Методист: ______Храмова В. В.
1. Познакомить детей с глобусом как моделью Земли, с формами земной поверхности;
2. Сформировать понятия горизонт, линия горизонта;
3. Познакомить со сторонами горизонта.
Этап урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля |
1.Этап мотивации | Словесный метод (беседа) | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. Начать наш сегодняшний урок я предлагаю с русской народной пословицы: «Мир освещается солнцем, а человек знанием». - Как вы понимаете эту пословицу? | Приветствую учителя, проверяют свою готовность к уроку. | Ф | | Устный контроль |
2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | Словесный метод (беседа) | Просит отгадать загадку Нет планеты краше и милей Для животных, насекомых, птиц, людей… Реки, горы и бескрайние поля На планете, что зовем… - Ребята, что вы знаете о Земле? Какую форму имеет наша планета? - Всегда ли люди думали, что Земля имеет форму шара? - Для того, чтобы легче было изучать нам нашу планету, был придуман глобус. - Кто знает, что такое глобус? Да, верно! Чтобы изучить какой-либо предмет учёные делают его уменьшенное изображение – модель, у нас это глобус. | Слушают учителя Земля Шарообразную Нет, не всегда. Раньше люди думали, что Земля плоская. Глобус – это уменьшенная модель Земли. | Ф | | Устный контроль |
3.Выявление места и причины затруднения | Словесный метод (беседа) | - Для чего был создан первый глобус? - Знаете ли вы кто создал первый глобус? | Для того, чтобы мы могли увидеть нашу планету со стороны | Ф | Презентация | Устный контроль |
4.Построение проекта выхода из затруднения | Словесный метод (беседа) | Организует беседу по постановке учебной задачи. - Откройте свои учебники на странице 72, зачитайте тему урока. - Ребята, давайте вместе подумаем, что мы должны узнать сегодня на уроке. Предлагает сформулировать цель урока. - Для того, чтобы достичь цели нашего урока, я предлагаю Вам поработать по этому плану План урока: 1. Познакомиться с глобусом 2. Научиться находить материки и океаны на глобусе 3. Узнать, что такое горизонт, линии горизонта и научиться их находить | Зачитывают тему урока Узнать кто создал первый глобус, научиться работать с глобусом Зачитывают план | Ф | Презентация | Устный контроль. |
| | | | | | |
5.Реализация построенного проекта | Словесный метод (беседа) | Глобус от латинского слова «шар». Первый глобус появился более 500 лет назад, в Германии. Создал его немецкий географ Мартин Бехайм. Сделан он из телячьей кожи, туго натянутой на металлические рёбра. Он назвал свою модель «земное яблоко». Он хранится в музее в Германии. - Ребята, а вы знаете какие виды глобусов существуют? - Бывают разные виды глобусов. Глобусы – моряки. Мореплаватели брали их с собой в опасное плавание. Глобусы-космонавты. Они установлены на космических кораблях. Они вращаются с той же скоростью, как и Земля. Капитан смотря на глобус узнаёт, над какой страной или океаном пролетает. Самый большой глобус в нашей стране расположен в Смоленской области в посёлке Верхнеднепровский около города Дорогобуж на территории «Дорогобужского химического завода». Установлен глобус в 2007 году. Предлагает разгадать ребус Знакомо ли Вам это слово? Кто знает, что такое горизонт? Предлагает открыть учебник на странице 73 и зачитать определение горизонта Сейчас я Вам зачитаю текст на странице 72, а вы следите пальчиками и слушайте внимательно. - О чём говориться в тексте? Записывает название сторон горизонта сокращённо. Основные одной заглавной буквой, промежуточные двумя заглавными буквами. - Теперь предлагаю поработать Вам в парах. Рассмотрите схему, какие стороны горизонта на ней не обозначены? Назовите их. Организует физминутку | Слушают учителя Горизонт Зачитывают определение с учебника Слушают учителя Север, Юг, Запад, Восток – это основные стороны горизонта. Кроме основных сторон горизонта, есть промежуточные стороны: северо – восток, юго – запад, северо – запад, юго – восток. На схеме север обозначается вверху, а юг внизу. Запад – слева, Восток - справа Юго – запад; Север; Запад Участвуют в физминутке | Ф, И | Учебник, презентация | Устный контроль |
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Словесный метод (беседа) практический метод (выполнение заданий) | Предлагает ответить на вопросы с учебника, показывая на глобусе. 1. Найдите на глобусе огромные водные пространства – океаны. Прочитайте их названия. 2. Найдите на глобусе огромные участки суши, со всех сторон окруженные водой. Это материки, или континенты. Всего их шесть. Прочитайте на глобусе их названия. 3. Найдите на глобусе нашу страну. На каком материке она расположена? 4. Используя глобус, придумайте маршрут кругосветного путешествия. Какой транспорт вы используете? Устно опишите свое воображаемое путешествие. | Отвечают на вопросы, показывают на глобусе На Земле есть 5 океанов. Северный Ледовитый, Тихий, Атлантический, Индийский и Южный. Названия материков: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида. Наша страна – Россия. Она располагается на материке Евразия. | П | Учебник Презентация. | Устный и письменный контроль. |
7.Самостоятельная работа с проверкой по эталону | Практический метод(выполнение теста) | Предлагает выполнить самостоятельную работу - Ребята, у Вас на партах лежат карточки. Вставьте в пропущенных местах нужные слова. 1. Воображаемая линия, где небо сходиться с землёй, называется 2. Основные стороны горизонта называются 3. Земля имеет форму 4. Что на глобусе обозначено коричневым цветом? 5. Сколько океанов на Земле? 6. На каком материке расположена наша страна? Предлагает проверку по эталону | Выполняют самостоятельную работу. 1. Линией горизонта 2. Север, юг, запад, восток 3. Приплюснутого у полюсов 4. 5 5. Евразия Проверяют по эталону | И | Раздаточный материал Презентация | Самоконтроль |
8.Включение в систему знаний и повторения | Словесный метод (беседа) | Предлагает вспомнить цель урока и определить степень её достижения, вернутся к плану урока и определить степени выполнения каждого пункта плана. Предлагает вспомнить, о чём говорили сегодня на уроке Где могут пригодиться Вам знание, полученные сегодня на уроке? | Возвращаются к цели урока и определяют, достигнута ли она. Анализируют выполнения плана урока. | Ф | | Устный контроль |
9.Рефлексия учебной деятельности | Словесный метод (беседа) | Организует оценочную деятельность: - На слайде закончите предложения: Я научился … На уроке я узнал … Мне было интересно … | Оценивают свою деятельность. | Ф | Презентация | Устный контроль |