Конспект урока русского языка учителя начальных классов МБОУ СОШ №6 г. Каспийск Магомедовой А.Х. Тема: " Части речи". Связь слов в предложении.
2 «Л» класс
(УМК Бунеева Р.Н., Бунеевой Е.В.)
Мультимедийная презентация.
Работа в группах.
Цели урока.
Через самостоятельную работу учащихся в группах, провести исследовательскую работу на уроке по открытию новых знаний, а именно: связывать слова по смыслу ,делить на группы слова по их общим признакам, открыть название этих групп слов;
На основании полученных результатов после открытия нового, вывести понятие к какой части речи относится каждая группа слов, т.е. решить учебную задачу;
Развивать у учеников самостоятельность на уроке, интерес к процессу познания.
Способствовать формированию навыков грамотного и красивого письма;
Развивать речь детей; обогатить словарный запас;
Закрепить навыки, полученные по теме "Части речи";
Повторить состав слова;
Учить быстро ориентироваться в тексте;
ОБОРУДОВАНИЕ:
мультимедийный проектор и экран;
компьютер;
презентация;
задания на карточках;
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Приветствие детей учителем.
Давайте приготовим тетради к работе. Запишите сегодняшнее число.
На доске:
Двадцать пятое октября
Классная работа.
2. Тема урока.
Создание проблемной ситуации для объявления темы урока.
Слайд 2.
- Придя сегодня в класс, я обнаружила следы пребывания кого-то в классе, а так как он был закрыт, я решила, что это были инопланетяне. И я не ошиблась. Посмотрите, пожалуйста, на экран.
(На экране– карта звездного неба и фотография инопланетянина).
-Это наш звездный друг Стич, сам он остаться не смог, но оставил свое послание:
“Я звать инопланетянин Стич.
Я лететь другой планета.
Я немного хорошо русский знать язык.
Я хотеть просить у помощь ребята.
Просить я пригласить Стича урок на русский..
За спасибо помощь. Ответ ждать я. Стич.”
-Вы что-нибудь поняли? Знает ли Стич русские слова? А умеет ли он пользоваться законами изменения и соединения слов в словосочетания и предложения? А какая наука занимается изучением этих законов? Грамматика.
Слайд 3.
- Отправимся на помощь Стичу.
Слайд 4.
-Давайте запишем названия этой науки в нашем чистописании. Обратите внимание на удвоенную согласную “м” в слове грамматика. (Слово прописывается один раз с использованием элементов красивого письма).
-А какой раздел грамматики занимается формами слова? Морфология. Что в переводе означает это слово? (“Морфо” - слово, “логос” - учение. Морфология – наука о форме слова). Давайте название этой науки тоже запишем красиво. (Слово прописывается один раз с использованием элементов красивого письма).
Слайд 5.
-Чем же конкретно занимается морфология? Что изучает эта наука? (Морфология – наука о частях речи). Вероятно, составляя свое послание, Стич ничего не знал о разных частых речи и о том, как слова ведут себя, попадая в предложения. Давайте попробуем с этим разобраться. А для этого проведем небольшое исследование.
Слайд 6.
На доске поэтапно будет появляться план исследования.
ПЛАН
1. ПРОБЛЕМА.
2. ИЗУЧЕНИЕ МАТЕРИАЛА.
3. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
4. ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ.
3. Актуализация знаний.
-ПРОБЛЕМА нашего исследования будет звучать так: в чем ошибся и чего не знал Стич при составлении послания. Что он должен узнать о секретах русского языка, чтобы исправить свои ошибки.
Слайд 7.
- Отправляемся на поиски ответов.
Слайд 8,9.
- Начнем с ИЗУЧЕНИЯ МАТЕРИАЛА по нашей проблеме. Давайте вспомним, какие части речи мы с вами знаем? Имя существительное, имя прилагательное и глагол. Для продолжения работы мы разбились на группы.
Слайд 10-14.
4.Практические упражнения.
А) Словарная работа.
-Найдите однокоренные слова. (космонавт, космос)
-Докажите.
-Запишем слова в тетрадь.
-Что это за часть речи? Вопросы. ( одуш.,неодуш.)
-Придумайте слово, которое отвечает на вопрос какой.
-Какие ещё однокоренные слова можете назвать.
-Что такое космодром? (толковый словарь)
Слайд 15. 5.Физ. мин.
В ноябре, в декабре
Будет холод на дворе.
И тогда мы все, ребятки,
Будем надевать перчатки.
Будем так их надевать.
А потом вот так снимать.
Слайд 16-18.
Б) Работа в парах.
-Найдите лишнее по смыслу слово.
-Слово, где звуков больше, чем букв.
-Слова, которые нельзя перенести.
-Слова, где все согласные твёрдые.
-Что ещё общего? (имена собственные)
Слайд 19-21.
В) Коллективная работа.
-Разделите слова на группы по частям речи.
-Какие получились группы?
звезда | Смелый | падает | к |
космонавт | Огромный | выходит | в |
ракета | Космический | летит | с |
корабль | Яркая | возвращается | на |
-Составьте предложения, используя дополнительные слова.
неба. |
космос. |
звёздам. |
Землю. |
Проверка.
-Выделите грамматическую основу.
-Командиры экипажей оцените работу группы.
Слайд 22-25.
6.Зарядка для глаз.
Слайд 26.
7. Подведение итогов. Вывод.
На доске появляется третий пункт плана исследования.
-Давайте теперь попробуем ответить на поставленный вопрос в начале урока. Чего же не знал Стич о частях речи, когда составлял свое послание.
-Как вы поняли, что надо знать, чтобы правильно составлять предложения? Нужно знать, что такое части речи, как они изменяются и соединяются в предложениях.
Слайд 27.
8. Практический эксперимент.
На доске появляется четвёртый пункт плана исследования.
Смотрите, еще одно послание от Стича. Прочитать?
“Я инопланетянин по имени Стич.
Я прилетел с другой планеты.
Я постараюсь хорошо узнать правила русского языка.
Я благодарен вам за помощь и за ваш урок.
Вам на память оставляю свои фотографии и Несколько интересных заданий.
Жду новых встреч. Ваш Стич.”
Слайд28
Задание.
-Замени словосочетание глаголом.
Я нашёл дорогу к сердцу (понравился)
Держите язык за зубами (молчите)
Вылетело из головы (забыли)
-Мне кажется для Стича, наш сегодняшний урок не прошел даром. Он усвоил все, о чем мы ему рассказали. Ну а все ли так просто в русском языке мы сейчас проверим.
Слайд 29.
-Прочитайте предложения, найдите в них одинаковые слова, и определите, какими частями речи они являются.
Мы увидели небесные дали.
Нам дали полезные советы.
-Готовы? Проверяем вслух. Смотрите, как интересно – одинаковые слова оказываются разными частями речи. Это значит, что не все в русском языке просто, как кажется, и у нас с вами еще много интересного, но пока неизвестного.
9. Подведение итогов.
-Вывод: чтобы правильно и красиво говорить на любом языке (а особенно на родном), мало знать слова, нужно знать законы, по которым они соединяются в словосочетания и предложения.
10. Рефлексия.
-Спасибо вам за нашу работу. На уроке мы провели настоящее исследование, а из вас получились настоящие исследователи.
Я знаю, что…
Теперь я умею …
Сегодня я убедился…
-У вас на партах лежит по два квадратика. Если вам понравился урок, и вы уходите с него с хорошим настроением поднимите пожалуйста красный квадрат, если урок вам не понравился или оставил равнодушными, то поднимите синий квадрат.
-Я очень рада. Еще раз, огромное спасибо, ребята, за работу. Урок окончен.