Технологическая карта урока. Босова Л. Л. Информатика. 6 класс. ФГОС.
Тема урока: «Разновидности объектов и их классификация».
Учитель: Степанова Лариса Николаевна
Цели урока: формирование понятий классификация, естественная и искусственная классификация, отношения «являются разновидностью», а также закрепление представлений об отношениях между объектами.
Задачи урока:
Образовательные:
обеспечить в ходе занятия освоение основных понятий классификации;
сформировать представление о двух типах классификации: естественной и искусственной;
продолжить формирование умений работать в текстовом процессоре.
Развивающие:
продолжить формирование общеучебных знаний, планирования ответов, сравнения обобщения;
содействовать развитию воли, настойчивости посредством решения проблемных задач, вовлечение обучающихся в дискуссию;
сформировать положительное отношения к учению, интересов, способностей.
Воспитательные:
содействовать в ходе занятия формированию основных мировоззренческих идей;
содействовать воспитанию аккуратности, сосредоточенности, ответственности;
содействовать воспитанию сознательного отношения к процессу обучения;
содействовать воспитанию чувства бережного отношения к каждой минуте рабочего времени;
содействовать воспитанию бережливого отношения к собственности.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные | Метапредметные | Предметные |
• осознание границы собственного знания и незнания; • положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретения новых знаний, умений, совершенствование имеющихся; • умение конструктивно общаться на уроке. | Познавательные: • структурируют знания; • определяют основную и второстепенную информацию; • устанавливают причинно-следственные связи; применяют приёмы работы с информацией. Регулятивные: • ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно; • выполняют задания в соответствии с поставленной целью, отвечают на поставленные вопросы; Коммуникативные: • учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом; • принимать участие в работе парами, использовать в общении правила вежливости; • владеют монологом и диалогом в соответствии с нормами публичной речи и соблюдают регламент в монологе и дискуссии. | Знают: • понятия: объекта, классификации, класс; • имеют представление о двух типах классификации: естественной и искусственной; Умеют: • выполнять проверку правописания в текстовом процессоре. Владеют: • навыками самостоятельно использовать материалы учебника и справочные таблицы, применять ранее полученные знания. |
Тип урока: усвоение новых знаний
Формы работы на уроке: индивидуальная, в парах, фронтальная.
Методы обучения: словесные – беседа, фронтальный опрос, наглядные - презентация, практические – работа в парах, работа за компьютерами.
Методы обучения: эвристические методы, репродуктивные методы, информационно-рецептивный метод.
Основные понятия: объект, классификация, класс, естественная и искусственная классификации, отношения «являются разновидностью».
Оборудование/ресурсное обеспечение урока: компьютер, мультимедийный проектор, доска, экран, компьютеры для учащихся, презентация «Разновидности объектов и их классификация».
Программа: программа курса информатики для 6 класса общеобразовательных учреждений.
Автор программы для 6 класса: Босова Л.Л.
Учебник: Информатика: учебник для 6 класса / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова.., М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Этапы урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Организационный момент | Создание благоприятного климата на уроке | Приветствие учащихся, проверка готовности к учебному занятию, организация внимания детей | Приветствуют учителя, проверяют наличие учебного материала на столах, организует свое рабочее место | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками Личностные: психологическая готовность учащихся к уроку, самоопределение |
Актуализация знаний и формулирование темы и целей урока | Актуализация опорных знаний и способов действий | Учитель задает вопросы: (слайд 1) Что такое объект? Что относится к характеристикам объекта? Какие существуют отношения между объектами? Как удобно изображать отношения объектов? Что такое классификация объектов? Какие разновидности объектов вы знаете? - Вы догадались, о чем пойдет речь на уроке? - какую цель мы наметим? | Дети отвечают на вопросы 1-4, но затрудняются в формулировке ответов на вопросы 5, 6. - Разновидности объектов и их классификации. Тема урока: «Разновидности объектов и их классификации» (слайд 2) - узнать как можно больше об классификации объектов. (слайд 3) | Познавательные: структурирование знаний, рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности Регулятивные: -развитие умения формулировать тему и цель урока в соответствии с задачами и нормами русского языка Коммуникативные: Ориентация на партнера по общению, умение слушать собеседника, умение аргументировать свое мнение, убеждать и уступать Личностные: развитие логического мышления, знание основных моральных норм |
Усвоение новых знаний | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания темы урока | Объяснение понятия отношения «являются разновидностью», примеры; (слайд 4); Ввод понятий «схема разновидностей» (слайд 5); Признаки обьектов: примеры (слайд 6) Классификация (слайд 7) естественная и искусственная классификации; (слайд 8-9-10) классификация компьютерных объектов (слайд 11) - Итак, сделаем общий вывод: … (слайд 12). | - приводят примеры. - записывают основные понятия в тетрадь. - приводят примеры классификации объектов (естественная и искусственная классификации). - делают вывод по теме урока | Познавательные: Извлечение необходимой информации из данной информации Личностные: развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, возможность самостоятельно осуществлять деятельность обучения Коммуникативные: умение работать в группах, развитие диалогической речи |
Первичное закрепление материала | Установление правильности и осознанности изучения темы. Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу | Предлагает выполнить задания на карточках в парах (приложение 1) (слайд 13) | выполняют задание в парах | Познавательные: выбор наиболее эффективных способов выполнения задания Личностные: формирование умений классификации объектов; Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата |
Динамическая пауза | Эмоциональная разрядка | Включает электронную физкультминутку (слайд 15) | выполняют физкультминутку для снятия утомления | Здоровьесберегающая методика для снятия утомления |
Компьютерный практикум | Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков | Предлагает выполнить задание 1 практической работы №4 «Повторяем возможности текстового процессора» стр.140 | Совместно обсуждаем план выполнения задания 1 практической работы «Повторяем возможности текстового процессора». Учащиеся самостоятельно выполняют задание. Получают помощь в выполнении заданий, которые вызывают затруднение. | Личностные: формирование навыков работы в текстовом редакторе; умение выполнять проверку правописания в текстовом процессоре; |
Итоги урока, рефлексия | Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых | Задает вопросы: Как вы считаете для чего нужна классификация? Чем отличаются естественная и искусственная классификация? Что у вас получилось лучше всего и без ошибок? Как бы вы оценили свою работу? (слайд 16) Раздает анкету с вопросами (приложение 2) (слайд 17) | Отвечают на вопросы учителя Заполняют анкету и сдают | Познавательные: Построение речевого высказывания в устной форме, контроль и оценка процесса и результатов деятельности Регулятивные: контроль и оценка своей деятельности в рамках урока Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, формулирование и аргументация своего мнения Личностные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
Информация о домашнем задании | Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | Задает домашнее задание §4 + стр. 32 №6 (слайд 18) | Работа с дневниками, запись домашнего задания. | Личностные: формирование навыков самоорганизации - формирование навыков письма |
Литература
Информатика. Методическое пособие для учителя. УМК для основной школы. 5-6, 7-9 классы. / М. Н. Бородин. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. - 108 с.
Информатика: учебник для 5 класса/ Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. - 184 с.:ил.
Информатика: программа для основной школы 5-6 классы, 7-9 классы/ Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 88 с.
Приложение 1
Задание 1. Работа в парах. Зачеркните «лишнее» слово, присутствующее в каждой строке.
Щука | Карась | Окунь | Рак |
Ромашка | Ландыш | Сирень | Колокольчик |
Саша | Лена | Коля | Егорова |
Ветка | Листок | Яблоко | Птичка |
Задание 2. Работа в парах. Среди множеств: «книга, бензин, врач, жидкость, человек, молоко, книга, строитель, учебник, жидкость, справочник, человек» - найдите шесть пар, между которыми существует отношение «является разновидностью».
Ответ
1. Учебник — книга (учебник является разновидностью книги)
2. Молоко — жидкость (молоко является разновидностью жидкости)
3. Бензин — жидкость (бензин является разновидностью жидкости)
4. Врач — человек (врач является разновидностью человека)
5. Строитель — человек (строитель является разновидностью человека)
6. Справочник — книга (справочник является разновидностью книги)
Приложение 2
Доволен ли ты тем, как прошел урок? (да / нет)
Было ли тебе интересно? (да / нет)
Сумел ли ты получить новые знания? (да / нет)
Был ли ты активен на уроке? (да / нет)
Ты с удовольствием будешь выполнять домашнее задание? (да / нет)
Учитель был внимателен к тебе? (да / нет)
Сумел ли ты показать свои знания? (да / нет)