Тема: «Что такое лексическое значение слова?».
Урок будет выдан: 02.10.2024 г.
МКОУ Чикская СОШ №6 им. Д. К. Потапова.
Учитель: Коневских Софья Алексеевна.
Методист: Ращупкина Марина Алексеевна.
Ф.И.О. Коневских Софья Алексеевна.
Тема: «Что такое лексическое значение слова?».
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении лексического значения слова.
Структура урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) | Организует мотивацию к учебной деятельности. - Здравствуйте! Меня зовут Софья Алексеевна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. - Проверьте свою готовность к уроку. У вас на партах должны лежать учебник, тетрадь и пенал. - Урок я хочу начать высказывания: «Русский язык — язык великий и могучий» (И. С. Тургенев). - Как вы понимаете это высказывание? | Приветствуют. Проверяют готовность к уроку. Отвечают. | | К: корректно и аргументированно высказывать своё мнение. | |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. | Словесный (беседа) Практический (упражнение) | Организует актуализацию знаний. - Откройте тетради, запишите число, «Классная работа». - Пропишите правильно и аккуратно соединения букв. - Сейчас вам нужно выполнить словарную работы: Берëза, лопата, лопух, ягода, дорога. - В каждом слове подчеркните ошибкоопасное место и поставьте ударение. - Посмотрите на слайд и проверьте, правильно ли вы написали слова. - Ребята, посмотрите на два столбика. Все ли это слова? рампал собака днупк липа цыпарно книга -А в каком столбике записаны слова? - Как вы это определили? - А в первом столбике тогда что? - Как вы это поняли? - А что же называют словом? -Верно. Слово бегу, что оно обозначает? -Что обозначает слово зеленый? -Метель, что это обозначает? | Выполняют задания минутки чистописания. Прописывают словарные слова. - Нет. -Во втором. – Их можно прочитать и понять значение. -Это набор букв. -Слово – это сочетание звуков, называющих предметы, явления, действия, признаки. - Действие. -Признак предмета. -Явление. | | П: объединять части объекта по определённому признаку. К: корректно и аргументировано высказывать своё мнение. | Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании. |
3. Выявление места и причины затруднения. | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) | Организует деятельность по формулировке темы урока. - Какая же тема нашего урока? - Исходя из темы, попробуйте сформулировать цель. | - «Что такое лексическое значение слова?». - Узнать, что такое лексическое значение слова. | | К: соблюдать правила ведения диалога П: с помощью педагога формулировать цель. | Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании. |
4. Построение проекта выхода из затруднения. | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) | Организует планирование учебных действий. - Чтобы достичь цели, нам необходимо составить план. Посмотрите на слайд. План действий перепутан, давайте составим его в правильном порядке. | 1. Узнать, что называют лексическим значением слова. 2. Научиться находить лексическое значение слов в толковом словаре. 3. Применить полученные знания на практике. | | Р: выстраивать последовательность выбранных действий. | |
5. Реализация построенного проекта. | Словесный (беседа) Практический (упражнение) Наглядный (демонстрация) | Организует реализацию построенного проекта. -Откройте учебник на 42-ой странице, давайте выполним 51-ое упражнение. -Кто прочитает задание? -Рассмотрите рисунок. - Определите тему. -Назовите по рисунку несколько слов — названий предметов, признаков предметов, действий предметов. -Составьте по рисунку предложение. Запишите это предложение. -Молодцы, ребята. Теперь посмотрите на 43-ю страницу, 52-ое упражнение. - Что изображено на рисунке? -Как вы поняли, что это береза? - Давайте прочитаем, что о чем здесь говорится. - Что же является словом, а что значением этого слова? -А теперь скажите, что такое лексическое значение слова. - Чтобы убедиться в этом прочитаем правило. - Кто хочет прочитать правило на 43-ей странице? -Сейчас я вам буду называть слово, а вы мне – называть его значение. Слова: голубь, солнце, мама, земля, библиотека. -Ребята, если возникает затруднение, как вы думаете, где можно посмотреть ЛЗ слов? -У нас в учебнике на 138-ой странице есть толковый словарь, давайте откроем его и посмотрим значение неизвестных слов. -Понаблюдайте, как расположены слова, в каком порядке? -Что делать, если два слова начинаются с одной буквы, как будем искать? | Один ученик читает задание вслух. -Тема: осень. -Дети, перелетные птицы, желтая листва, птицы улетают, дети машут. -Дети машут улетающим в теплые края птицам. -Береза. -Береза – это дерево с белой корой. -Слово – береза. Значение слова – лиственное дерево с белой корой и сердцевидными листьями. Читают правило. -Голубь – птица серо-голубого цвета; Солнце – самая большая и горячая звезда солнечной системы; мама – женщина, у которой есть дети; земля – верхний плодородный слой, а так же единственная планета, на которой живут люди; библиотека – место, где хранятся книги. -В толковом словаре. -По алфавиту. -Посмотрим на вторую букву. | Объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач. | П: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде К: корректно и аргументированно высказывать своё мнение. П: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде. | Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании. |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) Практический (упражнение) | Организует деятельность по закреплению изученного с проговариванием во внешней речи. -Теперь давайте выполним 56-ое упражнение на 44-ой странице. - Кто хочет прочитать задание вслух? - Перечислите по шагам, что необходимо сделать. - Вам нужно записать только слова! - Теперь проверим все по словарю. - Запишите только два предложения. - Теперь на 46-ой странице будем выполнять 58-ое упражнение. - Кто хочет прочитать задание вслух? - Перечислите по шагам, что необходимо сделать. - Какая тема текста? - Что же обозначают слова: болото, клюква, мох, моховая подушка? - Вместо какого слова употреблено слово ягода? - Теперь спишите два первых предложения и подчеркните главные члены. | 1.Один ученик читает задание. 2.Второй ученик объясняет задание своими словами. Выполняют задание. 1.Один ученик читает задание. 2.Второй ученик объясняет задание своими словами. - Ягода клюква. Болото — это водоём, в котором нет течения. Клюква — мелкий ягодный кустарничек, растущий на моховых болотах, а также его ягода. Мох — растение, которое встречается обычно в сырых местах, на земле, болотах, камнях, стволах деревьев и образует сплошной стелющийся покров. Моховая подушка — небольшое мягкое возвышение из мха. -Вместо слова клюква. Выполняют задание. | Объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач. | П: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде. | Первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира. |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Практический (упражнение) Наглядный (демонстрация) | Организует самостоятельную работу обучающихся. - А сейчас вам нужно выполнить самостоятельную работу. - У вас на партах лежат карточки с заданиями. Прочитай и запиши слова в три группы, в зависимости от лексического значения. Подбери общее название для каждой группы слов. Лопата, молоко, пальто, топор, кисель, ножницы, платье, компот. -Обменяйтесь с соседом по парте работами и выполните взаимопроверку по эталону. | Выполняют самостоятельную работу. 1)лопата, топор, ножницы 2)молоко, кисель, компот 3)пальто, платье, костюм | Объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач. | П: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде. Р: корректировать учебные действия для преодоления ошибок. | |
8. Включение нового знания в систему знаний и повторение | Словесный (беседа) | Организует включение нового знания в систему знаний и повторение. - Итак, о чём мы сегодня говорили? - Что такое лексическое значение слова? - Где мы ищем значение неизвестных слов? - Достигли ли мы цель урока? - Весь ли план действий мы выполнили? -Где нам могут пригодиться полученные на уроке знания? | -О слове и его значении. -Это то, что обозначает слово. -В толковом словаре. -Да. -Да. -В жизни, на уроках в школе, в беседе с человеком. | | К: соблюдать правила ведения диалога. П: делать выводы. | Первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира. |
9. Рефлексия учебной деятельности. | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) | Организует рефлексию учебной деятельности. -Теперь оцените свою деятельность на уроке с помощью лестницы успеха. -Урок окончен, до свидания! | Осуществляют самооценку деятельности на уроке. | | Р: устанавливать причины успеха/неудач в учебной деятельности. | |