СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Табличные случаи сложения и вычитания однозначных чисел

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приветствие учащихся, проверка готовности

к уроку.

Читает стихотворение-загадку:

Решила старушка ватрушки испечь.

Поставила тесто, да печь затопила.

Решила старушка ватрушки испечь,

А сколько их надо – совсем позабыла.

Две штучки – для внучки,

Просмотр содержимого документа
«Табличные случаи сложения и вычитания однозначных чисел»

Тема: ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 1 КЛАССЕ.
ТАБЛИЧНЫЕ СЛУЧАИ СЛОЖЕНИЯ И ВЫЧИТАНИЯ ОДНОЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ

Этапы
урока

Обучающие

и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность
учащихся

Формы организации
совзаимодействия

Формируемые умения

(универсальные
учебные действия)

Промежуточный контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Организационный момент

Эмоциональная, психологическая подготовка к восприятию, усвоению изучаемого материала. Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка

к усвоению изучаемого материала.

Эвристическая беседа «Для чего нужно знать математику?»

Приветствие учащихся, проверка готовности

к уроку.

Читает стихотворение-загадку:

Решила старушка ватрушки испечь.

Поставила тесто, да печь затопила.

Решила старушка ватрушки испечь,

А сколько их надо – совсем позабыла.

Две штучки – для внучки,

Две штучки – для деда,

Две штучки – для Тани,

Дочурки соседа…

Считала, считала, да сбилась,

А печь-то совсем протопилась!

– А вы бы смогли помочь старушке?

– Сколько ей надо испечь ватрушек?

– Что вам помогло справиться с заданием?

– Для чего еще нужно знать математику?

– Где могут пригодиться арифметические умения?

Демонстрируют готовность к уроку.

Познавательная: слушают учителя, рассуждают о значении математики в жизни, математических знаний для человека.


Коммуникативная: вступают в диалог с учителем и одноклассниками.

Фронтальная

Регулятивные: контролируют свои действия.


Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес
к изучаемому предмету и при-обретают мотивацию к процессу учения.


Коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнера по диалогу, грамотно строить речевое высказывание, доносить свои мысли до всех участников образовательного процесса

Наблюдение.

Уст-

ные ответы



– А вот поэт В. Шефнер считает:

Чтоб водить корабли, чтоб в небо взлететь,

Надо многое знать, надо многое уметь.

И при этом, и при этом, вы заметьте-ка,

Очень важная наука а-риф-ме-ти-ка!

Почему корабли не садятся на мель,

А по курсу идут сквозь туман и метель?

Потому что, потому что, вы заметьте-ка,

Капитанам помогает арифметика!

– Согласны вы с ним?

– Конечно, вам еще далеко до того момента, когда вы станете капитанами или летчиками, врачами или учеными, но совершенствовать свои арифметические навыки вы можете на каждом уроке математики. И поможет вам в этом… (устный счет)

Регулятивная: выделяют

и осознают

то, что знают

и что предстоит усвоить




II. Уст-ный счет

Развитие навыков устного счета.

1. Дополните до 10 числа: 8, 7, 6, 9, 5.

2. Уменьшите на 4 числа: 10, 14, 8, 9, 4.

3. Узнайте число.

– Это число меньше 20, но больше 18. (19.)

– Назовите число, если оно меньше 16, но больше 14. (15.)

– Соседями этого числа являются числа 12 и 10. (11.)

– Это число меньше десяти, но больше восьми. (9.)

Слушают учителя; считают устно, выполняя арифметические действия сложения и вычитания

Фронтальная

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют контроль своей деятельности и деятельности партнеров, при необходимости корректируют собственную деятельность и деятельность одноклассников.



Игра «Назови соседа»

Вы на числа посмотрите,

Их «соседей» назовите.




Познавательные: владеют математическими терминами: уменьшить, увеличить, меньше, больше; знают состав чисел до 20.

Коммуникативные: участвуют в диалоге; умеют слушать
и слышать, обосновывать свою точку зрения.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности


III. Повторение изученных случаев табличного сложения и вычитания

Совершенствование навыков счета.

Анализ числовых выражений.

Записывает на доске суммы:

8 + 6 9 + 7 6 + 8 7 + 9

– Что заметили? (Все выражения являются суммами; значениями данных сумм будут двузначные числа больше десяти; значения первой и третьей сумм, второй и четвертой сумм будут равны, так как в них переставили слагаемые местами, а от перестановки слагаемых значение суммы не изменяется.)

– Объясните, как будете находить значение суммы: 8 + 6. (Дополним число восемь до десяти. Для этого к восьми прибавим два. Осталось прибавить четыре, так как шесть – это два и четыре. К десяти прибавить четыре – получится четырнадцать. Значение суммы чисел восемь и шесть равно четырнадцати.)

Рассматривают числовые выражения, анализируют их, сравнивают, делают выводы; отвечают на вопросы учителя; объясняют, как правильно найти значение того или иного числового выражения.

Фронтальная.

Регулятивные: соотносят то, что уже известно, с тем, что еще неизвестно; осознают качество и уровень усвоения материала.


Познавательные: сравнивают, анализируют, на основании этого делают выводы, строят логическую цепочку рассуждений.


Коммуникативные: достаточно полно и четко выражают свои мысли; ведут комментированное письмо; умеют слушать и слышать.

Уст-ные ответы.



– Рассмотрите записанные на доске разности:

12 – 4 13 – 5 11 – 6 11 – 8

– Как по-разному можно найти значение разности: 12 – 4? (Можно из двенадцати вычесть сначала два, получится десять, а затем из десяти вычесть еще два (так как четыре – это сумма чисел два и два), получится восемь. Значение разности чисел двенадцать и четыре равно восьми. 12 – это сумма чисел 4 и 8, значит, если из 12 вы-есть 4, останется 8. Значение разности равно восьми.)

Аналогично рассматривают остальные суммы.


Аналогично разбирают остальные разности.


Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности; овладевают начальными навыками адаптации.



Задание 5

(с. 5 учебника, ч. 1) с комментированием.

Предлагает учащимся выполнить задание (в учебнике) с комментированием.

Выполняют задание с комментированием.





Физкультминутка

Чтобы отдохнули ножки,

Мы пройдемся по дорожке.

Но дорожка не простая –

Нас от парт не отпускает.

Выполняют

элементарные физические упражне-

Фронтальная

Регулятивные: контролируют свои действия, соотнося их

с действиями учителя и одноклассников

Наблюдение



Голову тяну к плечу,

Шею я размять хочу.

В стороны разок-другой

Покачаю головой.

Пальцы ставим мы к плечам,

Руки будем мы вращать.

Круг вперед, другой – вперед,

А потом наоборот.

Хорошо чуть-чуть размяться.

Снова сядем заниматься

ния (в соответствии
с текстом стихотворения), повторяя их

за учителем: ходьба на месте, вращение головой вправо и влево, руки к плечам, вращение вперед и назад




IV. Ра-бота над за-дачами

Развитие умения решать составные

задачи.

Задание 7

(с. 5 учебника, ч. 1)

Учитель читает только второй вопрос задачи.

– Я прочитала вам задачу? (Да.) Почему так считаете? (Есть условие и вопрос, данные и искомые числа.)

– Прочитайте условие задачи. (В первом ряду кинотеатра занято 8 мест, а во втором – на 2 места больше.)

– О чем в задаче спрашивается? (Сколько мест занято в этих двух рядах?)

– Составим краткую запись на доске:

– Можно ли сразу ответить на вопрос задачи? (Нет, т. к. неизвестно, сколько мест занято

Слушают учителя, отвечают на вопросы, доказывают, почему данный текст является задачей; составляют краткую запись, объясняют, каким образом следует выполнить решение,

Фронтальная.

Индивидуальная

Регулятивные: принимают

и сохраняют учебную задачу; осуществляют контроль своей деятельности и деятельности партнеров по образовательному процессу, при необходимости корректируют собственную деятельность и деятельность одноклассников; способны к саморегуляции.

Познавательные: создают алгоритмы деятельности; устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую це-

Уст-

ные ответы.

Наблюдение



во втором ряду.)

– Можем это узнать? (Да.)

– Зная, сколько мест занято во втором ряду, можем ответить на вопрос задачи? (Да.)

– Запишите решение задачи самостоятельно.

– Сравните решение, записанное вами, с работой, выполненной на доске.

1) 8 + 2 = 10 (м.) – во втором ряду.

2) 10 + 8 = 18 (м.) – всего.

– Запишите ответ задачи.

Ответ: в двух рядах занято 18 мест.

обосновывают выбор арифметических действий для решения задачи; записывают решение, дают ответ на поставленный вопрос. Осуществляют самопроверку


почку рассуждений.

Коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнера по речевому высказыванию, обосновывать свою точку зрения; при возникновении спорных ситуаций не создают конфликтов.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности; осознают важность получаемых знаний и приобретаемых умений


V. Ра-бота

с геометрическим материалом

Распознавание и изображение геометрических фигур.

Задание 8

(с. 5 учебника, ч. 1)

– Что такое ломаная линия?

– Из скольких звеньев состоит ломаная линия, которую вам предстоит начертить?

– Как начертить первое звено, ведь в ваших линейках не указаны дециметры? (Мы знаем, что 1 дециметр – это 10 сантиметров, значит, длина первого звена будет равна десяти сантиметрам.)

– Начертите ломаную. Проверьте работу друг друга.

– Рассмотрите фигуру, изображенную в учебнике (с. 5 учебника, ч. 1, на полях). Что увидели?

– Какая фигура изображена на чертеже? (Трапеция, четырехугольник.) Из каких фигур она состоит?

Повторяют понятие ломаной линии; умеют переводить величины, чертить ломаную линию по заданию. Осуществляют взаимопроверку.


Фронтальная.

Индивидуальная

Регулятивные: принимают

и сохраняют учебную задачу; осуществляют контроль своей деятельности и деятельности партнера, при необходимости корректируют деятельность; выделяют то, что уже усвоено,
и то, что необходимо усвоить.

Познавательные: анализируют объекты, выделяя их существенные признаки; моделируют.

Коммуникативные: владеют диалогической речью; уважают

в сотрудничестве как партнера,




– Сколько на чертеже четырехугольников? (7.)

– Сколько треугольников? (3.)

– Придумайте свое задание к этому чертежу

личительные особенности




VI. Самостоятельная

работа обучающихся

Задание 10

(с. 5 учебника, ч. 1).

Задание «Проверь себя»

(с. 5, под красной линией)

Руководит действиями учащихся, контролирует выполнение заданий, осуществляет педагогическую поддержку в случае затруднительных ситуаций

В парах выполняют предложенные задания, осуществляют взаимопроверку

Групповая (пар-

ная)

Регулятивные: осуществляют контроль, корректировку и оценивание своей деятельности и деятельности партнера.

Познавательные: извлекают необходимую информацию; устанавливают причинно-следственные связи, строят цепочку рассуждений

Наблюдение

VII. Рефлексия учебной деятельности

Обобщение
полученных

на уроке сведений, оценивание

– Что вспомнили, повторили сегодня на уроке?

– Какое задание было для вас самым интересным?

– Какое самым сложным?

– Что бы вам хотелось выполнить еще?

– Какова ваша роль на этом уроке?

Отвечают

на вопросы, делают выводы, обобщения; определяют свое эмоциональное состояние

Фронтальная

Познавательные: осваивают начальные формы рефлексии.

Коммуникативные: умеют полно и грамотно выражать свои мысли.

Личностные: осознают важность полученных знаний; приобретают мотивацию к процессу учения

Уст-

ные ответы