Актуализация опорных знаний. Цель: проверить знания учащихся. | - Ребята, давайте вспомним устройства компьютера, для этого разгадайте ребусы: (Слайды) Процессор (1) Клавиатура (2) Монитор (3) Принтер (4) Сканер (5) - Молодцы! - А теперь откройте тетрадь на печатной основе на стр.55 - Прослушайте внимательно задание к этому упражнению. (читаю) - Обратите внимание на слайд. (Слайд 6) - Что изображено на слайде? - Ребята, для чего нам нужен сканер? - А для чего нам нужен принтер? - И так ребята, смотрим на слайд и слушаем задание еще раз (читаю). - Какой компьютер нужен Ире? - Запишите первую букву имени в столбики слева и справа. - Какой компьютер подходит Вере? - А какой компьютер подходит Лене? - Если Соню устраивает любой компьютер с принтером или сканером, куда мы запишем Соню? Молодцы вы справились с заданием. | Отгадывают ребусы. Открывают тетрадь на стр. 55 Слушают. - Компьютеры. - Для ввода информации. - Для вывода информации. Смотрят и слушают задание. - Компьютер слева и справа. - Компьютер, который в середине и справа. - Лене подходит компьютер справа. Мы можем записать ее ко всем компьютерам. | Познавательные УУД: ориентация в своей системе знаний, умение строить логическую цепь рассуждений. Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог и высказывать свои предположения. |
Формулирование темы. Постановка цели и задач урока. | - С какой темой вы познакомились на прошлом уроке? - Что такое алгоритм? Приведите примеры. Кто может выполнять алгоритм, т. Е. быть исполнителем? А теперь давайте выполним задание чёрный ящик. - Ребята вспомните, что такое чёрный ящик? - Что может являться чёрным ящиком? - А сейчас давайте попробуем выполнить это задание. - Обратите внимание на слайд.(Слайд7) Здесь даны два алгоритма обработки данных черным ящиком. Посмотрите на эти два алгоритма, чем они отличаются? А чем они похожи? Хорошо. (Слайд 8) Давайте попробуем применить первый алгоритм к таблице «испытания». Выполняем. - Вычесть 1 на выходе. 11-1=10, далее 1+0=1, - На выходе получилось 1? - Давайте, этот же алгоритм применим ко второй строке. 34 на ходе и 6 на выходе. 34-1=33, Складываем количество единиц в разрядах. 3+3=6, - Подходит этот алгоритм? - Хорошо. - Мы должны будем выбрать один алгоритм, из двух который должен подойти к нашей таблице. Давайте продолжим. - Проверяем 60-1=59 5+9=14 - Получился алгоритм? - Почему? - Давайте проверим последнее: 41-1=40 4+0=4 Для этой сроки алгоритм подходит. Но так как для третей строки оно не подходит, соответственно он не подходит ко всей таблице. - Так первый алгоритм не подошёл, давайте попробуем второй алгоритм. - Складываем количество единиц в разрядах. 1+1=2 Вычесть 1. 2-1=1. - Следующее. 3+4=7 7-1=6 6+0=6 6-1=5 4+1=5 5-1=4 - Ребята, а этот алгоритм подходит? И так мы с вами определили, что второй алгоритм нам подходит для каждой строки «испытания». - Теперь откроите тетради на печатной основе стр.56, упр.97. - Заполните самостоятельно таблицу «экзамен», в соответствии с алгоритмом номер два. - Внимательно смотрите, какая первая команда? - Кто затрудняется? - Давайте, первую строчку выполним вместе. Складываем количество единиц разрядов. 1.9+1=10 10-1=9 Дальше делайте самостоятельно. Давайте проверим. (Слайд 9) 2. 8+0=8 8-1=7 , 3.7+3=10 10-1=9, 4.2+0=2 2-1=1. - Молодцы. - И так, кто был исполнителем данного алгоритма? - Можно ли в алгоритме, который выполняет компьютер убрать команду или поменять местами, чтобы результат остался прежним? - Правильно, нельзя потому что алгоритм для компьютера состоит из определённых команд, которые изменить или поменять местами невозможно. Потому что если мы поменяем местами, то мы с вами алгоритм не приведем к нужному результату. - Мы посмотрели, что компьютер может быть исполнителем команд. - Ребята, а человек может быть исполнителем алгоритма. - Какие алгоритмы может исполнять алгоритмы? - Приведите примеры. Физкультминутка А теперь, ребята, встали. Быстро руки вверх подняли, В стороны, вперед, назад. Повернулись вправо, влево. Тихо сели, вновь за дело. Ребята, а теперь давайте выполним задание 16 в рабочей тетради. Читаем задание: Как сварить картофель в мундире (в кожуре)? - Составьте алгоритм. - Отметь 8 рисунков, на которых, показаны шаги алгоритма. Пронумеруйте эти шаги. - Посмотрите внимательно на рисунок. - Все ли рисунки будут соответствовать нашему алгоритму? - Какова цель алгоритма? - Поставьте галочки на тех рисунках, которые будут отсутствовать в нашем алгоритме. - Какие рисунки вы отметили и почему? Все мы его исключили. Посмотрите на слайд. (Слайд 10) - А теперь из этих 8 картинок посмотрите внимательно, какая будет на первой командой, какая вторая и так далее. - Пронумеруйте самостоятельно. - Давайте проверим. (Слайд 10) - А теперь давайте в соответствии с нашим рисунком заполним пропуски в записи алгоритма «Картофель». Что мы делаем первым действием? Дальше попробуйте самостоятельно вставить пропуски. Положить картофель в кастрюлю. Налить воду в кастрюлю. Поставить кастрюлю на включенную плиту. Ждать 40 минут. Выключить плиту. Слить воду. Поставить кастрюлю на стол на подставку. Проверяем. | Алгоритмы и исполнители. Алгоритм – это план достижения цели, состоящий из шагов. В нём обозначены начало и конец. Шаги алгоритма выполняются один за другим от начала алгоритма к его концу. Приводят примеры алгоритмов. Человек, животные, компьютер… - Черный ящик – это машина, которая обрабатывает данные. – Компьютер. Смотрят на слайд. - Они отличаются порядком действий. - Одинаковые действия. - 10 - 1 Да. - 33 - 6 - Да. - 59 - 14 - Нет. - Потому что у нас на выходе 5. - 40 - 4 - 2 - 7 - 6 - 6 - 5 - 5 - 4 - Да. Открывают тетради на печатной основе. Заполняют. - Сложить количество единиц разрядов. - 10 - 9 Выполняют самостоятельно. Проверяют. - Компьютер. - Нет, нельзя. - Да. Приводят примеры. Выполняют движения. Слушают задание. - Нет Сварить картофель в мундире (в кожуре). Отмечают. - Мы отметили рисунок, где чистят картофель, потому что варят в мундире. Выполняют самостоятельно. - Моем картофель. Выполняют самостоятельно. Проверяют. | Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог и высказывать свои предположения. Регулятивные УУД: планировать предстоящую работу, соотносить свои действия с поставленной целью; следовать при выполнении работы инструкциям учителя; руководствоваться правилам при выполнении работы; осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической деятельности. |
Закрепление полученных знаний. | - Кто же может быть исполнителем алгоритмов? - При выполнении алгоритмов компьютером можно ли убрать или поменять местами последовательность действий? - Почему? - А исполнители – люди или животные могут менять последовательность действий алгоритмов, или же вообще убирать некоторые действия? - В чем же разница выполнения алгоритмов компьютером и человеком? | - Человек, компьютер, животные. - Нет. - В компьютере все заложено программой. - Да могут. - При выполнении алгоритмов компьютером нельзя менять местами или убирать действия алгоритма, если мы хотим достичь, правильный результат алгоритма. Если же действия алгоритма выполняет человек, то он может поменять последовательность действий или вообще убрать их. | Коммуникативные УУД: формулировать собственные мнения и идеи, аргументированно их излагать; выслушивать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы; в доброжелательной форме комментировать и оценивать достижения товарищей, им свои предложения и пожелания; проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы. |