СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Леса России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Леса России"»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР».

Дата:

класс: 4

учитель:

Тема урока: «Леса России».

Цели и задачи
деятельности
учителя































Формируемые УУД

Образовательные: создать условия для ознакомления с географическим положением зоны лесов, с частями лесов: тайгой, смешанным и широколиственным лесом, с растительным и животным миром зоны лесов; определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию представлений о лесной зоне; установления взаимосвязи в природе; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир»


Развивающие: развитие умений определять и показывать зону лесов и её части на карте природных зон, различать наиболее характерных для каждой части зоны лесов представителей флоры и фауны, объяснять взаимосвязи в природе;

Воспитательные: воспитание бережного отношения к животным и к окружающей среде; воспитание познавательного интереса; воспитание культуры общения: учитель-ученик, ученик-ученик. воспитывать любознательность, стремление к самостоятельному получению знаний, любви к Родине.


Здоровьесберегающие: используя физкультпаузы и паузы психологической разгрузки, стимулировать работу учащихся на уроке; способствовать созданию благоприятного психологического климата на уроке; обеспечивать индивидуальный подход к каждому ребенку; способствовать созданию ситуации успеха используя разноуровневые задания и вопросы; организовать работу в парах; работу около конторок; двигательная активность на уроке.





Задачи:

  1. Формировать у учащихся представление о лесной зоне, познакомить с географическим положением зоны лесов, с частями зоны лесов, с растительным и животным миром.

  2. Развивать умения структурировать информацию, делать сравнение, обобщение, выводы, устанавливать причинно-следственные связи и делать умозаключения; работать и взаимодействовать в группе одноклассников;

  3. Формировать ценностное отношение к природе как совокупности представителей флоры и фауны.


Познавательные: умения извлекать информацию, описывать, сравнивать. классифицировать природные объекты.

Коммуникативные: задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Регулятивные: действовать по плану. Контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые

коррективы, адекватно оценивать свои достижения.

Личностные: положительно относиться к учению, к познавательной деятельности.

Тип урока

открытие нового знания

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться устанавливать взаимосвязи в природе, работать с учебником, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира; определять и показывать положение зоны лесов на карте природных зон; различать наиболее характерных для каждой части лесов представителей флоры и фауны, объяснять взаимосвязи в природе; находить в учебнике и предоставлять информацию в соответствии с целью.


Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, умеют планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.пользоваться учебником.


Личностные: имеют моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора; проявляют нравственные чувства и нравственное поведение; развитие мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения; умение анализировать свои действия и управлять ими; развитие умения оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя.


методы и формы
обучения

объяснительно-иллюстративный; частично — поисковый; репродуктивный; индивидуальная.

Образовательные
ресурсы

http://www.zooclub.ru/voice/index4.shtml

http://download8.proshkolu.ru

Оборудование

Интерактивная доска, компьютер; MacBook; карта «Природные зоны России»;проектные работы Романовой Анастасии, Панкратовой Марии и Серебряковой Елизаветы (выполнены с использованием компьютерной презентации) с изображением растительного и животного мира зоны лесов; учебник «Окружающий мир 4 класс» Плешаков, рабочая тетрадь к учебнику, раздаточный материал ( карточка с контурной картой, карточка с вопросами, тест).

Основные
понятия

тайга, смешанный лес, широколиственный лес

организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы организации
взаимодействия

на уроке

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

Промежуточный

контроль

1

2

3

4

5

6

7

1. Организационный ммомент

Психологический настрой


(1 мин.)








Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся

к усвоению учебного
материала














– Здравствуй! Как настроение? С хорошим настроением мы начнём урок.

- Какое время года, месяц, день недели?


























Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей
на столе









Вызывает эмоционально-положительный настрой на урок, создает ситуацию успеха, доверия


Фронтальный. Словесный. Слово учителя



Л. – проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

К.-планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, умеют оформлять свои мысли в устной форме, вступать в диалог, обмениваться мнениями.







Организация рабочего места















2. Актуализация опорных

знаний

(5 мин.)





















3. Мотивация
(само-определение)
к учебной деятельно-
сти

(2мин.)











4. Постановка учебной задачи

(2 мин.)


Проверка
домашнего
задания:

онлайн-тест на компьютере





















Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся

к усвоению учебного
материала



Онлайн-тест https://obrazovaka.ru/test/tundra-po-okruzhayuschemu-miru-4-klass.html



























Закройте глаза.(Звучат в записи голоса птиц.)

Что ты представляешь ?

(ответы детей о лесе)

Читает стихотворение Куликова Олеся

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится –

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи:

Ты же видишь – мы свои!

(С. Погореловский.)



– В этом стихотворении «спрятана» тема нашего урока.
В какую природную зону мы сегодня отправимся?

-Определим цели работы на уроке.

1. Познакомиться с расположением зоны лесов на карте.

2. Познакомиться с частями зоны лесов и природными условиями.

3 Познакомиться с растительным и животным миром зоны лесов

Учитель предлагает выполнить работу для проверки домашнего задания на компьютере

MacBooc, .





участие в диалоге с учителем.



















Ученики определяют тему и цели работы.


Фронтальная, индивидуальная, кол-





















индивидуальная





















Индивидуальная

.

Р-осуществляют самопроверку, устанавливают правильность выполнения
задания






















П – понимают важность
теоретических знаний
для решения практической задачи; применяют термины при формулировке
ответа.

К – следят за правильностью речевого оформления.

Л – проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

П – анализируют учебный материал с целью решения проблемной ситуации





Р – принимают учебную
задачу, сформулированную вместе с учителем

Выполненные

задания


























Устные ответы




















Устные ответы

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7







П.-осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, ана-логию, классификацию, сериацию, подведение под понятие; извлекают необходимую информацию из текстов; используют знаково-символические средства; осознанно и произвольно строят речевое высказывание.

Р-ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля
и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.






































Л – осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют
в физкультминутке


5.

Усвоение
новых знаний
и способов действий.

зучение нового материала)

(10 мин.)

























6. ФИЗКУЛЬМИНУТКА

(1мин.)

Работа
с картой.

Презентация проектных работ.

Работа с карточками (сравнение природных зон)





































Выполнение упражнений










– Теперь мы можем отправиться исследовать лесную зону России.


- Рассказываю о зоне леса почвы и климатических условиях


  1. Расположение на карте.

Южнее зоны Тундры.

Работа в рабочее тетраде (с.36-37)

  1. Природные и климатические условия.

Много осадков. Тепло. Почва богата питательными веществами. Тайга. Смешанные и широколиственные леса.

  1. Растительный мир.

Ель, сосна, лиственница, пихта, кедровая сосна.

Дуб ,клён, липа, ясень, вяз.

4. Животный мир.

Кедровка, бурундук, летяга, соболь, лось, заяц, белка, медведь, олень, рябчик, глухарь, тетерев, бурундук, рысь.


Сравним природные зоны «Тундра» и «Зона лесов».


Составим план сравнения природных зон (устно вместе составляем)

1.Расположение на карте.

2. Природные и климатические условия.

3. Растительный мир.

4. Животный мир.

5. Деятельность людей(тема следующего урока).


















показывают
на карте.

Презентация проектов.


Заполнение карточки «Природные зоны»


Сравнение природных зон России.

Отвечают
на вопросы.


Слушают учителя.

















































Задает эмоциональный тон



Фронтальная, индивидуальная
































































Коллективная. Практический


Устные ответы

Работа по карточке

Презентация проекта























Устные ответы








































Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

7. Первичное закрепление.

(Практическая деятельность)

(15 мин.)













































8. Подведение итогов урока.

(3 мин.)



















9.Рефлексия.Выставление оценок. (3 мин.)

















10. Домашнее задание

(3 мин.)



















Работа
по учебнику, работа в тетрадях, работа с контурной картой.



























Работа на карточках плакатом «Природное сообщество лес»











Проверочная работа-тест








Обобщение полученных на уроке сведений.

Заключительная беседа.

























Выставление оценок













Комментарий учителя


Работа с контурной картой.

Откройте учебник стр. 73-74.

Возьмите контурную карту «Природные зоны».

Используя карту в учебнике, закрасьте на контурной карте зону лесов.

Работа с учебником.

Откроем учебник стр.96

Какие растения преобладают в Тайге?


Стр. 100 учебник

Какие растения преобладают в смешанных и широколиственных лесах?


ЗАКРЫВАЕМ УЧЕБНИК, мы к нему ещё вернемся.


Работа в тетрадях .

Тетрадь стр. 47 задание №2



Тетрадь стр. 48.задание №2 (3) , а поможет нам учебник стр. 98-99.

Читает задание в тетради.

Называем и записываем (Рысь, соболь, летяга, бурундук, кедровка, глухарь, бурый медведь.)




Составляем цепи питания

- Составим цепи питания, характерные для зоны лесов.

Пример:

1. Растения → заяц-беляк → рысь;

2. Растения → мышь-полевка → соболь;

3. Растения → белка → сокол.

4. Дуб → кабан → волк

5. растения → мышь→ лиса

6. растения → мышь→ сов





В начале урока мы поставили себе цели работы.

  1. Познакомиться с зоной лесов на карте.

Где расположена зона лесов? (Зона лесов расположена южнее Тундры и занимает самую большую территорию России)

  1. Познакомиться с частями зоны лесов и природными условиями.

Зона лесов состоит из тайги , смешанных и широколиственных лесов. Климат теплее, чем в тайге. Много влаги. Богатая почва.

  1. Познакомиться с растительным и животным миром зоны лесов.

Растительный и животный мир очень разнообразный. Хвойные деревья сменяются лиственными. Есть и смешанные леса. Много разнообразных животных.












  1. Прочитать текст на стр. 95-102

  2. Выполнить задание в рабочей тетради

стр. 48-49

  1. Дополнительное задание: выполнить сообщение в электронном виде (учебник стр.102 (2)) об одном из растений или животных, изображенных на рисунке и отправить сообщение в пространство класса на форум «Зона лесов».



















Выполняют
задание









заполняют схему в тетради.





Выполняют
задание
















Составляют цепи питания.














Выполнение теста по карточке.







Отвечают
на вопросы.


Слушают учителя.



















Выполняют
задание в парах, читают свои работы





Оценивают работу на уроке












Задают уточняющие вопросы


.




Работа в парах, работа в группах..























Фронтальная, индивидуальная.
















Индивидуальная

Самостоятельная

.



Фронтальная,





















Работа в парах







Индивидуальная



















Фронтальная

К.-обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса.

Л.-осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием;























П – находят признак классификации предметов,
применяют свои знания при решении нестандартных заданий.

Р – принимают учебную
задачу

Л- оценивают свою работу.

К.-обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного

П.-ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного.

Р.-оценивают собственную деятельность на уроке




П.-ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного.

Р.-оценивают собственную деятельность на уроке









Р.-осуществляют поиск решения поставленных задач



Устные ответы, работа с контурной картой и в тетради















Работа в тетради







Устные ответы, работа с оборудованием








Самостоятельная работа






Устные ответы



















Синквейн


Самооценка




















Задание




16