СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта "Числа от 11 до 20"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная технологическая карта составлена в соответствии с новыми требованиями ФГОС НОО. 

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта "Числа от 11 до 20"»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ


Учебник: Математика 1 класс, 2 часть (УМК «Школа России», Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В.)

Класс: 1

Тема урока: Названия и последовательность чисел от 11 до 20.

Тип урока: открытия новых знаний

Цель урока: познакомиться с названиями и порядком следования чисел второго десятка.

Планируемые результаты:

  1. Личностные:

- осознавать необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям, для развития общей культуры человека, способности мыслить, рассуждать, выдвигать предположения и доказывать или опровергать их;

- характеризовать свои успехи в изучении математики, стремиться углублять свои математические знания и умения.

  1. Метапредметные:

Познавательные: Базовые логические действия: - применять базовые логические универсальные действия: сравнение, анализ, обобщение;

- представлять текстовую задачу, её решение в виде схемы, арифметической записи, текста в соответствии с предложенной учебной проблемой.

Базовые исследовательские действия: - проявлять способность ориентироваться в учебном материале.

Работа с информацией: - читать, интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, другую модель);

- представлять информацию в заданной форме, формулировать утверждение по образцу, в соответствии с требованиями учебной задачи.

Коммуникативные: Общение: - конструировать утверждения, проверять их истинность;

- использовать текст задания для объяснения способа и хода решения математической задачи;

- комментировать процесс вычисления, построения, решения.

Регулятивные: Самоорганизация: - планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

Самоконтроль (рефлексия): - осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;

- находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины, вести поиск путей преодоления ошибок;

Совместная деятельность: осуществлять совместный контроль и оценку выполняемых действий.

Предметные: - читать, записывать, упорядочивать числа от 11 до 20;

- решать текстовые задачи в одно-два действия: представлять задачу (краткая запись), оформлять его в виде арифметического действия или действий, записывать ответ.

Оборудование: экран, ПК, учебник «Математика» 1 класс, 2 часть под редакцией М.И. Моро и С.И. Степанова, наглядные пособия (счетные палочки, «линейка чисел 0-20»; магнитные карточки «десятки», «единицы», «меньше», «составные части задачи»), магнитная доска, тетради, полотно, фигурки лисичек.


Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД



Самоопределение к деятельности

Приветствует детей.

Налаживает зрительный контакт.

- Ну, ребята, был звонок.

Начинается урок.

Глазки шире открываем,

Слушаем, запоминаем

Ни минутки не теряем.

- Мы друг друга понимаем?

- Хорошо всегда считаем?

- Мы хороший дружный класс?

- Всё получится у нас?

- Ребята, как вы думаете, зачем нужно знать математику?

Без счёта не будет на улице света

Без счёта не может подняться ракета

Без счёта письмо не найдёт адресата.

И в прятки сыграть не сумеют ребята.

Есть о математике молва,

Что она в порядок ум приводит.

Запомните все, что без точного счёта

Не сдвинется с места любая работа.

Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку.




Отвечают на вопросы:

- да

- да

- да

- да

- математика учит думать. Она пригодится нам в жизни: в магазине, в автобусе.


Настраиваются на работу.

Личностные: осознавать необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям, для развития общей культуры человека, способности мыслить, рассуждать, выдвигать предположения и доказывать или опровергать их.

Регулятивные:

Самоорганизация: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата.


Актуализация знаний

Проводит устный счёт

- Посчитайте от 1 до 10

- Посчитайте от 10 до 1

- Назовите соседей числа 3, 5, 7, 9

- Какое число стоит между числами 2 и 4?

- Какое число стоит справа от числа 4, слева от числа 8?

- Откройте свои тетради. Послушайте небольшое стихотворение:

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою

Ручку правильно держу.

Сяду прямо не согнусь.

- Ребята, садимся правильно. Спина прямая. Запишите сегодняшнее число.

- Какое сегодня число?

- В каком месте листа запишем дату?

Оказываю помощь тем, кому это необходимо

Актуализирует знания учащихся.

- Отступите от даты 2 клетки вниз, в левой стороне листа запишите ответ в строчку, через запятую.

1. Запишите все числа, которые меньше 6.

- Отступите вниз 1 клетку, запишите ответ в строчку, через запятую.

2. Запишите все числа, которые больше 3, но меньше 10.

- Отступите вниз 1 клетку и запишите ответы с новой строчки, также через запятую

3. Первое слагаемое 5, сумма 10. Чему равно второе слагаемое?

4. Уменьшаемое 9, вычитаемое 6. Чему равна разность?

5. Уменьшите на 6 число 8, 10, 6, 9, 7.

- Поверьте свои ответы, с ответами на доске

- У кого все верно? Молодцы!

- У кого одна-две ошибки? Вы тоже неплохо справились, но нужно быть внимательнее.

Выполняют устные вычисления

- 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10

- 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1

- 2 и 4, 4 и 6, 6 и 8, 8 и 10

- 3

- 5,6,7






Называют текущую дату, открывают тетради, записывают.


- посередине, отступив 4 клетки от последней записи.


Выполняют инструкции учителя, записывают ответы в тетрадь.

- 0,1,2,3,4,5



- 4,5,6,7,8,9




- 5,3,2,4,0,3,1


Проверяют свои ответы, сравнивают с записью на доске.



Познавательные: Базовые логические действия: применять базовые логические универсальные действия: сравнение, анализ, классификация (группировка), обобщение.

Базовые исследовательские действия: проявлять способность ориентироваться в учебном материале.

Работа с информацией: представлять информацию в заданной форме, формулировать утверждение по образцу, в соответствии с требованиями учебной задачи.

Коммуникативные:

Общение: - конструировать утверждения, проверять их истинность;

- комментировать процесс вычисления, построения, решения.



Сообщение темы и постановки задач урока

Подводит к теме.

- Внимательно послушайте стихотворение Владимира Орлова:

Всё, что вижу во дворе я,

Всё, что вижу на пути,

Я умею, я умею

Сосчитать до десяти.

Еду с мамой в зоосад

И считаю всех подряд.

Пробегает дикобраз - это раз.

Чистит пёрышки сова - это два.

Третьей стала росомаха,

А четвёртой черепаха.

Серый волк улёгся спать - это пять.

Попугай в листве густой, он шестой.

Вот лосёнок рядом с лосем,

Это будет семь и восемь.

Девять - это бегемот.

Рот как бабушкин комод.

В клетке ходит лев косматый,

Он последний, он десятый.

Дальше мне не сосчитать -

Надо снова начинать!

- До какого числа научился считать мальчик? Почему он не смог дальше сосчитать?

- Поднимите руку, кто знает, какие числа идут после 10.

- Как вы думаете, какая сегодня будет тема урока?

- Какие цели поставим на урок?

Слушают стихотворение.



















Отвечают на вопросы учителя.

- до 10. Потому что не знал, какие числа следуют после 10.

Формулируют тему и цель урока:

- числа после 10;

- научимся правильно их называть, узнаем, как они образуются.

Личностные: осознавать необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям, для развития общей культуры человека, способности мыслить, рассуждать, выдвигать предположения и доказывать или опровергать их.

Коммуникативные:

Общение: конструировать утверждения, проверять их истинность.

Регулятивные:

Самоорганизация: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата.


Физминутка


Организует пальчиковую гимнастику

- Ребята, взяли в руки карандаш. Повторяйте движения за мной:

Карандаш в руках держу,

Между пальчиков кручу.

Непременно, каждый пальчик

Быть послушным научу.

- Сели все ровно и красиво. Спина прямая.

Повторяют движение за учителем.



Открытие новых знаний

Выставляю на наборное полотно фигурки лисичек.

- Ребята, сосчитайте количество лисичек.

- Как вы считали?

- Как еще можно считать?

- Считать предметы можно не только единицами и парами, но и тройками, пятёрками.

- Возьмите 10 палочек.

- Как можно сказать о количестве палочек?

- А теперь соедините палочки в пучок.

- Получим десяток.

- Сколько десятков палочек у вас в пучке?

- Значит, можно сказать, что у вас десять палочек, или один десяток.

Вывешиваю табличку:

- Вы знакомы с таким словом «Десяток». Где вы его можете встретить?

- Существует также и старинное русское слово, которое значит «десять, десяток». Это слово «ДЦАТЬ».

- Положите на парту один десяток палочек. Теперь положите одну палочку на десяток палочек. Сколько стало всего палочек?

- Сколько у вас лежит десятков палочек?

- Сколько отдельных палочек?

- Значит, в числе 11 – 1 десяток и 1 единица.

- Добавьте еще одну палочку.

- Сколько палочек стало?

- Сколько в числе 12 десятков, сколько единиц?

Аналогично рассматриваются числа от 13 до 19. Обращаю внимание учащихся на то, что первая часть в названии чисел от 11 до 19 говорит о количестве единиц.

13 - три-на-дцать

14 - четыр-на-дцать

15 - пят-на-дцать)

16 - шест-на-дцать

17 - сем-на-дцать

18 - восем-на-дцать

19 - девят-на-дцать

- А теперь положите на парту еще одну палочку. Сколько не связанных в пучок палочек у вас на парте?

- Сколько это десятков?

- Замените несвязанные палочки пучком палочек.

- Сколько всего десятков палочек у вас на парте?

- Два десятка – это двадцать единиц.

Отвечают на вопросы:

- 5

- по одному

- парами, то есть по два



берут счетные палочки

- их десять

соединяют палочки в пучок


- один







- десяток яиц, десяток пуговиц


проговаривают вместе с учителем:


- 11, один-на-дцать

- один

- одна



- 12, две-на-дцать

- в числе 12 -1 десяток 2 единицы




(13 – 1 десяток 3 единицы)

(14 – 1 десяток 4 единицы)

(15 – 1 десяток 5 единиц)

(16 – 1 десяток 6 единиц)

(17 – 1 десяток 7 единиц)

(18 – 1 десяток 8 единиц)

(19 – 1 десяток 9 единиц)



- десять

- один


- два

Личностные: характеризовать свои успехи в изучении математики, стремиться углублять свои математические знания и умения.

Познавательные: Базовые логические действия: применять базовые логические универсальные действия: сравнение, анализ, классификация (группировка), обобщение.

Коммуникативные:

Общение: конструировать утверждения, проверять их истинность.

Совместная деятельность: осуществлять совместный контроль и оценку выполняемых действий.



Физминутка


Проводит физминутку

- Сейчас мы с вами немного разомнемся. Все встаем.

- Присаживайтесь. Настаиваем на работу.

Повторяют движение за учителем.



Первичное закрепление

- Мы с вами начинаем изучать новый раздел.

- Откройте учебники на с. 45. Прочтите, как называется раздел.

- Что узнаем и чему научимся, изучая этот раздел?

Читаю вслух

- Интересно? Вперед!

Вывешиваю таблицу

- Мы познакомились с числами второго десятка. Назовите числа от 11 до 20, от 20 и до 11.

- Прочитайте первый ряд чисел.

- Прочитайте второй ряд чисел.

- Как вы думаете, они похожи? А чем отличаются?

- Как можно назвать числа, стоящие в первом ряду?

- Как назовём числа второго ряда, раз они состоят из двух знаков?

- Верно, двузначные. Левая цифра обозначает число десятков, правая - число единиц.

- А теперь немного поиграем, поможем лисичкам.

Организует работу в карточках

- Положите перед собой карточку. Что необходимо сделать в задании?

- Представим числа второго десятка в виде суммы разрядных слагаемых - сумма десятка и соответствующего числа единиц.

- Давайте разберем первый пример:

11 = + 1

- Какое число нужно вставить в окошко? Почему?

- Молодцы! Выполните задание в карточках самостоятельно.

- Спина прямая, пишущая рука на парте, ноги вместе. Держим ручку правильно.

17 = 10 +

14 = +4

12 = 10 +

18 = + 8

13 = + 3

15 = 10 +

19 = 10 +

16 = + 6

- Проверим как вы выполнили задание. Докажите, что вставили верное число в окошко.

Организует совместную работу с интерактивной доской

- Верно, молодцы! Выполним следующее задание вместе. Посмотрите на доску. Вам нужно вставить пропущенные знаки, чтобы неравенства стали верными.

- Посмотрим на первое неравенство. Какой знак нужно поставить между числами 16 и 15? Почему?

- Посмотрим на второе выражение. Какой знак нужно поставить между числами 13 и 11? Почему?

- Ребята, вспомните, какой ещё способ мы знаем, и какой помощник нам может помочь выполнить это задание.

- Докажите, что вы поставили верный знак во втором неравенстве.

- Пользуясь этими двумя способами, выполним задание.

вызываю ребят в разном порядке

- Какой знак нужно поставить между числами 18 и 20? Почему?

- Какой знак нужно поставить между числами 14 и 12? Почему?

- Какой знак нужно поставить между числами 19 и 17? Почему?

- Какой знак нужно поставить между числами 11 и 20? Почему?

Работа по учебнику.

- Откройте учебник на стр. 46. №2

- Сосчитайте, сколько красных флажков на рисунке.

- Как можно сказать по-другому?

- Положите один десяток палочек на парту.

- Сколько синих флажков?

- Как по-другому назвать 10?

- Положите еще 1 десяток палочек на парту.

- Сколько всего палочек у вас на парте?

- Сколько флажков на рисунке?

- Два десятка – это сколько единиц?

- Положите на парту 10 красных кружков и 7 синих.

- Каких кружков больше?

- На сколько?

- Сколько кружков всего?

- Верно, так как 17 – 1 десяток 7 единиц.

- Какое число предшествует числу 17?

- Какое число следует за числом 17?

- Прочитайте текст в задании 3 (с. 47 учебника)

- Докажите, что это задача.

- Прочитайте условие.

- Прочитайте вопросы задачи.

- Какое действие следует выполнить, чтобы ответить на первый вопрос задачи?

- Почему?

- Запишите решение.

- Каким действием будете находить ответ на второй вопрос?

- Почему?

- Запишите решение.

- Ответьте на вопросы задачи.

Открывают учебник, хорошо читающий ученик читает название раздела.

- числа от 11 до 20













Называют числа в прямом и обратном порядке индивидуально.

- 11,12,13,14,15,16,17,18,19,20

- 20,19,18,17,16,15,14,13,12,11


Отвечают на вопросы, устанавливают взаимосвязи, делают вывод:

- для записи каждого числа в первом ряду требуется 1 цифра или 1знак. А каждое число во втором ряду состоит из 2-х цифр

- однозначные

- двузначные



- вставить в окошко пропущенное число.






- 10, потому 10 – 1 десяток. Число 11 состоит из 1 десятка и 1 единицы. 11 = 10+1

Выполняют задание в карточках.

7


10

17 = 10 +

2

14 = +4

10

12 = 10 +

10

18 = + 8

13 = + 3

5

15 = 10 +

9

10

19 = 10 +

16 = + 6

- потому что 17 – 1 десяток 7 единиц

- потому что 14 – 1 десяток (10 единиц) 4 единицы

- потому что 12 – 1 десяток 2 единицы

- потому что 18 – 1 десяток (10 единиц) 8 единиц

- потому что 13 - 1 десяток (10 единиц) 3 единицы

- потому что 15 – 1 десяток 5 единиц

- потому что 19 – 1 десяток 9 единиц

-потому что 16 – 1 десяток (10 единиц) 6 единиц


- знак больше, потому что у числа 16 больше единиц, чем у числа 15

- знак больше, потому что у числа 13 больше единиц, чем у числа 11


- числовой луч




- знак больше, так как число 13 находится правее числа 11.



- знак меньше, так как число 20 находится правее числа 18.

- знак больше, так как у числа 14 больше единиц, чем у числа12.

- знак больше, так как число 19 находится правее числа 17.

- знак меньше, так как число 20 находится правее числа 11.













Отвечают на вопросы:

- десять

- один десяток


- десять

- один десяток


- два десятка

- два десятка

- двадцать


- красных

- на три кружка больше

- семнадцать


- шестнадцать

- восемнадцать






Называют составные части задачи.


- сложение

- в задаче спрашивается, сколько всего деревьев посадили дети

Один из учеников записывает решение на доске.

Записывают в тетрадь: 7+3=10 (д.)

- вычитанием

- так как спрашивается, на сколько меньше березок, чем липок

Записывают в тетрадь: на 7-3=4 (д.)

Личностные: характеризовать свои успехи в изучении математики, стремиться углублять свои математические знания и умения.

Познавательные: Базовые логические действия: - применять базовые логические универсальные действия: сравнение, анализ, классификация (группировка), обобщение;

- представлять текстовую задачу, её решение в виде модели, схемы, арифметической записи, текста в соответствии с предложенной учебной проблемой.

Базовые исследовательские действия: - проявлять способность ориентироваться в учебном материале.

Работа с информацией: - читать, интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, диаграмму, другую модель);

- представлять информацию в заданной форме, формулировать утверждение по образцу, в соответствии с требованиями учебной задачи.

Коммуникативные:

Общение: - конструировать утверждения, проверять их истинность;

- использовать текст задания для объяснения способа и хода решения математической задачи;

- комментировать процесс вычисления, построения, решения.

Регулятивные:

Самоорганизация: - планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

Самоконтроль (рефлексия): - осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;

- находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины, вести поиск путей преодоления ошибок;

Совместная деятельность: осуществлять совместный контроль и оценку выполняемых действий.



Подведение итогов урока

Проводит взаимооценку и самооценку учащихся

- Наш урок пора заканчивать. Какая была тема нашего урока?

- Как называется раздел, который мы начали изучать?

- Что означают части слова в названии чисел до 20?

- Довольны ли вы результатом своей работы на уроке?

- С каким настроением уходим на перемену?

- Благодарю вас за активность на уроке!

-


Проводят взаимооценку и самооценку своей деятельности.

Отвечают на вопросы:

- числа от 11 до 20

- первая часть слова обозначает число единиц, и его мы «складываем» на десяток

Личностные: характеризовать свои успехи в изучении математики, стремиться углублять свои математические знания и умения.

Коммуникативные:

Общение: - конструировать утверждения, проверять их истинность.

Регулятивные:

Самоконтроль (рефлексия): находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины, вести поиск путей преодоления ошибок.

Совместная деятельность: осуществлять совместный контроль и оценку выполняемых действий.





3