Сущность системно - деятельностного подхода
Основная идея. Новые знания не даются в готовом виде, а учащиеся «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности.
На уроках физики большая возможность привить основы этой деятельности во время выполнения лабораторных работ. Первые уроки проходят с детальным инструктажем учителя. Дети должны понимать особенность лабораторных работ. Каждая работа имеет цель, которая должна быть достигнута определенным набором действий и в конце должен быть получен результат и сделан вывод. На первых порах учитель сообщает инструкцию выполнения работы, а потом ставится только цель, а учащиеся должны самостоятельно определить пути ее достижения. В дальнейшем можно предлагать домашние экспериментальные задания, которые можно выполнять индивидуально или группами.
Задача учителя. Организовать исследовательскую работу учащихся таким образом, чтобы они самостоятельно додумались до решения проблемы урока и объяснили, как надо действовать в новых условиях.
Поэтому задача педагога состоит в том, чтобы заинтересовать учащихся содержанием занятия, связать его с практической деятельностью.
Существуют различные формы и методы организации учебной деятельности, а педагогических техник просто не перечесть. Конечно, каждый прием имеет свои плюсы и минусы. Главное найти свой и желательно не один, тот, который сможет реализовать учитель и подойдет для учащихся этого класса.
Сегодня многие педагоги активно используют системно-деятельностный подход в образовании!
Пути реализации. Можно проводить законченные творческие уроки, в которых учащиеся сами добывают знания, учатся осознавать их, осмысливать, отрабатывать, или вводить в традиционные уроки фрагменты, посвящённые творческой познавательной деятельности учащихся.
Примеры использования. Можно рассказать о проблемном обучении, где основной этап — создание проблемной ситуации. В результате ученики учатся самостоятельно мыслить, самостоятельно получать знания, анализировать и делать выводы.
Как и у любой технологии у системно-деятельностного подхода существуют плюсы и минусы.
Преимущества работы заключаются в следующем:
повышение мотивации в изучении физики;
дифференцированный подход в обучении, возможность выбора уровня обучения;
возможность работы в индивидуальном темпе;
использование различных видов деятельности (индивидуальной, работа в парах, в группах);
подготовка к ЕГЭ (часть 2);
развитие надпредметных способов учебной деятельности;
использование этой технологи способствует формированию и развитию всех видов ОУУН.
Недостатки:
энергоемкая: учащиеся с низкой учебной мотивацией не прорабатывают материал модуля полностью, что требует от учителя дополнительного внимания к ним в отличии от традиционной системы обучения;
в случае необходимости фронтальной работы на уроке, возникает "разброс" в изучаемых обучающимися элементах учебного материала.
Рекомендации из практики работы:
-на первых уроках не планировать большой объем учебного материала (дать время учащимся на адаптацию к такой работе);
-необходимо постоянно озвучивать временные промежутки, т.к. они могут потратить слишком много времени и не успеть закончить работу.
Для реализации системно-деятельностного подхода на своих уроках физики я использую различные образовательные технологии: проблемное обучение, игровые технологии, групповые технологии, а в настоящее время у меня появилась возможность провести урок на более высоком уровне, благодаря внедрению в педагогический процесс информационно-коммуникационных технологий, в частности, использование интерактивной доски. Материал, представленный с помощью интерактивной доски, позволяет сконцентрировать внимание учащихся, а также повысить интерес к изучаемой теме.
Заключение. Сущность системно-деятельностного подхода в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания».