СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока музыки "Музыкальные пейзажи"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока музыки 1 класс "Музыкальные пейзажи"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока музыки "Музыкальные пейзажи"»

Технологическая карта урока

Класс: 1

Предмет: Музыка

Тема: Музыкальные пейзажи

Цель: формирование умений воспринимать музыкальное искусство как отражение многообразия жизни, осознавая собственные чувства и мысли, эстетические переживания, замечать прекрасное в окружающем мире и в человеке, стремиться к развитию и удовлетворению эстетических потребностей

Задачи:

Дидактические задачи: учить воспринимать музыкальное искусство как отражение многообразия жизни, осознавая собственные чувства и мысли, эстетические переживания, замечать прекрасное в окружающем мире и в человеке, стремиться к развитию и удовлетворению эстетических потребностей

Развивающие задачи: на основе предложенных учителем вопросов определять разрыв между реальным и желательным состоянием музыкальных явлений, в том числе в отношении собственных музыкально-исполнительских навыков; воспринимать музыку как специфическую форму общения людей, стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания; воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий.

Воспитательные задачи: умение видеть прекрасное в жизни, наслаждаться красотой; бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред.

Этап урока

Образовательная

Задача этапа урока

Методы

И приемы

работы

Деятельность учителя


Деятельность

обучающихся

Форма организации учебной деятельности

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Формы контроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Этап мотивации


















Выработать на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деят-ти.

Словесный (беседа)












Словесный (рассуждение)

-Прозвенел звонок и смолк — Начинается урок.

Вы за парты тихо сели,

На меня все посмотрели. 

Пожелайте успехов глазами И вперёд, за новыми знаниями!

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Максим Денисович, и сегодня урок музыки проведу у вас я.

- Обратите внимание на доску, давайте вместе прочитаем фразу.

«Красна птица пением, а человек — умением».

-Как вы ее понимаете? (человека отличает умение, знания и т.д)

-Как вы думаете, важно ли человека получать новые знания? Почему?

- Что вы хотите сегодня узнать? Что вы можете для этого сделать? Какими вы должны быть на уроке, чтобы получить новые знания?

Предлагаю эту фразу сделать девизом нашего урока.

Настраиваются на урок, приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку






Читают фразу на доске


Формулируют собственное мнение на поставленные вопросы учителя

Ф












Ф




Ф













Фраза





Контроль учителя





Контроль учителя








Контроль учителя


П: воспринимать музыку как специфическую форму общения людей, стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания;

К:

корректно и аргументированно высказывать своё мнение

Проявлять познавательный интерес, инициативу в изучении образовательного курса музыки.




Этап актуализации и фиксирование затруднения

Подготовить мышления учащихся и организовать осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

Наглядный (выставка картин)

Словесный (рассуждение)

- А сейчас для того, чтобы узнать, о чем или о ком мы сегодня будем говорить предлагаю вам обратить внимание на доску. На ней представлены картины знаменитого художника А. Васнецова.

-Какие эмоции вы испытываете при просмотреть этих картин? Что вы чувствуете?

-А можно ли описать ваши чувства с помощью музыки? ( да/нет) Почему?


Обращают внимание на представленные картины великого художника (А. Васнецова), формулируют собственное мнение.

Ф













Картины А. Васнецова на доске





Контроль учителя


П: воспринимать музыку как специфическую форму общения людей, стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания;

К:

корректно и аргументированно высказывать своё мнение

видеть прекрасное в жизни, наслаждаться красотой; бережное отношение к природе;

Выявление места и причины затруднения.



Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей

Словесный (беседа)


- Я вижу, что у ваши мнения разделились.

Сегодня на уроке мы узнаем, как пейзаж можно выразить с помощью музыки.



Ф


Контроль учителя


К:

корректно и аргументированно высказывать своё мнение

Проявлять познавательный интерес, инициативу в изучении образовательного курса музыки.

Этап построение проекта выхода из затруднения

Поставить цель учебной деятельности и на этой основе - выбрать способ и средстваих реализации.

Словесный (рассуждение)


-Тема сегодняшнего урока «Музыкальные пейзажи»

-Какую цель мы можем поставить на уроке? (узнать можно выразить пейзаж с помощью музыки)

- Чтобы нам постичь цели, в течении всего урока мы будем отвечать на вопросы.

  1. Что такое музыкальный пейзаж?

  2. С помощью каких средств музыкальной выразительности композитор описывает образы пейзажа?




Формулируют собственное мнение

Ф



Ф

Тема на слайде презентации




Вопросы на доске

Контроль учителя

воспринимать музыкальное искусство как отражение многообразия жизни

К:

корректно и аргументированно высказывать своё мнение

Проявлять познавательный интерес, инициативу в изучении образовательного курса музыки.

Этап реализации построенного проекта

Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом.


Словесный (рассуждение)



Практический (запись в тетрадь)






Наглядный (выставка картины)

Словесный (рассуждение)





Практический (прослушивание музыки), словесный (рассуждение)











Словесный (рассуждение)








Словесный (повторение Средства музыкальной выразительности)








Словесный (рассуждение)

-Какой первый вопрос?

-Что такое пейзаж? (картина с изображением природы)

-Все верно!  Пейзаж - это изображение какой-либо местности, картин природы.

-Ребята, как вы думаете, что такое музыкальный пейзаж (ответы детей)

- Давайте откроем тетрадь и запишем определение этому понятию. Запишите дату и тему

Музыкальный пейзаж — это «пейзаж настроения», который композитор рисует при помощи музыки.

- Музыка владеет своеобразными художественными средствами (красками) - тембровыми, регистровыми, ладовыми, ритмическими, динамическими, с
помощью которых изображает всю нашу жизнь.

-Обратите внимание на картину Левитана «Март»






-С помощью чего доносит настроение картины художник? (красок, оттенков)

-Все верно. Художник использует разные оттенки, тона и штрихи, чтобы пережать настроение и суть картины.

-Ребята, а как вы думаете, какое бывает настроение у произведений? Какая бывает музыка? (грустная, спокойная, нежная, жалобная и тд)

-А теперь внимательно прослушайте произведение Эдварда Грига «Утро» и попробуйте определить настроение этого произведения. (Слушают)

-Какое настроение у этого произведение? (ответы детей) О чем это произведение?

-Какую картину вы себе представили, слушая данное произведение? (раннее утро, солнце, пение птиц)

-Схожа ли картина, которую вы представили себе сами с картиной Левитана?

-Каждый человек представит себя разную картину, ведь у каждого человека разная фантазия и воображение.

-Ребята, давайте подведем небольшой итог и все-таки ответим на вопрос, что такое музыкальный пейзаж? (дети отвечают)

-Отлично, давайте отметим на доске выполненный вопрос, поставим напротив него скрипичный ключ

-Какой следующий вопрос? (С помощью каких средств музыкальной выразительности композитор описывает образы пейзажа?)

-Ребята, что же такое средства музыкальной выразительности? (это с помощью чего автор передает настроение произведения)

-Какие средства музыкальной выразительности вы знаете? (мелодия, темп, тембр, лад, регистр)

-Давайте еще раз вспомним, что они обозначают.

Мелодия.  Это музыкальная мысль, выраженная одноголосно. 

Ритм.  Чередование длинных и коротких звуков, которое влияет на характер музыки. 

Лад.  Передаёт настроение (весёлое или грустное). Лад бывает мажорный и минорный. 

Темп.  Скорость музыкального произведения. Темп бывает быстрым (аллегро), умеренным (анданте) и медленным (адажио). 

Тембр.  Окраска звука.  Тембр есть у инструмента, на котором извлекается звук, и у человеческого голоса. 

Регистр.  Высота звука. Регистр бывает высокий, средний и низкий. 

-Ребята, на какой вопрос мы ответили? ( С помощью каких средств музыкальной выразительности композитор описывает образы пейзажа?)

-Вы молодцы! Давайте отметим на доске выполненный вопрос, поставим напротив него скрипичный ключ

Формулируют собственное мнение


Формулируют собственное мнение











Просматривают картину Левитана «Март»




Формулируют собственное мнение






Прослушивают произведение Э. Грига и формулируют собственное мнение


Находят схожесть между картиной и музыкой, формулируют собственное мнение








Формулируют собственное мнение




Повторяют средства музыкальной выразительности






Повторяют средства музыкальной выразительности




Формулируют собственное мнение на поставленные вопросы учителя

Ф





Ф














Ф







Ф









Ф







Ф



Ф
















Ф







Ф











Ф









Ф








Тетради по музыке










Картина Левитана «Март»













произведение Э. Грига «Утро»
















Доска, вопросы урока




































Доска, вопросы урока

Контроль учителя



Контроль учителя















Контроль учителя





Контроль учителя









Контроль учителя






Контроль учителя





















Контроль учителя






Контроль учителя











Контроль учителя








Контроль учителя

воспринимать музыкальное искусство как отражение многообразия жизни; осознавать собственные чувства и мысли, эстетические переживания, замечать прекрасное в окружающем мире и в человеке, стремиться к развитию и удовлетворению эстетических потребностей







воспринимать музыкальное искусство как отражение многообразия жизни; осознавать собственные чувства и мысли, эстетические переживания, замечать прекрасное в окружающем мире и в человеке, стремиться к развитию и удовлетворению эстетических потребностей

П: воспринимать музыку как специфическую форму общения людей, стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания;

К:

корректно и аргументированно высказывать своё мнение




















П: воспринимать музыку как специфическую форму общения людей, стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания;

К:

корректно и аргументированно высказывать своё мнение
























П: воспринимать музыку как специфическую форму общения людей, стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания;

К:

корректно и аргументированно высказывать своё мнение





видеть прекрасное в жизни, наслаждаться красотой; бережное отношение к природе;





видеть прекрасное в жизни, наслаждаться красотой; бережное отношение к природе;








видеть прекрасное в жизни, наслаждаться красотой; бережное отношение к природе;

Первичное закрепление с проговариванием

Организовать повторение учебного содержания необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

Практический (описание настроения произведениея)











Практический (работа с текстом песни)















Практический (пение)

-А сейчас вы попробуете, с помощью уже знакомых средств музыкальной выразительности описать настроение произведения «Утро»

-А теперь давайте проверим, что у вас получилось.

(Мелодия. Песенная, напевная, плавная, широкая, мягкая. Повторяется много раз, словно усиливая эмоциональное состояние героя пьесы — маленького ребёнка.  

Лад. Пьеса звучит в мажорном, светлом ладу.  

Динамика. В начале музыка звучит тихо, затем громче, потом затихая, и в конце очень тихо.

Тембр. Тембры духовых инструментов (флейт и гобоев) напоминают звучание пастушеской свирели, а валторна звучит как охотничий рог.)

-Сейчас я предлагаю вам записать, спеть, а потом и выучить песню А. Филиппенко «Веснянка»

-Запишите в тетрадь название, автора и текст песни.

«Веснянка»

Солнышко, солнышко,
Пригревай скорей,
Чтобы наши луга
Стали зеленей.  

Припев:
Ясные, ясные, ясные денёчки,
Так и хочется плясать
И играть в садочке.  

Цветики, цветики, яркие цветочки,
Расцветайте скорей, маки, василёчки!  

Припев

Заведём хоровод, дружно на лужочке,
И пойдём мы плясать
В садике — садочке.

-А сейчас давайте споем. Первый куплет поют только девочки, второй поют только мальчики, припев и третий куплет поют все вместе.

-Ребята, вы умницы!

Слушают произведение и описывают настроение с помощью средств музыкальной выразительности













Записывают себе в тетради текст песни А. Филиппенко «Веснянка»













Участвуют в хоровом пении (девочки, мальчики, все)

Ф



























Ф, И

























Г, Ф





























Текст песни А. Филиппенко «Веснянка»






















Произведение А. Филиппенко «Веснянка»


Контроль учителя























Контроль учителя, самоконтроль


















Взаимоконтроль, Контроль учителя

воспринимать музыкальное искусство как отражение многообразия жизни; осознавать собственные чувства и мысли, эстетические переживания, замечать прекрасное в окружающем мире и в человеке, стремиться к развитию и удовлетворению эстетических потребностей

П: воспринимать музыку как специфическую форму общения людей, стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания;

К:

корректно и аргументированно высказывать своё мнение

видеть прекрасное в жизни, наслаждаться красотой; бережное отношение к природе; Проявлять познавательный интерес, инициативу в изучении образовательного курса музыки.

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Выявить уровень усвоения нового материала.

Организовать самостоятельную фиксацию учащимися нового содержания, изученного на уроке

Практический (рисование)

-Ну а сейчас ребята вы побываете в роли художников! Я включу вам песню, которую мы с вами уже выучили, а вы нарисуете то, что вы представили. Работа выполняется в тетради. На нее отведено 5 минут.

Изображают на рисунке представление при прослушивании музыки.

Ф, И

Произведение А. Филиппенко «Веснянка», чистые листы А4

Контроль учителя, самоконтроль

воспринимать музыкальное искусство как отражение многообразия жизни


К:

корректно и аргументированно высказывать своё мнение




Проявлять познавательный интерес, инициативу в изучении образовательного курса музыки.

Этап проговаривания и включения в систему знаний

Организовать фиксацию нового содержания изученного на уроке

Словесный (рассуждение)

-Ребята, какая тема урока?

-Какая цель?

-Достигли ли мы её?

-Как звучал девиз урока?

-Где вам пригодятся полученные на уроке знания?


Формулируют собственное мнение на поставленные вопросы учителя

Ф


Контроль учителя

воспринимать музыкальное искусство как отражение многообразия жизни

К:

корректно и аргументированно высказывать своё мнение

Проявлять познавательный интерес, инициативу в изучении образовательного курса музыки.

Рефлексия













Организовать оценку полученных знаний на уроке

Словесный (анализ)


Словесный (анализ)

-Наш урок подходит к концу, и я предлагаю вам выбрать ту картину, которая больше всего отражает ваше настроение

-Спасибо за урок !

Оценивают свою деятельность на уроке

И

Картины для самооценки

Самоконтроль

Навыки самооценки

К:

корректно и аргументированно высказывать своё мнение


Проявлять познавательный интерес, инициативу в изучении образовательного курса музыки.