Конспект урока по математике на тему:
«Связь между суммой и слагаемыми»
1 класс
Провела:
учитель начальных классов
Бессонова Н.В.
Урок по математике в 1 классе
Тема: Связь между суммой и слагаемыми.
(1 класс)
Цель урока: познакомить с взаимосвязью между компонентами действия сложения, вывести правило нахождения неизвестного слагаемого; формировать вычислительные навыки.
Задачи урока:
Формировать понятие суммы как целого, состоящего из частей – слагаемых.
Продолжить работу по формированию умения решать задачи изученных видов. Отрабатывать умения составлять задачи по рисунку.
Развивать навыки счета в пределах 10.
Развивать внимание, наблюдательность, мелкую моторику.
Продолжать формировать умение работать в парах.
Развивать действия самоконтроля.
Продолжать работу по осуществлению индивидуального и дифференцированного подхода
Планируемые результаты:
- учащиеся учатся использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств;
- учатся решать задачи изученных видов;
- учатся использовать речь для регуляции своего действия;
- учатся выполнять задачи творческого и поискового характера;
- учатся контролировать и оценивать свою работу и её результат.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Вы проверьте, все ль в порядке –
Книжки, ручки и тетрадки.
2. Актуализация знаний.
Начнем свой урок с математической разминки.
1Сколько хвостов у семи котов?
2Сколько носов у двух псов?
3.Сколько ушей у пяти малышей?
4.Сколько ушек у трех старушек?
Устный счет: (слайд 1)
Шесть увеличить на 2(8)
К 5 прибавить 5(10)
Восемь уменьшить на 3(5)
От 7 отнять 3(4)
10 минус 3(7)
9 убавить на 3(6)
Первое слагаемое 6,второе 3, найдите сумму(9)
Логическая разминка (слайд 2)
Молодцы!
4. Работа по теме урока
Практическая работа.
У вас на столах лежат треугольники.
– Положите 2 синих треугольника, рядом 4 желтых. Сколько всего треугольников? Как это записать с помощью примера?
2 + 4 = 6
- Как называются числа при сложении?
- Прочитайте это выражение по-новому, используя названия компонентов действия сложения.
(Над числами прикрепляются карточки со словами: 1 СЛАГАЕМОЕ, 2 СЛАГАЕМОЕ, СУММА)(слайд 3)
Перед нами сегодня стоит задача: проверить дружит ли сумма со слагаемыми и как они связаны друг с другом? Итак, начнем наше исследование.
– Сколько всего у нас фигур? ( Всего 6 фигур.) Закройте ладошкой все синие треугольники.
- Что осталось?
- Сколько их?
- Как получили число 4?
6 – 2 = 4
Прочитайте выражение, вспомнив названия чисел при сложении.
– Что такое 6 в первом примере? 2? 4?
(Над числами прикрепляются карточки с названиями)(слайд 4)
–Посмотрите на фигуры. Сколько всего фигур? Всего 6 фигур. Закройте ладошкой все желтые фигуры. Что осталось? Сколько их? Как получили число 2?
6 – 4 = 2
– Что такое 6 в первом примере? 2? 4?
(Над числами прикрепляются карточки с названиями)(слайд 5)
– Рассмотрите все три примера. (слайд6)
Что заметили? ( Когда из суммы 6 вычли первое слагаемое 2, то получили второе слагаемое 4; когда из суммы 6 вычли второе слагаемое 4, то получили первое слагаемое 2)
- Какой можно сделать вывод?
- Связаны ли между собой сумма и слагаемые?
- Слагаемые и сумма связаны между собой математическими действиями сложением и вычитанием. Они дружат друг с другом, поэтому их называют взаимообратные.
Так какова тема нашего сегодняшнего урока. Прочитайте в учебнике, что мы будем рассматривать на уроке?
4. Сообщение темы урока:
«Связь между суммой и слагаемыми».
5. Работа по учебнику.
- Откройте учебники на стр.26.
– Рассмотрите первую полку. Сколько красных кружек? Сколько синих? Сколько всего?
3 + 2 = 5
– Прочитайте это равенство, используя слова-названия компонентов.
– Рассмотрите второй рисунок. Было 5 чашек. Какие кружки и сколько закрыли дверцей? Сколько осталось? Какое выражение составили?
5 – 3 = 2
– Прочитайте равенство, используя слова 1 СЛАГАЕМОЕ, 2 СЛАГАЕМОЕ, СУММА.
– Рассмотрите третий рисунок. Было 5 чашек. Какие кружки и сколько закрыли дверцей? Сколько осталось? Какой пример составили?
5 – 2 = 3
– Прочитайте равенство, используя слова 1 СЛАГАЕМОЕ, 2 СЛАГАЕМОЕ, СУММА.
– Рассмотрите примеры. Какую связь заметили между тремя примерами?
Вывод: Если из суммы вычтем 1 слагаемое, то получится 2 слагаемое. Если из суммы вычтем 2 слагаемое, то получится 1 слагаемое.
6. Физкультминутка
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся.
Два – нагнулся.
Руки в стороны развёл,
Ключик видно не нашёл,
Чтобы ключик нам достать
Нужно на носочки встать.
7. Закрепление изученного материала. Работа в парах по карточкам.
3+1=4 3+4=7
4-3=? 7-3=?
4-1=? 7-4=?
Проверка по слайду. (слайд 7)
Работа в тетради на печатной основе. №2 с11(коллективно выполняем 1 и 2 столбик)
8. Самостоятельная работа №2 с.11 , 3 столбик
9. Повторение изученного.
№1 с.11 Задача.
10. Итог урока.
- Что нового мы сегодня узнали на уроке? ( слагаемые и сумма связаны между собой)
11.Рефлексия.
- Ребята, сегодня на уроке вы справились со всеми заданиями.
- А теперь поделитесь своими впечатлениями об уроке.
-Что вам понравилось?
-Что нового вы узнали?
Если вам все понравилось на уроке, поднимите зеленый кружок. Если возникали трудности , поднимите красный кружок.
На этом наш урок закончен. Вы сегодня очень хорошо поработали, у нас всё получилось.