Этап мотивации | Выработать на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деят-ти. | Словесный (беседа) Словесный (рассуждение) | -Прозвенел звонок и смолк — Начинается урок. Вы за парты тихо сели, На меня все посмотрели. Пожелайте успехов глазами И вперёд, за новыми знаниями! - Здравствуйте, ребята. Меня зовут Максим Денисович, и сегодня урок музыки проведу у вас я. - Обратите внимание на доску, давайте вместе прочитаем фразу. «Красна птица пением, а человек — умением». -Как вы ее понимаете? (человека отличает умение, знания и т.д) -Как вы думаете, важно ли человека получать новые знания? Почему? - Что вы хотите сегодня узнать? Что вы можете для этого сделать? Какими вы должны быть на уроке, чтобы получить новые знания? Предлагаю эту фразу сделать девизом нашего урока. | Настраиваются на урок, приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку Читают фразу на доске Формулируют собственное мнение на поставленные вопросы учителя | Ф Ф Ф | Фраза | Контроль учителя Контроль учителя Контроль учителя | | П: воспринимать музыку как специфическую форму общения людей, стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания; К: корректно и аргументированно высказывать своё мнение | Проявлять познавательный интерес, инициативу в изучении образовательного курса музыки. |
Этап актуализации и фиксирование затруднения | Подготовить мышления учащихся и организовать осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. | Наглядный (выставка картин) Словесный (рассуждение) | - А сейчас для того, чтобы узнать, о чем или о ком мы сегодня будем говорить предлагаю вам обратить внимание на доску. На ней представлены картины знаменитого художника А. Васнецова. -Какие эмоции вы испытываете при просмотреть этих картин? Что вы чувствуете? -А можно ли описать ваши чувства с помощью музыки? ( да/нет) Почему? | Обращают внимание на представленные картины великого художника (А. Васнецова), формулируют собственное мнение. | Ф | Картины А. Васнецова на доске | Контроль учителя | | П: воспринимать музыку как специфическую форму общения людей, стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания; К: корректно и аргументированно высказывать своё мнение | видеть прекрасное в жизни, наслаждаться красотой; бережное отношение к природе; |
Этап реализации построенного проекта | Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом. | Словесный (рассуждение) Практический (запись в тетрадь) Наглядный (выставка картины) Словесный (рассуждение) Практический (прослушивание музыки), словесный (рассуждение) Словесный (рассуждение) Словесный (повторение Средства музыкальной выразительности) Словесный (рассуждение) | -Какой первый вопрос? -Что такое пейзаж? (картина с изображением природы) -Все верно! Пейзаж - это изображение какой-либо местности, картин природы. -Ребята, как вы думаете, что такое музыкальный пейзаж (ответы детей) - Давайте откроем тетрадь и запишем определение этому понятию. Запишите дату и тему Музыкальный пейзаж — это «пейзаж настроения», который композитор рисует при помощи музыки. - Музыка владеет своеобразными художественными средствами (красками) - тембровыми, регистровыми, ладовыми, ритмическими, динамическими, с помощью которых изображает всю нашу жизнь. -Обратите внимание на картину Левитана «Март» -С помощью чего доносит настроение картины художник? (красок, оттенков) -Все верно. Художник использует разные оттенки, тона и штрихи, чтобы пережать настроение и суть картины. -Ребята, а как вы думаете, какое бывает настроение у произведений? Какая бывает музыка? (грустная, спокойная, нежная, жалобная и тд) -А теперь внимательно прослушайте произведение Эдварда Грига «Утро» и попробуйте определить настроение этого произведения. (Слушают) -Какое настроение у этого произведение? (ответы детей) О чем это произведение? -Какую картину вы себе представили, слушая данное произведение? (раннее утро, солнце, пение птиц) -Схожа ли картина, которую вы представили себе сами с картиной Левитана? -Каждый человек представит себя разную картину, ведь у каждого человека разная фантазия и воображение. -Ребята, давайте подведем небольшой итог и все-таки ответим на вопрос, что такое музыкальный пейзаж? (дети отвечают) -Отлично, давайте отметим на доске выполненный вопрос, поставим напротив него скрипичный ключ -Какой следующий вопрос? (С помощью каких средств музыкальной выразительности композитор описывает образы пейзажа?) -Ребята, что же такое средства музыкальной выразительности? (это с помощью чего автор передает настроение произведения) -Какие средства музыкальной выразительности вы знаете? (мелодия, темп, тембр, лад, регистр) -Давайте еще раз вспомним, что они обозначают. Мелодия. Это музыкальная мысль, выраженная одноголосно. Ритм. Чередование длинных и коротких звуков, которое влияет на характер музыки. Лад. Передаёт настроение (весёлое или грустное). Лад бывает мажорный и минорный. Темп. Скорость музыкального произведения. Темп бывает быстрым (аллегро), умеренным (анданте) и медленным (адажио). Тембр. Окраска звука. Тембр есть у инструмента, на котором извлекается звук, и у человеческого голоса. Регистр. Высота звука. Регистр бывает высокий, средний и низкий. -Ребята, на какой вопрос мы ответили? ( С помощью каких средств музыкальной выразительности композитор описывает образы пейзажа?) -Вы молодцы! Давайте отметим на доске выполненный вопрос, поставим напротив него скрипичный ключ | Формулируют собственное мнение Формулируют собственное мнение Просматривают картину Левитана «Март» Формулируют собственное мнение Прослушивают произведение Э. Грига и формулируют собственное мнение Находят схожесть между картиной и музыкой, формулируют собственное мнение Формулируют собственное мнение Повторяют средства музыкальной выразительности Повторяют средства музыкальной выразительности Формулируют собственное мнение на поставленные вопросы учителя | Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф | Тетради по музыке Картина Левитана «Март» произведение Э. Грига «Утро» Доска, вопросы урока Доска, вопросы урока | Контроль учителя Контроль учителя Контроль учителя Контроль учителя Контроль учителя Контроль учителя Контроль учителя Контроль учителя Контроль учителя Контроль учителя | воспринимать музыкальное искусство как отражение многообразия жизни; осознавать собственные чувства и мысли, эстетические переживания, замечать прекрасное в окружающем мире и в человеке, стремиться к развитию и удовлетворению эстетических потребностей воспринимать музыкальное искусство как отражение многообразия жизни; осознавать собственные чувства и мысли, эстетические переживания, замечать прекрасное в окружающем мире и в человеке, стремиться к развитию и удовлетворению эстетических потребностей | П: воспринимать музыку как специфическую форму общения людей, стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания; К: корректно и аргументированно высказывать своё мнение П: воспринимать музыку как специфическую форму общения людей, стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания; К: корректно и аргументированно высказывать своё мнение П: воспринимать музыку как специфическую форму общения людей, стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания; К: корректно и аргументированно высказывать своё мнение | видеть прекрасное в жизни, наслаждаться красотой; бережное отношение к природе; видеть прекрасное в жизни, наслаждаться красотой; бережное отношение к природе; видеть прекрасное в жизни, наслаждаться красотой; бережное отношение к природе; |
Первичное закрепление с проговариванием | Организовать повторение учебного содержания необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. | Практический (описание настроения произведениея) Практический (работа с текстом песни) Практический (пение) | -А сейчас вы попробуете, с помощью уже знакомых средств музыкальной выразительности описать настроение произведения «Утро» -А теперь давайте проверим, что у вас получилось. (Мелодия. Песенная, напевная, плавная, широкая, мягкая. Повторяется много раз, словно усиливая эмоциональное состояние героя пьесы — маленького ребёнка. Лад. Пьеса звучит в мажорном, светлом ладу. Динамика. В начале музыка звучит тихо, затем громче, потом затихая, и в конце очень тихо. Тембр. Тембры духовых инструментов (флейт и гобоев) напоминают звучание пастушеской свирели, а валторна звучит как охотничий рог.) -Сейчас я предлагаю вам записать, спеть, а потом и выучить песню А. Филиппенко «Веснянка» -Запишите в тетрадь название, автора и текст песни. «Веснянка» Солнышко, солнышко, Пригревай скорей, Чтобы наши луга Стали зеленей. Припев: Ясные, ясные, ясные денёчки, Так и хочется плясать И играть в садочке. Цветики, цветики, яркие цветочки, Расцветайте скорей, маки, василёчки! Припев Заведём хоровод, дружно на лужочке, И пойдём мы плясать В садике — садочке. -А сейчас давайте споем. Первый куплет поют только девочки, второй поют только мальчики, припев и третий куплет поют все вместе. -Ребята, вы умницы! | Слушают произведение и описывают настроение с помощью средств музыкальной выразительности Записывают себе в тетради текст песни А. Филиппенко «Веснянка» Участвуют в хоровом пении (девочки, мальчики, все) | Ф Ф, И Г, Ф | Текст песни А. Филиппенко «Веснянка» Произведение А. Филиппенко «Веснянка» | Контроль учителя Контроль учителя, самоконтроль Взаимоконтроль, Контроль учителя | воспринимать музыкальное искусство как отражение многообразия жизни; осознавать собственные чувства и мысли, эстетические переживания, замечать прекрасное в окружающем мире и в человеке, стремиться к развитию и удовлетворению эстетических потребностей | П: воспринимать музыку как специфическую форму общения людей, стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания; К: корректно и аргументированно высказывать своё мнение | видеть прекрасное в жизни, наслаждаться красотой; бережное отношение к природе; Проявлять познавательный интерес, инициативу в изучении образовательного курса музыки. |
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону | Выявить уровень усвоения нового материала. Организовать самостоятельную фиксацию учащимися нового содержания, изученного на уроке | Практический (рисование) | -Ну а сейчас ребята вы побываете в роли художников! Я включу вам песню, которую мы с вами уже выучили, а вы нарисуете то, что вы представили. Работа выполняется в тетради. На нее отведено 5 минут. | Изображают на рисунке представление при прослушивании музыки. | Ф, И | Произведение А. Филиппенко «Веснянка», чистые листы А4 | Контроль учителя, самоконтроль | воспринимать музыкальное искусство как отражение многообразия жизни | К: корректно и аргументированно высказывать своё мнение | Проявлять познавательный интерес, инициативу в изучении образовательного курса музыки. |