СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока географии в 6 классе "Формы рельефа земной поверхности"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока географии в 6 классе "Формы рельефа земной поверхности"»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 имени героя Советского Союза А.С. Александрова г. Николаевска-на-Амуре Хабаровского края

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ 13 декабря 2019 года

Технологическая карта урока географии

«Рельеф земной поверхности»

учитель: Воробьева Маргарита Александровна.

Класс: 6.

Время: 45 минут.

Цель: усвоение умения самостоятельно применять знания, умения, навыки в соответствии с содержательной линией урока.

Задачи урока:

1.Образовательные: рассмотреть особенности рельефа земной поверхности, отличительные особенности ее основных форм.

2.Развивающие: способствовать развитию у учащихся: общеучебных уменийработа с различными источниками информации; специальных умений – анализ карт атласа.

интеллектуальных умений - развитие мышления через выполнение заданий, поисковую беседу, вопросов разного уровня сложности. Развитие мотивации учения через интересные факты.

3. Воспитательные: способствовать повышению уровню познавательного интереса к предмету, развитию кругозора, воспитывать творческую, целеустремленную деятельную личность, стремящуюся к самостоятельным открытиям; учить учащихся проводить связь с современностью, воспитывать на уроке чувства положительного отношения к получению знаний, интереса к открытиям, самоконтроля и дисциплины.

Планируемые  результаты:

Планируемый предметный результат:

 Давать определения терминов, понятий по тематике урока; определять формы рельефа по типичным признакам; находит и показывать на картах географические объекты по тематике урока; описывать и сопоставлять формы рельефа; устанавливать закономерности размещения форм рельефа по поверхности суши; трансформировать географическую информацию из одного вида представления в другой.

Личностные: осознают целостность мира и многообразие взглядов на него, сформированность учебно-познавательного интереса к изучению географии, собственных мировоззренческих позиций, понимать специфику строения рельефа суши, понимать и принимать правила работы при проведении практической работы.

Метапредметные: - регулятивные: определять цель, проблему в процессе деятельности; выдвигать гипотезы, выбирать средства достижения цели; планировать деятельность в жизненной и учебной ситуациях; оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях; самостоятельно исправлять ошибки.

- познавательные: находить достоверные сведения в источниках географической информации; анализировать и обобщать тематическую информацию; формулировать выводы; определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения.

- коммуникативные: излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии; понимать позицию другого выраженную в явном и неявном виде; различать в речи другого мнения; организовывать работу в паре; разрешать конфликты.

Тип урока: урок-практикум.

Технологии: развития критического мышления, проблемного обучения, здоровьесберегающая технология.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Учебник (УМК): Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, раздаточный материал, атласы для 6 класса, авторская презентация.

Географические объекты: Гималаи, Эверест, Амазонская низменность, Среднесибирское плоскогорье, Альпы, Анды, Кавказ, Эльбрус, Большой водораздельных хребет, Западно-Сибирская низменность, Прикаспийская низменность, Восточно-Европейская равнина.

Организационная структура урока:

Базовое содержание урока

Деятельностный компонент урока (на уровне учебных действий)

Ценностный компонент урока

Формируемые УУД

Смысловые блоки содержания

Учебно – познавательные и учебно-практические вопросы и задания



  1. Организационно-мотивационный этап урока

Определение темы урока

Посмотрите видеофрагмент о формах рельефа нашей местности. Ответьте на вопросы:

- Какие формы земной поверхности представлены в фильме?

- Что вы знаете о них?

- Как вы думаете, чему будет посвящен урок?

Знакомятся с содержанием видеофрагмента. Отвечают на вопросы. Предполагают, что урок будет посвящен изучению форм земной поверхности.

Определяют тему урока.

Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции;

- публично защищать свою позицию

Создание мотивационной установки

  1. Можете ли вы сейчас ответить на вопросы

- Почему земная поверхность никогда не бывает ровной?

- В чем причины разнообразия форм земной поверхности?

Какие формы рельефа преобладают на земле и с чем это связано?


Если не сможете ответь на вопросы, то подумайте – почему?


Что бы вы хотели узнать о формах земной поверхности?

Понимают, что для ответов на эти вопросы необходимы знания, которыми они еще не обладают.










.












Определяют основные интересующие их вопросы

Личностные: регулируют свою деятельность в соответствии с поставленными задачами.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции;

- публично защищать свою позицию

Формулирование задач урока

Составьте план изучения темы, опираясь на текст учебника – стр. 89-94. Сформулируйте основные задачи урока.













Но прежде, предлагаю решить кроссенс и вспомнить то, что нами уже было изучено по разделу «Литосфера».


Последним предлагается к решению кроссенс «Рельеф», что подводит к формированию определения.


Составляют план изучения темы:

  1. Рельеф.

  2. Формы рельефа: горы, равнины.

  3. Рельеф суши и условия жизни людей.

  4. Рельеф дна Мирового океана.


Формулируют задачи урока:

- Определить, что называется рельефом;

- Изучить основные формы рельефа;

- Уметь находить формы рельефа на карте.


Решают кроссенс по темам «Литосфера», «Выветривание», «Рельеф».











Определяют основные задачи урока.








Регулятивные УУД:

- определять степень успешности выполнения работы

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции;

- публично защищать свою позицию

ЛичностныеУУД:

-осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.

Предметные результаты:

- получения целостных представлении о литосфере, процессах выветривания.

Познавательные УУД:

-формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных результатов;

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу.

  1. Процессуально-содержательный этап урока.

1.Рельеф

Работа по кроссенсу «Рельеф». Попробуйте дать определение понятию «рельеф», используя следующую формулу: понятие=видовое (ключевое слово)+существенные признаки (отличие его от других).


Называют видовое слово - «неровности». Определяют отличительные особенности: неровности чего? – поверхности Земли, множество неровностей= совокупность.

Делают вывод: рельеф= совокупность неровностей земной поверхности (или поверхности суши и дна океана).


Регулятивные УУД:

-самостоятельный учет выделенных ориентиров в учебном материале,

- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;

-осуществлять самоконтроль;

Познавательные УУД:

–анализ объектов с целью выделения признаков,

-определение основной и второстепенной информации

-проводить синтез (восстановление целого из частей)

Коммуникативные УУД:

- учет разных мнений,

- планирование работы учебного сотрудничества,

- управление поведение партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

ЛичностныеУУД:

- учебно-познавательный интерес,

-самоопределение, самосознание.

Предметные результаты:

-знание особенностей отдельных форм рельефа.

2.Формы рельефа

Сравните рисунки 62 и 64 в учебнике на стр. 90 и 91.





Прочитайте пункт в параграфе 14 «Рельеф суши». Заполните «Кольца Венна».



Сравнивают рисунки в учебнике, делают вывод о том, что существуют две основные формы рельефа: горы и равнины. Предполагают, что основное различие между ними значение перепадов высот.

Заполняют «Кольца Венна». Трое учащихся работают у доски.






3.Классификация гор и равнин.

Гор и равнин на нашей планете огромное количество. А когда мы говорим о большом количестве объектов, мы можем их классифицировать.

Что значит классифицировать объекты?


Я предлагаю вашему вниманию список географических объектов для классификации.

Горы Бырранга, Кавказ, Анды, Уральские горы, Кордильеры, Большой Водораздельный хребет, Амазонская низменность, Среднесибирское плоскогорье, Западно-Сибирская равнина, Среднерусская возвышенность, Прикаспийская низменность.


Классифицировать перечисленные объекты можно положив в основу различные признаки. Что я вам и предлагаю сейчас сделать, помощником вам в выполнении этого задания будет физическая карта полушарий в атласе и текст учебника стр. 89-93.


Ответьте на вопрос:

-Какой показатель является главным при классификации форм рельефа?

Отвечают, что классификация – это деление на группы по какому – либо признаку.






Выполняют классификацию географических объектов по признакам:

- формы рельефа (горы, равнины).

- расположение на материках.

- абсолютная высота объекта.
















Отвечают, что главным показателем является абсолютная высота объекта.


Личностные УУД: осознание своих возможностей.

Регулятивные УУД: умение регулировать свои действия.

Познавательные УУД: логические – анализ объектов с целью выделения признаков, осуществление анализа и дифференциации объектов.

Предметные результаты:

-знание особенностей и причин деления форм рельефа.


Физминутка

Список объектов для физминутки:

Антарктида, Африка, Евразия, Австралия, Южная Америка, Северная Америка.

Повторяют за ведущим движения.



4.Рельеф суши и условия жизни людей.

Предлагаю рассмотреть две картины, на которых изображены формы рельефа (горы, равнины).


Перед вами стоит задача, построить дом. Ответьте на вопрос:

- В пределах какой формы рельефа вы бы построили свой дом?





Отвечают на поставленный вопрос, предполагая, что дом на равнине построить легче и удобнее, указывают направления хозяйственной деятельности человека в горах и на равнине.


Метапредметные:

Регулятивные УУД: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

ЛичностныеУУД:

- учебно-познавательный интерес,

-самоопределение, самосознание.

  1. Этап закрепления и первичной проверки.

Первичная проверка знаний

Предлагаю вам решить канон. Ваша задача, не только заполнить места со знаком вопроса, но и постараться объяснить, что является логикой построения канона.


Материк Ю.Америка

Горы ?

Вершина Аконкагуа



Евразия

Азия Гималаи Эверест

Европа Альпы ?



Ю.Америка Бразильское плоск.

С.Америка Примексиканская низм.

Евразия ?




С.Америка Кордильеры 6194 Денали

Ю.Америка Анды 6960 Аконкагуа

Евразия Урал ? ?

? ? 2228 ?




Решаю развивающий канон, используя карту полушарий, физическую карту России.




  1. Анды (наивысшая точка материка).




  1. Монблан (наивысшая точка Европы).




  1. Смоленско-Московская возвышенность (можно назвать любую возвышенность, т.к. в каноне указана классификация равнин).



  1. 1895, г. Народная, Австралия, Большой Водораздельный хребет, г.Косцюшко. (все горные системы, указанные в каноне имеют меридиональную протяженность).


Личностные УУД: осознание своих возможностей.

Регулятивные УУД: умение регулировать свои действия.

Предметные результаты:

- получения целостных представлении о формах рельефа, их характеристиках

Познавательные УУД:

-формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных результатов;

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу.

ЛичностныеУУД:

-осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.

4. Рефлексивный этап урока.

Рефлексия эмоционального состояния


Прием «Комплимент» (учащимся предлагается сделать комплимент по результатам работы на уроке).

По желанию делают комплимент другим учащимся класса, гостям, педагогу.


Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции;

- публично защищать свою позицию

  1. Объяснение домашнего задания.

Обязательное задание

Параграф 14 (до пункта «Рельеф дна Мирового океана»).

В контурной карте подписать географические объекты согласно списку (подчеркнуть зеленым цветом равнины, красным цветом – горы).

Читают задания, задают уточняющие вопросы педагогу.


Личностные УУД: осознание своих возможностей.

Регулятивные УУД: умение регулировать свои действия.


Дополнительное задание (по желанию)

Составить «Алфавит» по теме «Формы рельефа»