СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА на тему: «Перпендикулярность прямой и плоскости»

Категория: Геометрия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА на тему: «Перпендикулярность прямой и плоскости»»

МОУ «СОШ №6»















ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

на тему:

«Перпендикулярность прямой и плоскости»





Учитель математики: Просвирнина Е. М.














Саранск 2018 г.





Технологическая карта урока геометрии для 10 «А» класса то теме: «Перпендикулярность прямой и плоскости»

Тема урока: Перпендикулярность прямой и плоскости

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель урока:

Образовательная: формирование представления перпендикулярных прямых в пространстве, умения представлять прямую, перпендикулярную к плоскости и решать задачи, применяя знания о перпендикулярности прямой и плоскости.

Развивающая: развитие творческой стороны мышления и навыков аналитической работы при выполнении проектной деятельности. Формировать навыки оформления результатов умственного труда.

Воспитательная: воспитывать умение работать в группе: «чувство локтя» и индивидуальную ответственность за достижение результата.

Планируемые результаты

Предметные: уметь представлять прямую, перпендикулярную к плоскости; знать определение перпендикулярных прямых в пространстве и лемму о перпендикулярности двух параллельных прямых третьей; решать задачи, применяя знания о перпендикулярности прямой и плоскости

Метапредметные:

регулятивные: планировать пути достижения цели, намечать способы устранения ошибок, оценивать результаты учебной деятельности, анализировать собственную работу, определять степень успешности своей работы;

познавательные: давать определения понятию, составлять алгоритмы, выявлять особенности разных объектов в процессе их рассмотрения, строить логичные рассуждения и делать выводы,

коммуникативные: аргументировано отстаивать свою точку зрения в диалоге, продуктивно взаимодействовать со своими партнёрами, владеть письменной и устной математической речью.

Личностные: выражать доброжелательное отношение к учебному процессу, оценивать собственную учебную деятельность, проявлять самостоятельность, ответственность.

Методы обучения: словесный, наглядный и практический.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

УМК:

  1. Геометрия. 10–11 классы : учеб для общеобразоват. учреждений : базовый и профил. уровни / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.]. – 22-е изд. – М. :Просвещение, 2013. – 255 с.

  2. Лекции по теории и методике обучения математики: частная методика : учеб. пособие для студентов мат. специальностей пед. вузов : в 2 ч. / Л. С. Капкаева. - Саранск, 2009. – 261 с.

Программно-технические средства на уроке: компьютер с операционной системой Windows 7 Профессиональная; пакет программ Microsoft Office; презентация MS PowerPoint на тему: «Перпендикулярность прямой и плоскости»; мультимедийный проектор.

План урока:

  1. Организационный момент

  2. Постановка темы и учебной цели урока.

  3. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

  4. Изучение нового материала

  5. Первичное закрепление

  6. Подведение итогов урока

  7. Домашнее задание

Этапы урока

Деятельность учителя

Содержание урока

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

  1. Организационный момент

Создает благоприятный психологический настрой на работу

– Добрый день, ребята! Начнем урок. Изучение любой темы похоже на восхождение по горе. Вот и сегодня мы поднимемся на гору знаний. Я надеюсь, вы будете помогать друг другу, одновременно не мешая и поддерживая.


Визуальный контроль готовности кабинета и рабочего места к уроку.

Включаются во взаимодействие с одноклассниками и с учителем.

В паре улыбаются друг другу.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

  1. Постановка темы и учебной цели урока.

Обеспечивает мотивацию учения детьми, принятие ими целей урока.

Мы приступаем к изучению новой большой главы: «Перпендикулярность прямых и плоскостей». Тема нашего сегодняшнего урока: «Перпендикулярность прямой и плоскости». Цель нашего сегодняшнего урока заключается в том, чтобы вы познакомились с новым материалом и научились применять его к решению задач. Данная тема пригодится вам в дальнейшем, так как широко применяется в жизни, например, при ремонтных работах дома, чтобы подогнать уровень, например, пола и грани стены. Также задачи с применением знаний о перпендикулярности прямых и плоскостей могут встретиться вам при решении ЕГЭ по математике в следующем году.

Откройте страницу 34 в своих учебниках. Первый пункт параграфа это – «Перпендикулярность прямых в пространстве». Нам нужно выучить определение перпендикулярных прямых в пространстве и лемму о перпендикулярности двух параллельных прямых третьей. (слайд 1)

Внимательно слушают учителя, записывают тему в тетрадь.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: постановка вопросов.

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы.

  1. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

Актуализирует опорные знания и способы действий. Организует самостоятельную деятельность учащихся.

Для начала давайте вспомним с вами, как могут располагаться прямые на плоскости. (слайд 2)

В пространстве же прямые могут быть параллельными, могут – пересекающимися, а еще могут скрещиваться. Посмотрите на слайд! (слайд 3) Изображенные прямые называются скрещивающимися.

Теперь давайте вспомним определение перпендикулярных прямых, которое мы изучали в курсе планиметрии и их свойство. (слайд 4)


Отвечают на вопросы учителя.

Познавательные: уметь ориентироваться своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя;

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной, слушать и понимать речь других; уметь аргументировать свое мнение и позицию в коммуникации, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

Регулятивные: умение формулировать и аргументировать свое мнение;

  1. Изучение нового материала

Обеспечивает восприятие, осмысление и первичное запоминание детьми изучаемой темы.

Теперь прочитаем определение перпендикулярных прямых, которое представлено в курсе стереометрии.

(Просит одного ученика прочитать со слайда) (слайд 5)

Итак, прямые в пространстве бывают параллельными, бывают пересекающимися и бывают скрещивающимися. (Слайд 6)На слайде прямые а и b – пересекающиеся, а прямые а и с – скрещивающиеся.

Теперь прочитаем лемму о перпендикулярности двух параллельных прямых к третьей прямой. (слайд 7)

(Просит одного ученика прочитать лемму со слайда)

Давайте выделим в этой лемме условие и заключение. Где в этой лемме условие?

Ученик: Если одна из двух параллельных прямых перпендикулярна к третьей…

Учитель: А где заключение?

Ученик: … то и другая прямая перпендикулярна к этой прямой.

Учитель: В учебниках эту лемму вы найдете на странице 34.

Следующий пункт в данном параграфе – «Параллельные прямые, перпендикулярные к плоскости». Нам необходимо выучить определение прямой, перпендикулярной к плоскости, прямую и обратную теоремы и понять их смысл.

Учитель: Прочитайте определение прямой, перпендикулярной к плоскости. (слайд 8)

(Просит одного ученика прочитать определение со слайда)

Прочитайте теорему, которую вы должны будете выучить, чтобы потом применять к решению задач. (слайд 9)

(Просит одного ученика прочитать теорему).

Начертите в своих тетрадях две параллельные прямые. После начертите прямую, которая перпендикулярна к одной из этих прямых. По рисунку видно, что и другая прямая будет перпендикулярна к этой прямой. У вас получится чертеж примерно такой же, как на слайде (см. слайд 9).

Учитель: Прочитайте следующую теорему.

(слайд 10)

(Просит одного ученика прочитать теорему со слайда)

Теоремы вам нужно будет выучить. Доказательства теорем рассмотрите дома самостоятельно.

Внимательно слушают учителя, отвечают на вопросы, записывают определение, доказательство.

Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество.

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические- формулирование проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; доказательство.

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

  1. Первичное закрепление

Устанавливает правильность и осознанность изучения темы.

Выявляет пробелы первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечивает закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

Откройте страницу 38 учебника и начинаем решать задачи. Первый номер, который мы решим – это номер 116.

Ребята, которые решают задачи вперед нас, приступайте к следующему номеру.

(Вызывает одного ученика)

(№116-119)

Решают задачи.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия.

Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера.

  1. Подведение итогов урока

Дает качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых.

Сегодня мы с Вами изучили новую тему «Перпендикулярность прямой и плоскости». Сформулируйте еще раз лемму, которую мы изучили сегодня с вами!

Сформулируйте теорему об одной из двух прямых перпендикулярных к плоскости!

Сформулируйте теорему, обратную к данной!

Все определения, теоремы и лемму вам нужно будет выучить.

(В конце урока учитель выставляет оценки)

Отвечают на вопросы учителя

Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль

  1. Домашнее задание

Демонстрирует домашнее задание на обратной стороне доски, комментирует домашнее задание.


Обеспечивает понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания.

Запишите домашнее задание в дневники:

№119(б), выучить определения и теоремы.(слайд 11)

Записывают д/з в дневник, внимательно слушают пояснения учителя по домашнему заданию.