1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ СЦЕНАРНОГО ПЛАНА
2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ
Предмет (укажите название учебного предмета): | ОБЗР |
Класс (укажите класс, к которому относится урок): | 8 |
Номер урока (укажите номер урока согласно УТК): | 13 |
Тема урока (укажите тему урока согласно УТК): | Строевые приёмы и движение без оружия (строевая подготовка) |
Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок): | ООО, базовый |
Тип урока (укажите тип урока): | ☐ урок освоения новых знаний и умений ☐ комбинированный урок ☐ ценностно-ориентированный урок |
Адаптация для детей с ОВЗ (выберите «да» или «нет» из списка. Для варианта «да» укажите дополнительно вид ОВЗ) | Нет |
Планируемые результаты: |
Для учителя | Для ученика |
Личностные (по ФОП ООО) Патриотическое и гражданское воспитание – формирование гражданской идентичности и духа патриотизма. Духовно-нравственное воспитание – формирование значимости российского военнослужащего - защитника Отечества. Физическое воспитание - строевая подготовка и выправка, выносливость. Трудовое воспитание-интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания. | Ты узнаешь: Основные положения Строевого устава. Обязанности военнослужащих перед построением и в строю. Основы строевой стойки и выполнения команд. Строевые приёмы и движение без оружия. Ты научишься: Быстро и точно выполнять строевые приёмы на месте без оружия и в строю, такие как: «Становись», «Равняйсь», «Смирно», «Вольно», «Заправиться», «Отставить», «Головные уборы (головной убор) – снять (надеть)». Выполнять повороты на месте. Различать и исполнять воинские команды. |
Метапредметные (по ФОП ООО) Познавательные УУД: базовые логические действия, работа с информацией – уметь воспринимать, оценивать и быстро выполнять команды. Регулятивные УУД: самоорганизация, самоконтроль и эмоциональный интеллект, совместная деятельность – исходя из основных положений строевого устава, уметь самоорганизовываться, верно выполнить необходимые требования перед построением, выполнять команды чётко и слаженно. Устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа. Совместная деятельность- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении учебной задачи |
Предметные (по ФОП ООО) Знать основные положения Строевого устава; Знать обязанности военнослужащего перед построением и в строю; Знать строевые приёмы на месте без оружия; Выполнять строевые приёмы на месте без оружия; Иметь представление о порядке подчиненности и взаимоотношениях военнослужащих; Понимать порядок отдачи приказа (приказания) и их выполнения; Иметь представление о воинской дисциплине, ее сущности и значении; Понимать принципы достижения воинской дисциплины; Сформировать чувства гордости за свою Родину. |
Ключевые слова: строй, фланг, фронт, строевая подготовка, строевой устав, строевые приёмы и выполнение команд. Команды «Равняйсь», «Смирно», «Вольно» и др. | |
Базовые понятия, единые для школьного образования (укажите одно или несколько соответствующих понятий - при их наличии): | Дисциплина | Гражданско-патриотическое воспитание | Физическое воспитание | |
Краткое описание (введите аннотацию к уроку): | На уроке по теме «Строевые приёмы и движение без оружия (строевая подготовка)» актуализирована необходимость умения понимать и выполнять строевые команды, а именно, для чего и в каких ситуациях эти знания и умения применяются. Предложено развитие урока, практико-ориентированные приёмы, включённые в урочную и внеурочную деятельность учащегося. |
В зависимости от специфики предметной области, типа урока и других факторов разработчик может использовать все или некоторые из предложенных блоков, а также все или отдельные из предложенных модулей в рамках блоков.
БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала |
Модуль 1.1. Мотивирование на учебную деятельность |
1.1 Строй - установленное Уставом размещение военнослужащих, подразделений и воинских частей для их совместных действий в пешем порядке и на машинах. Строевая подготовка является основой воинской дисциплины. Формирует базу поведения, закаляет волю, помогает в совершенствовании владения своим телом. Выполнение строевых команд поднимает командный дух. |
Рекомендации для учителя | Рекомендации ученика (самостоятельная работа дома): |
Донести до учащихся основную целю строевой подготовки и её актуальность на сегодняшний день. | Оттачивание каждой команды до идеального исполнения. |
Модуль 1.2. Актуализация опорных знаний |
1.2. Вспомнить, где используются строевые команды. Например, строевые команды на уроках физкультуры, торжественных парадах и др. мероприятиях гражданско-патриотической направленности. |
Рекомендации для учителя | Рекомендации ученика (самостоятельная работа дома): |
|
Показать видеофрагмент с Парада Победы, обговорить особенности дисциплины и основные положения строевой подготовки военнослужащих. Задать наводящие вопросы учащимся. | Проанализировать поведение (дисциплину), выправку, физическую подготовку, чёткость и слаженность действий отряда военнослужащих на Параде Победы. |
1.2.2 |
Показать видеофрагмент\фото торжественного возложение венков к подножию мемориала; а также смена караула. | |
Модуль 1.3. Целеполагание |
1.3 Цель – освоение строевой подготовки с применением строевых команд. |
Рекомендации для учителя | Рекомендации ученика (самостоятельная работа дома): |
Организовать целеполагание по видеофрагментам торжественных мероприятий с применением строевой подготовки, через актуализацию темы, адаптированную для конкретных учеников. | Сформулировать самостоятельно цель занятия, подумать, где применить полученный навык. |
БЛОК 2. Освоение нового материала |
Модуль 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала |
2.1 На данном этапе урока переходим непосредственно к изучению теоретического материала, во второй половине урока вводим элементы практического занятия. |
Рекомендации для учителя | Рекомендации ученика (самостоятельная работа дома): |
2.2 Теоретическая часть урока Дать учащимся понятия и записать: «Строевой устав и его особенности», «Строевая подготовка». Обсудить обязанности военнослужащего перед построением и зачем необходимо выполнить эти действия (к примеру, почему необходимо произвести проверку исправности оружия или проверить свой внешний вид и помочь привести себя в порядок товарища). Рассказать о правилах командования – кто подаёт команды, как их нужно подавать, как выполнять. Рассмотреть фото с помощью проектора, выполнения строевых команд (как выполняется поворот корпуса, головы, ног). | Повторить записи в тетради, рассмотреть картинки с изображением внешнего вида военнослужащего в строю. |
2.3 Практическая часть урока Учащиеся строятся в шеренгу по росту (если позволяет помещение), либо стоят у своих парт; учитель берёт на себя роль командира. На слайде представлено фото (к примеру) строевой команды «Смирно»\основная строевая стойка. Учитель подаёт команду «Смирно». Учащиеся при выполнении команды опираются на экран, пробуют выполнить, учитель корректирует, обязательно обращая внимание на положение рук и тела. Учитель подаёт следующую команду, к примеру: «Равняйсь». На слайде представлены фото правильного исполнения команды. Учащиеся повторяют, учитель корректирует. И так далее. | Самосовершенствоваться в исполнении строевых команд, знаний и умений по теме. |
Модуль 2.2. Проверка первичного усвоения |
2.2 Для проверки первичного усвоения учащимися нового учебного материала, применить метод активного обучения, а именно, наводящие вопросы. |
Рекомендации для учителя | Рекомендации ученика (самостоятельная работа дома): |
Что такое строевая подготовка, где применяется, зачем нужна, чем полезна обычному ученику\военнослужащему? Какие строевые команды вы знаете, кто имеет право подавать эти команды? Опишите основную строевую стойку. | Попробовать успешно ответить на заданные учителем вопросы, уметь демонстрировать на практике. |
БЛОК 3. Применение изученного материала |
Модуль 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях |
3.1.1 Практико-ориентированные задания. К примеру: Как называется такая стойка военнослужащего? Какую строевую команду выполнил военнослужащий? Какая команда выполняется? Сопоставь строевую команду и необходимое для выполнения действие: НапраВО! | Носком выполнить поворот стопы (ноги) налево одновременно разворачивая корпус. Приставить правую ногу. | НалеВО! | Носком выполнить поворот стопы (ноги) направо одновременно разворачивая корпус. Приставить левую ногу. | Смирно! | Стоя в строевой стойке повернуть голову в сторону, указанную командиром. | Равняйсь! | Можно ослабить в колене правую или левую ногу не сходя с места, не разговаривать. | Вольно! | По команде все присутствующие встают, поворачиваясь на командира принимают строевую стойку. | |
Рекомендации для учителя | Рекомендации ученика (самостоятельная работа дома): |
Применять больше практики, практико-ориентированных заданий. | |
3.1.2. Начать следующий урок с команд: класс! в одну шеренгу становись! Равняйсь! Смирно! Вольно! НалеВО! | |
| |
3.1.3 Своим примером показывать четкое исполнение команд. | |
| |
Модуль 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни |
3.2 Урок по теме «Строевая подготовка» физкультура + ОБЗР (Построение на 10-15 минут в начале урока). |
Рекомендации для учителя | Рекомендации ученика (самостоятельная работа дома): |
| |
| |
БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков |
|
Рекомендации для учителя | Рекомендации ученика (самостоятельная работа дома): |
4.1 Практическое занятие «Строевые приёмы», класс выполняет строевые команды учителя в проходе между партами или в рекреации. Учащиеся под руководством учителя пробуют себя в роли командира строя. | |
4.2 Итоговый урок в конце курса модуля. Конкурс «Смотр строя и песни» между классами, разделённый на несколько отрядов, где учащимся под руководством командира или учителя необходимо произвести показательное выступление – владение навыками выполнения строевых команд на месте и\или в движении с песней. | |
БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание |
Модуль 5.1. Самооценивание, рефлексия |
5.1. После проведения блока 4 |
Рекомендации для учителя | Рекомендации ученика (самостоятельная работа дома): |
Оценить слаженность и правильность выполнения строевых команд индивидуально и класса в целом. Выслушать мнение учащихся. | Проанализировать, какие строевые команды получаются лучше и слаженнее индивидуально и коллективно. Чувствуется ли единение коллектива, выправка при выполнении команд в строю. |
Модуль 5.2. Домашнее задание |
5.2 Повторить записи в тетради. Отработка строевых команд перед. |
Рекомендации для учителя | Рекомендации ученика (самостоятельная работа дома): |
Развернутый ответ с критериальным оцениванием |
Успешность освоенной учащимися темы можно оценить применяя практико-ориентированные задания и практические упражнения. Целесообразно организовать конкурс смотра строя (и песни) с использованием базовых строевых команд. Таким образом учащиеся и учитель успешно достигнут заявленную цель. | Учащийся поймет, может ли он выполнить строевую команду, верно ли. Выполняет – материал освоил. Владеет терминологией по теме урока – материал освоил. Путает команды – повторить и закрепить. Не понимает и не выполняет – вернуться к изучению теоретической информации. |