СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока музыки на тему: "Музыкальные инструменты России"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта пробного занятия по музыке на тему "Музыкальные инструменты России"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока музыки на тему: "Музыкальные инструменты России"»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ФИО студента: Авдаева Ирина Георгиевна

Дата проведения: 03.12.2020

Школа, класс: МБОУ Хреновская СОШ № 1, 4 «А»

Предмет: музыка

Тема урока: «Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов»

Тип урока: «открытие» новых знаний

ФИО учителя: Подшибякина И. В.

ФИО методиста: Дорохина Л. А.

Цель урока: знакомство обучающихся с русскими народными инструментами, историей их создания.

Задачи урока:

дидактические: познакомить обучающихся с русскими народными инструментами, историей их создания, показать их самобытность и место в жизни русского человека, познакомить с приёмами исполнительского развития в народной музыке, раскрывать истоки создания инструментов;

развивающие: способствовать формированию умения самостоятельного получения информации;

воспитательные: воспитывать уважение к народным традициям и культуре русского народа.


ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА


Этап урока,

продолжительность


Образовательная

задача этапа

урока


Методы и

приёмы

работы



Деятельность

Учителя


Деятельность

обучающихся

Форма организации

учебной деятельности (Ф – фронтальная, И – индивидуаль-

ная, П – парная,

Г – групповая)

Дидакти-ческие

средства,

интер-активное

оборудо-вание

Планируемые результаты






Поэтапный анализ

Предметные

Метапредметные

(П – по-знавательные, Р – регулятивные, К – коммуника-тивные)

Личностные

1.Мотивация к учебной

деятельности, 2 мин

Создание условий для успешной работы на протяжении занятия

Словесный

Обучающиеся входят в класс под мелодию р.н.п. «Светит месяц».

– Здравствуйте, ребята! Ребята, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего хорошего настроения другому.

От ваших улыбок стало ярче, уютнее, светлее в классе.

– Ребята, вы входили в класс на урок под музыку. Какая она была по характеру грустная или веселая? (Веселая)

– Как вы думаете композиторская она или народная? (Народная)

– Правильно! Это русская народная музыка. А что значит народная? (Её сочинил народ)

– По каким признакам вы определили, что это народная музыка? Какие вы услышали инструменты? (Балалайка, баян, ложки, гармонь)

– Музыка звучала в исполнении одного инструмента или нескольких? (Звучало много инструментов)

Приветствуют учителя. Отвечают на вопросы.

Ф


Применение новых знаний в жизненных ситуациях

К: взаимодействие педагога и обучающихся, умение вступать в диалог.

Иметь навыки культурного поведения при общении


2. Актуализация знаний,

Использование раннее изученного с целью получения новой информации

Словесный

– Ребята, сейчас я вам загадаю загадку, а отгадав ее, вы поймете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке:

«Балалайки, гусли, домры

И баяны, и гармошки.

Есть трещотки, дудки, бубны

Даже расписные ложки.

Все играют звонко, дружно,

Слушать их не надоест

Отгадать, ребята нужно

Что это?»

Ребята, как вы думаете, о каком оркестре пойдет сегодня речь на нашем уроке? Что такое оркестр? (О народном оркестре. Оркестр – это когда играют много музыкантов)


Отгадывают загадки. Отвечают на вопросы учителя












Ф


Опираясь на предложенный материал сформулировать тему урока

П: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

Умение самостоятельно формулировать и излагать свои мысли


3. Целеполагание и планирование деятельности на уроке,

Самостоятельное определение темы и цели урока

Наглядный, словесный

– Итак, тема нашего урока, «Народные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов».

А теперь, попробуем определить цель нашего урока. Поскольку наш урок начался с музыки в исполнении народного оркестра, значит, мы узнаем, какой оркестр и почему называют народным и какие группы инструментов входят в его состав. И, конечно узнаем, как звучат некоторые инструменты народного оркестра. (На слайде или доске изображение народных инструментов: балалайка, баян, ложки, гармонь)


Определяют тему и цель урока

Ф


Опираясь на предложенный материал сформулировать тему урока

П: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя


Умение само-самостоятельно формулировать и излагать свои мысли


4. Изучение нового материала,


Знакомство с новым материалом, усвоение его

Словесный

– Ребята, как вы думаете, каким был первый музыкальный инструмент?

– Возможно, это было дерево с дуплом. Первобытный человек ударил по нему, и дерево зазвучало. А однажды, за ужином человек дунул в кость, и раздался свист. Звук походил на птичий свист. А может человек пошел на охоту и натянул тетиву, чтобы запустить стрелу в дикого зверя, а она зазвенела, как струна.
– Неужели  полую  кость,  кусок  выдолбленной  древесины или натянутую тетиву уже  можно  считать музыкальным инструментами?  Оказывается, можно!

– Так  появилась  мелодия, а вместе  с мелодией - музыкальные  инструменты.
– И хотя с тех  пор  прошло  уже много  лет, все известные инструменты делятся на три группы: струнно-щипковые, духовые, ударные.

– Итак, начнем со струнно-щипковых инструментов. А как вы думаете, почему их называют струнно-щипковыми? (Потому что там есть струны, и чтобы извлечь звук, их перебирают, как бы щипают.)

– Правильно.

На чем в гостях, вдали от дома,

Играл Садко царю морскому?

Гусли – это один из самых древних инструментов, известных на Руси еще в 6 веке. Мы с вами знаем русские сказки, где упоминаются гусли.

Что из себя представляет инструмент? Это доска похожая на крыло с натянутыми на нее струнами – старинные крыловидные гусли.

 Народные сказания донесли до нас имя легендарного русского певца - гусляра Баяна. Такие музыканты – сказители ходили по Руси и под звучание гуслей рассказывали о походах княжеских дружин, об исторических событиях, о героях. Гусли клали на колени и перебирали струны пальцами или медиатором. Само слово произошло от древнеславянского слова «густы» – гудеть. (Слушание и имитации игры на гуслях)

Домбра – струнный щипковый инструмент с овальным корпусом, длинным грифом и тремя-четырьмя струнами. Почему «щипковый»? - да потому, что звук извлекают пальцами или медиатором. На домре играют медиатором. Этот инструмент – основа народного оркестра.

 В древности оркестров не было. Ходили по городам и селам веселые балагуры и музыканты и веселили всех: и на княжеском пиру и на деревенской свадьбе. Пели, кувыркались, сценки разыгрывали, играли на народных инструментах, устраивали веселые представления.

 Кто знает, как называли таких артистов? Правильно, скоморохи. 

Играли скоморохи на домре косточкой или перышком. Нравились их выступления не всем, т. к. могли высмеять жадность, глупость, злость или изобразить кого-нибудь. Позволяли себе шутки не всегда безобидные. Это вызывало гнев властей как церковных, так и светских. Начались преследования скоморохов. Их жестоко наказывали, ссылали, а порой и казнили. Вместе с ними преследовали и домбру. Царским указом повелевалось скоморохам не выступать, инструменты у них отбирать и уничтожать. И почти не осталось тех, кто умел играть на домре, да и инструментов почти не осталось. Лишь в самом конце 19 века нашелся инструмент в российской глубинке, да остались изображения на рисунках и руководитель первого оркестра русских народных инструментов В.В.Андреев смог возродить этот инструмент. (Слушание и имитации игры на домбре)

– Существуют инструменты, которые считают музыкальным символом какого – либо народа. У русских это балалайка.

Всем известна на Руси,

Хоть кого о ней спроси!

У нее лишь три струны,

Но она - любовь страны.

Выйдет Ваня за плетень

И сыграет "трень" да "брень".

Не одну сотню лет на Руси известна балалайка. В 18 – 19 веках была она, пожалуй, самым распространенным народным инструментом. Под нее плясали, пели песни. Про нее складывали сказки. Балалайка – струнный щипковый инструмент. У нее деревянный треугольный корпус, длинный гриф, на который натянуто 3 струны. Извлекается звук щипками или ударами указательного пальца по всем струнам сразу. Балалаек целое семейство, и большие и маленькие. (Слушание и имитации игры на балалайке)

– Следующая группа инструментов оркестра: духовые.

Приложу к губам я трубку-

Полилась по лесу трель,-

Инструмент тот очень хрупкий

Называется…

– О каком музыкальном инструменте идёт речь? Правильно, о свирели.

– История возникновения инструмента.

Свирель – русский народный инструмент, представляющий собой  деревянную трубку с боковыми отверстиями. Изготавливается из орешника, клена или черёмухи.

(Слушание и имитации игры на свирели)

Мы собрали хоровод.
Пригласили весь народ,
А пастуший рожок,
Дополняет наш кружок

Рожок – представляет собой конической формы прямую трубу с пятью игровыми отверстиями сверху и одним снизу. На нижнем конце есть небольшой раструб, на верхнем – вклеенный мундштук.

(Слушание и имитации игры на рожке)

– Это что за инструмент?

Поет гнусаво он, тоскливо,

И очень скучно, не игриво.

Будто всем нам говорит:

«У меня душа болит!»

Возьми меня и пожалей-ка,

А зовут меня… жалейка.

Жалейка – русский народный духовой инструмент: тростниковая или деревянная трубка с простым или одинарным язычком и боковыми отверстиями. Нижний конец трубки часто вставляется в коровий рог, служащим резонатором.

(Слушание и имитации игры на жалейке)

Свистульки. Есть еще один инструмент. Он тоже духовой, но больше относится к шумовому. Это глиняные свистульки. А также они еще бывают деревянные. Имеют разную форму: птичек, зверушек, дудочек.

– Также в состав народного оркестра входят: гармони, баяны.

Баян – потомок удалой гармошки, назван так в честь русского певца.

Заливается трехрядка,

И народ идет вприсядку!

А трехрядка неплоха –

Есть и кнопки, и меха.

И веселые старушки

Под нее поют частушки!

(Слушание и имитации игры на гармони)

У него рубашка в складку, 
Любит он плясать вприсядку, 
Он и пляшет, и поет —
Если в руки попадет. 

Сорок пуговиц на нем, 
С перламутровым огнем. 
Весельчак, а не буян 
Голосистый мой…

(Слушание и имитации игры на баяне)

– Осталась ещё одна группа, группа музыкальных инструментов, звук из которых извлекается ударом или тряской (покачиванием) называется: ударные или шумовые.

За обедом суп едят,
К вечеру «заговорят»
Деревянные девчонки,
Музыкальные сестренки.
Поиграй и ты немножко,
На красивых, ярких... (ложках).

Ложки – русский народный инструмент, состоит из двух обычных деревянных ложек. Их ударяют одна о другую выпуклыми сторонами и получается четкий, звонкий звук. Раньше к ручкам ложек привязывали маленькие бубенчики. Иногда организуются самостоятельные ансамбли и даже целые оркестры ложкарей

Деревянные пластинки, разноцветные картинки,

Стучат, звенят – плясать велят!

Трещотки – инструмент из одних тоненьких дощечек, которые нанизаны на шнур и отделены одна от другой узкими планками. Играющий на трещотках держит шнур за концы и, по-разному встряхивая его, извлекает звонкие и сухие звуки в различных ритмах. 

Бубен, трензель – шумовые инструменты. Их просто встряхивают в ритм мелодии. 

– Итак, ребята, мы с вами познакомились с русскими народными инструментами. Каждый из них имеет свое звучание, свой голос или тембр. А что же такое тембр? (Окраска звука или голоса, по которому можно различить инструмент или голос.)

Отвечают на вопросы учителя

Ф


Освоение нового материала, для включения его в систему знаний в дальнейшем

Р: высказывать свое предположение, описывать предмет на основе работы с презентацией.

П: добывали новые знания, используя презентацию с представ-ленными произведениями гжельской майолики и информацию, полученную на уроке; анализировали и классифицировали объекты, выделения признаки.

К: слушать и понимать речь других

Осваивать новые виды художественной деятельности, участвовать в творческом созидательном процессе.


5. Закрепление полученных знаний,


Проверка усвоения полученных знаний

Словесный

– Итак, ребята, что же такое оркестр?

– Какие инструменты входят в состав русского народного оркестра?

– Какие инструменты относятся к духовым, струнно-щипковым, шумовым?


Отвечают на вопросы учителя

Ф, И


Извлечение новой ин-формации из презентации и аудиозаписи

Р: высказы-вать своё предположение, описывать предмет на основе работы с презентацией. П: добывали новые знания, используя презен-тацию с представ-ленными произведениями гжельской майолики и информацию, полученную на уроке; анализировали и классифицировали объекты, выделения признаки. К: слушать и понимать речь других

Осваи-вать новые виды художествен-ной деятельности, участвовать в творческом, созидатель-ном процессе.


6. Рефлексия. Подведение итогов,

Оценка собственного уровня полученных знаний.

Словесный

– Ребята, какую темы мы изучали на сегодняшнем уроке?

– А что было из сегодняшнего урока трудным для вас? Что было непонятным? Или понятным было всё?

– А что понравилось?

– У вас на столах лежат кружки: красный, желтый, зеленый. Если вам было всё понятно, то поднимите зелёный кружок, если что-то непонятно – желтый, если ничего не понятно – красный.

(После поднятия кружков детьми, осуществляется анализ)


Отвечают на вопросы учителя. Оценивают свою деятельность на уроке

И, Ф



П: умение структурировать знания, оценка процессов и результатов деятельности. Р: волевая саморегуляция – осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

Само-оценка на основе критерия успешности.



Подпись методиста ________ Подпись учителя _________ Оценка___________