Технологическая карта урока русского языка «Имя числительное»
Тема | Имя числительное (6 класс) |
Педагогические цели | Создать условия для систематизации и обобщения теоретических знаний по теме, отработки правильного написания числительных, склонения и употребления их в речи; содействовать развитию грамматически правильной речи; способствовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры речи |
Тип | Обобщение и систематизация знаний |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные: базовый уровень-знают определение имени числительного, разряды, особенности склонения имен числительных, каким членом предложения являются; находят числительные в предложении; определяют разряды; орфографически правильно пишут числительные; выполняют морфологический разбор имени числительного; продуктивный уровень-умеют редактировать предложения с наличием числительных; выполнять тестовые задания (часть А) Личностные: понимают границы собственного знания и «незнания»; осознают необходимость самосовершенствования; адекватно судят о причинах своего успеха/неуспеха в изучении темы, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют положительное отношение к учебной деятельности, познавательный интерес к учебному материалу. |
Метапредметные (УУД) | познавательные: (общеучебные) формулируют ответы на вопросы по изучаемой теме; внимательно слушают, строят речевые высказывания; (логические): совершенствуют мыслительные операции; регулятивные: принимают и сохраняют учебную нагрузку; планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей; осуществляют взаимоконтроль; адекватно оценивают свою деятельность и деятельность сверстников на уроке. коммуникативные: умеют конструктивно взаимодействовать в парной работе; слушать друг друга. |
Основное содержание темы, понятия и термины | Имя числительное; разряды имен числительных; склонение имен числительных; член предложения, которым является имя числительное; морфологический разбор собирательного числительного; правописание имен числительных; имена числительные, имеющие форму рода |
Образовательные ресурсы | 1.Схема «Сведения об именах числительных». 2.Карточки для индивидуальной работы. 3.Кроссворд «Числительные, имеющие форму рода». 4.Ребус (индивидуальные карты) |
Оборудование | Компьютер, интерактивная доска, маркер |
Организационная структура урока
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы контроля |
Осуществляемые действия | Формируемые умения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I.Целевая установка | Форма-фронтальная, метод-беседа | Постановка вопросов по изучаемой теме. Вопросы: -Над какой темой работали? -Что нового узнали, чему научились? -С какими трудностями встретились при изучении имени числительного? -Зачем изучается числительное? Где можем встретиться с этой частью речи? Прочитайте тему сегодняшнего урока. Обозначьте учебные задачи урока, определите круг заданий и упражнений, которые будем выполнять. -Какие качества необходимы для выполнения практических заданий и упражнений? | Внимательно слушают, отвечают на вопросы, осуществляют самоанализ приобретенных знаний, умений и навыков по изучаемой теме, делают выводы. Исходя из темы, определяют учебные задачи урока, задания и упражнения, направленные на решение поставленных задач, качества, необходимые для практических упражнений и заданий | Строят речевое высказывание при формулировании ответов на вопросы, осуществляют рефлекторно-оценочные умения. Формулируют, осознают и принимают учебные задачи урока | Индивидуальная: формируют внутреннюю целевую установку на урок |
II. Обобщение и систематизация знаний. 1.Конкурс «Повторенье-мать ученья» | Форма- фронтальная, метод-беседа с опорой на схему | Постановка вопросов при работе со схемой, направленных на актуализацию опорных знаний по изучаемой теме. Вопросы: -Дайте определение имени числительного. -С какими разрядами имен числительных вы познакомились на уроках? -В чем особенности склонения количественных числительных? -Каким членом предложения может быть имя числительное? | Внимательно слушают, отвечают на вопросы | Строят речевое высказывание при формулировании ответов на вопросы. Принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют поиск средств её достижения | Фронтальная: дают определение числительного, называют разряды числительных, особенности склонения количественных числительных, каким членом предложения является числительное |
Форма-индивидуальная, метод-практический | Формулирует задания: выполнить морфологический разбор составного числительного; определить часть речи у данных слов | Выделяют составное числительное в предложении, осуществляют морфологический разбор составного числительного; определяют часть речи; комментируют выполнение учебных задач | Анализируют задания; удерживают в памяти условие учебных задач; находят пути решения | Индивидуальна: выполняют морфологический разбор составного числительного, определяют часть речи указанных слов |
Форма-работа в паре(метод-практический) | Формулирует задания: выполнить морфологический разбор составного числительного; определяют часть речи у данных слов | Самопроверка; взаимопроверка; комментируют итоги проверки; делают выводы | Осуществляют рефлекторно-оценочные действия; дают в устной и письменной форме оценку деятельности; осуществляют само- и взаимоконтроль | |
2.Конкурс «Умники и умницы» | Форма-индивидуальная, метод-иллюстративно-объяснительный | Формулирует задания: решить ребус. Предлагает проговорить правило написания имен числительных. Определяет ход выполнения задания: разгадать кроссворд «Числительные», записать отгаданные слова, обозначить орфограммы. Формулирует задание: определить разряд имен числительных (триста, пятисотый, третий, шестнадцать) Предлагает осуществить самооценку выполненных заданий, обозначить на оценочной шкале и прокомментировать результат Формулирует задание: исправить ошибки в написании имен числительных | Решают ребус, выводят правило написания имен числительных, опираясь на решенный ребус. Разгадывают кроссворд, записывают отгаданные слова, обозначают орфограммы. Определяют разряд указанных числительных. Самопроверка. Исправляют ошибки в написании имен числительных. | Формулируют вывод. Принимают и сохраняют учебные задачи; осуществляют поиск средств их достижения; дают в устной и письменной форме оценку деятельности | Фронтальная: решают ребус. Индивидуальная: разгадывают кроссворд, записывают отгаданные слова, обозначают орфограммы, определяют разряд имен числительных, исправляют ошибки в написании имен числительных |
Форма-работа в паре (метод-практический) | Предлагает осуществить взаимопроверку выполненных заданий и прокомментировать результат | Взаимопроверка | | |
Форма- фронтальная, метод-беседа | Вопросы: -Какая самая распространенная ошибка возникает при употреблении имен числительных? -Что нужно учитывать при склонении количественных числительных? Имен числительных, обозначающих целые и дробные числа? -Каковы особенности склонения порядковых числительных? | Отвечают на вопросы | Строят речевое высказывание при формулировании ответов на вопросы, делают выводы и умозаключения | |
3.Конкурс «Учимся говорить правильно» | Форма-работа в паре(метод практический) | Определяет ход выполнения задания: прочитать предложения, поставить имена числительные в нужную форму. Осуществляет выборочную проверку выполненной работы, комментирует оценку, дает рекомендации | Выполняют задание | Принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют поиск средств ее достижения; адекватно воспринимают оценку деятельности учителем | Индивидуальная. Читают текст, образуют нужную форму имен числительных |
Форма-индивидуальная, метод-практический | Физкультминутка (зарядка для глаз) 1.медленно сомкнуть (в течение 2-3 с) и разомкнуть сомкнуть (в течение 2-3 с) веки. 2. Поднять глаза вверх, опустить вниз, отвести влево и вправо. 3.Поочередное смыкание и размыкание век. 4.Посмотреть вдаль (в течение 2-3 с), не сводя глаз в одной точки. 5.Медленно закрыть глаза(в течение 2-3 с) | Выполняют упражнения для глаз, следуя инструкции учителя | Осознают задание и выполняют действия четко и согласованно, следуя инструкции учителя | Индивидуальная: выполняют упражнения |
4.Конкурс дикторов | Форма-индивидуальная, метод-практический. Форма-работа в паре(метод практический) | Формулирует задание: выразительно прочитать текст, правильно употребляя числительные. Предлагает осуществить взаимопроверку выполненных заданий и прокомментировать результат | Выполняют задание Осуществляют взаимопроверку, комментируют оценку выполненной работы | Принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют поиск средств ее достижения; дают в устной и письменной форме оценку деятельности. | Индивидуальная. Читают текст, правильно употребляя числительные |
5.Конкурс редакторов | Форма- фронтальная, метод-беседа Форма-работа в паре (метод-практический) | Постановка вопросов об особенностях употребления собирательных употребления собирательных числительных, склонения числительных этого разряда. Вопросы: -Назовите особенности употребления собирательных числительных? -Какие собирательные числительные имеют форму рода? -В чем особенность склонения числительных этого разряда? Формулирует задание: отредактировать предложения. Предлагает осуществить самооценку выполненных заданий, обозначить на оценочной шкале и прокомментировать результат; сравнить итоги самопроверки и взаимопроверки; сделать выводы, обращая внимание на затруднения, возникшие при выполнении практической работы, причины затруднений, меры по преодолению трудностей | Отвечают на вопросы Выполняют задание Самопроверка; взаимопроверка; комментируют итоги проверки; делают выводы | Строят речевое высказывание при формулировании ответов на вопросы; делают выводы и умозаключения. Анализируют задание; удерживают в памяти условие учебной задачи; осуществляют рефлексорно-оценочные действия; дают в устной и письменной форме оценку деятельности; осуществляют контроль и взаимоконтроль дают в устной и письменной форме оценку деятельности; осуществляют контроль и взаимоконтроль | Фронтальная: называют особенности употребления собирательных числительных, склонения собирательных числительных, имеющих форму рода. Индивидуальная: редактируют предложения |
III. контрольно-проверочная работа | Форма-индивидуальная, метод-практический | Определяет ход выполнения тестовых заданий. Предлагает осуществить самооценку выполненных заданий, обозначить на оценочной шкале результат | Выполняют тестовые задания части А | Принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют поиск средств ее достижения; дают в устной и письменной форме оценку деятельности | Индивидуальная: выполняют тестовые задания |
IV Итог урока. Рефлексия деятельности | Форма- фронтальная, метод-беседа | Вопросы: -Над какой темой работали? Что повторили? -Что удалось? Что ещё хотели узнать по теме? -Оцените свою деятельность на уроке. Домашнее задание. Вспомните пословицы, поговорки, фразеологизмы, содержащие имена числительные; найдите материал о происхождении некоторых числительных, используя ресурсы Интернета. | Отвечают на вопросы, оценивают свою деятельность на уроке | Осуществляют рефлекторно-оценочные действия | Индивидуальная: проводят самоанализ учебной деятельности |
Сценарий урока
II Обобщение и систематизация знаний.
1
Имя числительное
.Схема «Имя числительное»
Сколько?
Какой по счету? счетусчету?
Порядок предметов при счете
Количество
Количественные
порядковые
целые
дробные
собирательные
2. Предложения для вычленения составного числительного с целью морфологического разбора:
Домик лесника расположился у семьдесят седьмого километра.
(у) семьдесят седьмого
К трем четвертым прибавить восемь.
(к) трем четвертым
Морфологическая разминка: двойка, семеро, удесятерить, семьдесят восьмой, удвоить, дважды, двести тридцать два, десятиэтажный, втроем, восьмилетний.
3
5 - 20, 30 Ь
50 – Ь - 80
500 – Ь - 900
. Ребус.
(дети должны сформулировать правило «Ь в числительных»
4.Кроссворд «Числительные».
1) Порядковый номер, соответствующий числу 1000. (тысячный)
2) Число, соответствующее трем сотням. (триста)
3) Порядковый номер, соответствующий числу 500. (пятисотый)
4) Порядковый номер, составляющий тысячу тысяч. (миллион)
5) Число, равняющееся трем десяткам. (тридцать)
6) Число, составляющее шесть сотен. (шестьсот)
7) Порядковый номер, соответствующий числу три. (третий)
8) Число, составляющий тысячу миллионов. (миллиард)
9) Число, равняющееся пяти сотням. (пятьсот)
10) Количество, выражающееся числом 16. (шестнадцать)
11) Порядковый номер, отвечающий числу два. (второй)
12) Число, составляющее две сотни. (двести)
Ключевое слово: числительное.
5.Задания.
1) Триста (количественное), пятисотый (порядковое), третий (порядковое), шестнадцать (количественное)
2) Ученик 6 класса забыл правила написания и склонения числительных. Помогите школьнику исправить ошибки.
Четыресто восемдесят книг; к девяносто пяти прибавить тридцать четыре; о сто девяносто двух студентах; расплатился пятьдесят двумя рублями; восемсот пятнадцать штук.
3) А) На 62 машинах ехали солдаты.
Б) Учитель пришел в ужас от 59 ошибок, допущенных в диктанте.
В) Около 70 кг яблок и бананов раздали 83 обитателям зоопарка, после чего у 82 из них разболелись животы.
Г) Наша кошка-мать 86 котят! Всем 86 дала прекрасное воспитание, всеми 86 гордятся их хозяева.
4) В мире животных.
Самое крупное животное в мире - синий кит. Вес его достигает 600-700 кг, языка- 300 кг, пчени-1200 кг.
Вес самого животного равен весу 20 слонов или 150 быков, то есть достигает 150 тонн.
Длина тела свыше 30 метров. По сравнению с 75 тоннами веса мяса кита, вес его мозга ничтожен: не более 8 кг.
Новорожденный китенок «крошечный»: около 7 метров длиной и 5-6 тонн веса. Зато в сутки он выпивает до 200 л молока и прибавляет в весе от 60 до 100 кг.
5) а) Мыть полы будете оба: и Саша, и Костя, и Денис! б) Крепче держитесь обоими руками. в) Смотри обоими глазами и слушать обеими ушами. г) трое девчат остались дежурить в классе. д) На складе имеются двадцать три вилы. е) В море рыбаки пробыли двадцать двое суток.
III. Контрольно-проверочная работа.
Проверочный тест «Имя числительное»
Вариант 1
1.Составь 2 словосочетания, используя количественное и порядковое числительное в Р.п.
1830 (килограмм)____________________________________________________________
1830 (килограмм)____________________________________________________________
2.Определи, какой частью речи являются выделенные слова.
1) Тройка мчится, тройка скачет. 2) Пять дней длился снегопад.
3. Определи разряд количественных числительных.
Восемнадцать рублей, четверо друзей, три пятых урожая.
4.Образуй формы Р.и Т.п. числительного 465.
Р.п.__________________________________________________
Т.п.__________________________________________________
5.запиши словосочетание двое мотоциклистов в Т.и П.п.
Т.п.__________________________________________________
П.п.__________________________________________________
6. Запиши словами 8 ¾ + ¼
7. Вставь нужную форму числительного оба(обе).
Держать _________________руками, приложить к _______________углам.