СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока музыки на тему "Музыкальные инструменты" 1 класс

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Музыкальные инструменты.

Цель: Познакомить с музыкальными инструментами.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока музыки на тему "Музыкальные инструменты" 1 класс»

Технологическая карта урока

Учителя музыки МОУ СШ № 1 г. Волгограда

Филатовой Юлии Вячеславовны



Класс: 1.

Предмет

Музыка

Тема урока

«Музыкальные инструменты».


Тип урока

Комбинированный

Цель урока

Познакомить с музыкальными инструментами.

Задачи урока

Обучающие:

познакомить с историей названия инструментов;

- расширять представления детей о многообразии музыкальных инструментов;

- развивать интерес и желание играть на музыкальных инструментах;

- совершенствовать речь детей, обогащать словарный запас;

- воспитывать эмоциональное и осознанное отношение к музыке;

-совершенствовать вокально хоровые навыки;

Расширять музыкальный кругозор.

Развивающие:

- формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- взаимодействие со сверстниками при решении творческих задач;

- развитие осмысливать полученную информацию.

- развивать умение работать в коллективе.

научиться определять и различать инструменты;

- развивать тембровый и ритмический слух учащихся;

- развивать умение передавать характер музыки голосом, мимикой.

Воспитательные: Расширять кругозор, интерес к русской музыкальной культуре; воспитывать интерес к истории и музыкальных инструментов.

Методы организации учебной деятельности

метод музыкального обобщения;

метод наблюдения;

метод активизации музыкальной деятельности (словесный, наглядный);

метод эмоционального воздействия.

Словесный метод.

Приёмы

Вопросы к тексту, словесно-иллюстративный, визуализация.

Формы организации работы

Индивидуальная форма, групповая и практическая.

Используемые технологии

Информационная технология, технология личностно-ориентированного обучения, технология деятельностного подхода.

УУД формирующие на данном уроке

Личностные:

Формирование внутренней позиции учащегося на уровне положительного отношения к уроку музыки.

Проявление эмоциональной отзывчивости

Развитие познавательных интересов; формирование способности к самоучению саморазвитию.

Регулятивные:

Планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, прогнозирование содержания учебной деятельности.

Коммуникативные:

Восприятие информации. Эмоциональный и интеллектуальный настрой на предстоящую работу.


Основные понятия

Народные инструменты (свирель, рожок, балалайка, гусли, ложки, бубен, лютня), ударные инструменты, духовые, струнно-смычковые инструменты; струнно-щипковые, музыкальные инструменты партитура, оркестр, фортепиано, рояль, гитара, клависин, клавикорд

Программный материал

Таблица «Музыкальные инструменты», музыкальный материал в mp3.

Оборудование

Компьютер, презентация, фортепиано, учебник, доска.



Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы и приёмы на данном этапе урока

УУД, формирующие на данном уроке

Этап организации и мотивации учебной деятельности

Учитель приветствует детей.

Дети входят в класс, садятся за парты, готовятся к уроку

Словесный метод.

Личностные:

Организация своего рабочего места. Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку.

Познавательные:

- повторение ранее изученного материала.

Коммуникативные:

- умение строить грамотное, красивое сообщение.

Актуализация знаний обучающихся

Скажите, что мы с вами изучали с вами на прошлом уроке?












Тема прошлого урока называлась, музы не молчали. Мы слушали богатырскую симфонию. Говорили о богатырях, о том, что они мужественно защищали свою родину.

«Метод моделирования музыкального образа, произведения», метод музыкального размышления.

Предметные УУД:

- развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству;

- умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальным произведениям;

-углубление понимания музыкального искусства на основе знакомства с новыми музыкальными произведениями.

Личностные УУД:

- формирование интереса к музыкальным занятиям;

- понимание эмоциональной силы музыки и формирование умения распознавать и эмоционально откликаться на выразительные особенности музыки;

-формирование умения ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности;

- формирование исполнительских навыков, воплощение характера песни в своём исполнении через пение, слово, пластику движений;


Усвоение новых знаний и способов действия

Сегодня мы продолжим путешествие в мир музыки, где нас ждет еще много неизведанного. Но отправимся в путешествия мы не одни, с нами вместе отправятся музы.


Они приглашают нас отправиться в путешествие в прошлое, в старину, где познакомят нас с музыкальными инструментами.

С некоторыми из этих музыкальных инструментов мы знакомы, с другими нам предстоит познакомиться сегодня, увидеть и услышать их.

А какие музыкальные инструменты вы знаете?

Какие инструменты вам знакомы?


А как же нам попасть в прошлое? Отправимся в прошлое на машине времени.

- Займите места в машине времени.

-Экипаж к полету во времени готов?

- Первая остановка во времени - деревня. Мы попали в прошлое, в старину! Слышите, чей голос? (Звучит дудочка)

 Муза дает нам подсказку.

Очень весело поет,

Если дуете в нее.

Не палочка, не трубочка,

А что же это?

 Дудочка была первым музыкальным инструментом и появилась очень давно.

Как вы думайте, из чего делали дудочки? 

(Из камыша, тростника.

Как поет дудочка? 

Как звучит музыка дудочки? 



Попробуем спеть эту песню, показывая игру на воображаемой дудочке.






Прошло время, и дудочка прижилась в народе. Но в народе она получила другое название. Отгадайте какое?

Муза нам подскажет.


Приложил к губам я трубку,

Полилась по лесу трель.

Инструмент тот очень хрупкий,

Называется… (свирель)

А как вы думаете, кто в старину играл на дудочке-свирели?

Муза нам подскажет, ну-ка отгадайте:

Поет свирель, поет свирель!

Пасет коров он целый день,

И гонит стадо на лужок.

Поет, играет… (пастушок)

Всё верно. Как вы думаете, где звучит эта музыка: в концертном зале или на празднике, на природе?

-Как вы думаете, почему этот инструмент называют свирелью? (За звук, похожий на свист.)







Посмотрите, вот и сам пастушок.

Уж очень нравится девицам-красавицам игра на свирели и пение пастушка, они даже завели хоровод и танцевали. Давайте и мы повеселимся под звуки пастушеской свирели. Мальчики будут пастушками и играть на воображаемой свирели, а девочки будут танцевать.

Звучит свирель.

Продолжаем с вами путешествие, и вторая остановка у нас с вами называется в концертном зале.








































Гусли, барабан, гитара, волынка, дудочка, фортепиано.
































Дудочка









Из дерева, берёзы, тростника.


Ду-ду-ду.



Грустно, печально, спокойно.





Учащиеся исполняют песню, играя на воображаемой дудочке.










Свирель.

















Музыканты, пастушки.











Пастушок.






В деревне, на природе.






Дети отвечают.

Словесный метод, метод наглядности, метод музыкального размышления.

Метод содержательного анализа инструментального произведения.

Личностные:

определять личностный смысл учения,

ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, способность к самооценке.

Познавательные:

рефлексия;

устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные:

участвовать в диалоге, в общей беседе, умение слушать и размышлять.

Регулятивные:

контроль,

коррекция,

принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять итоговый контроль.


Этап осознания и принятия цели урока (основной этап)

Учитель: Отгадайте загадку:

Я стою на 3-х ногах ноги в чёрных сапогах

Зубы белые педаль. Как зовут меня? 

Откройте свои учебники на стр. 58.

Пианино и рояль с виду спутаешь едва ль. Только знай, у них давно есть название одно.

Не забудь! Фортепиано произносится оно.

Что мы с вами видим на картинке?

Фортепиано — клавишный струнный музыкальный инструмент. Фортепиано является классом клавишно-струнных музыкальных инструментов — роялей и пианино. Название произошло от итал. forte — «громко» и piano — «тихо».

Предшественниками фортепиано были клавесины и изобретённые позднее клавикорды.

Они были очень схожи с современным пианино, но размером они был намного меньше и не могли выдавать громких звуков. На этих музыкальных инструментах играли в основном дома, а не в концертном зале.


А на каком инструменте играют в концертном зале?



На 58 стр. у вас изображён звукоряд. Наши музы просят нас, чтобы мы с вами показали им, как мы умеем петь. Давайте с вами споём снизу вверх громко (форте), а сверху вниз тихо (пиано). Из двух итальянских слов получилось название инструмента, какого?


Пение


Происходит беседа с ними, получилось ли с ними спеть так тихо, в первый раз или нет. Спели во второй, если не получилось.

На каком инструменте мы с вами спели?

А где на нём играют и поют, дома или в концертном зале?


Сегодня, мне хочется познакомить вас ещё с музыкальными инструментами (на доске написаны слова) это - «ЛЮТНЯ», слово «ГИТАРА» - закрыто

Вам известен этот инструмент?

Давайте, посмотрим на стр. 82.

Лютня — старинный струнный щипковый музыкальный инструмент.

Лютни изготавливаются почти целиком из дерева. Дека, сделанная из тонкого листа древесины (как правило ели) имеет овальную форму.

Лютня была главным сольным инструментом своего времени, а именно на ней играли 500 лет назад. Лютней сопровождались песни и танцы. Лютня была очень долгое время любимым инструментом и поэтому на ней не просто играли музыканты, но и сочиняли музыку для лютни композиторы.

Давайте послушаем, как она звучит.

Тембр, какого современного инструмента напоминает звуки лютни?

Загадка (если дети не отгадывают):

Все мы очень любим слушать

Как поёт у нас Тамара,

И в руках её послушная,

шестиструнная ...?- гитара!

У. –открывает слово, да вы угадали правильно.

посмотрите, как выглядит гитара.

Происхождение слова «гитара» обязано слиянию двух слов: «тар» что означает «струна и «сангита» означает музыка. Как и лютня это струнный щипковый музыкальный инструмент.

Слушание.

Мы продолжаем с вами наше путешествие. Следующая остановка загадочная струна.

Движенья плавные смычка приводят в трепет струны,
Мотив журчит из далека, поет про ветер лунный.
Как ясен звуков перелив, в них радость и улыбка.
Звучит мечтательный мотив, его играет …скрипка



Ребята, давайте подведём итог, что же мы узнали на уроке и с какими инструментами познакомились?


Рояль


















Звукоряд фортепиано

























































На фортепиано




















Фортепиано


Дети поют вверх громко, вниз тихо.












На фортепиано




В концертном зале

















































Слушание
















Гитара

















Слушание















Дети слушают.














Скрипка








Дети отвечают.

Наглядно-образный метод, словесный метод.

Метод музыкального обобщения.

Личностные:

Развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.

Познавательные:

развитие умения осмысливать полученную информацию.

Коммуникативные:

уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуациях столкновения интересов.

Регулятивные:

контролировать процесс и результаты деятельности, давать оценку.


Домашнее задание

Итог урока, домашнее задание стр. 58-59.



Регулятивные:

осмысление своих действий и самооценка.

Коммуникативные:

умение полно и точно выражать свои мысли.