Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Методы и приемы работы на этапе урока | Планирование контроля, оценки, самооценивания, взаимооценивания | Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая) | Дидактические средства, интерактивное оборудование на каждом этапе урока | Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные (П-познавательные, Р- регулятивные, К - коммуникативные) | Личностные |
1. Мотивация к учебной деятельности. Образовательные задачи этапа урока: 1) создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»); 2) определить содержательные рамки урока («могу»). |
- Здравствуйте, ребята! - Посмотрите на доску. Прочитайте высказывание. (Слайд 1) «Без труда ничего не дается». - Как вы понимаете данное высказывание? - Верно. Получить знания и достичь успехов можно только прикладывая усилия и преодолевая трудности. - Желаю вам преодолеть все трудности на нашем уроке и получить новые знания. | Приветствуют учителя. - Нельзя добиться успехов не прилагая усилия. | Словесные методы – беседа с мотивирующем приемом. Наглядные методы - презентация. | Контроль в форме наблюдения за обучающимися. | Ф | Слайд презентации, компьютер, проектор. | Включаются в учебную деятельность на личностно-значимом уровне. | П - строит речевое высказывание в устной форме К - включается в диалог с учителем и сверстниками. | Проявляет мотивацию учебно-познавательной деятельности и личностный смысл учения. |
2. Актуализация знаний. Образовательные задачи этапа урока: 1) актуализировать учебное содержание (указать какое), достаточное для восприятия нового знания; 2) зафиксировать все повторяемые понятия и алгоритмы в виде схем и символов (указать, в какой форме); 3)самостоятельно осуществить пробное учебное действие; 4) зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность имеющихся знаний. |
- Чтобы подготовиться к хорошему чтению, проведем речевую разминку. - Повторите чистоговорку. Ло-ло-ло – на улице тепло. Лу-лу-лу – стол стоит в углу. Ул-ул-ул- у нас сломался стул. Ла-ра-ла – вот машина. Ла-ла-ла – вот юла. Лу-лу-лу – подарили мне юлу. Ла-ла-ла – кружится юла. Лой-лой-лой – я люблю играть с юлой. - Молодцы. - На прошлом уроке вы изучили рассказ «Ребята и утята». О чем была эта сказка? - Верно. Чему учит нас этот рассказ? - Хорошо. Посмотрите на доску (Слайд 2). Какую эмоцию испытывает один из героев нашего следующего произведения? - Верно, герой напуган. Как вы думаете, каким будет рассказ? - Хорошо. Ребята, вы уже догадались, какой будет тема нашего урока? - Верно. Наше сегодняшнее произведение так и называется - «Страшный рассказ». А вот действительно ли он страшный - мы с вами узнаем на уроке. - Предположите задачи урока, пользуясь подсказкой на доске (Слайд 3). 1. Познакомиться с… 2. Прочитать и проанализировать… 3. Проверить… | Читают. - Этот рассказ был о мальчиках, которые ловили утят и о мудром авторе, который научил мальчиков относиться к природе бережно. - Этот рассказ учит быть внимательными к природе, ценить ее и относиться бережно. Смотрят на доску. - Герой нашей сегодняшней сказки чем-то напуган. - Рассказ будет страшным. Формулируют тему урока: - «Страшный рассказ». Формулируют задачи урока: 1. Познакомиться с новым произведением. 2. Прочитать и проанализировать рассказ «Страшный рассказ». 3. Проверить себя. | Практические методы -упражнение. Словесные методы – беседа, рассказ. Наглядные методы – учебник. | Качественная оценка. | Ф И | Учебник. | Умеют формулировать тему и задачи урока. | Р – осуществляет целеполагание, планирование деятельности, формулирует задачи. К - строит монологическое и диалогическое высказывание. | Проявляет внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебной деятельности. |
3. Проблемное объяснение и фиксирование нового знания. Образовательные задачи этапа урока: 1) зафиксировать отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности; 2) сформировать цель и тему урока; 3) организовать подводящий диалог, направленный на построение нового учебного содержания; 4) зафиксировать его в речи, знаково и изобразить схематически в эталоне. |
- Итак, ребята. Мы выяснили, что наше сегодняшнее произведение называется «Страшный рассказ». Как вы думаете, о чем он может быть? - Хорошо. Откройте учебник на с. 136. - Сейчас мы с вами узнаем, правы ли вы были, но перед чтением разберем незнакомое слово (Слайд 4). Чулан - это место для хранения вещей или заготовок. - Сейчас я буду читать сказку, а вы внимательно слушайте и следите. Учитель читает произведение вслух. - Вы прослушали страшный рассказ. Скажите, о чем он был? - Как вы можете описать характер мальчиков? Можете пользоваться подсказкой на доске (Слайд 5). Смелые, находчивые, трусливые - Хорошо. А что именно напугало мальчиков? Найдите этот момент в тексте. - Верно. А как Шура и Петя уговаривали себя не бояться? Найдите и выразительно прочитайте их диалог. - Хорошо. Теперь найдите в тексте, как вел себя ежик, когда его стал искать. - Почему ежик себя так вел? - Верно, ребята. Пришла пора немного отдохнуть. Выполним физминутку. ФИЗМИНУТКА И. п.- стойка ноги врозь, руки к плечам. 1-4- вращение плечевых суставов вперёд. 5-8- то же назад. И. п.- стойка ноги врозь, руки на пояс. 1- поворот туловища влево; 2- и. п. 3- то же вправо; 4- и. п. | Предполагают. Слушают. Внимательно слушают, следят за учителем по учебнику. - Этот рассказ про двух мальчиков, которые испугались шума в доме. Оказалось, что шумел ежик. - Мальчики оказались трусливыми, испугались и стали прятаться под одеялом, не решившись пойти проверить. - Мальчики испугались шума за дверью. «И только Шура хотел сказать, что он крокодилов не боится, как вдруг они слышат… за дверью, в сенях, кто-то негромко топает ногами по полу: топ… топ… шлёп… шлёп… топ… топ…» Выразительно читают. «Шура и говорит со своей кровати: - Мне совсем и не страшно. - Мне тоже совсем не страшно, - отвечает Петя с другой кровати. - Мы воров не боимся, - говорит Шура. - Людоедов тоже не боимся, - отвечает Петя. - И тигров не боимся, - говорит Шура. - Они сюда не придут, - отвечает Петя.» Читают. «Тут мама с папой зажгли ещё одну лампу и стали смотреть по всем комнатам, во всех углах. Нет никого. И вдруг вдоль стены кто-то как пробежит в угол… Пробежал и свернулся в углу шариком.» - Ежику тоже было страшно, когда его искали, поэтому он убежал и свернулся в клубочек, чтобы его никто не обидел. Выполняют физминутку. | Проблемно- поисковый метод, практический метод - упражнение. | Качественная оценка. | Ф | Учебник, компьютер, интерактивная презентация. | Сохраняют учебную задачу. Выполняют анализ литературного произведения. | П - выполняют анализ полученной информации, запоминают и интерпретируют её; Р - планируют учебную деятельность; К - строят монологические и диалогическое высказывание. | Проявляет познавательный интерес. |
4. Первичное закрепление во внешней речи. Образовательная задача этапа урока: зафиксировать изученное содержание во внешней речи. |
- Теперь, когда мы с вами разобрали новое произведение, прочитаем его выразительно по абзацам. Представьте, что вы - герои рассказа, постарайтесь передать характер и настроение мальчиков. Какие эмоции хотите передать? Обучающиеся читают сказку по цепочке. - Хорошо. Повторим ещё раз, о чем это произведение? - Как вы думаете, ребята, это сказка или рассказ? Почему? - Верно, ребята, это рассказ. Здесь нет ничего магического. А чему нас учит это произведение? - Хорошо. Действительно, всегда нужно быть храбрыми, не бояться трудностей, ведь если не преодолеть страх - не получится чего-то достичь. - Молодцы. | Слушают. - Страх, облегчение, когда приехали мама с папой и не нашли ничего страшного. Радость при встрече с ежиком. Выразительно читают по цепочке. - Этот рассказ про двух мальчиков, которые испугались шума в доме. Оказалось, что шумел ежик. - Это рассказ, потому что здесь нет волшебства, в сказке всегда есть волшебство, говорящие животные, что-то необычное. - Это произведение учит нас быть храбрыми и смелыми, ведь даже самый страшный шум за дверью может оказаться простым ежиком. Слушают и воспринимают. | Практические методы - упражнение, словесные - беседа. | Качественная оценка. | Ф | Учебник. | Сохраняют учебную задачу. Осуществляют выразительное чтение текста. Выполняют анализ литературного произведения. | П - выполняют анализ полученной информации, запоминают и интерпретируют её; Р - планируют учебную деятельность; К - строят монологические и диалогическое высказывание. | Проявляет познавательный интерес. |
5. Самостоятельная работа с самопроверкой. Образовательная задача этапа урока: проверить и оценить свое умение применять новое учебное содержание в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с образцом. |
- Сейчас вы будете работать самостоятельно. - Я раздам вам карточки. Вам необходимо ответить на вопросы теста. ТЕСТ 1. Произведение «Страшный рассказ» - это а) сказка б) рассказ в) стихотворение 2. Почему мальчики остались одни? а) папа и мама ушли в гости б) родители ушли на работу в) папа и мама уехали на дачу 3. Что услышали мальчики, когда легли спать? а) что кто-то стучит в окно б) что кто-то топает в сенях в) что кто-то возится на чердаке 4. Что сделал ежик, когда его искали? а) убежал в лес б) свернулся в углу шариком в) забрался в дом 5. Чем закончился рассказ? а) его прогнали б родители схватили детей и с ними убежали в) он прожил с ребятами всё лето - Закончили. - Итак, проверим ответы, внимание на слайд (Слайд 6). - Если вы ответили правильно, поставьте себе +, если допустили ошибку - поставьте -. - Поднимите руку те, кто не допустил ни одной ошибки. - Молодцы. | Выполняют задание. Оценивают работу по эталону на доске. 1. б) 4. б) 2. а) 5. в) 3. б) Поднимают руки. | Практические методы- упражнение. | Контроль в виде наблюдения за работой обучающихся. Самооценивание. | И | Рабочая тетрадь. | Выполняют самостоятельную работу. | Р – выполняет контроль и оценку работы. К - оказывает помощь товарищу в случаях затруднений. | Понимает смысл выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности. |
6. Включение нового знания в систему знаний и повторение. Образовательные задачи этапа урока: 1) определить границы применимости нового знания; 2) тренировать навыки его использования совместно с ранее изученным материалом (указать темы); 3) повторить учебное содержание, которое потребуется на следующих уроках (указать темы). |
Задание на карточках. - Сейчас вы поработаете в группах. - Вспомним правила работы в группах (Слайд 7). - Вам необходимо решить, какие из пословиц про страх подходят к рассказу больше всего. 1. Кто назад бежит, тот честью не дорожит. 2. Не страшись, да и не хвались. 3. Волков бояться - в лес не ходить. 4. У страха глаза велики. - Проверяем. Какие пословицы вы выбрали? Что они означают? - Молодцы, ребята, верно. Найдите в тексте моменты, к которым подойдут выбранные пословицы. Прочитайте. - Хорошо, ребята, вы молодцы! | Отвечают правила работы в группах. Слушают. Выполняют задание на карточках. - Больше всего подходят пословицы 2 и 4. В пословице №2 говорится о том, что не надо бояться, но и хвалиться своей смелостью тоже нехорошо, а в пословице №4 говорится о том, что из-за страха даже самые незначительные вещи покажутся ужасными. Отвечают, зачитывая моменты из текста. - Ко 2 пословице подойдет диалог мальчиков. «Шура и говорит со своей кровати: - Мне совсем и не страшно. - Мне тоже совсем не страшно, - отвечает Петя с другой кровати. - Мы воров не боимся, - говорит Шура. - Людоедов тоже не боимся, - отвечает Петя. - И тигров не боимся, - говорит Шура. - Они сюда не придут, - отвечает Петя.» А к 4 пословице подойдет момент, когда мальчики испугались. «И только Шура хотел сказать, что он крокодилов не боится, как вдруг они слышат… за дверью, в сенях, кто-то негромко топает ногами по полу: топ… топ… шлёп… шлёп… топ… топ… Как бросился Петя к Шуре на кровать!» | Практические методы - упражнение. | Контроль в виде наблюдения за работой обучающихся. Качественная оценка. | Ф, Г | Учебник, компьютер, интерактивная презентация. | Выполняют анализ литературного произведения. Выполняют анализ пословиц, соотносят их с фрагментами текста. | К – оказывает помощь товарищу в случаях затруднения, строит монологическое и диалогическое высказывание. | Проявляет познавательный интерес к результату учебной деятельности. |
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Образовательные задачи этапа урока: 1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; 2) оценить собственную деятельность на уроке с точки зрения достижения поставленных целей; 3) зафиксировать неразрешенные на уроке затруднения как направления будущей учебной деятельности; 4) обсудить и записать домашнее задание. |
- Какую тему мы изучили на сегодняшнем уроке? - Какие задачи мы ставили на урок? Мы их достигли? - Что мы изучили сегодня на уроке? - Что было трудным? - На доске у вас «Лестница успеха».
Мне всё понятно и легко
Мне трудно, но я буду стараться
Я ничего не понял - Поднимите руки те, кто на верхней ступеньке. - На средней ступеньке. - На нижней ступеньке. - Надеюсь, что скоро вы все будете находиться на самой высокой ступеньке знаний! - Урок окончен. | - «Каша из топора. Бытовые сказки» Формулируют ответы на вопросы. Поднимают руки. | Словесные методы – беседа. | Самооценивание. | Ф | Компьютер, интерактивная презентация. | Выполняет анализ деятельности на уроке. Осуществляют самопроверку. | П – выполняет рефлексию учебной деятельности. К - аргументировано выражает свое мнение. | Выполняет самооценку результата учебного труда. |