Мотивационно- целевой | - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Наталья Владимировна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Я рада видеть вас, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Присаживайтесь на свои места. - Проверьте, всё ли у вас готово к уроку: учебник, тетрадь, ручка и простой карандаш. Откройте тетради, запишите сегодняшнее число. Сегодня у нас 14 ноября. Классная работа. - Прочитайте слова на слайде. Буква, которую будем писать на минутке чистописания, встречается во всех словах и обозначает согласный, глухой парный, твердый парный звук. - Назовите эту букву? - Верно. Сейчас вы пропишите строчную букву «тэ». А также, необходимо прописать слово троллейбус (3 раза) и запомнить, как пишется. - Ребята, я предлагаю послушать отрывок из стихотворения И. Токмаковой и найдите в нем слова, близкие по значению. Зябнет осинка Дрожит на ветру Стынет на солнышке Мерзнет в жару. Правильно. Кто вспомнит, как в русском языке называются слова, близкие по значению? - Кто напомнит всему классу, что такое синоним? (Работа с одаренным учеником.) - А к какой части речи относятся: зябнет, дрожит, стынет, мерзнет? - Почему вы так считаете? - Правильно, вы сказали все верно. А теперь я предлагаю отгадать загадку и назвать слова, противоположные по значению? Далеко мой стук Слышится вокруг. Червякам я враг, А деревьям друг. - Как называются слова, противоположные по значению? - Кто напомнит всему классу, что такое антонимы? (работа с одаренным учеником) Отгадайте следующую загадку. Из меня берут порою Реки свой исток. А в руках твоих открою я любой замок. - Какую особенность слова ключ раскрывает загадка? - Какие два значения? - Есть ли между этими значениями что–то общее? - Как называются слова, которые произносятся одинаково, но имеют разные значения? - Кто напомнит классу, что такое омонимы? (работа с одаренным учеником) - Верно! Но, прежде чем мы продолжим, попробуйте определить задачи сегодняшнего урока, используя «слова – помощники», которые вы видите на слайде: познакомимся, узнаем, будем учиться. - С красной строки с большой буквы запишите слово словарь. - Запишите слово, отгадав его по лексическому значению: 1) Поток воздуха. (Ветер) 2)Время еды, обычно в середине дня. (Обед) 3)Утренняя еда, еда до обеда. (Завтрак) 4)Главный город, административно – политический центр государства. (Столица) | фронтальная | Приветствуют учителя. Эмоционально настраиваются на урок. Автобус, троллейбус, трамвай. - Буква «тэ». Работают в тетрадях. - Зябнет, дрожит, стынет, мерзнет - Синонимы. - Совершенно верно! Синонимы- это слова, принадлежащие, как правило, к одной и той же части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие похожее лексическое значение. - Глагол. - Эти части речи относятся к глаголу, так как отвечают на вопрос «что делает?» - Это дятел. Враг – друг - Антонимы. - Антонимы- это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения, например: «правда» — «ложь», «добрый» — «злой», «говорить» — «молчать» - Ключ - Оно имеет два значения. - Ключ - дверной; ключ- где бьет родник. - Нет - Омонимы. - Омонимы- одинаковые по написанию и звучанию, но разные по значению слова и другие единицы языка. - Тема нашего урока «Синонимы, антонимы, омонимы» | Л2 | Р1 К3 П2 | П3 |
Открытие новых знаний | - Откройте учебник на 47 странице. Прочитайте упражнение 70. - Рассмотрите и прочитайте схему. - Какими частями речи является каждая пара синонимов, антонимов и омонимов? - При подборе антонимов, синонимов, омонимов к словам можно обращаться к специальным словарям. Мы обратимся к данным словарям на странице 156 нашего учебника. - Ребята сейчас я предлагаю вам встать из-за парт и немного отдохнуть. Утром бабочка проснулась, Улыбнулась, потянулась! Раз - росой она умылась, Два - изящно покружилась, Три - нагнулась и присела, На четыре - улетела. - Прочитайте упражнение 69. - Сейчас я предлагаю вам поработать в парах и выполнить упражнение 69, выполняя работу, можете обратиться к словарю. - Упражнение выполняем письменно. - Назовите синонимы. - Назовите антонимы. - Назовите омонимы. - Откройте учебник на 48 странице. - Прочитайте упражнение 73. - Выполним упражнение устно. | Фронтальная, работа в парах | - Рассмотрите схему и вспомните, что такое синонимы, антонимы и омонимы. - Рассматривают и читают схему. Читают пары синонимов, антонимов и омонимов. - Знакомятся со словарями. Следуют указаниям учителя. Читают упражнение. Выполняют упражнение. Синонимы: алфавит - азбука; учитель - преподаватель; ученик - школьник; прилежный - старательный. Антонимы: высокий - низкий; большой - маленький; белый - чёрный; учитель - ученик. Омонимы: лисички (звери) — лисички (грибы), норка (зверёк) — норка (нора). - Прочитайте. Объясните лексическое значение слов. Выполняют упражнение. | Л3 | К3 Р3 П1 | П1 |