УРОК МАТЕМАТИКИ В 6 КЛАССЕ
Учитель Володченко Людмила Николаевна
УМК Математика 6 класс. Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд
Тема урока: «СВОЙСТВА ДЕЙСТВИЙ С РАЦИОНАЛЬНЫМИ ЧИСЛАМИ»
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цели урока:
Обучающие:
систематизировать знания учащихся о свойствах рациональных чисел;
вырабатывать прочные навыки применения свойств на практике;
мотивировать необходимость поиска рационального выполнения задания;
совершенствовать скорость счета.
Развивающие:
учить анализировать математические задания;
осуществлять поиск возможных вариантов решений;
развитие внимания учащихся, мышления и предметной речи.
Воспитательные:
воспитывать культуру математической речи;
воспитывать умение выслушивать мнение других;
воспитывать внимание при выполнении заданий;
владение навыками контроля и самоконтроля.
Планируемые результаты:
знать и применять свойства действий с рациональными числами при нахождение значения выражений, упрощении выражений;
создание внутренней потребности включения в учебную деятельность;
умение применять полученные знания на практике.
Образовательные результаты, на достижение которых направлено содержание урока: Создать условия для изучения и усвоения свойств действий с рациональными числами.
личностные УУД:
- формировать умение ясно и грамотно проговаривать выполняемые учебные действия;
- сравнивать результат действия с образцом и исправлять найденную ошибку;
- обсуждать под руководством учителя успешность или неуспешность своих действий.
метапредметные УУД:
- высказывать оценочные суждения о действиях партнера, опираясь на вопросы учителя;
- формировать умение высказывать свое мнение, анализировать ситуацию при решении поставленных задач на уроке.
предметные УУД:
- формировать умение анализировать выполнение задания под руководством учителя;
- формировать умение выделять составные части заданий и его решения;
- формировать умение работает по алгоритму, составленному совместно с учителем.
Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор.
Раздаточный материал: учебник математики для 6-го класса под ред. Виленкина Н.Я., карточки для рефлексии настроения и результативности, таблицы с формулами.
План урока:
Самоопределение к деятельности.
Актуализация знаний.
Постановка учебной задачи.
Открытие нового знания.
Первичное закрепление во внешней речи.
Физкультминутка.
Самостоятельная работа с самопроверкой.
Включение в систему знаний и повторений.
Рефлексия результативности и настроения.
ХОД УРОКА
Основное содержание учебного материала | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время |
Этап I: Самоопределение к деятельности. | Ребята, добрый день! У вас на столах лежат карточки с изображением солнца, солнца за тучей и тучи (слайд 2). Это карточки настроения. Я пришла к вам на урок вот с таким настроением (показываю изображение солнца) (слайд 3). Покажите, а какое у вас настроение. Предлагает заполнить таблицу (слайд 5) | Ученики показывают своё настроение на карточках. Ученики заполняют таблицу(частично) | 2 |
Этап II: Актуализация знаний. | Предлагает выполнить устные задания. Дается одно задание на упрощение выражений, т. е. организует погружение в проблему, создает ситуацию разрыва (слайды 6,7,8,9,10) | Концентрация внимания учащихся. Выполняют устные задания на повторение. Фиксируют затруднение при упрощении выражений. | 5 |
Этап III:. Постановка учебной задачи. | Учитель предлагает записать тему урока: «Свойства действий с рациональными числами».(слайд11) Цель нашего урока – повторить свойства действий с числами и учиться применять их для нахождения значений выражений с рациональными числами и для упрощения выражений (слайд 12) | Ставят цели и формулируют тему урока. Учащиеся записывают в тетрадях дату и тему урока
. | 4 |
Этап IV: Открытие нового знания. | Учитель предлагает изучить п. 38. Изучая действия над числами, мы не раз замечали, что действия сложения и умножения имеют похожие свойства. Назовите их (переместительное и сочетательное свойства) Если догадаться, как от свойств сложения перейти к свойствам умножения, то легко при воспроизведении, зная одну из формул, воспроизвести другую. Давайте попробуем вместе заполнить таблицу (слайд 13). (Таблица высвечивается на экране, а ученикам раздаются карточки с этой таблицей) (см. приложение) | Учащиеся работают с учебником. Отвечают на вопросы и заполняют таблицу, которую дома вклеят в тетрадь, формулируют свойства действий с рациональными числами. | 8 |
Этап V: Первичное закрепление во внешней речи. | Учитель предлагает выполнить задание по учебнику № 1201(а), 1202(а), 1207(а), 1208(а) -устно, (слайды 14,15,16): 1203(а,б), 1204(а,б) (слайды 18,19,20,21) | Учащиеся отвечают на вопросы, устно производят вычисления и комментируют применение свойств. Учащиеся выполняют письменно задания и сверяются с образцом. | 5 |
Этап VI: Психологическая разгрузка. | Учитель включает видео - ролик с физкультминуткой (слайд 22) | Выполняют физкультминутку | 2 |
Этап VII: Самостоятельная работа с самопроверкой и взаимопроверкой. | Учитель предлагает выполнить в паре № 1209(а, б, в), 1205. Проверяем с помощью компьютера (слайды 23,24,25). Предлагает вспомнить какое еще свойство не рассмотрели. Организует работу по образцу.(слайды 26, 27) | Учащиеся выполняют задание в паре. Проверяют правильность выполнения задания. Проговаривают во внешней речи. Результаты записывают в тетрадь, оценивают себя. | 5 |
Этап VIII: Включение в систему знаний и повторений. | Учитель предлагает задания для самостоятельной работы №1206(а, в) Дополнительное задание №1230. В завершении работы проверяет задания. | Выполняют задания предложенные учителем. | 7 |
Этап IX: Рефлексия результативности и настроения. | Итак, ребята, давайте подумаем, чему мы сегодня научились на уроке. (Вспомнили свойства действий над числами и научились применять их на рациональных числах, при упрощении выражений). Учитель организует самооценку деятельности учеников на уроке. Фиксирует степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности и намечает цели последующей деятельности.(слайды 28,29,30,31). | Учащиеся оценивают свою деятельность на уроке, выставляют себе оценку и записывают домашнее задание. Показывают рисунки настроения. | 2 |
Ход урока
Самоопределение к деятельности.
Ребята, добрый день!
У вас на столах лежат карточки с изображением солнца, солнца за тучей и тучи (слайд 2). Это карточки настроения.
Я пришла к вам на урок вот с таким настроением (показываю изображение солнца) (слайд 3).
Покажите, а какое у вас настроение? Девиз нашего урока ««Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом » (А. Франц)(французский писатель, общественный деятель)
Заполните таблицу, которая лежит у вас на столе. (слайд 5) (Приложение 1)
| правила | знаю | Не знаю | Хочу узнать | Мне надо еще потренироваться |
1 | Сложение и вычитание отрицательных чисел | | | | |
2 | Сложение и вычитание чисел с разными знаками | | | | |
3 | Умножение и деление отрицательных чисел | | | | |
4 | Умножение и деление чисел с разными знаками | | | | |
5 | Свойства сложения рациональных чисел | | | | |
6 | Свойства умножения рациональных чисел | | | | |
7 | Упрощение выражений | | | | |
8 | Нахождение значения выражений, выбрав удобный порядок действий | | | | |
Актуализация знаний.
Учащиеся, заполнив карточки, отвечают, что « я знаю», формулируют правила:
сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел, умножение и деление чисел с разными знаками. Выполняют устные упражнения.
Дается одно задание на упрощение выражений, т. е. организует погружение в проблему, создает ситуацию разрыва (слайды 6,7,8,9,10)
Постановка учебной задачи.
Ученики формулируют тему урока и цели урока. «Свойства действий с рациональными числами Цель нашего урока – повторить свойства действий с числами и учиться применять их для нахождения значений выражений с рациональными числами и для упрощения выражений (слайд 12)
Открытие нового знания.
Учитель предлагает изучить п. 38. Изучая действия над числами, мы не раз замечали, что действия сложения и умножения имеют похожие свойства.
Назовите их (переместительное и сочетательное свойства)
Если догадаться, как от свойств сложения перейти к свойствам умножения, то легко при воспроизведении, зная одну из формул, воспроизвести другую.
Давайте попробуем вместе заполнить таблицу. Дома ее вклеите в тетрадь (слайд 13).
(Таблица высвечивается на экране, а ученикам раздаются карточки с этой таблицей для заполнения) (Приложение 2)(слайды14,15,16)
Первичное закрепление во внешней речи.
1. Решение устно №1201(а), 1202(а), 1207(а), 1208(а).
2. Решение № 1203(а) образец, 1203(б) самостоятельно
№1204(а) образец, 1204(б) самостоятельно (слайды 17,18,19,20,21)
Физкультминутка. Видео физкультминутка (слайд 22).
Самостоятельная работа с самопроверкой.
Решение №1205, 1209(а,б,в)
Проверяем с помощью компьютера (слайды 23,24,25).
Вспомните, какое еще свойство не рассмотрели?
(распределительное свойство умножения относительно сложения и вычитания).
Задание. По образцу найти значение выражения:
Образец :
а) 0,84 ∙ 6 + 0,16 ∙ 6 = ___________________________________________________
б) 0,77 ∙ 23 + 0,77 ∙ 77 = __________________________________________________
Организуется работа по образцу(слайды 26, 27). Учащиеся выполняют задание в паре. Проговаривают во внешней речи. Проверка у доски. Отвечают по одному ученику от пары.
Результаты записывают в тетрадь, оценивают себя.
Включение в систему знаний и повторений.
Самостоятельная работа №1206(а, в), 1230(дополнительное задание)
Рефлексия результативности и настроения.
Задание на дом №1226(а-г), 1227(а-г), 1228 (слайд 28)
Ребята, давайте оценим нашу работу на уроке.
Перед вами карточка с изображением горы (слайды29,30,31)).
Если вы считаете, что хорошо потрудились на уроке, разобрались в применении свойств умножения,
то нарисуйте себя на вершине самой высокой горы. Если осталось что-то не ясно – нарисуйте себя
ниже. Покажите свои рисунки. Молодцы! Я тоже себя нарисовала на вершине горы, потому что организовала вашу работу так, что вы научились применять свойства для рационального решения. Поскольку мы достигли цели нашего урока, то настроение у меня ☺ (показываю солнышко) А какое настроение у вас? Спасибо вам за урок.
До свидания.