Оборудование: УМК Математика. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/А.Г.Мерзляк; В.Б.Полонский; М.С.Якир.; 2017; карточки, лист самооценки, проектор, презентация.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД на этапах урока |
1.Организационный момент (1 мин) Создать благоприятный психологический настрой на работу | Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку, организует внимания детей, инструктаж по работе с листом самооценки. (Приложение 1) (Здравствуйте, ребята! Начинаем любимый урок математики.) | - приветствие; - готовность к уроку - отсутствующие на уроке (сообщают дежурные) | Личностные: ответственно относиться к учению; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: организация своей учебной деятельности |
2. Целеполагание и мотивация к учебной деятельности. (8мин.) Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока. | -Какую тему мы изучали на прошлом уроке? Сложение положительных и отрицательных чисел Чему вы уже научились? Давайте проверим наши знания! Задание №1. Разбить выражения на 2 группы. -13+(-26); 5+(-15); -45+(-5); -23+33; -40+(-20); -56+34; -13+(-13); 67+(-23); Выполните арифметические действия с данными числами Обменяйтесь тетрадями и проверьте по эталону Выполнил верно «+» Выполнил неверно « - » (слайд проверки) (слайд с правилами сложения рациональных чисел) (устно). 0ценить каждого! А как вы думаете, вы уже хорошо научились складывать рациональные числа? Или нам нужно ещё повторить и закрепить наши знания? Итак, попробуем сформулировать тему урока Открываем тетради, записываем число и тему урока «Сложение рациональных чисел» | Выполняют задание, Взаимопроверка в парах (по слайду) Вспоминают правило, проговаривают Заполняют лист самооценки Формулируют тему. Записывают тему урока. | .Личностные: мотивация учения Коммуникативные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. Регулятивные: целеполагание, умение самостоятельно определять цель своей учебной деятельности |
3.Применение знаний и умений в новой ситуации (15мин) Обеспечение усвоения знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях | Задания на карточках 1.Прочитайте слова: Выигрыш, проигрыш, отдал, взял, зарплата, налог, долг 2. Разделите эти слова на 2 группы: в первый столбик – слова-синонимы слова «доход», во второй – слова – синонимы слова «расход». доход | расход | выигрыш взял зарплата | проигрыш отдал налог долг | Каким арифметическим знаком можно заменить слово «доход», «расход»? («+» и « - ») 3). Действительно, бережливый хозяин хорошо должен знать как размер своего дохода, так и свои долги. И вот однажды купец решил посчитать, с прибылью для себя или с убытком он прожил этот месяц? Если: Первый человек отдал ему 32 рубля своего долга; Второму он дал в долг половину этих денег; На строительство башни он пожертвовал 30; Третий вернул 17 рублей; И последняя сделка принесла ему доход 10 рублей. Решение: 32 +(– 16)+( – 30) + 17 + 10 = 13 (Слайд проверки) Поработайте в парах. Посоветуйтесь, запишите получившееся выражение и представьте свою работу. (записать на доске) Оцените свою работу «+» или « - » С каким знаком получившееся число? В какую колонку можно отнести полученный результат? А если бы число получилось отрицательное? Какой можно сделать вывод? На уроках в школе мы учимся учиться. Что мы получаем «доход» или «расход»? Назовите числа, из которых составлено выражение? На какие группы можно поделить эти числа? (положительные и отрицательные) Какое понятие в математике связывает эти числа? (рациональные числа) А теперь давайте вернемся к задаче про купца. Как купец рассчитывал свой доход? (дети говорят: «выполняли арифметические действия с целыми числами»). | Группируют слова Читают задачу, Работают в парах: составляют выражение, находят его значение записывают ответ задачи оценивают себя отвечают на вопросы | Личностные: проявлять инициативу при выполнении заданий; ясно, точно, грамотно излагать свои мысли, исправлять и дополнять ответы других учащихся Познавательные: структурирование собственных знаний. Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной точностью. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
4.Физминутка (1мин) Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. | Все ребята дружно встанем. Разотрите свои ладошки и приготовимся для хлопков, если правда – вы похлопайте, если ложь потопайте. Число 5 – целое число, 27 0 – натуральное число -5 + (-3) будет 8 Сумма противоположных чисел равна 0 Тихо сели ,наш урок продолжим. | Учащиеся поднимаются с мест, Слушают учителя, хлопают или топают Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу. | |
5.Обощение и закрепление полученных знаний (15) самостоятельная работа с проверкой по образцу Умение самостоятельно применять свои знания в стандартной, но новой ситуации, самоконтроль, самопроверка | Решение примеров с проговариванием правила сложения отрицательных чисел или чисел с разными знаками. Задание из УМК №958 а) у доски с объяснением остальные самостоятельно. Оцените свою работу «+» или «-» Какой следующий этап нашего урока? Что надо сделать, чтобы убедиться, как вы поняли, как пользоваться правилами сложения рациональных чисел? Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой по эталону. 1. Найдите значение выражения: а + в + (-3), а) если а = - 1,7; в = 0,7 ; б) если а = -1,75; в = - 1,5. (слайд) Доп. Задание Представить в виде суммы двух разных слагаемых число: Оцените свою работу «+» или «-» | Работа с учебником. Один ученик работает у доски, остальные работают в тетрадях. Выполнить самостоятельную работу Выполняют самостоятельную работу; Меняются тетрадями. Выполняют взаимопроверку по эталону. а) а + в + (-3)= -1,7+ 0,7 + (-3)= -4; в) а + в + (-3)= -1,75 + (-1,5) + (-3) = -6,25. оценивают себя При необходимости исправляют ошибки. Анализируют и объясняют причины ошибок Находят ошибки, заполняют лист самооценки. | Регулятивные: Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. Познавательные: Уметь анализировать, сравнивать. Личностные: Осознание собственных достижений при освоении темы; понимание причин успешности или неуспешности своей деятельности. |
6. Рефлексия учебной деятельности (4 мин.) Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками | В течение всего урока вы заполняли лист самооценки, посчитайте количество верно выполненных заданий и выставьте себе оценку за урок.. Постарайтесь объяснить свое оценивание. -Я все понял и мне было интересно -Я понял на уроке, но у меня есть вопросы -Я ничего не понял на уроке, мне было скучно(слайд) 6-7 «+» оценка 5 4-5 «+» оценка 4 3 «+» оценка 3 0-2 «+» оценка 2 | Участвуют в беседе по обсуждению достижений. Делают выводы, осуществляют самооценку достижений | Личностные: проводят самооценку, учатся адекватно принимать причину успеха ( неуспеха) Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке Познавательные: рефлексия способов и условий действия, адекватное понимание причин успеха и неудач, контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
7 Информация о домашнем задании(1 мин.) Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения дом. задания | Учитель дает комментарий к домашнему заданию № 959 (1-3) по учебнику стр.2060 | Выбирают и записывают домашнюю работу | Личностные: ответственное отношение к учению Познавательные: Выделение существенной информации из слов учителя. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: регуляция учебной деятельности. |