Просмотр содержимого документа
«Техника чтения в школе и дома»
Техника чтения
чтение -это сложный процесс согласования зрительной,аудиальной,и кинестетической модальностей.
Ребенок произносит то, что он видит,подстраивая при этом кинестетику-движение губ, языка, мимических мышц, артикуляцию в целом.
Детям, у которых ведущей системой восприятия информации является зрительная, легко читать. Они произносят почти только то, что видят.Они меньше устают.Они легко запоминают отличия в зрительных образах каждой из букв. Они визуалы.
Для аудиалов, детей с ведущей слуховой модальностью, чтение таит в себе сложности. Поэтому аудиалы не дочитывают слова, а стараются их узнать или угадать по первым слогам и договорить, путая окончания или неправильно согласовывая их с другими словами. Они, так же как и визуалы, не утомляются от чтения, как и в целом от своей болтовни (аудиалы чаще всего болтуны), но их может раздражать необходимость длительно концентрировать своё внимание на тексте. Их трудно заставить прочитать до конца задание. Они с большим удовольствием сами сочинят продолжение.
Для кинестетиков главным является ощущение. Такие дети слишком быстро ощущают усталость от чтения, и долго читать им действительно трудно. Кинестетик переживает всю гамму чувств, заложенных в повествовании. Ему очень важно поделиться своими чувствами с другими или наедине с собой пережить ещё раз то, что он прочитал. Кинестетики отвлекаются от чтения чем раздражают учителя, родителя. Но ведь повести и рассказы пишутся для того — чтобы их переживать))).
Визуалу легко прочитать любой текст. Он по прочитанному как бы увидит всё со стороны. В этом для него смысл чтения.
Аудиал читает для того, чтобы уловить стиль писателя и научиться самому так говорить, подражать, интонировать.
Кинестетик читает для того, чтобы получать впечатления.
Ни для одного из детей техника чтения не является значимой характеристикой чтения. Техника чтения важна как результат сформированного навыка. Но она не гарантирует ни осмысления текста, ни его понимания.
Зададим себе вопрос зачем ребенку читать быстро если он не успевает понять смысл текста. Для некоторых детей важнее для получения и усвоения информации ее визуализировать.