СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта фрагмента урока

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта фрагмента урока»

Министерство образования, науки и молодёжной политики

Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»




ПРОВЕРИЛ

________/_________/

«___»_________20___г.

Технологическая карта урока по русскому языку по теме «Синонимы, антонимы, омонимы»



Выполнила:

cтудентка Ш-31 группы

Копытина Наталья







Ейск, 2022г.

Класс: 4

УМК: Школа России

Предмет: русский язык

Тема: «Синонимы, антонимы, омонимы»

Цель: обобщить и систематизировать знания и умения о синонимах, антонимах, омонимах.

Задачи:

Образовательная: закрепить знания и умения о синонимах, антонимах, омонимах; формировать умения применять эти знания в практических упражнениях.

Развивающая: развивать речь; умения применять ранее полученные знания; память; внимание; развитию умения распознавать синонимы, антонимы, омонимы , находить их в тексте , применять их в речи.

Воспитательные: воспитывать интерес к предмету.

Планируемые результаты:

Личностные:

Л1: умение актуализировать личностный смысл к изучению темы, осознавать ценность совместной работы, ответственность за продукты собственной деятельности, проявлять интерес, уважительность к русскому языку, этические чувства;

Л2: доброжелательность, уважение; осознавать богатство русского языка, его величие и многогранность;

Л3: умение ценить и принимать следующие базовые ценности: совместный труд, терпение, уважение к мнению одноклассников;

Метапредметные:

  • Познавательные:

П1: умение ориентироваться в учебнике, определять понятия и умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы;

П2: извлекать информацию, представленную в разных формах, находить закономерности используя ранее приобретенные знания;

П3: умение строить логическую цепочку рассуждений, умение выдвигать гипотезы и обосновывать их, осуществлять анализ, синтез, сравнение, устанавливать причинно- следственные связи, владеть общим приемом решения орфографических задач.

  • Коммуникативные:

К1: умение слушать и понимать других, вступать в диалог;

К2: следовать инструкциям, отвечать на вопросы; умение адекватно реагировать на замечания учителя, участвовать в диалоге при обсуждении изучаемого материала, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

К3: умение работать в парах.

  • Регулятивные:

Р1: умение распознавать синонимы, антонимы, омонимы среди других частей речи;

Р2: находить их в тексте и применять их в речи, осознанно выстраивать речевое высказывание в устной форме и оформлять его письменно, соблюдать нормы речевого этикета и правила устного общения;

Р3: выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения; умение использовать правила орфографии и пунктуации в письменной речи.

Предметные:

П1: умение распознавать синонимы, антонимы, омонимы среди других частей речи;

П2: находить их в тексте и применять их в речи, осознанно выстраивать речевое высказывание в устной форме и оформлять его письменно, соблюдать нормы речевого этикета и правила устного общения;

П3: выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения; умение использовать правила орфографии и пунктуации в письменной речи.

Оборудование: учебник; карточки для одаренных; наглядности в виде карточек со словами автобус, троллейбус, трамвай; карточки со словами: антонимы, синонимы, омонимы.











Ход урока:

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Формы организации учебной деятельности

Содержание учебной деятельности

Планируемые результаты:

Личностные

Метапредметные

Предметные

Мотивационно- целевой

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Наталья Владимировна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Я рада видеть вас, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Присаживайтесь на свои места.

- Проверьте, всё ли у вас готово к уроку: учебник, тетрадь, ручка и простой карандаш.

Откройте тетради, запишите сегодняшнее число. Сегодня у нас 14 ноября. Классная работа.

- Прочитайте слова на слайде. Буква, которую будем писать на минутке чистописания, встречается во всех словах и обозначает согласный, глухой парный, твердый парный звук.

- Назовите эту букву?

- Верно. Сейчас вы пропишите строчную букву «тэ». А также, необходимо прописать слово троллейбус (3 раза) и запомнить, как пишется.

- Ребята, я предлагаю послушать отрывок из стихотворения И. Токмаковой и найдите в нем слова, близкие по значению.

Зябнет осинка

Дрожит на ветру

Стынет на солнышке

Мерзнет в жару.

Правильно. Кто вспомнит, как в русском языке называются слова, близкие по значению?

- Кто напомнит всему классу, что такое синоним? (Работа с одаренным учеником.)






- А к какой части речи относятся: зябнет, дрожит, стынет, мерзнет?

- Почему вы так считаете?


- Правильно, вы сказали все верно. А теперь я предлагаю отгадать загадку и назвать слова, противоположные по значению?

Далеко мой стук

Слышится вокруг.

Червякам я враг,

А деревьям друг.

- Как называются слова, противоположные по значению?

- Кто напомнит всему классу, что такое антонимы?

(работа с одаренным учеником)







Отгадайте следующую загадку.

Из меня берут порою

Реки свой исток.

А в руках твоих открою я любой замок.

- Какую особенность слова ключ раскрывает загадка?

- Какие два значения?


- Есть ли между этими значениями что–то общее?

- Как называются слова, которые произносятся одинаково, но имеют разные значения?

- Кто напомнит классу, что такое омонимы?

(работа с одаренным учеником)


- Верно! Но, прежде чем мы продолжим, попробуйте определить задачи сегодняшнего урока, используя «слова – помощники», которые вы видите на слайде: познакомимся, узнаем, будем учиться.

- С красной строки с большой буквы запишите слово словарь.

- Запишите слово, отгадав его по лексическому значению:

1) Поток воздуха. (Ветер)

2)Время еды, обычно в середине дня. (Обед)

3)Утренняя еда, еда до обеда. (Завтрак)

4)Главный город, административно – политический центр государства. (Столица)

фронтальная

Приветствуют учителя. Эмоционально настраиваются на урок.












Автобус, троллейбус, трамвай.





- Буква «тэ».

Работают в тетрадях.





- Зябнет, дрожит, стынет, мерзнет






- Синонимы.




- Совершенно верно! Синонимы- это слова, принадлежащие, как правило, к одной и той же части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие похожее лексическое значение.

- Глагол.


- Эти части речи относятся к глаголу, так как отвечают на вопрос «что делает?»






- Это дятел. Враг – друг


- Антонимы.


- Антонимы- это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения, например: «правда» — «ложь», «добрый» — «злой», «говорить» — «молчать»

- Ключ





- Оно имеет два значения.


- Ключ - дверной; ключ- где бьет родник.

- Нет


- Омонимы.



- Омонимы- одинаковые по написанию и звучанию, но разные по значению слова и другие единицы языка.

- Тема нашего урока «Синонимы, антонимы, омонимы»

Л2

Р1

К3

П2

П3

Актуализация опорных знаний

- К какой части речи относятся все слова?

- Правильно. Так как отвечают на вопрос «что?». Выполните звуко-буквенный разбор слова «обед». (Один человек работает у доски на оценку. Коллективная проверка).

Фронтальная и индивидуальная

- Имя существительное.


- о — [а] — гласный, безударный

б — [б’] — согласный, звонкий мягкий

е — [э] — гласный, ударный

д — [т] — согласный, глухой твёрдый

В слове 4 буквы и 4 звука.

Л1

К1 Р2 П2

П2

Открытие новых знаний

- Откройте учебник на 47 странице. Прочитайте упражнение 70.

- Рассмотрите и прочитайте схему.



- Какими частями речи является каждая пара синонимов, антонимов и омонимов?

- При подборе антонимов, синонимов, омонимов к словам можно обращаться к специальным словарям. Мы обратимся к данным словарям на странице 156 нашего учебника.

- Ребята сейчас я предлагаю вам встать из-за парт и немного отдохнуть.

Утром бабочка проснулась, Улыбнулась, потянулась!

Раз - росой она умылась,

Два - изящно покружилась,

Три - нагнулась и присела,

На четыре - улетела.

- Прочитайте упражнение 69.

- Сейчас я предлагаю вам поработать в парах и выполнить упражнение 69, выполняя работу, можете обратиться к словарю.

- Упражнение выполняем письменно.

- Назовите синонимы.




- Назовите антонимы.



- Назовите омонимы.



- Откройте учебник на 48 странице.

- Прочитайте упражнение 73.

- Выполним упражнение устно.



Фронтальная, работа в парах

- Рассмотрите схему и вспомните, что такое синонимы, антонимы и омонимы.

- Рассматривают и читают схему.

Читают пары синонимов, антонимов и омонимов.

- Знакомятся со словарями.






Следуют указаниям учителя.









Читают упражнение.

Выполняют упражнение.






Синонимы: алфавит - азбука; учитель - преподаватель; ученик - школьник; прилежный - старательный.

Антонимы: высокий - низкий; большой - маленький; белый - чёрный; учитель - ученик.

Омонимы: лисички (звери) — лисички (грибы), норка (зверёк) — норка (нора).


- Прочитайте. Объясните лексическое значение слов.

Выполняют упражнение.

Л3

К3 Р3 П1

П1

Самоконтроль

- А сейчас у кого на столах лежат карточки, вы выполняете работу в них. Остальные работают с упражнением 72 на 48 странице учебника самостоятельно. В конце урока, возьму тетради на проверку.

- Наш урок подходит к концу. Я предлагаю вам ответить на следующие вопросы:

- Что такое синонимы?

- Что такое омонимы?

- Что такое антонимы?

индивидуальная

Работают с упражнением 72 и в карточках.








Отвечают на вопросы.

Л1

К1

Р2

П1

П2

Рефлексия

- Хлопните, если вам было все понятно и выполнение заданий трудностей не вызывало. Встаньте те, кому, что-то было не понятно.

индивидуальная

Анализируют свою деятельность на уроке.

Л3