СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта по русскому языку «Что такое формы слова? Что такое окончание?».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта по русскому языку «Что такое формы слова? Что такое окончание?».»

Конспект учебного занятия

по русскому языку

в 2 «Г» классе

Тема: «Что такое формы слова?

Что такое окончание?»

студентки 42А группы

Веприковой Яны Андреевны














Урок будет выдан: 15.10.2024.

МБОУ СОШ №120

Учитель: Шеффер Лилия Александровна

Методист: Бороздина Ксения Александровна



Новосибирск, 2024



ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Ф.И.О. Веприкова Яна Андреевна.

Предмет: русский язык.

Класс: 2 «Г».

Тема урока: «Что такое формы слова? Что такое окончание?»

Тип урока: «открытие» нового знания.

Цель урока: первичное усвоение знаний и способов действий при изучении формы слова и окончания.

Планируемые результаты:

Задачи урока:


Предметные:

Учащиеся научатся:

- определять форму слова;

- изменять форму слова.

Учащиеся получат возможность научиться:

- сравнивать формы одного и того же слова.

Дидактические:

  1. Формировать умения определять форму слова и изменять форму слова.

  2. Формировать умение сравнивать формы одного и того же слова.

Метапредметные:

Познавательные:

Учащиеся научатся:

- с помощью педагога формулировать цель;

- согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

- делать выводы;

- анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей;

- сравнивать объекты.

Коммуникативные:

Учащиеся научатся:

- соблюдать правила ведения диалога;

- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению.

- корректно и аргументированно высказывать своё мнение;

- проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться.

Регулятивные:

Учащиеся научатся:

- планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

- корректировать учебные действия для преодоления ошибок.

- устанавливать причины успеха/неудач в учебной деятельности.


Развивающие:

  1. Формировать умения: с помощью педагога формулировать цель; согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; делать выводы; анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей; сравнивать объекты.






  1. Формировать умения: соблюдать правила ведения диалога; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться.



  1. Формировать умения: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; корректировать учебные действия для преодоления ошибок; устанавливать причины успеха/неудач в учебной деятельности.


Личностные:

- формировать познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании;

- формировать первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мир.


Воспитательные:

1. Формировать познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.

2. Формировать первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира.

Форма организации учебной деятельности фронтальная, индивидуальная, парная.

Дидактические средства, интерактивное оборудование: учебник, лист самостоятельной работы, презентация, компьютер, проектор.


















ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(П, Р, К)

Личностные

1.Мотивация к учебной деятельности.








Словесный (беседа)







Наглядный (демонстрация)






Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку.

Организует мотивацию к коррекционной деятельности.


- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Яна Андреевна, сегодня урок русского языка у вас проведу я.

- Проверьте свою готовность к уроку. У вас на парте должны лежать: пенал, учебник, тетрадь и листы самостоятельной работы.


Слайд 1

- Наш урок я бы хотела начать с пословицы:

«Век живи – век учись…».

- Как вы понимаете смысл пословицы?




- Верно, учась, мы получаем новые знания и учимся чему-то новому.

Приветствуют учителя.

Проверяют готовность к уроку.

















Объясняют смысл пословицы

- В течение своей жизни , человек должен постоянно учиться чему-то новому.











































К: корректно и аргументированно высказывать своё мнение.


2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.










Практический (показ)





Практический (упражнение)















Словесный (беседа)


Организует актуализацию знаний и пробное учебное действие через словарную работу как подведение к теме.

- Откройте тетради запишите число, «Классная работа». Пропишите правильно и аккуратно соединения букв:


- Сейчас вам необходимо выполнить словарную работу. Запишите слова под диктовку, через запятую:


Родина , скоро , ветер , рисунок , яблоня.


-Подчеркните ошибкоопасное место и поставьте ударение.


Слайд 2

- Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте, проверьте работу по слайду.


-Если ошибок нет поставьте «+», если допущены ошибки, исправьте их.


- На прошлом уроке вы изучали, что такое корень и что такое однокоренные слова.

- Давайте повторим с вами пройденный материал.

- Что такое корень слова?


-Как определить корень слова?



- А что такое однокоренные слова?

Слайд 3

- На слайде вы видите слова вам нужно определить корень в каждом слове.

Гора , домик , обедать .

- Молодцы!

Слайд 4

-Ребята , скажите ,это родственные слова или однокоренные слова?

-Лопата, лопатой, на лопате.

-Почему вы так считаете ?




-А чем они отличаются?


Пишут в тетради число , «Классная работа», соединения букв и слова.





Выполняют минутку чистописания.





Выполняют словарную работу.









Выполняют взаимопроверку.










-Корень – это главная часть в слове.

- Нужно подобрать однокоренные слова.


-Это родственные слова у которых корень одинаковый.



-Гора- гор, домик-дом , обедать – обед.





-Это однокоренные слова.

-Потому что у них есть лексическое значение , а также есть общий корень.

- Окончанием.



























Р: корректировать свои учебные действия преодоления ошибок.




К: соблюдать правила ведения диалога.


Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.

3. Выявление места и причины затруднения.





Словесный (беседа)

Наглядный (демонстрация)


Осуществляет локализацию индивидуальных затруднений обучающихся.

- Значит о чём мы с вами будем сегодня говорить на уроке? Это и будет темой нашего урока.

Слайд 5

- Прочитайте со слайда.


- Исходя из темы сформулируйте цель урока.

Отвечают на вопросы. Формулируют тему и ставят цель.


Тема: «Что такое формы слова? Что такое окончание?».


Цель: узнать, что такое формы слова и окончание.







К: соблюдать правила ведения диалога.




П: с помощью педагога формулировать цель.

Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.

4. Построение проекта выхода из затруднения.





Словесный (беседа)

Наглядный (демонстрация)


Организует деятельность по построение проекта коррекции выявленных затруднений.

Слайд 6

- Чтобы достичь цели, нам необходимо составить план. Посмотрите на слайд. План действий перепутан, давайте составим его в правильном порядке.

- Будут ли эти пункты планам нашего урока?

План действий:

1.Узнать, что такое форма слова и окончанием.

2.Научиться изменять слова и выделять окончания в них.

3.Применить полученные знания на практике.


- Да.


Р: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата.





К: соблюдать правила ведения диалога.


5. Реализация построенного проекта.





Словесный (беседа)












Практический (упражнение)








Словесный (беседа)












Практический (упражнение)




Словесный (беседа)


Организует деятельность по реализации построенного проекта.

Слайд 7

- Откройте учебник на 62-ой странице учебника, посмотрите на 90-е упражнение.


Алгоритм выполнения упражнения:

- Кто хочет прочитать задание вслух?

- Перечислите по шагам, что необходимо сделать.


- В чём различие форм одного и того же слова?





- Изменилось ли лексическое значение каждого из этих слов?



-Что изменилось в слове?



-Ребята , давайте выделим в обеих группах изменяемую часть слова.

-Выходят к доске по очереди.





- Давайте , сделаем вывод, что такое окончание?



-А давайте узнаем , правильно ли мы определили , что такое окончание , прочитав правила на 62-й странице внизу учебника


- Давайте немного отдохнём и выполним физминутку.


  1. Буратино потянулся,

Раз – нагнулся,

Два – нагнулся.

Руки в стороны развёл,

Видно, ключик не нашёл.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.














1.Один ученик читает задание.

2.Второй ученик объясняет задание своими словами.



-В каждой группе представлены формы одного и того же слова. Их различие - в окончаниях.


-Лексическое значение каждого из этих слов не изменяется.


- У слова изменяется лишь окончание.


Выделим в обеих группах изменяемую часть слова:

Берёза, (у) берёзы, (о) берёзе, (над) берёзой.

Лисица, (у) лисицы, (к) лисице, (с) лисицей.


- Окончание – это изменяемая часть слова.


-Читают правила





Выполняют физминутку.













определять форму слова;

изменять форму слова.











П: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде.




К: соблюдать правила ведения диалога.

















П: делать выводы.











П: делать выводы.

Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.


Первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.







Словесный (беседа)




Практический (упражнение)





Словесный (беседа)







Практический (упражнение)

Организует деятельность по нахождению способа разрешения затруднения и закрепления с проговариванием во внешней речи.

Слайд 8

- Откройте учебник на 63-ей странице и посмотрите на 91-е упражнение.

Алгоритм выполнения упражнения:

- Кто хочет прочитать задание?

- Перечислите по шагам, что необходимо сделать.



-Выскажите мнение: как найти окончание в каждом слове.
















1.Один ученик читает задание.

2.Второй объясняет задание своими словами.









Высказывают мнение.

Сосна ,( у )сосны ,( к) сосне , (под) сосной .

Река, (у) реки, (к) реке , (над) рекой .

Чтобы найти окончание, нужно изменить форму слова.

определять форму слова;

изменять форму слова.













П: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде.



К: соблюдать правила ведения диалога.





П: сравнивать объекты.


К: принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению.

Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.


7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.





Практический (упражнение)


Организует самостоятельную работу обучающихся.


- У вас на столах лежат карточки для самостоятельной работы.

В задание вам нужно образовать формы слов разные и выделить окончание.

1.Собака , (у) … , (о) …, (с) ….

2.Книга , ( у) …, (о) …,(с) ….

Алгоритм выполнения упражнения:

- Кто хочет прочитать задание?

- Что нам нужно сделать?




- Верно. Это задание мы выполняем самостоятельно.



Слайд 9

-Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте работу посмотрев на слайд.

Выполняют самостоятельную работу.



Один ученик читает задание.

- Прочитайте. В задание вам нужно образовать формы слов разные и выделить окончание.


Проверяют по эталону на слайде.

1.Собака , (у) собаки , (о) собаке, (с) собакой.

2.Книга , ( у) книги, (о) книге,(с) книгой.


определять форму слова;

изменять форму слова.

сравнивать формы одного и того же слова.

П:

анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей








Р: корректировать учебные действия для преодоления ошибок.

познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании

8. Включение нового знания в систему знаний и повторение.




Словесный (беседа)

Организует включение нового знания в систему знаний и повторение.

- Что сегодня мы узнали на уроке?


- Что такое формы слова?




- А что такое окончание?



- Чему мы научились?


- Где нам это может пригодиться?

Слайд 10

- Достигли ли мы поставленной в начале урока цели?


Слайд 11

Все ли пункты плана мы выполнили?

Отвечают на обобщающие вопросы.


- Что такое формы слова и окончание.


- Это одно и то же слово, в котором изменяется только окончание.

- Это изменяемая часть слова.


- Изменять форму слова.

- На других уроках и в жизни.


- Да.




- Да.



П: делать выводы.

познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании

9. Рефлексия учебной деятельности.



Словесный (беседа)

Осуществляет рефлексию учебной деятельности.



-Теперь оцените свою деятельность на уроке при помощи мишени.




-Поднимите вверх ваши листочки.

-Урок окончен, до свидания!

Осуществляют самооценку своей деятельности на уроке.














Прощаются с учителем.


Р: устанавливать причины успеха/неудач в учебной деятельности.