СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

“Тайны имен моих одноклассников”.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«“Тайны имен моих одноклассников”.»

XII




Содержание

Введение…………………………………………………………………………..III

Основная часть

I часть. Иия- это образец стремленя к красоте …………………………………IV

§ 1.1. Функции имен людей..............…………………………………………….IV

§ 1.2.Подходят ли наши имена ?......................... ………………………………..V

II глава. Значения имен................………………………………………………VI

§ 2.1. Что такое имя? .......………………………………………………………VI

§ 2.2. Какое значение обозначают наши имена?..............................……………VII-XI

Заключение …………………………………………………………........XII-XIII

Использованная литература ……………………………………………………..XIV

Приложения …………………………………………………………………………XVI


















Введение

Тема нашей научно-исследовательской работы: “Тайны имен моих одноклассников”. Кто дал тебе имя, нравится ли она тебе? Эти вопросы, мне кажется, многих волнуют. Но сегодня каких только имен не услышишь, иногда волосы дыбом встают.

У нас в классе был классный час на тему: “Знаешь ли ты что обозначает твое имя?” После беседы в классе меня заинтересовали вопросы такие, как “Какие бывают имена людей?, “Откуда они берутся?”, “Что они обозначают?”. Я, первым делом, решила узнать что обозначает моё имя. Отправилась в школьную библиотеку. Мне там дали книгу А.В.Сусловой “О русских именах”. Об этом я и со своими учителями поговорила. Они мне тоже много интересных информаций дали и предложили мне об этом провести и написать исследовательскую работу. Проблема как назвать ребенка всегда была актуальной. На сегодняшний день этот вопрос тоже бывает иногда проблемой. Значит, я думаю, тема нашей работы актуальна.

Раскрывая проблему, поставили цель : объяснение влияния имя человека на его жизнь и судьбу. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучить литературу по теме.

  2. Изучить историю появления некоторых имен людей.

  3. Провести анкетирование среди детей на предмет выявления значения своих имен.

  4. Раскрыть функций имен в обществе.

  5. Показать какие значения имеют имена моих одноклассников.

  6. Дать полезные советы и рекомендации.


Объект исследования: теоритические и практические доказательства об именах

Предмет исследования: антропонимика

Цель исследовательской работы: определение значений имен одноклассников, объяснить, что имя человека не только служит для разделения единомышленников, но и влияет на формирование его судьбы, имя человека – это лицо человека. Определение исследовательской работы: Поисково-исследовательская работа-это творческая или научная работа, которая связывает теоретические знания с практикой. В приложении представлены фотографии моих одноклассников и материалы, которые показывают значений их имен.


























Основная часть

I глава. Иия- это образец стремленя к красоте

§ 1.1. Функции имён

Имена людей – часть истории народов. В них отражаются быт, верования, чаяния, фантазия и художественное творчество народов, их исторические контакты. Наша страна многонациональна, и у каждого из народов, населяющих ее, есть свои замечательные личные имена.

Функции имен в обществе довольно таки очень разные и сложные. Говорят, что мир прекрасен людьми и их жизнью. Вот должен появиться еще один человечек на этот свет. Родители заранее готовят все принадлежности для ребенка и в то же время имя для него. Человеку нужно имя! К нему же (большой он или маленький) нельзя обращаться “Эй, ты!”, “Эй, девочка (мальчик)” или “он”, “ему”, от него”...

Человек не может жить в обществе без имени. Поэтому путешественники пишут о том, что даже в самых отсталых племенах люди имели свои имена. А иначе не может быть, потому что имя и фамилия человека показывают с какого она рода, племени, национальности.

Когда родители выбирают имя для своего ребенка, они не выбирают что попало. А выбирают по своему вкусу, по своим соображениям, те имена, которые более активные и звучат. Если не устраивают те имена, которые существуют, то придумывают сами. Александр, Александра, Василий, Василиса – какие замечательные русские имена! Естественно, родители стараются увидеть в своих детей такие качества как красота, героизм, патриотизм и другие положительные качества и дают имена с такими значениями.







§ 1.2. Подходят ли наши имена нам?

Родился ребенок. На свет появился новый человечек. В дом, семье прибавились красота, утешение, радость, счастье. И со всеми этими прибавлениями младенец так же добавляет родителям дополнительные заботы. Самый первый вопрос – дать имя ребенку. Как его назвать?

Этот вопрос беспокоит каждого родителя, их родственников, дедушек-бабушек. Потому что имя человеку один раз только дается и оно превращается его спутником на всю жизнь. Каждый человек до такой степени привыкает к своему имени, что на его родном языке это слово самое близкое, самое дорогое.

Русский народ издавна с большой ответственностью относились к тому, как назвать ребенка, какое дать имя? Они старались дать такие имена, которые подходили к характеру, с хорошим значением, которые говорились легко и конкретно. Вот поэтому в китайской пословице очень правильно говорится “ Не страшно родиться со страшней судьбою, в вот получить плохое имя – это ужасно”. Как говорил башкирский поэт Шаехзада Бабич, имена людей –это удивительный сад. Как в фруктовом саду растут разные деревья, также и в “саду” имен есть разные фрукты-имена.

Народ создавал классические образцы стремления к значительной красоте в мире имен человека, формировал сокровищницу имен (антропонимику), отражающих свои идеалы и историю.

В поисках имени для ребенка, необходимо помнить, что имя должно быть аккуратным, хорошо значительным и поэтичным. Потому что у нас много замечательных имен, каждый родитель может выбрать из них, что ему понравится, который соответствует вкусу, по душе, и, конечно, отвечает современным требованиям.




II глава. Значение имен

§ 2.1. А что такое имя?

Мы обычно не задумываемся о значении имен, говорим так, как привыкли.. Если подумать, там открывается интересное. Если назовем только имена людей: Александр, Владимир, Антон, Богдан, Радель и др. Человек, например, не может понять, почему он Геннадий?

Может имена существуют для того, чтоб различить людей друг от друга? Может оно как отметка какая-то? Да, имена, в основном, служат для того, чтоб узнавать , различать людей друг от друга. Но удивительная отметка… Нельзя же составить имя только из каких-то букв и звуков.

Некоторые, может, скажут: «А какая разница кого как называть? При помощи мы различаем людей друг от друга, но и достаточно».

По-моему, каждому человеку нужно красивое имя, чтоб у него был глубокий смысл. Потому что имя дается на всю жизнь! Помнили бы об этом родители, прежде чем выбрать имя своему ребенку. Человек с этим именем, завоевывает высоты, славится. Каждый должен помнить, что имя в жизни человека играет большую роль.

§ 2.2. Безнең сыйныфтагы исемнәргә нинди мәгънә салынган?

“Һәрбер ата-ана баласына лаеклы исем кушарга, ә бала шул исемне аклап гомер итәргә бурычлы. “Исем кешегә гомергә бирелә, ул бер генә, һәркем аның чисталыгын, аның ихтирамын сакларга тиеш. Исем ул синең үзең генә дә түгел бит: ул- синең йөзең, ата-анаңның, ыругыңның, нәселеңнең йөзе һәм аларның байрагы”.

Балага бирелгән исем матур булып,аның мәгънәсе тирән булырга тиеш.Ата-ана баласының исеме белән горурланырлык булсын.Исемнең милли йөзе дә,милли рухы да булырга тиеш.Балага акыллы,матур исем бирү шактый гына очракта аның киләчәгендә,шәхес буларак җитлегүендә дә зур роль уйный.Бала үсә төшкәч,үзенең исеме нинди мәгънәгә туры килүен белергә тырыша.

Матур эчтәлекле, тыйнак, җыйнак исемнәр һәрвакыт кешеләр күңеленә хуш килә. Исеме матур кеше үзе дә матур була.Үсеп җиткәч, иләмсез, ят исемнәре аркасында балалары уңайсыз хәлгә калмасын өчен,ата-ана исем кушканда сак эш итсеннәр иде диясе килә. Исемебез дә, җисемебез дә матур булсын, бу- безнең үз кулыбызда.

Хәзерге вакытта киң таралган исемнәрне ачыклау өчен мин сыйныф җитәкчемнән үзем укыган сыйныфның социаль паспортын алдым. Бу документ буенча мин киң таралган исемнәрне ачыкладым: балалар арасында, аларның әти-әниләренең һәм әби-бабаларының исемнәре арасында. Бабаларының исемнәрен отчестволардан карап белдем, ә әбиләренең исемнәрен үзләреннән сораштым (кушымта 1)

Исем ул - синең тормыш юлыннан күтәреп барган үз байрагың”,- дип аңлаталар миңа дәү әтием һәм дәү әнием. Әти-әнием миңа да бик матур исем биргәннәр. Минем исемем– Йосыф. 1. Аллаһ тарафыннан арттырылган, өстәлгән. 2. Күркәмлек, гүзәллек иясе. 3. Легендар Йосыф пәйгамбәр исеме. Русларда — Иосиф, Осип, инглизләрдә — Джозеф, французларда—Жозеф, испаннарда—Хосе, итальяннарда — Джузеппе, полякларда — Юзеф. Д. в.: Йостык, Йосык. Исем компоненты.

Исемнәр турында анкета сораулары.

Я провела анкетирование среди трех пятых классов и среди их родителей. Моя цель была найти ответы на вопросы почему родители выбрали для своих родителей именно эти имена и нравятся ли детям свои имена? В этой анкетировании участвовали 76 человек.


Вопросы анкетирования:

Тебе твое имя нравится? («да» - 68, «нет» - 8).

Знаешь значение своего имени? («да» - 5, «нет» - 71).

Какие имена популярнее – “старые” или “новые»? («старые» - 34, «новые» - 12, и «старые», и «новые» - 30).

Вопросы анкеты для родителей:

О чем вы думали когда своему ребенку выбрали имя, что было на переднем плане?

  • Назвали в честь бубушки или дедушки (родственников) – 9

  • В честь друзей – 2

  • Ни у кого такого имени нет – 5

  • Многие выбрали для своих детей это имя – 8

  • Просто это имя понравилось – 29

  • Хорошо звучит с отчеством – 11

  • Думали что, когда будем ребенка этим именем, он всегда будет улыбаться – 1

  • Значение слова хорошее– 5

  • В словаре имен нашли – 6


Анкеталарны анализлаганнан соң мин шушындый нәтиҗәләргә килдек:

  1. Балаларына исем сайлаганда ата-аналар төрле юлларны сайлыйлар. Күп кенә очракта кабатлану булмасын өчен балаларына сирәк очрый торган исемнәрне сайлыйлар, һәм кайчакта, киресенчә, “модалы” исемнәргә тукталалар. Шулай итеп, яңа исемнәр барлыкка килә.

  2. Баласына исем сайлаган вакытта ата – аналар матур яңгырашлы исемнәргә тукталалар, аларны әйтүе дә ишетүе дә йөрәккә ятышлы: Руслан, Артур, Лилия, Луиза. Шулай ук безнең районның Пермь краенда урнашуы аркасында ата – аналар балаларының рус тирәлегенә тизрәк җайланышуын теләп , татар исемнәрен түгел, ә рус исемнәрен яисә чит ил исемнәрен бирәләр: Мәсәлән, Анжела, Алена, Вероника, Лия, Роксана, Родион, Денис, Максим, Даниил.

  3. Хәзер элекке “иске” исемнәр дә кушу модага кереп китте: Мөхәммәт, Муса, Закир,Кәримә.

  4. Алга таба исем сайлаганда шушы нәрсәләргә игътибар итәргә киңәш бирер идем:

      • Күп очракта исемнең каян килеп чыгуы турында төгәл ачыклап булмый, шуңа күрә балага исем сайлаганда матур яңгырашлы, назлы, күңелне тибрәтерлек, иркәләрлек исемгә тукталырлырга кирәк. Исемнәр татарча матур көй һәм җыр назлаган кебек милли һәм нәфис булса иде.

      • Шулай ук балаларга башка телләрдә ялгыш һәм төгәл әйтелеше булмаган исемнәрне сайлауны булдырмаска иде.

  • Балага исем сайлаганда шуны истә тотарга кирәк: Бала үскән тирәлек кшеләре аның исемен тиз отып ала алсыннар, аны үзләштерсеннәр, шулай ук бала үзе дә аңа эндәшкәндә уңайсызланып китәрлек булмасын, исеме үзенә ошасын. Әгәр дә балага үз исеме ошамаса, ул гомере буена кыенлыклар күрәчәк һәм ата – анасын гаепләячәк. Шуңа күрә исем сайлауга аеруча игътибар итәргә кирәк.

  • Балага исем биргәндә исем аның характерына да туры килерлек итеп сайларга кирәк.

Галимнәребез исәпләвенчә, кеше исеме турыдан – туры аның язмышына бәйле. Татар исемнәре һәм фамилияләре элек-электән бик матур яңгырашлы булып билгеле бер мәгънәгә ия булган. Аларның күбесе — зәвыклы, җыйнак-җиңел әйтелешкә ия исемнәр, милли исемнәр Ә заманча исемнәр эчтәлексез, хәтта кайберсенең бернинди мәгънәсе юк.





Заключение

Тема нашей научно-исследовательской работы: “Тайны имен моих одноклассников”. Когда мы выбрали тему работы, мы перед собой поставили проблемный вопрос: нужно ли знать значения наших имен? Конечно, мы думаем, что в этой работе нашли ответ на этот проблемный вопрос. Назвать новорожденного ребенка, знать значения наших имен – эта актуальная проблема для всех времен. Потому что те имена, которые выбирают родители сопровождают человека везде и всю жизнь.

Тормышның бормалы озын юллары буенча үткән вакытта, кеше үз исемен әйтүдән беркайчан да оялырлык булмаска тиеш. Теманы ачыклау максатыннан "Исем- матурлыкка омтылу үрнәге”, “Исемнәрнең мәгънәсе” дигән бүлекләр алынды. I бүлектә исемнәрнең җәмгыятьтәге функциясе ачыкланды һәм исемнәрнең кешене бизәвен дәлилләп аңлатылды. 2 нче бүлектә “Нәрсә соң ул исем?”- дигән сорауга җавап язылды һәм үзебезнең сыйныфта исемнәргә нинди мәгънә салынганлыгы аңлатылды, аларга үз фикерләрем күрсәтелде; Кушымтада безнең сыйныф укучылары фотографияләре һәм аларның исемнәренең мәгънәләрен яктырткан материаллар урын алды.

Бу фәнни-тикшеренү эше өстендә эшләп, кешенең исеме мәгънәле икән, ул матур яңгырашлы, горурланып йөрерлек булуын һәм исемнең кеше тормышында зур роль уйнавын аңладым. Бу фикерне иптәшләремә дә җиткерергә, алар да үз исемнәренең һәм гаиләләрендәге кешеләрнең исемнәренең мәгънәләрен белсеннәр, мин бу хакта аларга аңлатырга тиеш дигән нәтиҗә ясадым.

Йомгаклап шуны әйтәсе килә: фәнни эш белән шөгыльләнү укучыны кызыксынырга, кирәкле материалны эзләгәндә күп китаплар укырга, эшнең рәхәтлеген тоярга, төрле чыганаклар белән мөстәкыйль эшләргә, үз эшеңне исбатларга, дәлилләргә, чыгышлар ясарга өйрәтә икән. Ә иң кыйммәте – аларда үз нәтиҗәләрен күргәннән соң иҗат дәрте кабынуы.

Бу хезмәтне укыгач, һәркем үз исеменең мәгнәсе белән кызыксыныр, белер һәм исеменә тап төшермәслек итеп яшәргә тырышыр дип ышанам. Димәк, һәрбер ата-ана баласына лаеклы исем кушарга, ә бала шул исемне аклап гомер итәргә бурычлы.


Файдаланылган әдәбият

  1. Гомәр Саттаров “Исемең матур, кемнәр куйган”. Казан, “Раннур” нәшрияты,1989 ел.

2. Гомәр Саттар-Мулилле “Татар исемнәре ни сөйли?” Казан, “Раннур” нәшрияты,1998 ел.

3. Ф. Фасеев. “Сезнең исемегез нәрсә аңлата?” Казан, Татарстан китап нәшрияты, 1989.

4. М. Юныс. Тозлы җил. Казан, Татарстан китап нәшрияты, 1978.

5. “Татарстан яшьләре” газетасының 2009 нчы елгы тегелмәсе.

6. Татар календаре. 2004- 2005 нче еллар.

























Приложение 1


Тебе твое имя нравится? («да» - 68, «нет» - 8).

Знаешь ли ты значение своего имени? («да» - 5, «нет» - 71).

Какие имена лучше – “старые” или “новые”? («старые» - 34, «новые» - 12, и «старые», и «новые» - 30).













Приложение 2




Карина –это имя для девочки означает “друг”, “любимая”, “добрая”, “возлюбленная”. Ещё одно значение имени Карина – “милый друг”.

Происхождение имени: латинское.








Артем – это имя для мальчика означает “посвященный Артемиде”, “зрелый”, “здравый”. Происхождение имени: древнегреческое.





Снежана – произошло от слова “снег”, поэтому часто переводят как “снежная”, “Снегурочка”.



Происхождение имени: славянское


Карина –это имя для девочки означает “друг”, “любимая”, “добрая”, “возлюбленная”. Ещё одно значение имени Карина – “милый друг”.

Происхождение имени: латинское.




Радель -





Булат – имя для мальчика означает “сталь”, “стальной”. Это влияет на характер и судьбу Булата.


Происхождение имени Булат: персидское, мусульманское, казахское.











Дмитрий – озназает “посвященный богине Деметре”. Деметра – древнегреческая богиня земли и плодородия, поэтому имени Дмитрий часто дают значение “земледелец”

Происхождение имени Дмитрий: греческое




Роман –означает “римский”, “римлянин”, “из Рима”.




Происхождение имени Роман: латинское








































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!