СЛАЙД 3. - Какой раздел мы сейчас изучаем? - Что изучает раздел науки о языке СИНТАКСИС? - С какой синтаксической единицей вы уже знакомы и умеете делать ее разбор? СЛАЙД 4. РАБОТА СО СЛОВОСОЧЕТАНИЯМИ Произвести разбор словосочетаний: интересное задание, идти к другу, слушать внимательно. К к кому? У Х ИДТИ ДРУГ гл. + сущ. с предлогом какое? ОЕ Х ИНТЕРЕСН ЗАДАНИЕ прил. + сущ. | как? Х СЛУШАТЬ ВНИМАТЕЛЬНО гл. + наречие | - Вы справились с заданием? - Где возникли затруднения? - Что необходимо повторить, чтобы не допускать больше ошибок? - Сегодня мы знакомимся со следующей, более крупной единицей синтаксиса. Для того, чтобы узнать тему сегодняшнего урока, посмотрите на экран: СЛАЙД 5 На слайде написаны слова и словосочетания. дышало осенью, уж, день становился короче, реже уж, блистало солнышко, небо Беседа с классом. Учитель. - Обратите внимание на экран. Прочитайте. Ребята, а что перед нами? (Ответы: мы видим слова и словосочетания) Учитель: - А есть ли смысл в этих словах и словосочетаниях? Что нужно сделать, чтобы появился смысл? (Ответы: - нужно соединить слова и словосочетания, чтоб появился смысл.) Учитель: Я вам даю время, соедините слова и словосочетания так, чтобы получился смысл. Итоги 2 этапа. СЛАЙД 6. Получились строчки из стихотворения А.С.Пушкина. Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день… Учитель: - Сделайте вывод из проделанной работы. Делают вывод: Из слов и словосочетаний можно создать предложение. Какая тема нашего урока? Запишите тему урока. СЛАЙД 7. Цели урока: Вспомнить… Узнать… Научиться… Слайд 8. Что такое предложение? Компетенция: информационная, коммуникативная. Аспекты компетенций: информационная – обработка информации; коммуникативная – продуктивная коммуникация. Стимул: Помогите Коле составить правило. Задачная формулировка: Из рассказа о предложении составьте определение, что такое предложение. Источник информации: (на партах лежат тексты, групповая работа). Ученики пятого класса на уроке русского языка поняли, что предложение – это слова, которые выражают законченную мысль. Они назвали ещё очень важные признаки предложения: слова в предложении связаны по смыслу. Главные члены предложения – это грамматическая основа предложения. Внимательные ученики уже давно заметили, что в конце предложения обычно ставится точка, вопросительный знак или восклицательный знак. Учительница напомнила, что первое слово в предложении пишется с заглавной буквы. Бланк для выполнения задания: Предложение – это слова, _________________________________________________. Слова в предложении _____________________________________ . Главные члены предложения – это ____________________________________. В конце предложения обычно ставится _____________________, ____________________ или _____________________ . | Инструмент проверки: СЛАЙД 9. 1. Определение: Предложение – это слова, которые выражают законченную мысль. Слова в предложении связаны по смыслу. В конце предложения обычно ставится точка, вопросительный знак или восклицательный знак. Ученики работают в группах. После работы каждая группа представляет своё определение и проводит защиту, почему именно так звучит данное понятие. |