СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока музыки 3 класс

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта к уроку музыки в 3 классе по теме: Детская тема в произведениях М. П. Мусоргского

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока музыки 3 класс»

Урок 9. Детская тема в произведениях М. П. Мусоргского 3 класс

Педагогические цели

Познакомить с новым произведением и предложить стать участниками прогулки по выставке картин; создать условия для развития умений находить верные ответы на вопросы, понимать возможности музыки, передавать чувства и мысли человека, передавать различный ритмический рисунок в исполнении доступных произведений, приводить примеры известных музыкальных жанров, форм

Тип урока

Закрепление нового материала; экскурсия в картинную галерею

Проблема урока

Как композитор передал содержание пьесы, характеры детей?

Планируемые результаты
(предметные)

Узнают понятия сюита, музыкальная живопись.

Научатся: называть музыкальные картины; находить ответы на поставленные вопросы; размышлять о музыкальных образах; определять средства музыкальной выразительности, которые использовал композитор для создания музыкальных иллюстраций на примере музыки «Тюильрийский сад» и «Лиможский рынок» М. П. Мусоргского

Личностные результаты

Понимают чувства других людей и сопереживают им

Метапредметные
универсальные
учебные действия

Регулятивные: выполняют учебные действия в качестве слушателя и исполнителя; выполняют музыкально-творческие задания; ставят и реализовывают цель.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют поиск необходимой информации; используют информацию для решения задач.

Коммуникативные: обсуждают вопросы перед принятием решения; участвуют в коллективном обсуждении; высказывают собственное суждение о музыке; выслушивают мнения друг друга

Основное содержание
темы, понятия и термины

Сюита. Музыкальная живопись

Образовательные ресурсы

Учебник, с. 34–35; портрет М. П. Мусоргского, портрет В. А. Гартмана

Музыкальный материал

«Прогулка», «Тюильрийский сад», «Лиможский рынок» (М. П. Мусоргский), песня «Перемена»
(муз. С. Ранда, сл. Т. Гунбиной)



Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы и методы
контроля

осуществляемые
действия

формируемые умения

I. Организационный этап

Приветствие обучающихся.

Каждый новый наш урок

Даст нам много знаний впрок.

Руки дружно поднимаем,

На вопросы отвечаем.

– Проверим готовность к уроку

Приветствуют учителя.
Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя.

Проявляют эмоциональное отношение к учебно-познавательной деятельности

Фронтальная. Наблюдение

II. Проверка домашнего задания, воспроизведение опорных знаний учащихся

– Кто помнит тему прошлого урока?

– С какими произведениями мы познакомились?

– Прочитайте свои рассказы и покажите иллюстрации.

– Можно ли при помощи музыки «нарисовать картину»?

– Какие должны быть музыкальные интонации, чтобы изобразить сказку?

Отвечают на вопросы учителя, показывают выполненное домашнее задание.


Высказывают свое мнение, рассуждают, обосновывают свой ответ

Проявляют интерес к учебному материалу; владеют знаниями основных моральных норм поведения. Адекватно воспринимают оценку своей работы учителем. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме

Фронтальная. Устный опрос

III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Актуализация знаний

– Кто из вас ходил на выставку картин?

– Расскажите о своем походе.

– Мы продолжаем с вами изучать тему «День, полный событий», и сегодня у нас с вами большое событие – посещение выставки. Только выставка будет не обычная, а музыкальная.

– Если на выставке картин можно увидеть разные художественные полотна, то что мы увидим на музыкальной выставке?

– Как же мы сможем почувствовать или «увидеть» музыку?

– Услышать музыку в картинах смог уже известный вам композитор Модест Мусоргский (показ портрета).

– Что вы знаете о нем?

1839-1881( Работал в различных жанрах: в его творческом наследии оперы, оркестровые пьесы, циклы вокальной и фортепианной музыки, романсы и песни, хоры.)

Отвечают на вопросы учителя.

Слушают учителя.




Отвечают на вопросы, высказывают предположения.

Рассуждают, обосновывают свое мнение.

Смотрят на портрет.

Рассказывают о композиторе

Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем.

Активизируют имевшиеся ранее знания, активно погружаются в тему, высказывают предположения, строят различные варианты решения.

Проявляют интерес к учебному материалу; владеют знаниями основных моральных норм поведения; воспринимают речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся

Фронтальная. Устный опрос

IV. Первичное закрепление

– Вы уже знаете, что однажды Модест Мусоргский прогуливался по  выставке работ русского художника-архитектора Виктора Александровича Гартмана (показ портрета). Ему так понравились картины, что в скором времени он выбрал 10 картин и написал фортепианные пьесы, объединив их в прекрасную сюиту «Картинки с выставки». 

– С какой музыкальной картиной вы уже знакомы?

– Неподвижные картины и макеты ожили в звуках.

– Музыка всех этих пьес настолько образна, что, слушая ее, мы представляем работы художника, хотя и не видели их.

– Начинается сюита небольшой вступительной частью, названной «Прогулка». Эта музыка звучит между отдельными пьесами сюиты, связывая их, словно композитор прохаживается по залам выставки и останавливается возле каждой работы художника. 

– Давайте послушаем эту пьесу.

Слушание «Прогулки» М. П. Мусоргского.

– Расскажите о характере этой пьесы

Слушают учителя.

Рассматривают портрет
В. А. Гартмана.






«Балет невылупившихся птенцов».

Слушают учителя.











Слушают произведение.


Отвечают на вопрос

Применяют на практике полученные знания; воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.

Осуществляют саморегуляцию как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий; принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения.

Адекватно воспринимают оценку своей работы учителем; анализируют эмоциональное состояние, полученное от деятельности.

Осуществляют взаимоконтроль и вносят коррективы в учебно-познавательную деятельность

Фронтальная. Устный опрос, слушание

V. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

– Представьте, что мы прогуливаемся по залам и останавливаемся возле картины «Тюильри». 

– Давайте прочитаем текст на странице 35 учебника.

У пьесы есть втортое название «ссора детей после игры»

– Послушайте музыку и подумайте, почему у пьесы есть второе название?

– Дети играют в парке, вдруг возникает маленькая ссора. Мелодия становится выразительной, как человеческая речь, словно кто-то из детей жалуется старшим на товарища, который его обидел.

– А вот еще одна картина.

Я не буду говорить ее название. Закройте глаза и попробуйте представить себе, что может быть на картине.

Слушание пьесы «Лиможский рынок».

– Расскажите, что вы себе нарисовали.

– Пьеса называется «Лиможский рынок». У нее есть подзаголовок: «Большая новость». Многолюдно, весело, шумно на Лиможском рынке. Оживленно болтают любопытные посетительницы, обсуждая события городской жизни. 

– Мы с вами еще не раз будем возвращаться к творчеству Модеста Мусоргского, а теперь я предлагаю перейти от слушания к исполнительству.

– Давайте подготовим наш голос для пения.

Исполнение знакомых попевок.

– Сегодня мы начнем разучивать новую песню о школе, уроках, заданиях а главное –
о самом, пожалуй, любимом времени –
перемене.

Разучивание исполнение песни «

Слушают учителя.



Работают с учебником.

Слушают произведение.



Слушают учителя.








Слушают произведение.

Отвечают на вопрос учителя, высказывают свое мнение, обосновывают его.

Слушают учителя.







Распеваются, исполняют попевки.




Разучивают и исполняют песню

Извлекают информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация и др.).

Развивают музыкально-эстетические чувства, проявляющие себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

Развивают мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения; овладевают навыками сотрудничества с учителем и сверстниками.

Приобретают умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации; используют знаково-символические средства для решения учебной задачи. Определяют, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения

Фронтальная, индивидуальная.

Устный опрос, работа с учебником, слушание

VI. Информация о домашнем задании

– Ответьте на вопросы учебника на странице 35.

– Нарисуйте любую сценку из школьной жизни и опишите словами, какую бы вы музыку к ней сочинили, если бы были композиторами

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи

Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития

Фронтальная, индивидуальная.

Слушание, работа с дневниками

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

– Где мы сегодня с вами побывали?

– Можно ли увидеть музыку?

– Какое задание понравилось больше всего?

– Продолжите предложение:

– На следующем уроке я хотел бы….

Отвечают на вопросы учителя

Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке, осуществляют самооценку на основе критерия успешности; понимают причины успеха или неуспеха

Фронтальная. Устный опрос