1 | I. Организационный момент урока, мотивация учащихся на работу: а) Проверка домашнего задания б) Постановка учебных целей и задач; | Создает условия для возникновения проблемной ситуации . Создание позитивного настроя. Решение мини-теста , проверка в парах ( ответы в презентации) Мозговой штурм . Записать все понятия, которые запомнили по домашнему материалу Где мы с вами сейчас находимся и зачем пришли сюда? Как вы думаете, в Древнем Египте была школа? А что изучали в древнеегипетской школе? Вам интересно узнать? Значит, сегодня на уроке мы будем изучать… Слайд 1,2. Проблемный вопрос : Были ли древнеегипетские знания похожи на современные? | Выполняют индивидуальные задания. Решение теста и взаимопроверка в парах. Формулировка темы и цели занятия, выдвигают версии | Р:Умение понимать и сохранять учебную задачу, анализировать и контролировать ситуацию. П: Развитие умения формулировать тему (используя иллюстративный материал) К: Развитие умения слушать учителя и строить понятные для всех высказывания, произносить варианты вслух Р: Формирование умения поставить цель урока и проблемный вопрос |
2 | II. Основная часть урока: Изучение нового материала Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону 1. Школы в Древнем Египте | Организует диалог, беседу. Вот уже пятый год вы ходите в школу. Сейчас школа – это отдельное, самостоятельное здание. А в Древнем Египте школы открывались при храмах – подумайте, кто выступал в роли учителей? Как вы думаете, кого готовили в египетских школах? (см. изображение писца в учебнике на стр. 58). Знание грамоты открывало доступ к государственной службе и к обеспеченной жизни. В наши дни в школе учатся все дети без исключения. Сколько лет сейчас продолжается обучение? Платят ли за него ваши родители? Предположите, все ли дети могли учиться в древнеегипетской школе. Слайды 5. Давайте представим себя в древнеегипетской школе. | Ответы на простые и проблемные вопросы Учителями в школах были жрецы. Там готовили чиновников-писцов Учатся 11 лет, обучение бесплатное. Там могли учиться только дети состоятельных родителей. Обучение в древнеегипетской школе стоило дорого. | П: Развитие умения формулировать ответ К: Уметь слушать учителя и учеников, строить понятные для всех высказывания, произносить варианты вслух Р: Проявляют интерес к учебному материалу |
| 2. Письменность | Учащиеся делятся на три группы : филологи, математики , астрономы. Вспомните: когда вы пришли в школу, то чему, каким действиям, вас обучали в первую очередь? Наш первый урок – письмо. Первыми знаками для письма были рисунки. Знаете ли вы, как назывались египетские буквы? Выучить иероглифы было очень трудно по нескольким причинам. Вспомните, сколько букв в русской азбуке? Иероглифов было больше – 750. Многие слова изображались рисунками. Предположите, как египтяне могли обозначать следующие слова: “солнце”, “идти”, “плакать” Подумайте, всегда ли был удобен такой способ изображения? Как, например, записать фразу “Человек идёт по лесу”. Некоторые рисунки могли обозначать и слова, и отдельные звуки. Например: изображение закрытого рта – это и слово “рот” и звук “р”; изображение дома – это и слово “дом”, и сочетание “дм”. Слайд 6,7. В египетском письме не было гласных букв. Давайте подумаем, чем это было неудобно. Например, у нас есть иероглиф “ДМ” – какие слова он может обозначать? Как определить какое слово мы написали? Нужен значок-определитель, который не читался, а только подсказывал, о чем идет речь. Например, иероглиф, напоминающий идущие ноги. Так почему же было так сложно учиться в египетской школе? Где можно встретить надписи, сделанные иероглифами? (см. учебник, стр. 52-53). Долгое время никто не мог разгадать тайну иероглифов и прочесть египетские тексты. Почему было так сложно расшифровать египетскую письменность? Лишь в начале ХIХ века этот секрет был раскрыт французским ученым Франсуа Шампольоном. Слайды 8,9. Что необходимо иметь для того, чтобы что-то записывать? Учащиеся делятся на три группы : филологи, математики , астрономы Для филологов. Материал для письма называется папирус. Возьмите раздаточный материал и по рисункам составьте рассказ о том, как и из чего его делают папирус ; составьте рассказ о письменных принадлежностях ; подготовьте ответ на вопрос, почему писцы были самыми уважаемыми людьми Слайд 10. | Ответы на простые и проблемные вопросы. Решение познавательных задач. Читать, писать и считать. Иероглифы, что в переводе означает “священное письмо». 33 Учащиеся на доске чертят возможные иероглифы для обозначения этих слов. Сравнивают их с египетскими иероглифами. Делают вывод. Иероглифы воспроизводятся на доске. Дом, дым, Дима, идем, дама. Иероглифы воспроизводятся на доске. Много иероглифов, их сложно выучить. На стенах пирамид, на обелисках, в храмах. Иероглифами написана египетская “Книга мертвых” Один и тот же иероглиф мог обозначать и звук, и целое слово, и быть определителем-подсказкой. Нужен материал для письма и письменные принадлежности Самостоятельная работа в группах, составляют рассказы. | П:Развитие умения формулировать ответ, решать познавательные задачи. К: Развитие умения слушать учителя и учеников, строить понятные для всех высказывания, произносить варианты вслух, работать в группах. Р:Проявляют интерес к учебному материалу, понимать и сохранять учебную задачу. |
| 3. Математика | Задания для математиков. Арифметика – раздел математики, изучающий простейшие числа и арифметические действия. Слайд 11. Посмотрите на слайды и раздаточный материал и запишите предлагаемые числа древнеегипетскими цифрами. Попробуйте складывать и вычитать числа в такой записи. Какие цифры использовать легче? Наука геометрия тоже зародилась в Египте. Это слово по происхождению греческое, оно состоит из двух слов: “гео” – земля и “метрос” – измерять. Как мы переведем слово “геометрия” на русский язык? Глядя на изображения, давайте подумаем, кому в Древнем Египте приходилось часто измерять землю? Слайд 12. Тем же занимались и чиновники (писцы) – но для чего? Египетская система мер была основана на пропорциях человеческого тела. Главной единицей измерения был локоть – величина, равная расстоянию от локтя до кончиков пальцев. Давайте найдем у себя на руках эту величину. Следующая единица измерения – ладонь, она состояла из 4 пальцев. Задания: - измерьте длину и ширину своей парты (в локтях и ладонях); свой учебник (в ладонях); ручку (в пальцах). | Ответы на простые и проблемные вопросы. Решение познавательных задач. Микроисследование в группе. Составляют числа из древнеегипетских цифр, решают задачи. Вывод: Легче использовать арабские цифры, считать числа, записанные древнеегипетскими цифрами сложно. Крестьяне, восстанавливая границы участков после разлива Нила, ежегодно измеряли землю. Строители, при строительстве пирамид. Чтобы определить размер налога с каждого участка. Делают измерения и записывают результаты. | П: Развитие умения формулировать ответ, решать познавательные задачи. К: Развитие умения слушать учителя и учеников, строить понятные для всех высказывания, произносить варианты вслух, умение работать в группах. Р: Проявляют интерес к учебному материалу, понимать и сохранять учебную задачу. |
| 4. Астрономия | Задание для астрономов : Организует микроисследование – сравнение календарей. Кроме расстояний, египтяне умели измерять время. Наблюдая за ночным небом, определяя движение небесных светил, египтяне составили точный календарь и могли предсказать, в какой день произойдет разлив Нила. Они первыми подсчитали количество дней в году, разделили их на месяцы, а месяцы – на недели. Слайд 13. О развитии какой науки мы можем говорить на основании этого факта? Сравните древнеегипетский календарь и современный назовите сходства и отличия. | Микроисследование в группе – сравнение календарей. Астрономии Сравнивают календари, делают выводы, называют сходства и отличия. | П:Развитие умения формулировать ответ, решать познавательные задачи, сравнивать и делать выводы. К: Развитие умения слушать учителя и учеников, строить понятные для всех высказывания, произносить варианты вслух, умение работать в группе. Р:Проявляют интерес к учебному материалу, понимать и сохранять учебную задачу. |
3 | III. Подведение итогов. Рефлексия. | Выступление каждой группы по теме. Давайте подведем итог, какими достижениями древних египтян мы пользуемся до сих пор? Скажите, мы достигли поставленной в начале урока цели? Каковы ваши впечатления? | Делают вывод. Календарь, знания из области математики и астрономии. Благодаря изобретению папируса и египетской письменности знания древних египтян сохранились до наших дней. Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, делятся впечатлениями. | Р: Развитие умения анализировать свою деятельность при достижении цели. |