1.Организационный момент. | Слово учителя. | Прозвенел уже звонок, начинается урок! А девиз у нас такой: «То, что знаешь – не скрывай, на вопросы отвечай». | Самоконтроль готовности к уроку. Реакция на учителя, внимание. Проявляют эмоциональную отзывчивость | Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания. Регулятивные: Нацеливание на успешную деятельность. |
2. Актуализация знаний. | Чтение загадки, проблемная беседа. | Отгадайте загадку: Чудо-птица, алый хвост, Прилетела в стаю звёзд. (Ракета) - Для чего нужна ракета? - Что вы знаете о космосе? Какие в нём есть космические тела? | Слушают загадку, называют отгадку. Отвечают на вопросы. | Регулятивные: Умение принимать и сохранять цели. Коммуникативные: Умение оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, формулировать высказывание. |
3. Постановка цели и задач. | Фронтальная беседа | - О чём будем говорить на уроке? - Предположите, какова тема нашего урока? - Что хотите узнать сегодня на уроке? - Да, мы сегодня с вами поговорим о Солнце, узнаем что-то интересное о Солнечной системе, Вселенной, или Космосе. - Ребята, у нас сегодня необычный урок. Мы отправимся в далёкое путешествие в космос. Вы – космонавты-исследователи. А вот наша ракета. (Фото ракеты) - Космонавты, пристегнуть ремни, приготовиться к старту (сесть правильно). Ракета, на старт! Три, два, один. Пуск! (Звук старта ракеты. Слова Гагарина «Поехали!») | Приводят примеры для формулировки темы и целей урока. Прослушивают звуковое сопровождение. | Познавательные: общеучебные - самостоятельное выделение учебной задачи Личностные: самоопределение - формирование мотивации к изучению новой темы |
4.Первичное усвоение новых знаний и способов действий. | Словарная работа Эвристическая беседа Работа по материалам учебника (с. 8) Физкульт-минутка | - Вселенная – от слов «село», «вселять» - русский аналог греческого слова «космос». Космос - это пространство, у которого нет границ. Оно заполнено множеством планет, звезд и других космических тел. - Наш корабль вышел на расчётную орбиту. - Прямо по курсу Солнце. Что вы о нём знаете? - Представьте, что Солнце исчезло? Какие изменения произойдут на нашей планете? - Вспомните, как перепугались звери в сказке К.И. Чуковского «Краденое солнце», когда крокодил солнце в небе проглотил. Почему они перепугались? - Космонавты, внимание! Вам поступило первое задание. - Откройте бортовые журналы (учебники) на стр. 8. - Рассмотрите иллюстрации. - Что делают ребята? Наверняка и вы этим летом загорали. - Что можно сказать о Солнце? (Оно источник тепла и света.) - Тепло и свет – два важных условия жизни на земле. - А что можно сказать о размерах Солнца? Солнце – огромный раскалённый шар, пылающая звезда. Эту звезду видно днём. А ночью на небе мы можем увидеть другие звёзды. И все они обладают теми же свойствами, что и Солнце. Но наше Солнце находится к Земле ближе, чем другие звёзды, поэтому оно и кажется больше и ярче них. По этой же причине мы не можем рассмотреть днём на небе другие космические тела, хотя они там находятся постоянно: яркий солнечный свет делает их незаметными для человеческого глаза. - Ребята, если Солнце – огромный шар, то почему мы видим его не очень большим? – Чем дальше на расстоянии от вас находится предмет, тем он кажется меньше. Давайте проверим. Закройте один глаз, поднимите указательный палец на уровне второго глаза и посмотрите на доску. Сравните размер доски, ракеты с вашим пальцем. (Палец больше доски, ракеты, ведь он перед глазами, а доска – далеко.) - А если я покажу вам ракету ближе, она будет больше вашего пальца. - Итак, какое значение имеет Солнце для жизни на Земле, планете, на которой мы живём? 2.Физкультминутка (под музыку). Не зевай по сторонам, Ты сегодня космонавт! Начинаем тренировку, Чтобы сильным стать и ловким. Руки в стороны поставим, Правой левую достанем, А потом наоборот – Будет вправо поворот. Раз – хлопок, два – хлопок, Повернись ещё разок! Раз, два, три, четыре, Плечи выше, руки шире. Опускаем руки вниз И за парты вновь садись! | Отвечают на вопросы. Слушают ответы одноклассников. Формулируют гипотезы. Работают с учебниками. Рассматривают иллюстрации. Слушают информацию, сообщаемую учителем. Отвечают на вопросы. Слушают ответы одноклассников. Формулируют гипотезы. Сравнивают величину предметов, находящихся вблизи и вдали. Отвечают на вопросы. Выполняют действия под музыку. | Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Познавательные: Умение перерабатывать полученную информацию. |
5. Первичная проверка понимания. | Работа по материалам учебника (с. 9) Работа в парах. | - Космонавты, посмотрите в иллюминаторы корабля. Что кроме звёзд ещё есть в Космосе? - Какие планеты вы знаете? Сколько их? (Вывесить на доску названные планеты.) - Посмотрите в бортовой журнал (стр.9). Все ли планеты мы назвали? - Космонавты, внимание! Вам поступило второе задание. - Сравните планеты по величине. - Какие планеты получают больше тепла от солнца, а какие меньше и почему? - Какие ещё есть космические тела во Вселенной? (кометы, Луна) - Луна – естественный спутник Земли. Она обращается вокруг Земли и всегда повёрнута к ней только одной стороной. - Как думаете, для чего люди исследуют Космос? - Кто знает, с чего начиналось исследование космического пространства? - Космонавты, внимание! Вам предстоит выполнить следующее космическое задание, работая в парах. Правила работы в парах: 1. Работать должны оба. 2. Один говорит, другой слушает. 3. Своё несогласие высказывать вежливо. 4. Если не понял, переспроси. - С чего начиналось исследование Космоса и его объектов? Перед вами пять картинок. Их нужно расположить в правильной последовательности, что было раньше, что потом? - После того, как расположили картинки, нужно их приклеить. Вы в невесомости, всё может разлететься по сторонам. (Проверка выполнения задания) - Те, кто готов, объясните, как рассуждали? Рассказ учителя о достижениях в изучении и освоении Космоса. В 1957 году наша страна запустила в космос искусственный спутник. (Фото спутника) - Послушайте звук, который он издавал, находясь очень высоко над землёй. (Звук первого искусственного спутника) - Космонавты, а кто помнит, какое слово при старте космического корабля вы слышали? - Это слово произнёс Юрий Алексеевич Гагарин (Вывесить портрет). 12 апреля 1961 года состоялся исторический полет. С советского космодрома «Байконур» взлетел космический корабль «Восток-1» с летчиком-космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным на борту. Его позывной был «Кедр». Полет длился 108 минут. | Отвечают на вопросы. Сравнивают рисунки на доске и в учебнике. Сравнивают планеты по величине. Отвечают на вопросы. Слушают правила работы в парах. Работают в парах, высказывают свои предположения, располагая картинки в нужной последовательности. Объясняют свой выбор. Слушают одноклассников. Слушают речь учителя. Прослушивают звуковой файл. Слушают сообщение о Гагарине. Рассматривают его портрет. | Регулятивные: Умение принимать и сохранять цели. Познавательные: Умение учиться перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы, преобразовывать информацию из одной формы в другую. Коммуникативные: Умение оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, формулировать высказывание. Регулятивные: Умение оценивать свои действия, выполнять учебное задание в соответствии с целью; делать выводы в результате индивидуальной работы и в паре. |
7. Рефлексия | | - Оцените свою работу на уроке. Выберите звезду и поднимите её вверх. - Оранжевую, если вам все было понятно. Вы молодец! - Синюю те, у кого не всё получалось, но он старался. - Красную те, кто не всё понял и ему нужно быть внимательнее. Спасибо! Какое отличное звёздное небо у нас получилось! Я считаю, что вы все сегодня поработали здорово, интересно, плодотворно. | Осуществляют самооценку. | Личностные: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные: Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. |