Реализация построенного проекта | Словесный (беседа) Практический (упражнение) | Организует деятельность по реализации проекта. Организует оценивание деятельности с помощью приема технологии формирующего оценивания «Лесенка успеха». - Теперь давайте зафиксируем наши с вами знания на начало урока по этой теме Организует объяснение формирующего оценивания «Лесенка успеха» - Ребята, скажите, а что такое водоём? - Что относится к водоёмам нашей планеты? - Молодцы! Это всё является водными богатствами нашей планеты. - Как вы думаете, на какие две группы мы можем разделить водоёмы? -Совершенно верно. Что значит естественные? А искусственные? - Хорошо. Давайте узнаем, правильно ли вы ответили на вопрос. Для этого прочитаем текст на стр.82. Прочитайте, пожалуйста. - Правильно ли вы определили значение слов? - Молодцы! - Сейчас мы с вами оправимся в путешествие по водным богатствам нашей планеты. - Первый водоем, на который мы с вами отправимся – река. Вспомните, что вы знаете о реке. - Хорошо. - Прочитайте, пожалуйста, определение на слайде. - Какое происхождение имеет река: искусственное или естественное? - Верно. Следующий водоём – озеро. - Прочитай, пожалуйста, что же такое озеро. - Если же река – это постоянный поток воды, то в озере вода просто стоит. - Одно из интереснейших озёр нашей страны - озеро Байкал. Это самое глубокое озеро в мире, в нём огромный запас пресной чистой воды. - Какое происхождение имеет озеро? - На озерах мы побывали. Сейчас узнаем, куда двигаться дальше. Закройте глаза, представьте себе лето, звуки моря, шум волн. О чем же мы будем говорить? Давайте вспомним, что вы знаете о море. - Прочитайте, пожалуйста, определение. - Спасибо. - Скажите, ребята, а кто из вас был на море? -Расскажите нам, какое впечатление у вас осталось? Понравилось ли вам? - Ребята, куда впадает море? - Прочитайте, пожалуйста, что такое океан. - На нашей планете 5 океанов: Атлантический, Тихий, Северный Ледовитый, Индийский и Южный. - Скажите, какое происхождение будут иметь океаны и моря? - Верно. Давайте повторим, какие водоемы имеют естественное происхождение. - Верно. Эти водоёмы создала природа, и они называются естественными. - А какие водоемы мы не отнесли к естественным? - Почему? - Совершенно верно. Водоёмы, которые произошли при помощи человека, называются искусственными. - Давайте отправимся на них. - Первый искусственный водоём – канал. - Как вы думаете, что такое канал? - Прочитайте, пожалуйста, определение. - Спасибо. Следующий водоем – пруд. Пруд – это искусственный водоём для хранения воды с целью разведения рыбы. - И последний искусственный водоём – водохранилище. - Водохранилище – это искусственные водоёмы с огромными запасами воды, образовавшиеся после постройки плотин на реках. - Давайте подведем итог, какие же водоемы имеют искусственное происхождение. - Ребята, а знаете ли вы, где образуется река и куда она течёт? - Давайте узнаем. Для этого рассмотрим схему на странице 83. - Смотрим только на схему, текст пока не читаем. - Как вы думаете, где будет начало реки? А что такое устье? Что будет являться правым и левым притоками? - Давайте узнаем, верны ли наши предположения. -Начните, пожалуйста, читать текст под схемой. Все остальные внимательно слушают. - Спасибо. Продолжай. | - Водоём – это углубление на поверхности земли, заполненное водой. - Реки, озера, моря, океаны, пруды, каналы, водохранилища. - Искусственные, естественные. - Созданы природой. Созданы при помощи человека. Читают текст. - Да. - Вода в реке пресная. Реки впадают в моря. - Река – это природный водный поток, который течет по углублению, которое называется руслом реки. - Естественное. - Озеро – это скопление воды в природном углублении. - Естественное. - О море. - В море соленая вода. Море впадает в океан. - Море – это большое пространство, наполненное соленой водой и ограничено с одной или нескольких сторон сушей. Делятся впечатлениями. - В океан. - Океан – это огромные водные пространства, окружающие материки и острова. - Естественное. - Озеро, река, море, океан. - Пруд, водохранилище и канал. - Их создал человек. Воспринимают информацию. Высказывают свое мнение. - Канал – это искусственные реки, по которому речные суда переплывают из одной реки в другую. Воспринимают информацию. - Пруд, водохранилище, канал. - Нет. Рассматривают схему. - Где находится исток. Место, где река впадает в озеро. Отвечают на вопрос. | — описывать на основе предложенного плана или опорных слов изученные природные объекты и явления, распознавать изученные объекты окружающего мира по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире; | К: соблюдать правила ведения диалога К: корректно и аргументированно высказывать свое мнение П: анализировать, сравнивать и делать выводы | познавательный интерес к изучению вопроса, активность и самостоятельность в его познании |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Словесный (беседа) Практический (упражнение) | Организует деятельность по закреплению изученного с проговариванием во внешней речи. - Как называют начало реки? - Как называют место, где река впадает в другую реку, озеро или море? - Как называют углубление, по которому течёт река? - Как называют другие реки, которые впадают в главную реку. - Как определить, где правый берег, а где левый? - Совершенно верно. Течение обозначается стрелочкой. В какую сторону смотрит носик стрелки, в ту сторону и направлено течение. Течение реки считается по направлению: от истока к устью. - Значит в какую сторону должна быть показана стрелочка на нашей схеме? | - Исток. - Устье. - Русло. - Правый и левый притоки. - Нужно смотреть в сторону течения реки, справой стороны – правый берег, с левой – левый. -В правую. | распознавать изученные объекты окружающего мира по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире; | К: соблюдать правила ведения диалога | познавательный интерес к изучению вопроса, активность и самостоятельность в его познании |
Самостоятельная работа с проверкой по эталону | Практический (упражнение) | Организует самостоятельную работу обучающихся. -У вас на столах лежат листы. Возьмите их и выполните задания. Водные богатства Что относится к естественным водоёмам? а) Пруд; б) Озеро; в) Водохранилище; Что относится к искусственным водоёмам? а) Океан; б) Море; в) Канал; Начало реки называют _______________ Место, где река впадает в другую реку, озеро или море, называют _______________ Углубление, по которому течёт река, - это _________________ У реки есть правый и левый _____________________ Как называют другие реки и ручьи, которые впадают в реку? ______________ Исток, устье, русло, берега - это _________________________ - Теперь давайте обменяемся работами и сверим с эталоном. Организует оценивание деятельности с помощью приема технологии формирующего оценивания «Светофор». - Теперь давайте оценим работу с помощью «Светофора» Организует объяснение формирующего оценивания «Светофор» - Если вы со всем справились и вам было легко то покажите зеленый цвет, если справились, но не все было просто – покажите желтый цвет, если было очень сложно – покажите красный. | Выполняют самостоятельную работу и производят самоконтроль и взаимоконтроль. К естественным водоёмам относятся б) озеро. К искусственным водоёмам относится в) канал. Начало реки называют исток. Место, где река впадает в другую реку, озеро или море, называют устье. Углубление, по которому течёт река, — это русло. У реки есть правый и левый берега. Другие реки и ручьи, которые впадают в реку, называют притоками. Исток, устье, русло, берега — это части реки. Проводят взаимооценку. Оценивают себя с помощью «светофора» | | К: работать в парах и группах | |
Включение в систему знаний и повторение | Словесный (беседа) | Организует включение нового знания в систему знаний и повторение. - Ребята, скажите, а какие водные богатства есть в нашем крае? - Наш урок подходит к концу. - Какую цель мы ставили в начале урока? - Мы достигли нашей цели? - Отлично! - Все ли пункты плана мы выполнили? | Выполняют предложенные задания. - Река Обь. Главная река города, в черте имеет протяжённость 39 км (от Новосибирской ГЭС до острова Медвежий). Новосибирское водохранилище. Искусственный водоём на реке Обь возле города. Малые реки Новосибирска. Общая протяжённость рек — примерно 100 км. Всего их девять. Относятся к бассейну реки Обь. В правобережье — восемь рек: Зырянка, Ельцовка, Иня, Камышенка, Плющиха, Каменка, Ельцовка 1-я, Ельцовка 2-я. В левобережье — одна — Тула. Отвечают на вопросы. | | К: соблюдать правила ведения диалога | познавательный интерес к изучению вопроса, активность и самостоятельность в его познании |
Рефлексия учебной деятельности на уроке | Словесный (беседа) | Организует рефлексию учебной деятельности. Организует оценивание деятельности с помощью приема технологии формирующего оценивания «Ладошки». - Теперь давайте оценим нашу сегодняшнюю работу на уроке. Организует объяснение формирующего оценивания «Ладошки» - Представь, что у тебя есть волшебная ладошка, и на каждом пальчике есть свои задания или вопросы. Давай посмотрим, что это значит: Большой палец — это самое важное задание или вопрос, который ты выполнял(а) сегодня на уроке. Если ты справился(лась) отлично, то рисуешь на пальце солнышко. Указательный палец — здесь ты отмечаешь, что тебе было немного сложно, но ты постарался(лась) и почти всё понял(а). Рисуешь на пальце облачко или звёздочку. Средний палец — если на этом этапе тебе было трудно и ты не совсем уверен(а) в своих знаниях, рисуешь вопросительный знак. Безымянный палец — здесь ты оцениваешь, что тебе понравилось и было интересно. Рисуешь сердечко или смайлик. Мизинец — это то, что тебе показалось самым трудным или непонятным. Рисуешь грустное личико или тучку. Теперь, когда ты нарисуешь свою ладошку, ты сможешь увидеть, какие задания тебе давались легко, а над чем нужно ещё поработать. Это поможет тебе стать лучше в учёбе и понять, что именно тебе нужно повторить или выучить ещё раз. Объясняет суть домашнего задания | Анализируют свою деятельность и оценивают ее. Оценивают свою деятельность на уроке | | К: корректно и аргументированно высказывать свое мнение Р: устанавливать причины успеха/неудач в учебной деятельности | |