Актуализация знаний обучающихся | Скажите, что мы с вами изучали с вами на прошлом уроке? | Тема прошлого урока называлась, музы не молчали. Мы слушали богатырскую симфонию. Говорили о богатырях, о том, что они мужественно защищали свою родину. | «Метод моделирования музыкального образа, произведения», метод музыкального размышления. | Предметные УУД: - развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству; - умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальным произведениям; -углубление понимания музыкального искусства на основе знакомства с новыми музыкальными произведениями. Личностные УУД: - формирование интереса к музыкальным занятиям; - понимание эмоциональной силы музыки и формирование умения распознавать и эмоционально откликаться на выразительные особенности музыки; -формирование умения ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности; - формирование исполнительских навыков, воплощение характера песни в своём исполнении через пение, слово, пластику движений; |
Усвоение новых знаний и способов действия | Сегодня мы продолжим путешествие в мир музыки, где нас ждет еще много неизведанного. Но отправимся в путешествия мы не одни, с нами вместе отправятся музы. Они приглашают нас отправиться в путешествие в прошлое, в старину, где познакомят нас с музыкальными инструментами. С некоторыми из этих музыкальных инструментов мы знакомы, с другими нам предстоит познакомиться сегодня, увидеть и услышать их. А какие музыкальные инструменты вы знаете? Какие инструменты вам знакомы? А как же нам попасть в прошлое? Отправимся в прошлое на машине времени. - Займите места в машине времени. -Экипаж к полету во времени готов? - Первая остановка во времени - деревня. Мы попали в прошлое, в старину! Слышите, чей голос? (Звучит дудочка) Муза дает нам подсказку. Очень весело поет, Если дуете в нее. Не палочка, не трубочка, А что же это? Дудочка была первым музыкальным инструментом и появилась очень давно. Как вы думайте, из чего делали дудочки? (Из камыша, тростника. Как поет дудочка? Как звучит музыка дудочки? Попробуем спеть эту песню, показывая игру на воображаемой дудочке. Прошло время, и дудочка прижилась в народе. Но в народе она получила другое название. Отгадайте какое? Муза нам подскажет. Приложил к губам я трубку, Полилась по лесу трель. Инструмент тот очень хрупкий, Называется… (свирель) А как вы думаете, кто в старину играл на дудочке-свирели? Муза нам подскажет, ну-ка отгадайте: Поет свирель, поет свирель! Пасет коров он целый день, И гонит стадо на лужок. Поет, играет… (пастушок) Всё верно. Как вы думаете, где звучит эта музыка: в концертном зале или на празднике, на природе? -Как вы думаете, почему этот инструмент называют свирелью? (За звук, похожий на свист.) Посмотрите, вот и сам пастушок. Уж очень нравится девицам-красавицам игра на свирели и пение пастушка, они даже завели хоровод и танцевали. Давайте и мы повеселимся под звуки пастушеской свирели. Мальчики будут пастушками и играть на воображаемой свирели, а девочки будут танцевать. Звучит свирель. Продолжаем с вами путешествие, и вторая остановка у нас с вами называется в концертном зале. | Гусли, барабан, гитара, волынка, дудочка, фортепиано. Дудочка Из дерева, берёзы, тростника. Ду-ду-ду. Грустно, печально, спокойно. Учащиеся исполняют песню, играя на воображаемой дудочке. Свирель. Музыканты, пастушки. Пастушок. В деревне, на природе. Дети отвечают. | Словесный метод, метод наглядности, метод музыкального размышления. Метод содержательного анализа инструментального произведения. | Личностные: определять личностный смысл учения, ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, способность к самооценке. Познавательные: рефлексия; устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: участвовать в диалоге, в общей беседе, умение слушать и размышлять. Регулятивные: контроль, коррекция, принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять итоговый контроль. |
Этап осознания и принятия цели урока (основной этап) | Учитель: Отгадайте загадку: Я стою на 3-х ногах ноги в чёрных сапогах Зубы белые педаль. Как зовут меня? Откройте свои учебники на стр. 58. Пианино и рояль с виду спутаешь едва ль. Только знай, у них давно есть название одно. Не забудь! Фортепиано произносится оно. Что мы с вами видим на картинке? Фортепиано — клавишный струнный музыкальный инструмент. Фортепиано является классом клавишно-струнных музыкальных инструментов — роялей и пианино. Название произошло от итал. forte — «громко» и piano — «тихо». Предшественниками фортепиано были клавесины и изобретённые позднее клавикорды. Они были очень схожи с современным пианино, но размером они был намного меньше и не могли выдавать громких звуков. На этих музыкальных инструментах играли в основном дома, а не в концертном зале. А на каком инструменте играют в концертном зале? На 58 стр. у вас изображён звукоряд. Наши музы просят нас, чтобы мы с вами показали им, как мы умеем петь. Давайте с вами споём снизу вверх громко (форте), а сверху вниз тихо (пиано). Из двух итальянских слов получилось название инструмента, какого? Пение Происходит беседа с ними, получилось ли с ними спеть так тихо, в первый раз или нет. Спели во второй, если не получилось. На каком инструменте мы с вами спели? А где на нём играют и поют, дома или в концертном зале? Сегодня, мне хочется познакомить вас ещё с музыкальными инструментами (на доске написаны слова) это - «ЛЮТНЯ», слово «ГИТАРА» - закрыто Вам известен этот инструмент? Давайте, посмотрим на стр. 82. Лютня — старинный струнный щипковый музыкальный инструмент. Лютни изготавливаются почти целиком из дерева. Дека, сделанная из тонкого листа древесины (как правило ели) имеет овальную форму. Лютня была главным сольным инструментом своего времени, а именно на ней играли 500 лет назад. Лютней сопровождались песни и танцы. Лютня была очень долгое время любимым инструментом и поэтому на ней не просто играли музыканты, но и сочиняли музыку для лютни композиторы. Давайте послушаем, как она звучит. Тембр, какого современного инструмента напоминает звуки лютни? Загадка (если дети не отгадывают): Все мы очень любим слушать Как поёт у нас Тамара, И в руках её послушная, шестиструнная ...?- гитара! У. –открывает слово, да вы угадали правильно. посмотрите, как выглядит гитара. Происхождение слова «гитара» обязано слиянию двух слов: «тар» что означает «струна и «сангита» означает музыка. Как и лютня это струнный щипковый музыкальный инструмент. Слушание. Мы продолжаем с вами наше путешествие. Следующая остановка загадочная струна. Движенья плавные смычка приводят в трепет струны, Мотив журчит из далека, поет про ветер лунный. Как ясен звуков перелив, в них радость и улыбка. Звучит мечтательный мотив, его играет …скрипка Ребята, давайте подведём итог, что же мы узнали на уроке и с какими инструментами познакомились? | Рояль Звукоряд фортепиано На фортепиано Фортепиано Дети поют вверх громко, вниз тихо. На фортепиано В концертном зале Слушание Гитара Слушание Дети слушают. Скрипка Дети отвечают. | Наглядно-образный метод, словесный метод. Метод музыкального обобщения. | Личностные: Развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности. Познавательные: развитие умения осмысливать полученную информацию. Коммуникативные: уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуациях столкновения интересов. Регулятивные: контролировать процесс и результаты деятельности, давать оценку. |