стимулирования учения, положительной мотивации, влияния на личность. Именно под влиянием объективного оценивания у студентов создается адекватная самооценка, критическое отношение к своим успехам. Поэтому значимость оценки, разнообразие ее функций требуют поиска таких показателей, которые отражали бы все стороны учебной деятельности студенток и обеспечивали их выявление. С этой точки зрения ныне действующая система оценивания знаний, умений требует пересмотра с целью повышения ее диагностической значимости и объективности.
Функции оценки в современном учебном процессе
По С.И. Архангельскому, педагогическая оценка - это последовательность действий преподавателя, включающая в себя :
- постановку цели
- разработку контрольного задания (вопроса)
- Организация, проведение и анализ результатов деятельности
- реализация которых в учебном процессе приводит к заключению, обуславливающему цели проверки и ее конечный вывод : отметку в зачетной книжке студента .
Следовательно , отметка - это заключение о результатах (успехах) обучения и воспитания студента, сделанное на основании оценочной деятельности преподавателя и выраженное в принятой системе градации (ранговой или функциональной).
- Оценка призвана отражать в единстве его количественную и качественную стороны.
- Под качественной оценк ой следует понимать такие действия преподавателя, которые направлены на выявление и опознание существенных характеристик объекта, их анализ.
- Количественная оценка в этой процедуре выступает как бы вторым действием. Она имеет дело с теми же качественными характеристиками, но уже наделяет их традиционными свойствами: дает им меру, формирует принцип дискретности (способ членения), определяет нормы и эталоны, присваивает цену деления шкалы "измерения" и др.
педагогическая оценка
Рассматривая педагогическую оценку как результат сравнения, сопоставления и обобщения в единстве качественных и количественных сторон изучаемого объекта, нельзя противопоставлять одну ее грань другой.
Речь может идти лишь о целесообразности дополнения и углубления каждой отдельно взятой характеристики более тонкими традициями.
И в этой части количественная оценка по отношению к качественной всегда выступает вторичной и является производной от первой.
В сущности, качественная и количественная оценки формируют некоторый образ - копию исследуемого объекта, что чаще всего достигается не прямым путем, а опосредственно.
Опосредованность - неотъемлемая часть любой оценки, так как процесс получения выводов связан с абстрагированием интересующих нас признаков и обобщением той информации, которая отвечает целям и задачам проверки.
Объектом педагогической оценки в учебном процессе является деятельность учеников,
предметом - результаты этой деятельности, выраженные в различных качественных характеристиках.
Наиболее представительными из них выступают обученность и воспитанность .
Как косвенный критерий может выступать развитость способностей учеников.
фундаментальные свойства Педагогической оценки
- объективность
- всесторонность
- качественная и количественная определенность (детерминированность)
- точность
- надежность
- современность
- результативность
и др.
Оценка служит для :
- определения уровня соответствия целей, поставленных перед учеником, и достигнутых результатов;
- выявления затруднений ученика и класса в целом для организации индивидуальной и групповой коррекционной работы;
- определения качества работы учителя по уровню успешности учеников;
- создания психологически комфортной образовательной среды для мотивации ребёнка к успешной деятельности .
Функции оценки в обучении :
- обучающая – эта функция оценки предполагает не столько регистрацию имеющихся знаний, уровня обученности, сколько прибавление, расширение фонда знаний;
- воспитательная – формирование навыков систематического и добросовестного отношения к учебным обязанностям;
- ориентирующая – воздействие на умственную работу школьника с целью осознания им процесса этой работы и понимания им собственных знаний;
- стимулирующая – воздействие на волевую сферу посредством переживания успеха или неуспеха, формирования притязаний и намерений, поступков и отношений;
- диагностическая – непрерывное отслеживание качества знаний учащихся, измерение уровня знаний на различных этапах обучения, выявление причин отклонения от заданных целей и своевременная корректировка учебной деятельности;
- формирование у учащихся адекватной самооценки как личностного образования;
- мощный мотив учебной деятельности учащихся;
- изменение межличностных отношений в классном коллективе
- содействие в повышении статуса учащихся.
Оценка в школьной жизни ребенка
Школьная жизнь ребенка заполнена различными видами деятельности и общения.
В своем общении с другими ребенок действует почти бессознательно, импульсивно, эмоционально.
Со временем ребенок начинает понимать зависимость своего положения от результатов своей учебной деятельности, от оценок. Чем больше школьник начинает осознавать важность и необходимость учения, тем большее внимание оказывают на него собственные успехи и неудачи в учении, ведь о нем создается общественное мнение, которое в дальнейшем регулирует отношения между ним и другими.
Также в случае отставания в учении школьник надеется выровнять положение, догнать товарищей, он верит в свои силы.
Педагог должен стремиться организовать учебно-воспитательный процесс так, чтобы общение с учеником не ставилось в зависимость от его неудач или достижений в обучении.
Влияние оценки на изменение коллективных связей огромно, отметка является не только показателем уровня успешности, но и влияет на отношения в классном коллективе.
Оценка в школьной жизни ребенка
Сами того не подозревая с помощью отметок учащиеся начинают делиться на некоторые уровни усвоения знаний, так называемые ярусы: отличники, троечники и двоечники.
И со временем учащиеся разных ярусов начинают разграничиваться в своих общениях друг с другом.
Ответственные поручения все больше возлагаются на «отличников», редко на «троечников». А «двоечникам» такие поручения даются, только если планируется еще одна попытка их «исправить».
«Отличники» привыкают смотреть на своих «средних» и «отстающих» товарищей свысока.
К сожалению, или к радости, но «отличники» всегда составляют меньшинство в классном коллективе.
Основное ядро учащихся – это группа так называемых среднячков.
Неодинаковая успеваемость учащихся ставит перед учителем проблему ее выравнивания. Однако в условиях обычной методики обучения, рассчитанной на среднего ученика, ее решить, практически не удается.
Оценка в семейной жизни школьника
Оценка выступает как основа развития отношений семьи к ребенку .
По оценкам родители судят не только об отношении ребенка к учению, но и о нем самом: стал ли заниматься усерднее или совсем забросил уроки; стал ли добрее, отзывчивее или ведет себя по хамски.
Когда ребенок получает оценку ниже «пятерки», взрослый чувствует, что ребенок чего-то не знает, что-то не умеет, не может и что ему надо помочь. Но в чем и как, он не в силах разгадать, так как в оценке все это затемнено. Поэтому формы помощи ребенку порой оказываются крайне противоречивыми и недейственными.
Всякие изменения в семейных отношениях вызывают у ребенка болезненные переживания.
Так как ребенок по ряду причин не всегда может сохранить доброе отношение к себе близких из-за неудач в обучении, он часто ищет
другие пути предотвращения ожидаемых осложнений в семье :
-добывать желаемую отметку (например, с помощью списывания)
-сотворять желаемую отметку (например, путем самовольного занесения ее в дневник и классный журнал)
-скрывать получение плохой отметки, предупреждать выставление низкой отметки (например, путем заблаговременного осведомления учителя о мнимой болезни матери)
- пропускать уроки
- опаздывать не урок, а дома говорить, что сегодня ничего нового не было.
Безнравственность таких действий очевидна.
Если вначале он боялся последствий получения не желаемой отметки и поэтому он лгал, то теперь он справедливо опасается более тяжелого наказания, так как его вина возросла.
Есть другие последствия отметки на положение ребенка в семье: так, увидев, что отметка приобретает особую значимость для родителей, школьник может диктовать свои условия, который должны быть удовлетворены как плата за хорошие оценки.
Таким образом :
- оценка, призванная сугубо условно выражать уровень знаний, умений и навыков учащихся, в действительности превращается в характеристику его личности в целом, влияя на все сферы его жизни и регулируя его отношения и общения.
- оценка затрагивает сознание и чувства ученика.
Ребенок, вначале стремившийся к оценке в надежде иметь дело только с наивысшими из них, на своем опыте скоро убеждается, как они усложняют и определяют его жизнь. Оценка превращается в средство общественного давления на учащихся.
Заключение
Богатый опыт многих поколений учителей говорит о том, что для овладения учащимися прочными знаниями и умениями необходимо осуществлять их контроль и оценку.
Посредством оценок учитель воспитывает школьников, влияет на их отношение к учебе, работоспособность и требовательность к себе.
Он развивает, если делает это правильно, их внимательность, настойчивость и прилежание, позволяет по-настоящему оценить свою успевемость и успеваемость других.
Воспитывает в должной мере их самосознание, формирует мотивацию школьников.
Любая оценка, которую учащийся считает справедливой, неважно, положительная она или отрицательная, сказывается на мотивах, становится стимулом их деятельности и поведения в будущем.
Список литературы
Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. - М., 1984
http://festival.1september.ru/articles/314860/
http://festival.1september.ru/articles/518643/
http://www.pedlib.ru/Books/1/0437/1_0437-365.shtml
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ