Критерий/ уровень образования | Вариант 7.1 | Вариант 7.2 |
Соотношение с уровнем образования детей, не имеющих нарушений | Уровень психофизического развития близок к возрастной норме детей, не имеющих нарушений. | Уровень развития несколько ниже возрастной нормы. Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и других познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом |
Сроки обучения | Обучающиеся с ЗПР получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения (1 - 4 классы). | Обучающиеся с ЗПР получает образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием обучающихся без ОВЗ. «Сопоставимость» заключается в том, что объем знаний и умений по основным предметам сокращается несущественно за счет устранения избыточных по отношению к основному содержанию требований. Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения: пять лет, за счет введения первого дополнительного класса (1 класс, 1 дополнительный, 2, 3, 4 классы) |
Контингент обучающихся | Предназначен для образования обучающихся с ЗПР, достигших к моменту поступления в школу уровня психофизического развития, близкого возрастной норме, позволяющего получить НОО, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки. Одним из важнейших условий является устойчивость форм адаптивного поведения. | Предназначен для образования обучающихся с ЗПР, которые характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание может проявляться в целом или локально в отдельных функциях (замедленный темп или неравномерное становление познавательной деятельности). Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и других познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом. |
Требования к АООП | На основе стандарта организация может разработать в соответствии со спецификой своей образовательной деятельности один или несколько вариантов АООП НОО с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР. В процессе реализации АООП НОО для обучающихся с ЗПР в рамках сетевого взаимодействия, при необходимости, должны быть организованы консультации специалистов медицинских и других организаций, которые не включены в штатное расписание организации, (педиатр, невропатолог, психотерапевт и другие) для проведения дополнительного обследования обучающихся и получения медицинских заключений о состоянии их здоровья, возможностях лечения, оперативного вмешательства, медицинской реабилитации; подбора технических средств коррекции (средства передвижения для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и т.д.). При необходимости, с учетом соответствующих показаний, в рамках сетевого взаимодействия осуществляется медицинское сопровождение обучающихся. |
Планируемые результаты освоения АООП | Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обучающимися с ЗПР АООП НОО соответствуют ФГОС НОО и дополняются результатами освоения программы коррекционной работы (Примерная АООП НОО вариант 7.1.) | Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обучающимися с ЗПР АООП НОО соответствуют ФГОС НОО ОВЗ и дополняются результатами освоения программы коррекционной работы (Примерная АООП НОО вариант 7.2.) |
Общий результат: полноценное начальное общее образование, развитие социальных (жизненных) компетенций. Требования к результатам освоения программы коррекционной работы конкретизируются применительно к каждому обучающемуся с ЗПР в соответствии с его потенциальными возможностями и особыми образовательными потребностями. |
Предметные области | Русский язык и литературное чтение Иностранный язык Математика и информатика Обществознание и естествознание (Окружающий мир) Основы религиозных культур и светской этики Искусство Технология Физическая культура | Филология Математика и информатика Обществознание и естествознание (окружающий мир) Основы религиозных культур и светской этики Искусство Технология Физическая культура |
Требования к организации внеурочной деятельности | Время, отводимое на внеурочную деятельность, составляет за четыре года обучения до 1350 часов. | Время, отводимое на внеурочную деятельность (с учётом часов отводимых на коррекционно-развивающую область), составляет не менее 1680 часов. |
При организации внеурочной деятельности обучающихся организацией используются возможности организаций дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта. В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ и других. Содержание внеурочной деятельности осуществляется по направлениям: духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, спортивно-оздоровительное, социальное, общекультурное. |
Коррекционно-развивающая область | Выбор коррекционноразвивающих занятий, их количественное соотношение, содержание самостоятельно определяется Организацией, исходя из психофизических особенностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР на основе рекомендаций ПМПК и ИПР обучающихся. | Содержание коррекционноразвивающей области представлено следующими обязательными коррекционными курсами: "Коррекционно-развивающие занятия (логопедические и психокоррекционные)" (фронтальные и (или) индивидуальные занятия), "Ритмика" (фронтальные и (или) индивидуальные занятия). |
Требования к специальным учебникам, специальным рабочим тетрадям | Требования к специальным учебникам, специальным рабочим тетрадям, специальным дидактическим материалам, специальным компьютерным инструментам обучения. Реализация АООП НОО для обучающихся с ЗПР предусматривает использование базовых учебников для сверстников без ограничений здоровья. С учётом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР применяются специальные приложения и дидактические материалы (преимущественное использование натуральной и иллюстративной наглядности), рабочие тетради и пр. на бумажных и (или) электронных носителях, обеспечивающих реализацию программы коррекционной работы и специальную поддержку освоения АООП НОО. |
УМК для детей с ЗПР | Обучающиеся с ЗПР, которым рекомендовано обучение по первому варианту АООП, получают образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения начальной ступени обучения, образованию сверстников, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, находясь в их среде и в те же календарные сроки (1 - 4 классы), при обязательном создании специальных условий обучения. Поэтому при освоении первого варианта адаптированной основной общеобразовательной программы дети с ЗПР обучаются по базовым учебникам для нормально развивающихся сверстников. Образовательная организация самостоятельно выбирает УМК для реализации образовательных программ, адаптированных для обучающихся с ЗПР. | Созданы специальные учебники по всем предметам, рассчитанные на 5 лет обучения. Таких авторов, как И.В. Евтушенко, М.Ю. Рау, М.А. Зыкова, И.В. Суринов, Р.Д.Тригер, О.А. Ишимова, С.Н. Шаховская, А.А. Алмазова и т.д. |
Специальные условия обучения | Требования к кадровым условиям: В процессе реализации АООП НОО для обучающихся с ЗПР в рамках сетевого взаимодействия, при необходимости, должны быть организованы консультации специалистов медицинских и других организаций, которые не включены в штатное расписание организации, (педиатр, невропатолог, психотерапевт и другие) для проведения дополнительного обследования обучающихся и получения медицинских заключений о состоянии их здоровья, возможностях лечения, оперативного вмешательства, медицинской реабилитации; подбора технических средств коррекции (средства передвижения для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и т.д.). При необходимости, с учетом соответствующих показаний, в рамках сетевого взаимодействия осуществляется медицинское сопровождение обучающихся. Требования к организации пространства: Важным условием организации пространства, в котором обучаются обучающиеся с ЗПР, является наличие доступного пространства, которое позволит воспринимать максимальное количество сведений через аудио-визуализированные источники, удобно расположенные и доступные стенды с представленным на них наглядным материалом о внутришкольных правилах поведения, правилах безопасности, распорядке, режиме функционирования организации, расписании уроков, изменениях в режиме обучения, последних событиях в школе, ближайших планах и т.д. Требования к организации рабочего места: Обязательным условием к организации рабочего места обучающегося с ЗПР является обеспечение возможности постоянно находиться в зоне внимания педагога. |
Рекомендации по организации учебной деятельности детей с ЗПР | Создание благоприятной обстановки, щадящего режима; Обучающая, коррекционно-воспитательная направленность всей педагогической работы; Использование приемов и методов обучения, адекватных возможностям учащихся, обеспечивающих успешность учебной деятельности; Дифференциация требований и индивидуализация обучения, модификация учебной программы — сокращение ее объема за счет второстепенного материала и высвобождение времени на ликвидацию пробелов в знаниях и умениях учащихся; Организация системы внеклассной, факультативной, кружковой работы, повышающей уровень развития учащихся, пробуждающей их интерес к знаниям; Учет особенностей психического развития, причин трудностей поведения и обучения при организации обучения и коррекционной воспитательной работы с данной категорией детей. Нельзя допускать переутомление ребенка; при малейших признаках усталости необходимо менять содержание деятельности. Стараться поддерживать психоэмоциональное благополучие. Обучение навыкам эмоционального самоконтроля. Поддержка ребенка со стороны педагогов. Обучение взрослых способам развития познавательных процессов ребенка на учебном и бытовом материале. Задания должны строиться по принципу от простого к сложному. Педагогам необходимо стремиться к индивидуальному подходу. Важно придерживаться последовательных требований в общении с ребенком. Стараться разнообразить работу на уроке. Оптимально провести около семи смен деятельности за урок. Желательны задания, которые не предполагают дефицита времени на их выполнение. Необходимо избегать состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость. Не сравнивать ребенка с другими детьми или эталоном, не предъявлять завышенных или заниженных требований. Сразу поощрять успехи и достижения ребенка. Стремиться к индивидуальному подходу к каждому ученику. Вводить проблемное обучение, повышать мотивацию учеников, используя в процессе обучения элементы игры. Давать больше творческих, развивающих заданий и избегать монотонной деятельности. Рекомендуется частая смена заданий с небольшим числом вопросов. Во время уроков важно ограничивать до минимума отвлекающие факторы. В случае затруднений при выполнении задания ребенку должна быть предоставлена возможность обратиться за помощью к педагогу. На определенный отрезок времени давать только одно задание. Если ученику предстоит выполнить большое задание, то оно предлагается ему в виде последовательных частей, и учитель периодически контролирует ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы. Для подкрепления устных инструкций использовать наглядные материалы (картинки, схемы, образец и т.д.). Создавать ситуации успеха, в которых ребенок имел бы возможность проявить свои сильные стороны. Психологическую коррекцию внимания проводить в процессе деятельности, доступной детям с интеллектуальной недостаточностью (игровой, учебной, общения). |
Представлены два варианта требования ФГОС НОО детей для ОВЗ к обучению детей с ЗПР: 7.1 и 7.2
Вариант 7.1 предназначен для образования обучающихся с ЗПР, достигших к моменту поступления в школу уровня психофизического развития, близкого возрастной норме, позволяющее получить НОО, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки. Одним из важнейших условий является устойчивость форм адаптивного поведения.
Вариант 7.2 предназначен для образования обучающихся с ЗПР, которые характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание может проявляться в целом или локально в отдельных функциях (замедленный темп или неравномерное становление познавательной деятельности). Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и других познавательных процессов, умственной работоспособности целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом.