Методы обучения: проблемный, ИКТ-технологии, технология обучения в сотрудничестве, игровые технологии
Средства: учебник, рабочие тетради, карточки с заданиями, рейтинговый лист, компьютеры, электронное пособие «Виртуальная химическая лаборатория», презентация, коллекции «Соли в быту», «Соли в природе», «Соли в сельском хозяйстве»,
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | Ресурсы |
Этап 1. Организационный (мотивация к учебной деятельности). Цель: создать благоприятный психологический настрой на работу |
Приветствие учителя. Проверка готовности к уроку. На доске написан эпиграф: «Кто хочет съесть ядро ореха, должен расколоть его скорлупу». Плавт Прочтите его. Как вы его понимаете? С каким классом веществ мы начали знакомство на предыдущем уроке? Что мы узнали о солях? Что еще предстоит узнать? Старт эстафеты Учитель организует работу в группах: - представляет консультантов из числа наиболее успешных учащихся, - каждая команда должна пройти 4 этапа: «Что?» (логический) «С чем?» (теоретический) «Почему?» (экспериментальный) «Зачем?» (практический). От этапа к этапу группа движется с рейтинговым листом, в котором определены задания и указан маршрут движения. По итогам выполнения консультант выставляет отметку «+», «- » | 1. Обсуждают эпиграф (проблемную ситуацию). 2.Предлагают работать в группах. Познакомились с солями, их номенклатурой, классификацией, отдельными представителями и их свойствами, со способами получения солей. Постановка цели урока учащимися: изучить химические свойства солей, их применение. | Личностные УУД. Уметь осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. Коммуникативные УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные УУД: оценка, саморегуляция | |
Этап 2. Актуализация субъектного опыта. Цель: Актуализация опорных знаний и способов действий |
Iэтап эстафеты «Что?» (логический) Что я знаю по теме «Соли»? С каким классом веществ познакомились на прошлом уроке? Что (какие вещества) называют солями? Что отличает одни соли от других? (Какие есть классификации солей?) Что положено в основу этих классификаций? Что представляют собой отдельные соли (NaCl, CuSO4 , CaCO3 , NaНCO3 и др.)? | Учащиеся дают определение солям, приводят примеры, рассказывают о видах классификаций солей и о признаках, положенных в их основу. Кратко характеризуют физические свойства отдельных представителей. Консультанты оценивают устные ответы товарищей, делают отметки в рейтинговых листах. | Коммуникативные УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (обучение в сотрудничестве) Познавательные УУД. Уметь анализировать результаты, ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. | |
Этап 3. Применение изученных знаний. Контроль и взаимоконтроль. Цель: Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий. |
Что я умею делать по теме «Соли»? Учитель организует выполнение работ по карточкам №1 | Проверяют материал по эталону. Сверяются с ответами, выставляют себе оценки, а потом осуществляют взаимооценивание (критерии оценивания на листочках у каждого). Консультант делает отметку в рейтинговых листах. | Коммуникативные УУД. Уметь оформлять свои мысли письменной форме; Познавательные УУД. Уметь анализировать, сравнивать, классифицировать, преобразовывать информацию из одного вида в другой. | Раздаточный материал, таблица растворимости кислот, оснований, солей. |
Этап 4. Этап изучения новых знаний и способов деятельности. Цель: Включение учащихся в целенаправленную деятельность, обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы. |
II этап эстафеты «С чем?» (теоретический) Проблемная ситуация: с чем (с какими веществами) вступают в реакцию соли? Вспомните изученные ранее свойства кислот, оснований, где встречались реакции с солями. Вспомните тему «Химические реакции». При изучении каких типов химических реакций встречались соли? Учитель организует выполнение задания по карточкам №2 Из перечня веществ выберите те, с которыми реагируют соли. III этап эстафеты «Почему?» (экспериментальный) Используя электронное пособие «Виртуальная лаборатория» выполните опыты по изучению химических свойств солей: 1. Разложение солей Почему при пропускании газообразного продукта разложения СаСО3 через лакмус цвет изменяется на красный, а при разложении NH4 NO3 –синий? 2. Взаимодействие солей с кислотами и щелочами. Почему реакции между HCl и CuSO4 KOH и Na2 CO3 не идут? 3. Взаимодействие солей с солями Почему реакция между NaCl и CuSO4 не идет? 4. Взаимодействие солей с металлами Почему при взаимодействии алюминия и цинка с сульфатом никеля меняется окраска раствора, а с медью – нет? | Учащиеся вспоминают, что кислоты реагируют с солями, щелочи реагируют с солями. Учащиеся вспоминают реакции замещения солей с металлами, реакции обмена солей с солями, реакции разложения солей при нагревании. Вывод: На основании выше изложенного, соли вступают в реакции с металлами, с солями, с кислотами, щелочами, разлагаются при нагревании. Учащиеся в виртуальной лаборатории выполняют опыты, составляют уравнения возможных реакций, отвечают на поставленные вопросы. Вывод: Формулируют правила: - при взаимодействии солей с кислотами (реакции обмена) образуются другая соль и другая кислота (реакции идут до конца, если выпадает осадок, образуется газообразное вещество) - при взаимодействии солей со щелочами (реакции обмена) образуются другая соль и другое основание (реакции идут до конца, если выпадает осадок) - при взаимодействии солей с металлами (реакции замещения) образуются другая соль и металл Реакции идут, если 1. металл стоит левее в ряду напряжений 2. обе соли растворимы 3. металлы не взаимодействуют с водой. | Коммуникативные УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, принятие решения и его реализация. Познавательные УУД. Уметь анализировать, сравнивать, преобразовывать информацию из одного вида в другой. Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного. Регулятивные УУД. Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и неизвестного, определять цель. Выделять проблему, ставить цель, находить пути решения проблемы. Личностные УУД. Побуждение ученика к деятельности, мобилизация сил и энергии к волевому усилию и преодолению препятствия. | Раздаточный материал Электронное пособие «Виртуальная химическая лаборатория», выполнение опытов |
Этап 5. Этап применения полученных знаний. Цель: Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, применение новых знаний в другой ситуации.. |
IVэтап эстафеты «Зачем?» (практический). Учитель организует выполнение задания по карточкам №3. Зачем нам нужны полученные знания о составе и свойствах солей? Учитель предлагает заслушать сообщения учащихся об использовании солей в быту, в сельском хозяйстве, медицине, нахождении солей в природе. | Проверяют материал по эталону. Сверяются с ответами, выставляют себе оценки, а потом осуществляют взаимооценивание (критерии оценивания на листочках у каждого). Консультант делает отметку в рейтинговых листах. Первый учащийся рассказывает о нахождении солей в природе (презентация), второй – представляет свою коллекцию солей, используемых в быту, третий – коллекцию солей в сельском хозяйстве, четвертый – коллекцию солей в медицине. | Коммуникативные УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; активное сотрудничество в представлении найденной информации. Познавательные УУД. | Раздаточный материал, презентация, коллекции. |
Этап 6. Информация о домашнем задании Цель: Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания |
Предлагается домашнее задание: 1 уровень: параграф 41, упр. 2 2 уровень: параграф 41, упр.4 Дополнительно: составить кроссворд «Основные классы неорганических веществ» (10 слов). | Открывают дневники, записывают домашнее задание, задают вопросы. Дополнительное задание выполняют по желанию. | | |
Этап 7. Подведение итогов учебного занятия Цель: Формулирование выводов по уроку, анализ работы класса, выставление оценок. |
Финиш эстафеты. Подведем итоги нашей работы. Вспомните, какую цель мы поставили в начале урока? Как вы считаете, достигли ли мы целей? А теперь оцените свою деятельность на уроке. Ответьте на вопросы. Коррекция самооценок, самоанализа, выставление оценок. | Учащиеся делают вывод о том. Что изучили полную информацию о солях, их составе, номенклатуре, классификации, получении, применении, химических свойствах. Оценивают работу друг друга, суммируют баллы на уроке. Сравнивают свою личную успешность и активность по сравнению с предыдущими уроками. | Коммуникативные УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать других. Личностные УУД. Уметь осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. Регулятивные УУД: оценка, саморегуляция. | |
Этап 8. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: Инициировать рефлексию детей по их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе |
Учитель предлагает составить синквейн по теме «Соли». | Составляют синквейн по теме урока. | Регулятивные УУД. Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Личностные УУД. Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | |