Давать определения терминов, понятий по тематике урока; определять формы рельефа по типичным признакам; находит и показывать на картах географические объекты по тематике урока; описывать и сопоставлять формы рельефа; устанавливать закономерности размещения форм рельефа по поверхности суши; трансформировать географическую информацию из одного вида представления в другой.
Базовое содержание урока | Деятельностный компонент урока (на уровне учебных действий) | Ценностный компонент урока | Формируемые УУД |
Смысловые блоки содержания | Учебно – познавательные и учебно-практические вопросы и задания | | |
Организационно-мотивационный этап урока |
Определение темы урока | Посмотрите видеофрагмент о формах рельефа нашей местности. Ответьте на вопросы: - Какие формы земной поверхности представлены в фильме? - Что вы знаете о них? - Как вы думаете, чему будет посвящен урок? | Знакомятся с содержанием видеофрагмента. Отвечают на вопросы. Предполагают, что урок будет посвящен изучению форм земной поверхности. | Определяют тему урока. | Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - формулирование и аргументация своего мнения и позиции; - публично защищать свою позицию |
Создание мотивационной установки | Можете ли вы сейчас ответить на вопросы - Почему земная поверхность никогда не бывает ровной? - В чем причины разнообразия форм земной поверхности? Какие формы рельефа преобладают на земле и с чем это связано? Если не сможете ответь на вопросы, то подумайте – почему? Что бы вы хотели узнать о формах земной поверхности? | Понимают, что для ответов на эти вопросы необходимы знания, которыми они еще не обладают. . | Определяют основные интересующие их вопросы | Личностные: регулируют свою деятельность в соответствии с поставленными задачами. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - формулирование и аргументация своего мнения и позиции; - публично защищать свою позицию |
Формулирование задач урока | Составьте план изучения темы, опираясь на текст учебника – стр. 89-94. Сформулируйте основные задачи урока. Но прежде, предлагаю решить кроссенс и вспомнить то, что нами уже было изучено по разделу «Литосфера». Последним предлагается к решению кроссенс «Рельеф», что подводит к формированию определения. | Составляют план изучения темы: Рельеф. Формы рельефа: горы, равнины. Рельеф суши и условия жизни людей. Рельеф дна Мирового океана. Формулируют задачи урока: - Определить, что называется рельефом; - Изучить основные формы рельефа; - Уметь находить формы рельефа на карте. Решают кроссенс по темам «Литосфера», «Выветривание», «Рельеф». | Определяют основные задачи урока. | Регулятивные УУД: - определять степень успешности выполнения работы Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - формулирование и аргументация своего мнения и позиции; - публично защищать свою позицию ЛичностныеУУД: -осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира. Предметные результаты: - получения целостных представлении о литосфере, процессах выветривания. Познавательные УУД: -формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных результатов; -умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу. |
Процессуально-содержательный этап урока. |
1.Рельеф | Работа по кроссенсу «Рельеф». Попробуйте дать определение понятию «рельеф», используя следующую формулу: понятие=видовое (ключевое слово)+существенные признаки (отличие его от других). | Называют видовое слово - «неровности». Определяют отличительные особенности: неровности чего? – поверхности Земли, множество неровностей= совокупность. Делают вывод: рельеф= совокупность неровностей земной поверхности (или поверхности суши и дна океана). | | Регулятивные УУД: -самостоятельный учет выделенных ориентиров в учебном материале, - проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции; -осуществлять самоконтроль; Познавательные УУД: –анализ объектов с целью выделения признаков, -определение основной и второстепенной информации -проводить синтез (восстановление целого из частей) Коммуникативные УУД: - учет разных мнений, - планирование работы учебного сотрудничества, - управление поведение партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера. ЛичностныеУУД: - учебно-познавательный интерес, -самоопределение, самосознание. Предметные результаты: -знание особенностей отдельных форм рельефа. |
2.Формы рельефа | Сравните рисунки 62 и 64 в учебнике на стр. 90 и 91. Прочитайте пункт в параграфе 14 «Рельеф суши». Заполните «Кольца Венна». | Сравнивают рисунки в учебнике, делают вывод о том, что существуют две основные формы рельефа: горы и равнины. Предполагают, что основное различие между ними значение перепадов высот. Заполняют «Кольца Венна». Трое учащихся работают у доски. | |
3.Классификация гор и равнин. | Гор и равнин на нашей планете огромное количество. А когда мы говорим о большом количестве объектов, мы можем их классифицировать. Что значит классифицировать объекты? Я предлагаю вашему вниманию список географических объектов для классификации. Горы Бырранга, Кавказ, Анды, Уральские горы, Кордильеры, Большой Водораздельный хребет, Амазонская низменность, Среднесибирское плоскогорье, Западно-Сибирская равнина, Среднерусская возвышенность, Прикаспийская низменность. Классифицировать перечисленные объекты можно положив в основу различные признаки. Что я вам и предлагаю сейчас сделать, помощником вам в выполнении этого задания будет физическая карта полушарий в атласе и текст учебника стр. 89-93. Ответьте на вопрос: -Какой показатель является главным при классификации форм рельефа? | Отвечают, что классификация – это деление на группы по какому – либо признаку. Выполняют классификацию географических объектов по признакам: - формы рельефа (горы, равнины). - расположение на материках. - абсолютная высота объекта. Отвечают, что главным показателем является абсолютная высота объекта. | | Личностные УУД: осознание своих возможностей. Регулятивные УУД: умение регулировать свои действия. Познавательные УУД: логические – анализ объектов с целью выделения признаков, осуществление анализа и дифференциации объектов. Предметные результаты: -знание особенностей и причин деления форм рельефа. |
Физминутка | Список объектов для физминутки: Антарктида, Африка, Евразия, Австралия, Южная Америка, Северная Америка. | Повторяют за ведущим движения. | | |
4.Рельеф суши и условия жизни людей. | Предлагаю рассмотреть две картины, на которых изображены формы рельефа (горы, равнины). Перед вами стоит задача, построить дом. Ответьте на вопрос: - В пределах какой формы рельефа вы бы построили свой дом? | Отвечают на поставленный вопрос, предполагая, что дом на равнине построить легче и удобнее, указывают направления хозяйственной деятельности человека в горах и на равнине. | | Метапредметные: Регулятивные УУД: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. ЛичностныеУУД: - учебно-познавательный интерес, -самоопределение, самосознание. |
Этап закрепления и первичной проверки. |
Первичная проверка знаний | Предлагаю вам решить канон. Ваша задача, не только заполнить места со знаком вопроса, но и постараться объяснить, что является логикой построения канона. Материк Ю.Америка Горы ? Вершина Аконкагуа Евразия Азия Гималаи Эверест Европа Альпы ? Ю.Америка Бразильское плоск. С.Америка Примексиканская низм. Евразия ? С.Америка Кордильеры 6194 Денали Ю.Америка Анды 6960 Аконкагуа Евразия Урал ? ? ? ? 2228 ? | Решаю развивающий канон, используя карту полушарий, физическую карту России. Анды (наивысшая точка материка). Монблан (наивысшая точка Европы). Смоленско-Московская возвышенность (можно назвать любую возвышенность, т.к. в каноне указана классификация равнин). 1895, г. Народная, Австралия, Большой Водораздельный хребет, г.Косцюшко. (все горные системы, указанные в каноне имеют меридиональную протяженность). | | Личностные УУД: осознание своих возможностей. Регулятивные УУД: умение регулировать свои действия. Предметные результаты: - получения целостных представлении о формах рельефа, их характеристиках Познавательные УУД: -формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных результатов; -умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу. ЛичностныеУУД: -осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира. |
4. Рефлексивный этап урока. |
Рефлексия эмоционального состояния | Прием «Комплимент» (учащимся предлагается сделать комплимент по результатам работы на уроке). | По желанию делают комплимент другим учащимся класса, гостям, педагогу. | | Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - формулирование и аргументация своего мнения и позиции; - публично защищать свою позицию |
Объяснение домашнего задания. |
Обязательное задание | Параграф 14 (до пункта «Рельеф дна Мирового океана»). В контурной карте подписать географические объекты согласно списку (подчеркнуть зеленым цветом равнины, красным цветом – горы). | Читают задания, задают уточняющие вопросы педагогу. | | Личностные УУД: осознание своих возможностей. Регулятивные УУД: умение регулировать свои действия. |
Дополнительное задание (по желанию) | Составить «Алфавит» по теме «Формы рельефа» |