1) Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С., Буцко Е.В. Математика. Программы с приложением на CD. 5-11 классы. - М.: Вентана-Граф, 2018 год
2) Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С. Математика 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций- М.: Вентана-Граф, 2018 год
3) Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Рабинович Е.М., Якир М.С. Математика: дидактические материалы 6 класс: пособие для учащихся общеобразовательных организаций. - М.: Вентана-Граф, 2017год.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | Комментарии |
1. Организационный этап | Приветствие, проверка готовности к уроку, организация внимания детей. | Включаются в деловой ритм урока, получают позитивный заряд. | Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | |
2. Актуализация знаний | - Как, не выполняя деление, определить, делится ли данное число на 10? на 2? на 5? В каждом случае приведите примеры чисел, делящихся и не делящихся на указанное число. - Какие из чисел 132, 915, 189, 2700, 541, 1000, 9376, 871, 1050, 109, 12345, 1312 делятся на 2, на 5, на 10?( см презентация) | Выполняют устно задания на повторение, объясняют, проговаривают признаки делимости на 10, на 2 и на 5. | Регулятивные:проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать свое предположение. Коммуникативные:уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других. Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя, преобразовывать информацию из одной формы в другую). | |
3. Постановка цели. Мотивация учебной деятельности учащихся | - Какие из предложенных чисел делятся на 3, на 9? -Числа:189, 2700, 9376, 1000, 1450, 119,109; 1450 делятся на 3; делятся на 9. - Проверьте правильность своих предположений на практике, работая в группах. - Сформулируйте тему урока. - Чему хотим научиться на уроке? | Учащиеся высказывают предположение, что последняя цифра числа должна делиться на 3, на 9, Учащиеся выполняют в группах задание и приходят к выводу, что для некоторых чисел их предположение верно, а для других – нет. Таким образом, приходят к выводу, что по записи числа нельзя сделать вывод о его делимости на 9 или на 3. Нужен новый признак делимости. Формулируют тему урока – «Признаки делимости на 9, на 3». Формулируют цель урока: «открыть» признак делимости на 9, на 3. | Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные:самостоятельное формулирование познавательной цели. | Создание проблемной ситуации – учащиеся не могут по записи числа сделать вывод о его делимости на 9, на 3. Формулирование учебной проблемы (чему сегодня будем учиться?) как темы урока |
4. Изучение нового материала | - Для достижения полученной цели составим план действий: 1. Рассмотреть отдельные случаи с числами, которые точно делятся на 3, на 9. 2. Найти какие-то отличительные черты у этих чисел. 3. Выдвинуть гипотезы о том, какие числа делятся на 3, на 9. 4. Проверить гипотезы на каком-то «большом» числе. Реализация плана проводится в группах. 1группы работает над признаком делимости на 3, заполняя таблицу в соответствии с планом действий( см. презентация): число | сумма цифр | делится ли сумма цифр на 3 | делится ли число на 3 | 15 | | | | 17 | | | | 69 | | | | 25 | | | | Гипотеза: | 7245 | | | | 2 группы работает над признаком делимости на 9, заполняя таблицу в соответствии с планом действий (см. презентация): число | сумма цифр | делится ли сумма цифр на 9 | делится ли число на 9 | 63 | | | | 25 | | | | 87 | | | | 18 | | | | Гипотеза: | 5436 | | | | Учитель наблюдает за работой групп, оказывает посильную помощь. - Прочитайте признаки делимости на 9 и на 3 в учебнике и сравните их с вашими гипотезами, сделайте вывод. | Совместно составляют план действий. Класс делится на 2групп, однаизкоторых работает над признаком делимости на 3, а три другая – над признаком делимости на 9. Задания учащимся предлагаются на карточках. Работая в группах, выдвигают в ходе обсуждения гипотезы, проверяют их верность на примерах. После обсуждения каждая группа знакомит с результатом своей работы – полученным признаком делимости на 9, на 3. Совместно составляются формулировки признаков, сравниваются с предложенными в учебнике. | Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений учащихся. Познавательные:построение логической цепи рассуждений, анализ объектов. Регулятивные:планирование своей деятельности для решения поставленной задачи. | Для решения проблемы составляется план действий, выдвигаются гипотезы, проверяется их верность, делается вывод. |
5. Закрепление изученного материала Физкультминутка | - Выполните следующее задание на применение полученных признаков делимости: Задание 1. Какие из чисел 33, 81,99,103,105 делятся без остатка на: А) на 3; Б) на9? Задание 2. Какие из чисел 138,210,216,245,312,315,408,424,500 делятся без остатка на: А) 2; Б) 3; В) 5; Г) 9; Д) 10? -Сколько раз ногою топнем (12:3) -Сколько раз в ладоши хлопнем (36:9) -Сколько будем приседать (15:3) -Сколько руки поднимать(12:2) -Сколько раз подпрыгнем мы (40:8) -Лучше всех мы посмотри!( смпрезентация) Далее учащимся предлагаются задания различного уровня сложности из дидактического материала по карточкам стр. 4. 1 уровень - № 10, 11 (совместно с учителем). 2 уровень - № 12, № 13. | Дети учатся применять полученные признаки. Учащиеся определяют уровень заданий, который они способны выполнить. 1 уровень – учащиеся работают под руководством учителя. Это задания, направленные на отработку признаков в стандартной ситуации (т.е. необходимо просто определить делимость числа на 9 или на 3) 2 уровень – учащиеся работают самостоятельно. Они выполняют задания, в которых необходимо применить изученные признаки в нестандартных ситуациях. При необходимости обращаются к учителю | Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений учащихся, согласование усилий по достижению общих целей. Познавательные: построение логической цепи рассуждений, анализ объектов; умение осознанно строить речевые высказывания в устной и письменном виде. Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи; готовность к преодолению трудностей; способность принимать, сохранять и следовать учебным целям; умение объективно воспринимать отметки. Личностные: формирование готовности к сотрудничеству, к оказанию помощи. | Использование технологии разноуровневого обучения |
6. Рефлексия учебной деятельности на уроке | - Какая цель была поставлена на уроке? - Достигли мы цели? - Продолжите предложения: - На уроке для меня самым интересным было … - На уроке для меня самым трудным было … - Своей работой на уроке я … ( см. презентация) | Отвечают на поставленные вопросы, осуществляя рефлексию собственной деятельности. | Личностные: самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. Познавательные: рефлексия способов и результатов действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные:использование критериев для обоснования своего суждения. | |
7. Домашнее задание | - Выучить признаки делимости на 9 и на 3 параграф 3. - Выполнить №76, 80. (см.презентация) | Получают информацию о домашнем задании. | | |