СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Театральный кружок

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

План работы театрального кружка 1 раз в неделю

Просмотр содержимого документа
«Театральный кружок»

21


ГБОУ «Турунтаевская СКОШИ»



Согласовано: Утверждаю:

Зам директора по В.Р. Директор школы

-------------------------/ Е.В. Хамуева ----------------/Е.Ю. Островский

 

 












Программа внеурочной деятельности

Театральный кружок

«Семицвет».


Педагог-организатор

Соколова Марина Владимировна.









 

 

 

 

 

 

 





2022-2023 у. год




 



 

 

  1. Пояснительная записка

  2. Содержание программы.

  3. Планируемые результаты

  4. Учебно-тематический план

  5. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

  6. Список литературы

Пояснительная записка

Творчество – это естественное состояние ребенка, через которое он познает себя и окружающий мир. Оно является неотъемлемой частью развития ребенка как личности. Поэтому главная задача педагога дополнительного образования – развивать творческие способности детей, сохраняя их непосредственность и индивидуальность. При этом очень важно дать ребенку свободу для импровизации, чтобы развить его самостоятельность и укрепить веру в собственные силы.

Театрализованная деятельность отлично подходит для этих целей, так как является синтетическим и коллективным видом творчества, который дает возможность развить и проявить пластические, пантомимические, артикуляционные и хореографические навыки ребенка.

Особую роль театрализованная деятельность играет в образовании детей 7-16 лет, так как в этом возрасте формируется самооценка ребенка и многие личностные качества.

Отличием данной программы от уже существующих является то, что она рассчитана на детей с ОВЗ. Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. У таких детей очень часто наблюдаются нарушения всех сторон психической деятельности: внимания, памяти, мышления, речи, моторики, эмоциональной сферы.

Направленность программы

Рабочая программа дополнительного образования реализуется по направлению развития личности «общекультурное».

 

Новизна программы

Новизной программы является деятельностный подход к воспитанию и развитию подростка средствами театра, где школьник выступает в роли художника, исполнителя, режиссера, композитора спектакля; принцип креативности - предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.

Актуальность

Программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.

Педагогическая целесообразность.

Данная программа рассчитана для школьников 7 - 16 лет и обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами,
любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа, призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный: запас, сформировать нравственно - эстетические чувства.

Цель программы.

Обеспечить системный подход к созданию условий для становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Сформировать устойчивый интерес к искусству.

Задачи:

1.Социализация:

  • развитие и овладение навыками межличностного общения и сотрудничества, развитие самоуважения и взаимоуважения учащихся;

  • активизация познавательных интересов - ученье с увлечением;

  • развитие основных высших физических функций: внимания, памяти, мышления, воображения;

  • воспитание самостоятельности и ответственности, развитие самоконтроля.

2. Эмоционально - личностная сфера:

  • коррекция страхов;

  • овладение навыками внутреннего раскрепощения;

  • развитие самопознания и овладение навыками саморегуляции;

  • развитие воображения;

  • развитие драматургического мышления.

3.Технические навыки:

  • формирование грамотного звукоизвлечения и звукопроизношения:

  • обучение владению навыками правильного дыхания;

  • обучение владению навыками верной артикуляции;

  • обучение владению навыками дикционного звукопроизношения;

 Условия реализации программы

Программа коррекционной работы, составлена в соответствии с учетом индивидуальных особенностей психического развития контингента воспитанников с ОВЗ и на основании следующих нормативно-правовых документов:

  • Закона РФ от 29 декабря 2012 года № 273 «Об образовании»

  • Оперативные Федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья

  • Международная Конвенция "О правах ребенка" от 20 ноября 1989 года

  • Письма Минобразования РФ от 22 января 1998 г «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования»

  • Письма Минобразования РФ от 27 июня 2003 года №28-51-513/16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования»

  • Письма Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 года № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ОВЗ и детьми инвалидами»

  • Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196 «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении» ( с изменениями от 23 декабря 2002 года, 20 июля 2007 года, 18 августа 2008 года, 10 марта 2009 года)

 

 

  Содержание программы

Программа состоит из четырёх разделов, работа над которыми продолжается параллельно в течение учебного года.

 

1 раздел.

«Основы театральной культуры». Данный раздел призван познакомить учащихся с театром, как видом искусства: дать понятие, узнать, что даёт театральное искусство в формировании личности. Он включает в себя беседы, видео просмотры и аудио прослушивание.

Задачи.

Совершенствовать художественный вкус учащихся, воспитывать их нравственные и эстетические чувства, научить чувствовать и ценить красоту.

 

2 раздел.

«Ритмопластика». Раздел включает в себя ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей учащихся, развитие свободы и выразительности телодвижений.

Задачи

  • Учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию.

  • Закреплять умения легко, ритмично и выразительно двигаться под музыку, четко выполнять танцевальные движения, творчески исполнять знакомые движения в свободных плясках, импровизациях, играх.

 

3 раздел.

«Культура и техника речи, мимики, эмоций, жестов» - объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть мелкой мускулатурой лица, правильной артикуляцией, чёткой дикцией, разнообразной интонацией. Сюда включены игры со словами, развивающие связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.

Задачи

  • Развивать умение распознавать основные человеческие эмоции (радость, страх и др.) по определенным признакам.

  • Обучать элементам художественно-образных выразительных средств (интонации, мимике и пантомиме).

  • Совершенствовать художественно-образные исполнительские умения.

  • Развивать творческую самостоятельность в передаче образа, выразительных и пантомимических действий.

 

 

4 раздел.

«Подготовка спектакля» - Развитие актерских умений и навыков воображения, сценического внимания, предлагаемых обстоятельствах, и перевоплощения. Развитие игрового поведения, эстетического чувства, находчивости, способности творчески относиться к любому делу, умений общения со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях, формирование навыков действия с воображаемыми предметами. Рздел является вспомогательным, базируется на авторских сценариях и включает в себя работу с этюдами, постановку спектакля, подготовку номеров к различным праздникам.

 

Задачи

  • Развивать фантазию, воображение, зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность средствами театрального искусства..

  • Развитие умения действовать словом, вызывать отклик зрителя, влиять на их эмоциональное состояние, научиться пользоваться словами выражающие основные чувства.

  • Вырабатывать у учащихся умения создавать собственные постановки театрализованных мероприятий.

  • Дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области такого вида искусства, как театр.


 

 

Форма проведения работы

Занятия проходят в форме бесед, игр и репетиций индивидуально и группами по 6-10 человек. Место проведения – актовый зал. Продолжительность занятия 40 минут, в зависимости от возраста детей и их психологических особенностей.

Индивидуально-групповые занятия, система творческих игр и упражнений, тренинги, беседы, спектакли и праздники, создание проблемных ситуаций, требующих от детей и взрослого активных совместных поисков.

 Принципы проведения занятий:

  1. Наглядность в обучении - осуществляется на восприятии наглядного материала.

  2. Доступность - занятие составлено с учетом возрастных особенностей, построенного по принципу дидактики (от простого к сложному)

  3. Проблемность - направленные на поиск разрешения проблемных ситуаций.

  4. Развивающий и воспитательный характер обучения – для расширение кругозора, для развитие патриотических чувств и познавательных процессов.

 

 

 

Ожидаемые результаты.

 

За 1 год реализации программы планируется достижение следующих предметных результатов, которые включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные и коммуникативные):

Регулятивные

1. Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать свои действия для реализации задач, прогнозировать результаты, осмысленно выбирать способы и приёмы действий, корректировать работу по ходу выполнения.

2. Выбирать для выполнения определённой задачи различные средства: литературу, ИКТ.

3.Осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов.

4. Оценивать результаты собственной деятельности.

5. Адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать её в работе над ошибками.

6. Регулировать своё поведение в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями.

Познавательные:

1. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).

2. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы и осваивать новые приёмы, способы.

Коммуникативные:

1.Владеть диалоговой формой речи.

2. Оформлять свои мысли в устной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

3. Формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании собеседника, отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

4. Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при работе в паре. Договариваться и приходить к общему решению.

5. Участвовать в работе группы: распределять обязанности, планировать свою часть работы; задавать вопросы, уточняя план действий; выполнять свою часть обязанностей, учитывая общий план действий и конечную цель; осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль и взаимопомощь.

6. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

В результате реализации программы планируется достижение следующих личностных результатов.

Художественно-эстетическое развитие:

• приобщение к высокохудожественной литературе, музыке, фольклору;

• развитие воображения;

• приобщение к совместной дизайн-деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов;

• создание выразительного художественного образа;

• формирование элементарных представлений о видах искусства;

• реализация самостоятельной творческой деятельности детей.

Физическое развитие:

• согласование действий и сопровождающей их речи;

• умение воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития образа;

• выразительность исполнения основных видов движений;

• развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки.

Во время прохождения учебной программы у воспитанника сформируются элементарные навыки актерского мастерства, артикуляции, сценической пластики и пантомимы. Дети станут самостоятельнее и увереннее в себе на сцене и в жизни, а так же более эмоционально отзывчивыми.

К концу первого года обучения ученик:

ЗНАЕТ:

1. Что такое театр

2. Чем отличается театр от других видов искусств

3. С чего зародился театр

4. Какие виды театров существуют

5. Кто создаёт театральные полотна (спектакли)


ИМЕЕТ ПОНЯТИЯ:

1. Об элементарных технических средствах сцены

2. Об оформлении сцены

3. О нормах поведения на сцене и в зрительном зале

УМЕЕТ:

1. Направлять свою фантазию по заданному руслу

2. Образно мыслить

3. Концентрировать внимание

4. Ощущать себя в сценическом пространстве

ПРЕОБРЕТАЕТ НАВЫКИ:

1. Общения с партнером (одноклассниками)

2. Элементарного актёрского мастерства

3. Образного восприятия окружающего мира

4. Адекватного и образного реагирования на внешние раздражители

5. Коллективного творчества

А так же избавляется от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса "взгляда со стороны", приобретает общительность, открытость, бережное отношение к окружающему миру, ответственность перед коллективом.

Форма подведения итогов:

Праздничные мероприятия, театральные постановки.

























Учебно-тематический план

 

п/п

Тема

Количество часов

Дата

план

Дата

факт

1

Театральная игра. Вводное занятие

05.09 


2

Театральная игра" Веселые артисты"

 

 12.09


3

Формы сценической деятельности.

 

 19.09


4

Ритмопластика. Беседа о сценическом движении как о средстве выразительности и его особенностях.

 26.09


5

Ритмопластика массовых сцен и образов.

 03.10


6

Культура и техника речи. Что значит красиво говорить? Беседа о словах паразитах речи.

 10.10


7

Интонация, динамика речи, темп речи. Практикум.

1 ч

 17.10


8

Сценическая речь во взаимодействии со сценическим движением, фонограмма.

1 ч

 24.10


9

Вокал. Основы вокального исполнения.

 07.11


10

Театрализация, репетиционная деятельность. Сценарий и правила работы с ним.

 

 14.11


11

Игровое занятие "Кого бы я хотел сыграть".

 

 

 21.11


12

Прочтение сценария презентации театрального кружка. Обсуждение сценария. Распределение ролей .

 28.11


13

Чтение по ролям.

Работа над дикцией.

 

 05.12


14

Репетиционная деятельность.

 

 

1 ч

 12.12


15

Оформление зала, сцены, подбор костюмов.

 

1 ч

 19.12


16

Генеральная репетиция.

 

1 ч

 14.01


17

Презентация театрального кружка для родителей и детей школы.

 

1 ч

 23.01


18

Прочтение сценария сказки « Пять замков для волшебного сундука». Обсуждение сценария. Распределение ролей сказки.

 

1 ч

 30.01


19

Чтение сказки по ролям.

Работа над дикцией.

 

 

1 ч

 06.02


20

Репетиционная деятельность.

 

 

1 ч

 13.02


21

Подбор костюмов, реквизита.

 

 

1 ч

 20.02


22

Генеральная репетиция.

 

1 ч

 27.02


23

 

Премьера спектакля.

 

 

1 ч

 06.03


24

Экскурсия в районный Дом культуры.

Просмотр спектакля.

 

 

1 ч

 

 

 13.03


25

Прочтение сценария сказки "Репка". Обсуждение сценария. Распределение ролей сказки.

 

1 ч

 20.03


26

Чтение сказки по ролям.

Работа над дикцией.

 

 10.04


27

Репетиционная деятельность.

 

 17.04


28

Подбор костюмов, реквизита.

 

 24.04


29

Премьера спектакля.

 15.05


30

Ритмопластика массовых сцен и образов.

 22.05



ИТОГО

30 часов



Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение


 

1. Учебно-методический комплекс

Учебные и методические пособия:
• Научная, специальная, методическая литература
(См. список литературы).

 

2. Материально-техническое оснащение

Книги с произведениями, используемыми в ходе составления сценариев.

Телевизор

Доступ в сеть интернет

Видеомагнитофон

Мультимедийный проектор

Компьютер



Видеофильмы, DVD диски, соответствующие содержанию произведений, используемых для постановки спектаклей.

 

Список используемой литературы

  1. Доронова Т. Н. «Театрализованная деятельность как средство развития детей 4-6 лет» / М.: «Обруч», 2014

  2. Минина Т. А., Заботина О. П. «Музыкальный театр в детском саду: Конспекты НОД» / М.: УЦ «Перспектива», 2015

  3. Каргина З.А. «Практическое пособие для педагога дополнительного образования» / М.: «Школьная пресса», 2008

  4. Дж. Кэмерон «Художник есть в каждом. Как воспитать творчество в детях» /М.: «Манн, Иванов и Фербер» 2015

  5. Медведева И.Я., Шишова Т.Л..»Улыбка судьбы. Роли и характеры» М.: «ЛИНКА-ПРЕСС», 2002

  6. Генов Г.В. «Театр для малышей» М., «Просвещение», 1968

  7. Выготский Л.С. «Концепция о соотношении первичных и вторичных нарушений»

  8. Выготский Л.С., Малофеев Н.Н. «Учение об общих и специфических закономерностях развития аномальных детей»

  9. Нормативно-правовые документы Минобразования РФ.