Бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Омской области
«Седельниковское училище № 65»
Программа профессионального модуля
ПМ.02 Сварка и резка деталей из различных сталей, цветных металлов и их сплавов, чугунов во всех пространственных положениях
программы профессионального обучения рабочих, служащих СПО
по профессии 19906 Электросварщик ручной сварки
Срок обучения: 2.5 мес.
Cедельниково, Омская область, 2015
Программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии
150709.02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы), учебного плана по профессии ОК 016-94 19906 «Электросварщик ручной сварки», рекомендаций БПОУ «Седельниковское училище №65» по формированию нормативно-методической документации по реализации ФГОС СПО, от 01.09.2013 г.
Организация – разработчик: БПОУ «Седельниковское училище № 65» с. Седельниково Омской области.
Разработчик:
Баранов В.И. мастер производственного обучения, преподаватель специальных дисциплин БПОУ «Седельниковское училище № 65», с. Седельниково.
Согласовано:
на заседании педагогического совета
протокол №__________
«__»___________2015г.
Рассмотрено:
на заседании методического совета
«__»____________2015г.
Содержание
стр.
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 4
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 6
3. СТУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 7
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНОЛЬНОГО 15
МОДУЛЯ
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДЫ ПРОФЕССИОНОЛЬНОГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) 18
1. паспорт ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Сварка и резка деталей из различных сталей, цветных металлов и их сплавов, чугунов во всех пространственных положениях.
1.1. Область применения программы
Программа профессионального модуля – является частью образовательной программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с ФГОС СПО по профессии 150709.02 СВАРЩИК (ЭЛЕКТРОСВАРОЧНЫЕ И ГАЗОСВАРОЧНЫЕ РАБОТЫ) входящим в состав укрупненной группы профессий 150000 Металлургия, машиностроение и металлообработка по направлению 150700 Машиностроение в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Сварка и резка деталей из различных сталей, цветных металлов и их сплавов, чугунов во всех пространственных положениях и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 2.2. Выполнять ручную дуговую и плазменную сварку средней сложности и сложных деталей аппаратов, узлов, конструкций и трубопроводов из конструкционных и углеродистых сталей, чугуна, цветных металлов и сплавов.
ПК 2.5. Читать чертежи средней сложности и сложных сварных металлоконструкций.
ПК 2.6. Обеспечивать безопасное выполнение сварочных работ на рабочем месте в соответствии с санитарно-техническими требованиями и требованиями охраны труда.
Программа профессионального модуля может быть использована в профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) по рабочей профессии:
19906 - Электросварщик ручной сварки;
а также для профессиональной подготовки по рабочей профессии:
19906 - Электросварщик ручной сварки;
без требований к уровню образования и наличию опыта работы.
1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
-Выполнения ручной дуговой сварки средней сложности и сложных деталей аппаратов, узлов, конструкций и трубопроводов из конструкционных и углеродистых сталей, чугуна, цветных металлов и сплавов;
-Чтения чертежей средней сложности и сложных сварных металлоконструкций;
-Организация безопасного выполнения сварочных работ на рабочем месте в соответствии с санитарно-техническими требованиями и требованиями охраны труда.
уметь:
-выполнять технологические приемы ручной дуговой сварки, узлов, конструкций и трубопроводов различной сложности из конструкционных и углеродистых сталей, чугуна, цветных металлов и сплавов во всех пространственных положениях шва;
-производить предварительной и сопутствующий подогрев при сварке деталей с соблюдением заданного режима;
-устанавливать режимы сварки по заданным параметрам;
-экономно расходовать материалы и электроэнергию, бережно обращаться с инструментами, аппаратурой и оборудованием;
-соблюдать требования безопасности труда и пожарной безопасности;
-читать рабочие чертежи сварных металлоконструкций различной сложности.
знать:
-устройство обслуживаемых электросварочных источников питания;
-свойства и назначение сварочных материалов, правила их выбора;
-марки и типы электродов;
-правила установки режимов сварки по заданным параметрам;
-особенности сварки и электродугового строгания на переменном и постоянном токе;
-основы электротехники в пределах выполняемой работы;
-правила чтения чертежей сварных пространственных конструкций, свариваемых сборочных единиц и механизмов;
-технологию изготовления сварных типовых машиностроительных деталей и конструкций;
-материалы и нормативные документы на изготовление и монтаж сварных конструкций;
-сущность технологичности сварных деталей и конструкций;
-требования к организации рабочего места и безопасности выполнения сварочных работ.
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:
Всего 141 час, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 81 час, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 54 часа;
самостоятельной работы обучающегося –27 часов;
учебной и производственной практики – 60 часов.
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Сварка и резка деталей из различных сталей, цветных металлов и их сплавов, чугунов во всех пространственных положениях, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код | Наименование результата обучения |
ПК 2.2. | Выполнять ручную дуговую сварку средней сложности и сложных деталей аппаратов, узлов, конструкций и трубопроводов из конструкционных и углеродистых сталей, чугуна, цветных металлов и сплавов. |
ПК 2.5. | Читать чертежи средней сложности и сложных сварных металлоконструкций. |
ПК 2.6. | Обеспечивать безопасное выполнение сварочных работ на рабочем месте в соответствии с санитарно-техническими требованиями и требованиями охраны труда. |
ОК 1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2 | Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. |
ОК 3 | Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. |
ОК 4 | Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. |
ОК 5 | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6 | Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. |
ОК 7 | Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний. |
3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля
3.1. Тематический план профессионального модуля.
Сварка и резка деталей из различных сталей, цветных металлов и их сплавов, чугунов во всех пространственных положениях.
Коды профессиональных компетенций | Наименования разделов профессионального модуля* | Всего часов (макс. учебная нагрузка и практики) | Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) | Практика |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося |
Самостоятельная работа обучающегося, часов | Учебная, часов | Производственная, часов (если предусмотрена рассредоточенная практика) |
Всего, часов | в т.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
ПК 2.2. ПК 2.6. | Раздел 1. Ознакомление с оборудованием сварочного поста для ручной дуговой сварки. |
12 |
8 |
4 |
4 | 42 | * |
ПК 2.2. ПК 2.6. | Раздел 2. Освоение техникой и технологией ручной дуговой сварки покрытыми электродами. | 36 | 24 | 12 | 12 | * |
ПК 2.2. ПК 2.6. | Раздел 3. Обслуживание и эксплуатация аппаратуры, освоения технологий при ручной дуговой сварке и резке металла. | 15 | 10 | 5 | 5 | * |
ПК 2.3. ПК 2.5. ПК 2.6. | Раздел 4. Организация технологического процесса производства сварных конструкций. | 18 | 12 | 6 | 6 | * |
| Производственная практика, часов (если предусмотрена итоговая (концентрированная) практика) | 36 (ввести число) | | 36 (повторить число) |
| Всего: | 183 | 54 | 27 | 27 | 42 | 36 |
3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю.
Сварка и резка деталей из различных сталей, цветных металлов и их сплавов, чугунов
во всех пространственных положениях.
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
МДК 02.01. Оборудование, техника и технология электросварки. | | |
Раздел 1. Ознакомление с оборудованием сварочного поста для ручной дуговой сварки. | | |
Тема 1.1. Организация рабочих мест для дуговой сварки. | Содержание | 2 | |
1. 2. 3. 4. | Оборудование сварочных постов. Инструменты и принадлежности электросварщика. Требования к организации рабочего места и безопасности труда при обслуживании сварочного поста. Средства индивидуальной защиты при производстве сварочных работ. | 2 |
Практическое занятие | 2 | |
1. | Правила безопасности при ведении электросварочных работ. |
Самостоятельная работа Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). Подготовка к практическому занятию с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление отчёта и подготовка к защите. | 2 | |
Тема 1.2. Источники питания. | Содержание | 2 | |
1. 2. 3. | Требование к источникам питания. Сварочные трансформаторы, выпрямители, частотные преобразователи. Основные типы сварочных трансформаторов. Выбор трансформаторов, выпрямителей для разных способов сварки. | 3 |
Лабораторная работа | 2 | |
1. | Изучение устройства сварочных трансформаторов. |
Самостоятельная работа Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). Подготовка к лабораторной работе и с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление отчёта и подготовка к защите. | 2 | |
Раздел 2. Освоение техникой и технологией ручной дуговой сварки покрытыми электродами. | | |
Тема 2.1. Электрическая дуга и её применение при сварке. | Содержание | 2 | |
1. 2. 3. | Природа сварочной дуги. Особенности дуги на переменном токе. Технологические свойства сварочной дуги. | 3 |
Практическое занятие | 2 | |
1. | Сварочная дуга. |
Самостоятельная работа Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). Подготовка к практическому занятию с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление отчёта и подготовка к защите. | 2 | |
Тема 2.2. Тепловые процессы при дуговой сварке. | Содержание | 2 | |
1. 2. 3. | Сварочная дуга как источник нагрева. Плавление металла электрода и его перенос в дуге при сварке. Производительность процесса дуговой сварки. | 3 |
Самостоятельная работа Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). | 2 | |
Тема 2.3. Напряжения и деформации при сварке. | Содержание | 2 | |
1. 2. 3. 4. | Понятия о напряжениях и деформациях. Причины возникновения напряжений и деформаций при сварке. Уменьшение сварочных напряжений. Устранение сварочных деформаций. | 3 |
Практическое занятие | 2 | |
1. | Сварочные деформации. |
Самостоятельная работа Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). Подготовка к практическому занятию с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление отчёта и подготовка к защите | 2 | |
Тема 2.4. Свариваемость металлов и свойства сварных соединений. | Содержание | 2 | |
1. 2. 3. | Понятие о свариваемости металлов. Оценка свариваемости металлов. Технологическая свариваемость конструкционных материалов. | 3 |
Самостоятельная работа Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). | 1 | |
Тема 2.5. Электроды для дуговой сварки стали. | Содержание | 2 | |
1. 2. 3. 4. 5. 6. | Назначение покрытых металлических электродов. Проволока стальная сварочная. Порошковая проволока. Электроды для ручной дуговой сварки. Классификация стальных покрытых электродов. Технологические свойства электродов. | 3 |
Практическое занятие | 2 | |
1. | Электроды для сварки низкоуглеродистых сталей. |
Самостоятельная работа Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). Подготовка к лабораторной работе и практическому занятию с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление отчёта и подготовка к защите. | 2 | |
Тема 2.6. Технология ручной дуговой сварки. | Содержание | 2 | |
1. 2. 3. 4. | Сущность способа и оборудование. Подготовка деталей под сварку. Режимы ручной дуговой сварки покрытыми электродами. Технология выполнения ручной дуговой сварки. | 3-4 |
Практические занятия | 2 2 2 | |
1. 2. 3. | Подготовка кромок под сварку. Прихватка деталей из низкоуглеродистой стали. Сварка деталей стыковым швом. Тестирование. | |
Самостоятельная работа Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление отчёта и подготовка к защите. | 3 | |
МДК 02.04. Технология электродуговой сварки и резки металла. | | |
Раздел 3. Обслуживание и эксплуатация аппаратуры, освоение электродуговой сварки и резки металла. | | |
Тема 3.1. Сварка чугуна и сталей. | Содержание | 2 | |
1. 2. 3. | Классификация чугунов, сталей. Свариваемость чугуна, стали. Способы сварки чугуна, углеродистых и легированных сталей. | 3-4 |
Практическое занятие | 2 | |
1. | Холодная сварка чугуна. |
Самостоятельная работа Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление отчёта и подготовка к защите. | 2 | |
Тема 3.2. Сварка цветных металлов и сплавов. | Содержание | 2 | |
1. 2. 3. 4. 5. 6. | Общие сведения. Сварка алюминия и его сплавов. Сварка магниевых сплавов. Сварка титана и его сплавов. Сварка меди и ее сплавов. Сварка никеля и его сплавов. | 3-4 |
Практическое занятие | 2 | |
1. | Аргонодуговая сварка соединений из алюминия. |
Самостоятельная работа Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление отчёта и подготовка к защите. | 2 | |
Тема 3.3. Ручная дуговая резка. | Содержание | 1 | |
1. 2. 3. | Дуговая резка покрытыми электродами. Воздушно-дуговая и кислородно-дуговая резка. Дуговая подводная резка. | 3-4 |
Практическое занятие | 1 | |
1. | Ручная дуговая резка покрытыми электродами. Контрольная работа. |
Самостоятельная работа Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление отчёта и подготовка к защите. | 1 |
МДК 02.05. Технология производства сварных конструкций. | | |
Раздел 4. Организация технологического процесса производства сварных конструкций. | 12 | |
Тема 4.1. Соединение деталей и узлов машин. | Содержание | 2 | |
1. 2. 3. | Типовые детали и сборочные единицы машиностроительных изделий и приборов: разновидности, применение, способы получения. Замена литья и ковки деталей сваркой. Соединения (разъемные и неразъемные): разновидности, конструктивные элементы, применение. Преимущества сварных соединений. Механизмы преобразования движения и передачи вращательного движения: разновидности, устройство, назначение, элементы, получаемые сваркой. | 3-4 |
Самостоятельная работа Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). | 2 | |
Тема 4.2. Изготовление строительных конструкций. | Содержание | 2 | |
1. 2. 3. | Технология изготовления типовых строительных конструкций. Трубопроводы: виды, конструкции, материалы изготовления. Технология сборки и сварки труб и секций трубопроводов: способы, принципы их выбора, используемое оборудование. | 3-4 |
Практические занятия | | |
1. 2. 3. | Сварка трубчатых конструкций. Сварка балочных конструкций. Сварка ферм. Тестирование. | 2 2 2 |
Самостоятельная работа Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление отчёта и подготовка к защите. | 4 |
Промежуточная аттестация по профессиональному модулю в форме зачёта. | 2 | |
Учебная практика. Виды работ: Сварка нахлесточного и таврового соединения в нижнем положении. Сварка стыкового и углового соединения. Сварка кольцевых швов. Сварка соединения с наружным угловым швом. Сварка стыкового соединения со скосом кромок. Сварка цветных металлов и сплавов. Сварка чугуна. | 42 | |
Производственная практика. Виды работ: Сварка тонкостенных стальных деталей. Сварка чугуна. Сварка алюминия и его сплавов покрытыми электродами. Изготовление решетчатых конструкций. Изготовление сварных балок. Изготовление трубных конструкций. | 36 | |
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ.
4.1. ТРЕБОВАНИЯ К МИНИМАЛЬНОМУ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧАСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ.
Реализация программы модуля предполагает наличие учебного кабинета: спец.дисциплин;
лаборатории: испытания материалов и контроля качества сварных соединений;
мастерской: сварочной; полигона: сварочного;
читального зала с выходом в сеть Интернет.
Кабинеты:
Безопасности жизнедеятельности и охраны труда;
-компьютер;
-экран;
-мультимедийная установка;
- комплект видеофильмов.
-Спец.дисциплин.
-компьютер;
-экран;
-мультимедийная установка;
- комплект видеофильмов.
- документ камера;
-комплект плакатов и наглядных пособий.
Лаборатории:
Материаловедения;
-компьютер;
-экран;
-мультимедийная установка;
- комплект видеофильмов.
- документ камера;
-комплект плакатов
Электротехники и автоматизации производства;
-компьютер;
-экран;
-мультимедийная установка;
- комплект видеофильмов.
- документ камера;
-комплект плакатов
Испытания материалов и контроля качества сварных соединений.
-компьютер;
- экран;
-мультимедийная установка;
- комплект видеофильмов.
- документ камера;
-комплект плакатов
-обучающая станция для комплексного испытания материалов ИО 5003-0,3-11 – 1шт
Мастерские:
Слесарная:
-Верстак с ограждением и тиски – 13шт
-Станок сверлильный настольный – 1шт
Сварочная:
Оборудование мастерской и рабочих мест учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
-рабочее место преподавателя спец.дисциплин;
- рабочее место мастера производственного обучения;
- комплект учебно-наглядных пособий по сварке;
- сварочные посты для РДС;
- сварочные посты для автоматической и полуавтоматической сварки;
- сварочные посты для резки;
- комплект рабочих инструментов;
- измерительный инструмент;
Полигоны:
Сварочный.
4.2. информационное обеспечение ОБУЧЕНИЯ.
ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМЫХ ИЗДАНИЙ, ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ, ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
Основные источники:
Виноградов В.С. Электрическая дуговая сварка: учебник для нач. проф. Образования – М.: Издательский центр «Академия», 2010.
Лаврешин С.А. Производственное обучение газосварщиков : учеб. пособие для нач. проф. Образования – М.: Издательский центр «Академия», 2012.
Чебан В. А. Сварочные работы /В. А. Чебан.- Изд. 7-е.- Ростов н/Д : Феникс, 2010. (Начальное профессиональное образование). 2010.
Маслов В. И. Сварочные работы: Учеб. для нач. проф. образования: Учеб. пособие для сред. проф. Образования - М.: ПрофОбрИздат, 2009.
Дополнительные источники.
- Гуськова Л.Н. Газосварщик: раб. Тетрадь: учеб. Пособие для нач. проф. Образования – М.: Издательский центр «Академич», 2012.
Галушкина В.Н. Технология производства сварных конструкций6 учебник для нач. проф. образования – М.: Издательский Центр «Академия», 2012.
Овчинников В.В. Технология ручной дуговой и плазменной сварки и резки металлов: учебник для нач. проф. образования – М.: Издательский центр «Академия», 2010.
Юхин Н.А. Газосварщик: учеб. пособие для нач. проф. образования – М.: Издательский центр «Академия», 2010.
- Г.Г Чернышов. Справочник электрогазосварщика и газорезчика: учеб. пособие для нач. проф. образования – М. : Издательский центр «Академия», 2006.
- М.Д. Банов Ю.В. Казанов «Сварка и резка материалов», Учебное пособие – М: ОИЦ «Академия», 2009г.
- Овчинников В. В. Оборудование, техника и технология сварки и резки металлов: учебник/ В.В.Овчинников.- М.: КНОРУС, 2010.-(Начальное профессиональное образование).
- А.И. Герасименко «Основы электрогазосварки», Учебное пособие – М: ОИЦ «Академия», 2010г
-В. Г. Лупачев «Ручная дуговая сварка» учебник –Мн.; Выш. шк., 2006.
Интернет – ресурс:
- www.svarka-reska.ru
- www.svarka.net
- www· prosvarky.ru
- websvarka.ru
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Обязательным условием освоения профессионального модуля является изучение дисциплин общеобразовательного цикла: «Основы инженерной графики», «Основы автоматизации производства», «Основы электротехники», «Основы материаловедения», «Допуски и технические измерения», «Основы экономики», «Безопасность жизнедеятельности», ПМ 01. Подготовительно-сварочные работы, а также ПМ.02.Сварка и резка деталей из различных сталей, цветных металлов и их сплавов, чугунов во всех пространственных положениях и МДК «Оборудование, техника и технология электросварки», «Технология электродуговой сварки и резки металла», «Технология производства сварных конструкций».
Использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций. Обязательным условием допуска к производственной практике в рамках профессионального модуля Сварка и резка деталей из различных сталей, цветных металлов и их сплавов, чугунов во всех пространственных положениях является освоение учебной практики для получения первичных профессиональных навыков.
При работе над письменной экзаменационной работой обучающимся оказываются консультации.
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требование к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу «Оборудование, техника и технология электросварки», «Технология электродуговой сварки и резки металла», «Технология производства сварных конструкций»: наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля.
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой:
Инженерно-педагогический состав: дипломированные специалисты – преподаватели междисциплинарных курсов и общеобразовательных дисциплин: «Основы инженерной графики», «Основы автоматизации производства», «Основы электротехники», «Основы материаловедения», «Допуски и технические измерения», «Основы экономики», «Безопасность жизнедеятельности» «Оборудование, техника и технология электросварки», «Технология производства сварных конструкций».
Мастера: наличие 4-5 квалификационного разряда с обязательной стажировкой в профильных организациях не реже 1-го раза в 3 года. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным.
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ПК 2.2. Выполнять ручную дуговую сварку средней сложности и сложных деталей аппаратов, узлов, конструкций и трубопроводов из конструкционных и углеродистых сталей, чугуна, цветных металлов и сплавов. | --организация рабочего места; -соблюдение требований безопасности труда; -подбор инструмента и оборудования; -подбор режимов сварки; -подбор сварочных материалов; -сварка металла. | |
ПК 2.4. Выполнять кислородную, воздушно-плазменную резку металлов прямолинейной и сложной конфигурации. | -организация рабочего места; -соблюдение требований безопасности труда; -правильный выбор технологии кислородной резки металлов; -правильный выбор оборудования для кислородной резки; -проведение качественной подготовки поверхности разрезаемого металла; -правильный выбор технологии резки металла большой толщины; -правильный выбор оборудования для плазменной резки. |
ПК 2.5. Читать чертежи средней сложности и сложных сварных металлоконструкций. | - чтение сборочных чертежей согласно алгоритма; точность определения по спецификации комплектность сварной конструкции; -точность определения габаритов и массы конструкции; - точность определения в сборочных чертежах швов сварных соединений; -точность определения вида сварки; - правильность определения типа сварного соединения, вида и размера сварного шва; - правильность определения размерной точности сборки; - правильность определения допусков формы и расположения поверхностей по условным обозначениям; - правильность чтения и толкования технических требований по сборке и контролю. | Оценка результатов деятельности обучающихся в процессе освоения образовательной программы: на практических и лабораторных занятиях (при выполнении и защите лабораторных и практических работ), при подготовке рефератов, при выполнении работ на учебной и производственной практике, проведение зачета, защиты ПЭР. |
ПК 2.6. Обеспечивать безопасное выполнение сварочных работ на рабочем месте в соответствии с санитарно-техническими требованиями и требованиями охраны труда. | -подготовка рабочего места согласно санитарно-техническим требованиям и требованиям охраны труда; -выполнение требований инструкций и правил техники безопасности перед началом работы, во время работы, по окончании работы; - правильность выбора светофильтра в зависимости от силы сварочного тока; - соблюдение требований электробезопасности согласно инструкции; - соблюдение требований пожарной безопасности согласно инструкции; - соблюдение требований взрыво безопасности согласно инструкции - использование, хранение, спецодежды и других СИЗ согласно инструкции; -использование СИЗ с учетом конкретных условий выполнения сварочных работ. |
| | |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | -явно выраженный интерес к профессии; -демонстрация интереса к будущей профессии в процессе теоретического и производственного обучения, производственной практики; -результативное участие в конкурсах профессионального мастерства. | -активное участие в учебных, образовательных, воспитательных мероприятиях в рамках профессии, достижение высоких результатов, стабильность результатов, портфолио достижений. |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. | -рациональность выбора и применения методов и способов решения профессиональных задач и ситуаций; -точность, правильность и полнота решений профессиональных задач. | -наблюдение за организацией рабочего места в процессе деятельности. |
ОК 3. Осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, ответственность за результаты своей работы. | -обоснованный выбор форм контроля и качества выполнения своей работы; -положительная динамика в организации деятельности по результатам самооценки, самоанализа и коррекции результатов собственной работы; -оценка результатов работы. | -наблюдение и оценка эффективности и правильности самоанализа принимаемых решений на практических занятиях, в процессе учебной и производственной практик. |
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. | -умение пользоваться основной и дополнительной литературой; -оперативность поиска необходимой информации, обеспечивающей наиболее быстрое, полное и эффективное выполнение профессиональных задач; -владение различными способами поиска информации; -адекватность оценки полезности информации; -используемость найденной для работы информации в результативном выполнении профессиональных задач, для профессионального роста и личностного развития; -самостоятельность поиска информации при решении не типовых профессиональных задач. | -наблюдение и оценка эффективности и правильности выбора информации для выполнения профессиональных задач в области сварки и резки деталей из различных сталей, цветных металлов и их сплавов, чугунов во всех пространственных положениях в процессе учебной и производственной практик, экзамена. |
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | - активное использование в учебной деятельности и входе практики информационных и коммуникационных ресурсов; использование информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности; - демонстрация навыков использования информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | -наблюдение и оценка эффективности и правильности использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности. |
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. | -взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения на принципах толерантного отношения; -эффективное, бесконфликтное взаимодействие в учебном коллективе и бригаде; -соблюдение этических норм общения при взаимодействии с учащимися, преподавателями, мастерами и руководителями практики; -соблюдение принципов профессиональной этики. | -наблюдение и оценка коммуникабельности. |
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность с применением полученных профессиональных знаний. | -своевременное получение приписного свидетельства; -самостоятельный выбор учетно-военной специальности родственной полученной профессии; -участие во внеурочной работе с учетом подготовки к исполнению воинской обязанности, военных сборах; -применение профессиональных знаний в ходе прохождения воинской службы. | -сведения военкомата. |
*