СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Таблица по фгос зпр

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Таблица по фгос зпр»

Сравнительная таблица требований ФГОС НОО для ОВЗ к обучению детей с ЗПР

Критерий/ уровень образования

Вариант 7.1

Вариант 7.2

  1. Соотношение с уровнем образования детей, не имеющих нарушений

Уровень психофизического развития близок к возрастной норме детей, не имеющих нарушений.


Уровень развития несколько ниже возрастной нормы. Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и других познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом

  1. Сроки обучения

Обучающиеся с ЗПР получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения (1 - 4 классы).

Обучающиеся с ЗПР получает образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием обучающихся без ОВЗ. «Сопоставимость» заключается в том, что объем знаний и умений по основным предметам сокращается несущественно за счет устранения избыточных по отношению к основному содержанию требований. Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения: пять лет, за счет введения первого дополнительного класса (1 класс, 1 дополнительный, 2, 3, 4 классы)

  1. Контингент обучающихся

Предназначен для образования обучающихся с ЗПР, достигших к моменту поступления в школу уровня психофизического развития, близкого возрастной норме, позволяющего получить НОО, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки. Одним из важнейших условий является устойчивость форм адаптивного поведения.

Предназначен для образования обучающихся с ЗПР, которые характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание может проявляться в целом или локально в отдельных функциях (замедленный темп или неравномерное становление познавательной деятельности). Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и других познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом.

  1. Требования к АООП

На основе стандарта организация может разработать в соответствии со спецификой своей образовательной деятельности один или несколько вариантов АООП НОО с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР.

В процессе реализации АООП НОО для обучающихся с ЗПР в рамках сетевого взаимодействия, при необходимости, должны быть организованы консультации специалистов медицинских и других организаций, которые не включены в штатное расписание организации, (педиатр, невропатолог, психотерапевт и другие) для проведения дополнительного обследования обучающихся и получения медицинских заключений о состоянии их здоровья, возможностях лечения, оперативного вмешательства, медицинской реабилитации; подбора технических средств коррекции (средства передвижения для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и т.д.).

При необходимости, с учетом соответствующих показаний, в рамках сетевого взаимодействия осуществляется медицинское сопровождение обучающихся.

  1. Планируемые результаты освоения АООП

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обучающимися с ЗПР АООП НОО соответствуют ФГОС НОО и дополняются результатами освоения программы коррекционной работы (Примерная АООП НОО вариант 7.1.)

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обучающимися с ЗПР АООП НОО соответствуют ФГОС НОО ОВЗ и дополняются результатами освоения программы коррекционной работы (Примерная АООП НОО вариант 7.2.)

Общий результат: полноценное начальное общее образование, развитие социальных (жизненных) компетенций.

Требования к результатам освоения программы коррекционной работы конкретизируются применительно к каждому обучающемуся с ЗПР в соответствии с его потенциальными возможностями и особыми образовательными потребностями.

  1. Предметные области

Русский язык и литературное чтение

Иностранный язык

Математика и информатика

Обществознание и естествознание (Окружающий мир)

Основы религиозных культур и светской этики

Искусство

Технология

Физическая культура

Филология

Математика и информатика

Обществознание и естествознание (окружающий мир)

Основы религиозных культур и светской этики

Искусство

Технология

Физическая культура

  1. Требования к организации внеурочной деятельности

Время, отводимое на внеурочную деятельность, составляет за четыре года обучения до 1350 часов.

Время, отводимое на внеурочную деятельность (с учётом часов отводимых на коррекционно-развивающую область), составляет не менее 1680 часов.

При организации внеурочной деятельности обучающихся организацией используются возможности организаций дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта. В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ и других.

Содержание внеурочной деятельности осуществляется по направлениям:

духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, спортивно-оздоровительное, социальное, общекультурное.

  1. Коррекционно-развивающая область

Выбор коррекционноразвивающих занятий, их количественное соотношение, содержание самостоятельно определяется Организацией, исходя из психофизических особенностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР на основе рекомендаций ПМПК и ИПР обучающихся.

Содержание коррекционноразвивающей области представлено следующими обязательными коррекционными курсами: "Коррекционно-развивающие занятия (логопедические и психокоррекционные)" (фронтальные и (или) индивидуальные занятия), "Ритмика" (фронтальные и (или) индивидуальные занятия).

  1. Требования к специальным учебникам, специальным рабочим тетрадям

Требования к специальным учебникам, специальным рабочим тетрадям, специальным дидактическим материалам, специальным компьютерным инструментам обучения. Реализация АООП НОО для обучающихся с ЗПР предусматривает использование базовых учебников для сверстников без ограничений здоровья. С учётом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР применяются специальные приложения и дидактические материалы (преимущественное использование натуральной и иллюстративной наглядности), рабочие тетради и пр. на бумажных и (или) электронных носителях, обеспечивающих реализацию программы коррекционной работы и специальную поддержку освоения АООП НОО.

  1. УМК для детей с ЗПР

Обучающиеся с ЗПР, которым рекомендовано обучение по первому варианту АООП, получают образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения начальной ступени обучения, образованию сверстников, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, находясь в их среде и в те же календарные сроки (1 - 4 классы), при обязательном создании специальных условий обучения. Поэтому при освоении первого варианта адаптированной основной общеобразовательной программы дети с ЗПР обучаются по базовым учебникам для нормально развивающихся сверстников. Образовательная организация самостоятельно выбирает УМК для реализации образовательных программ, адаптированных для обучающихся с ЗПР.

Созданы специальные учебники по всем предметам, рассчитанные на 5 лет обучения. Таких авторов, как И.В. Евтушенко, М.Ю. Рау, М.А. Зыкова, И.В. Суринов, Р.Д.Тригер, О.А. Ишимова, С.Н. Шаховская, А.А. Алмазова и т.д.


  1. Специальные условия обучения

Требования к кадровым условиям:

В процессе реализации АООП НОО для обучающихся с ЗПР в рамках сетевого взаимодействия, при необходимости, должны быть организованы консультации специалистов медицинских и других организаций, которые не включены в штатное расписание организации, (педиатр, невропатолог, психотерапевт и другие) для проведения дополнительного обследования обучающихся и получения медицинских заключений о состоянии их здоровья, возможностях лечения, оперативного вмешательства, медицинской реабилитации;

подбора технических средств коррекции (средства передвижения для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и т.д.).

При необходимости, с учетом соответствующих показаний, в рамках сетевого взаимодействия осуществляется медицинское сопровождение обучающихся.

Требования к организации пространства:

Важным условием организации пространства, в котором обучаются обучающиеся с ЗПР, является наличие доступного пространства, которое позволит воспринимать максимальное количество сведений через аудио-визуализированные источники, удобно расположенные и доступные стенды с представленным на них наглядным материалом о внутришкольных правилах поведения, правилах безопасности, распорядке, режиме функционирования организации, расписании уроков, изменениях в режиме обучения, последних событиях в школе, ближайших планах и т.д.

Требования к организации рабочего места:

Обязательным условием к организации рабочего места обучающегося с ЗПР является обеспечение возможности постоянно находиться в зоне внимания педагога.

  1. Рекомендации по организации учебной деятельности детей с ЗПР

  • Создание благоприятной обстановки, щадящего режима;

  • Обучающая, коррекционно-воспитательная направленность всей педагогической работы;

  • Использование приемов и методов обучения, адекватных возможностям учащихся, обеспечивающих успешность учебной деятельности;

  • Дифференциация требований и индивидуализация обучения, модификация учебной программы — сокращение ее объема за счет второстепенного материала и высвобождение времени на ликвидацию пробелов в знаниях и умениях учащихся;

  • Организация системы внеклассной, факультативной, кружковой работы, повышающей уровень развития учащихся, пробуждающей их интерес к знаниям;

  • Учет особенностей психического развития, причин трудностей поведения и обучения при организации обучения и коррекционной воспитательной работы с данной категорией детей.

  • Нельзя допускать переутомление ребенка; при малейших признаках усталости необходимо менять содержание деятельности.

  • Стараться поддерживать психоэмоциональное благополучие.

  • Обучение навыкам эмоционального самоконтроля.

  • Поддержка ребенка со стороны педагогов.

  • Обучение взрослых способам развития познавательных процессов ребенка на учебном и бытовом материале.

  • Задания должны строиться по принципу от простого к сложному.

  • Педагогам необходимо стремиться к индивидуальному подходу.

  • Важно придерживаться последовательных требований в общении с ребенком.

  • Стараться разнообразить работу на уроке. Оптимально провести около семи смен деятельности за урок. Желательны задания, которые не предполагают дефицита времени на их выполнение.

  • Необходимо избегать состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.

  • Не сравнивать ребенка с другими детьми или эталоном, не предъявлять завышенных или заниженных требований.

  • Сразу поощрять успехи и достижения ребенка.

  • Стремиться к индивидуальному подходу к каждому ученику.

  • Вводить проблемное обучение, повышать мотивацию учеников, используя в процессе обучения элементы игры. Давать больше творческих, развивающих заданий и избегать монотонной деятельности. Рекомендуется частая смена заданий с небольшим числом вопросов.

  • Во время уроков важно ограничивать до минимума отвлекающие факторы.

  • В случае затруднений при выполнении задания ребенку должна быть предоставлена возможность обратиться за помощью к педагогу.

  • На определенный отрезок времени давать только одно задание. Если ученику предстоит выполнить большое задание, то оно предлагается ему в виде последовательных частей, и учитель периодически контролирует ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы.

  • Для подкрепления устных инструкций использовать наглядные материалы (картинки, схемы, образец и т.д.).

  • Создавать ситуации успеха, в которых ребенок имел бы возможность проявить свои сильные стороны.

  • Психологическую коррекцию внимания проводить в процессе деятельности, доступной детям с интеллектуальной недостаточностью (игровой, учебной, общения).






Аннотация по требованиям ФГОС для ОВЗ к обучению детей с ЗПР:

Представлены два варианта требования ФГОС НОО детей для ОВЗ к обучению детей с ЗПР: 7.1 и 7.2

Вариант 7.1 предназначен для образования обучающихся с ЗПР, достигших к моменту поступления в школу уровня психофизического развития, близкого возрастной норме, позволяющее получить НОО, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки. Одним из важнейших условий является устойчивость форм адаптивного поведения.

Вариант 7.2 предназначен для образования обучающихся с ЗПР, которые характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание может проявляться в целом или локально в отдельных функциях (замедленный темп или неравномерное становление познавательной деятельности). Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и других познавательных процессов, умственной работоспособности целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом.