II. Проверка домашнего задания, воспроизведение опорных знаний учащихся | – Кто помнит тему прошлого урока? – С какими произведениями мы познакомились? – Прочитайте свои рассказы и покажите иллюстрации. – Можно ли при помощи музыки «нарисовать картину»? – Какие должны быть музыкальные интонации, чтобы изобразить сказку? | Отвечают на вопросы учителя, показывают выполненное домашнее задание. Высказывают свое мнение, рассуждают, обосновывают свой ответ | Проявляют интерес к учебному материалу; владеют знаниями основных моральных норм поведения. Адекватно воспринимают оценку своей работы учителем. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме | Фронтальная. Устный опрос |
III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Актуализация знаний | – Кто из вас ходил на выставку картин? – Расскажите о своем походе. – Мы продолжаем с вами изучать тему «День, полный событий», и сегодня у нас с вами большое событие – посещение выставки. Только выставка будет не обычная, а музыкальная. – Если на выставке картин можно увидеть разные художественные полотна, то что мы увидим на музыкальной выставке? – Как же мы сможем почувствовать или «увидеть» музыку? – Услышать музыку в картинах смог уже известный вам композитор Модест Мусоргский (показ портрета). – Что вы знаете о нем? 1839-1881( Работал в различных жанрах: в его творческом наследии оперы, оркестровые пьесы, циклы вокальной и фортепианной музыки, романсы и песни, хоры.) | Отвечают на вопросы учителя. Слушают учителя. Отвечают на вопросы, высказывают предположения. Рассуждают, обосновывают свое мнение. Смотрят на портрет. Рассказывают о композиторе | Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем. Активизируют имевшиеся ранее знания, активно погружаются в тему, высказывают предположения, строят различные варианты решения. Проявляют интерес к учебному материалу; владеют знаниями основных моральных норм поведения; воспринимают речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся | Фронтальная. Устный опрос |
IV. Первичное закрепление | – Вы уже знаете, что однажды Модест Мусоргский прогуливался по выставке работ русского художника-архитектора Виктора Александровича Гартмана (показ портрета). Ему так понравились картины, что в скором времени он выбрал 10 картин и написал фортепианные пьесы, объединив их в прекрасную сюиту «Картинки с выставки». – С какой музыкальной картиной вы уже знакомы? – Неподвижные картины и макеты ожили в звуках. – Музыка всех этих пьес настолько образна, что, слушая ее, мы представляем работы художника, хотя и не видели их. – Начинается сюита небольшой вступительной частью, названной «Прогулка». Эта музыка звучит между отдельными пьесами сюиты, связывая их, словно композитор прохаживается по залам выставки и останавливается возле каждой работы художника. – Давайте послушаем эту пьесу. Слушание «Прогулки» М. П. Мусоргского. – Расскажите о характере этой пьесы | Слушают учителя. Рассматривают портрет В. А. Гартмана. – «Балет невылупившихся птенцов». Слушают учителя. Слушают произведение. Отвечают на вопрос | Применяют на практике полученные знания; воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. Осуществляют саморегуляцию как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий; принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения. Адекватно воспринимают оценку своей работы учителем; анализируют эмоциональное состояние, полученное от деятельности. Осуществляют взаимоконтроль и вносят коррективы в учебно-познавательную деятельность | Фронтальная. Устный опрос, слушание |
V. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания) | – Представьте, что мы прогуливаемся по залам и останавливаемся возле картины «Тюильри». – Давайте прочитаем текст на странице 35 учебника. У пьесы есть втортое название «ссора детей после игры» – Послушайте музыку и подумайте, почему у пьесы есть второе название? – Дети играют в парке, вдруг возникает маленькая ссора. Мелодия становится выразительной, как человеческая речь, словно кто-то из детей жалуется старшим на товарища, который его обидел. – А вот еще одна картина. Я не буду говорить ее название. Закройте глаза и попробуйте представить себе, что может быть на картине. Слушание пьесы «Лиможский рынок». – Расскажите, что вы себе нарисовали. – Пьеса называется «Лиможский рынок». У нее есть подзаголовок: «Большая новость». Многолюдно, весело, шумно на Лиможском рынке. Оживленно болтают любопытные посетительницы, обсуждая события городской жизни. – Мы с вами еще не раз будем возвращаться к творчеству Модеста Мусоргского, а теперь я предлагаю перейти от слушания к исполнительству. – Давайте подготовим наш голос для пения. Исполнение знакомых попевок. – Сегодня мы начнем разучивать новую песню о школе, уроках, заданиях а главное – о самом, пожалуй, любимом времени – перемене. Разучивание исполнение песни « | Слушают учителя. Работают с учебником. Слушают произведение. Слушают учителя. Слушают произведение. Отвечают на вопрос учителя, высказывают свое мнение, обосновывают его. Слушают учителя. Распеваются, исполняют попевки. Разучивают и исполняют песню | Извлекают информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация и др.). Развивают музыкально-эстетические чувства, проявляющие себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества. Развивают мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения; овладевают навыками сотрудничества с учителем и сверстниками. Приобретают умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации; используют знаково-символические средства для решения учебной задачи. Определяют, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения | Фронтальная, индивидуальная. Устный опрос, работа с учебником, слушание |
VI. Информация о домашнем задании | – Ответьте на вопросы учебника на странице 35. – Нарисуйте любую сценку из школьной жизни и опишите словами, какую бы вы музыку к ней сочинили, если бы были композиторами | Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи | Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития | Фронтальная, индивидуальная. Слушание, работа с дневниками |
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) | – Где мы сегодня с вами побывали? – Можно ли увидеть музыку? – Какое задание понравилось больше всего? – Продолжите предложение: – На следующем уроке я хотел бы…. | Отвечают на вопросы учителя | Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке, осуществляют самооценку на основе критерия успешности; понимают причины успеха или неуспеха | Фронтальная. Устный опрос |