СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Связь слов в предложении. Части речи.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Связь слов в предложении. Части речи.»



Конспект урока русского языка учителя начальных классов МБОУ СОШ №6 г. Каспийск Магомедовой А.Х. Тема: " Части речи". Связь слов в предложении.

2 «Л» класс

(УМК Бунеева Р.Н., Бунеевой Е.В.)

Мультимедийная презентация.

Работа в группах.













Цели урока.

  • Через самостоятельную работу учащихся в группах, провести исследовательскую работу на уроке по открытию новых знаний, а именно: связывать слова по смыслу ,делить на группы слова по их общим признакам, открыть название этих групп слов;

  • На основании полученных результатов после открытия нового, вывести понятие к какой части речи относится каждая группа слов, т.е. решить учебную задачу;

  • Развивать у учеников самостоятельность на уроке, интерес к процессу познания.

  • Способствовать формированию навыков грамотного и красивого письма;

  • Развивать речь детей; обогатить словарный запас;

  • Закрепить навыки, полученные по теме "Части речи";

  • Повторить состав слова;

  • Учить быстро ориентироваться в тексте;



ОБОРУДОВАНИЕ:

  1. мультимедийный проектор и экран;

  2. компьютер;

  3. презентация;

  4. задания на карточках;





ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Приветствие детей учителем.

Давайте приготовим тетради к работе. Запишите сегодняшнее число.

На доске:

Двадцать пятое октября

Классная работа.

2. Тема урока.

Создание проблемной ситуации для объявления темы урока.

Слайд 2.

- Придя сегодня в класс, я обнаружила следы пребывания кого-то в классе, а так как он был закрыт, я решила, что это были инопланетяне. И я не ошиблась. Посмотрите, пожалуйста, на экран.

(На экранекарта звездного неба и фотография инопланетянина).

-Это наш звездный друг Стич, сам он остаться не смог, но оставил свое послание:

Я звать инопланетянин Стич.
Я лететь другой планета.
Я немного хорошо русский знать язык.
Я хотеть просить у помощь ребята.
Просить я пригласить Стича урок на русский..

За спасибо помощь. Ответ ждать я. Стич.”

-Вы что-нибудь поняли? Знает ли Стич русские слова? А умеет ли он пользоваться законами изменения и соединения слов в словосочетания и предложения? А какая наука занимается изучением этих законов? Грамматика.

Слайд 3.

- Отправимся на помощь Стичу.

Слайд 4.

-Давайте запишем названия этой науки в нашем чистописании. Обратите внимание на удвоенную согласную “м” в слове грамматика. (Слово прописывается один раз с использованием элементов красивого письма).

-А какой раздел грамматики занимается формами слова? Морфология. Что в переводе означает это слово? (“Морфо” - слово, “логос” - учение. Морфология – наука о форме слова). Давайте название этой науки тоже запишем красиво. (Слово прописывается один раз с использованием элементов красивого письма).

Слайд 5.

-Чем же конкретно занимается морфология? Что изучает эта наука? (Морфология – наука о частях речи). Вероятно, составляя свое послание, Стич ничего не знал о разных частых речи и о том, как слова ведут себя, попадая в предложения. Давайте попробуем с этим разобраться. А для этого проведем небольшое исследование.

Слайд 6.

На доске поэтапно будет появляться план исследования.

ПЛАН

1. ПРОБЛЕМА.
2. ИЗУЧЕНИЕ МАТЕРИАЛА.
3. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
4. ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ.

3. Актуализация знаний.

-ПРОБЛЕМА нашего исследования будет звучать так: в чем ошибся и чего не знал Стич при составлении послания. Что он должен узнать о секретах русского языка, чтобы исправить свои ошибки.

Слайд 7.

- Отправляемся на поиски ответов.

Слайд 8,9.

- Начнем с ИЗУЧЕНИЯ МАТЕРИАЛА по нашей проблеме. Давайте вспомним, какие части речи мы с вами знаем? Имя существительное, имя прилагательное и глагол. Для продолжения работы мы разбились на группы.

Слайд 10-14.

4.Практические упражнения.

А) Словарная работа.


-Найдите однокоренные слова. (космонавт, космос)

-Докажите.

-Запишем слова в тетрадь.

-Что это за часть речи? Вопросы. ( одуш.,неодуш.)

-Придумайте слово, которое отвечает на вопрос какой.

-Какие ещё однокоренные слова можете назвать.

-Что такое космодром? (толковый словарь)


Слайд 15. 5.Физ. мин.

В ноябре, в декабре
Будет холод на дворе.
И тогда мы все, ребятки,
Будем надевать перчатки.
Будем так их надевать.
А потом вот так снимать.


Слайд 16-18.


Б) Работа в парах.


-Найдите лишнее по смыслу слово.

-Слово, где звуков больше, чем букв.

-Слова, которые нельзя перенести.

-Слова, где все согласные твёрдые.

-Что ещё общего? (имена собственные)


Слайд 19-21.

В) Коллективная работа.

-Разделите слова на группы по частям речи.

-Какие получились группы?



звезда


Смелый


падает


к


космонавт


Огромный


выходит


в


ракета


Космический


летит


с


корабль


Яркая


возвращается


на


-Составьте предложения, используя дополнительные слова.



неба.


космос.


звёздам.


Землю.


Проверка.


-Выделите грамматическую основу.

-Командиры экипажей оцените работу группы.


Слайд 22-25.

6.Зарядка для глаз.


Слайд 26.

7. Подведение итогов. Вывод.

На доске появляется третий пункт плана исследования.

-Давайте теперь попробуем ответить на поставленный вопрос в начале урока. Чего же не знал Стич о частях речи, когда составлял свое послание.

-Как вы поняли, что надо знать, чтобы правильно составлять предложения? Нужно знать, что такое части речи, как они изменяются и соединяются в предложениях.

Слайд 27.

8. Практический эксперимент.

На доске появляется четвёртый пункт плана исследования.

Смотрите, еще одно послание от Стича. Прочитать?

Я инопланетянин по имени Стич.
Я прилетел с другой планеты.
Я постараюсь хорошо узнать правила русского языка.
Я благодарен вам за помощь и за ваш урок.
Вам на память оставляю свои фотографии и Несколько интересных заданий.

Жду новых встреч. Ваш Стич.”

Слайд28

Задание.

-Замени словосочетание глаголом.

Я нашёл дорогу к сердцу (понравился)

Держите язык за зубами (молчите)

Вылетело из головы (забыли)

-Мне кажется для Стича, наш сегодняшний урок не прошел даром. Он усвоил все, о чем мы ему рассказали. Ну а все ли так просто в русском языке мы сейчас проверим.

Слайд 29.

-Прочитайте предложения, найдите в них одинаковые слова, и определите, какими частями речи они являются.

Мы увидели небесные дали.

Нам дали полезные советы.

-Готовы? Проверяем вслух. Смотрите, как интересно – одинаковые слова оказываются разными частями речи. Это значит, что не все в русском языке просто, как кажется, и у нас с вами еще много интересного, но пока неизвестного.

9. Подведение итогов.

-Вывод: чтобы правильно и красиво говорить на любом языке (а особенно на родном), мало знать слова, нужно знать законы, по которым они соединяются в словосочетания и предложения.

10. Рефлексия.

-Спасибо вам за нашу работу. На уроке мы провели настоящее исследование, а из вас получились настоящие исследователи.

Я знаю, что

Теперь я умею

Сегодня я убедился

-У вас на партах лежит по два квадратика. Если вам понравился урок, и вы уходите с него с хорошим настроением поднимите пожалуйста красный квадрат, если урок вам не понравился или оставил равнодушными, то поднимите синий квадрат.

-Я очень рада. Еще раз, огромное спасибо, ребята, за работу. Урок окончен.