Феликан Константин Владимирович
Учитель физики, МАОУ «Лицей №8»
г. Пермь
ТАБЛИЦЫ – КАК ФОРМА УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ НА УРОКАХ ФИЗИКИ
Аннотация
В данной статье рассмотрена возможность использования таблиц в качестве вспомогательного инструмента для изучения нового, а также повторения и закрепления уже изученного материала. Представлены варианты применения таблиц по темам 9 класса: свободное падение и три закона Ньютона. Приведено обоснование рациональности их использования.
Ключевые слова: педагогика, физика, таблицы.
Keywords: pedagogy, physics, tables
Многие педагоги, использующие таблицы в своей деятельности, заявляют о том, что эффективность от их использования не оправдывает то время, которое тратиться на их создание и заполнение. Давайте попытаемся разобраться в данной теме и ответить на вопрос: стоит ли использовать их на уроках?
Использование таблиц получило распространение не только в документах крупных предприятий, отчетах бухгалтерии и др., но и в деятельности педагога. Многие темы, в том числе и по физике, а в частности был рассмотрен раздел механика, поддаются представлению не только в виде конспекта, конкретных правил и математических записей, но и в виде таблиц. Для того, чтобы грамотно использовать этот инструмент, необходимо знать то, что он из себя представляет.
Таблица — способ передачи содержания, заключающийся в организации структуры данных, в которой отдельные элементы помещены в ячейки, каждой из которых сопоставлена пара значений — номер строки и номер колонки. Таким образом, устанавливается смысловая связь между элементами, принадлежащими одному столбцу или одной строке. [1] К учебным таблицам относятся наглядные пособия, содержащие цифры, тексты или графические изображения, иллюстрирующие темы и разделы учебных предметов. Достоинство любой учебной таблицы определяется, прежде всего, скоростью и точностью восприятия учащимися её основного содержания. Различают таблицы: иллюстративные, графические, цифровые, текстовые и смешанные [2].
Тот материал, который мог быть изложен в виде конспекта или схем, можно представить в виде таблиц. Разберем на примере тем по физике из 9 класса «три закона Ньютона», «свободное падение тел».
Обычно при изучении первой темы формулируются три закона и математические записи для второго и третьего законов. Если же использовать таблицу, то материал можно представить более наглядно (таблица 1).
Таблица 1. Три закона Ньютона
Название закона | | | |
Формулировка закона | | | |
Математическая запись | | | |
Пример задачи | | | |
Образец решения | | | |
В классических учебниках по физике проводится аналогия между формулами из темы «свободное падение тел» и формулами из темы «равноускоренное движение» в словестной форме записи. Помимо такой формы данное сравнение можно провести в виде сравнительной таблицы (таблица 2).
Таблица 2. Сравнительная таблица
Сравниваемый параметр | Равноускоренное движение | Свободное падение тел |
Ускорение | | |
Уравнение скорости | | |
Уравнение координаты | | |
Пройденный путь | | |
| |
| |
При подготовке к ОГЭ и ЕГЭ структурирование материала играет важную роль, так как важна скорость поиска информации. Для этого широко используется применение таблиц. Например, формулы за 7,8 и 9 классы можно представить в виде таблицы, в которой содержится четкое деление между классами и изучаемыми разделами, не конкретизируя входящие в них темы (таблица 3).
Таблица 3. Формулы по физике за 7,8 и 9 классы
7 класс | 8 класс | 9 класс |
Механические явления | Тепловые явления | Механические явления |
| | |
Электрические явления |
|
Оптические явления |
|
Строение вещества | Ядерная физика |
| |
Опыт использования таблиц на уроках физики в 9 классе показывает, что учащиеся лучше запоминают материал, благодаря четкой структуризации изученных понятий и формул. Таблицы благоприятно сказываются на подготовке к ОГЭ, а в дальнейшем и к ЕГЭ, так как помогают сэкономить время на поиск необходимого материала при решении заданий первой и второй частей.
Литература
1. http://ru.wikipedia.org/ (26.11.2019)
2. Педагогический словарь (В 3 томах). Т. 2. Редакторы Г.М. Воловникова и др. Издательство АПН РСФСР, Москва, 1961г.-264с.