СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе по теме "Космос"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе по теме "Космос"»

Технологическая карта урока

ФИО учителя: Канатьева Елена Владимировна

Класс: 1 «Б»

УМК: «Система Л.В. Занкова»

Предмет: окружающий мир

Тема: Космос

Место и роль урока в изучаемой теме: урок 1 в разделе: «Природа»


Педагогическая цель

Формирование представления о понятиях «Вселенная», «Космос», о значении Солнца для жизни на Земле, знакомство с планетами Солнечной системы.

Тип, вид урока

«Открытие» нового знания

Планируемые результаты

(предметные)

Обучающийся научится определять Вселенную как необъятное пространство со звёздами, планетами и другими телами, космос и космические тела; объяснять значение Солнца для жизни на Земле;

получит возможность научиться использовать на практике основные правила познания окружающего мира.

Универсальные учебные действия

(метапредметные)

Личностные. У обучающегося будут сформированы представление о причинах успеха в учёбе, положительное отношение к школе, учебной и познавательной деятельности, интерес к учебному материалу; обучающийся получит возможность для формирования внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе.

Регулятивные. Обучающийся научится первоначальному умению выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме; получит возможность научиться в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи.

Познавательные. Обучающийся научится понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных пособиях; обобщать (выделять класс объектов по заданному признаку); получит возможность научиться ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи.

Коммуникативные. Обучающийся научится договариваться, приходить к общему решению; получит возможность научиться строить понятные для партнёра высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.

Формы и методы обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная, парная.

Методы: Словесный, наглядный, практический.

Основные содержательные темы, понятия и термины

Вселенная – необъятное пространство со звёздами, планетами и другими телами. Космос и космические тела. Значение Солнца для жизни на Земле.

Межпредметные связи

Математика, изобразительное искусство, технология – организация и планирование собственной трудовой деятельности, осуществление контроля за её ходом и результатом, работа по алгоритму.


Общеобразовательные ресурсы

Рабочая программа; учебник «Окружающий мир». (2012 г.) Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков (с.8-9), аудиозаписи звука взлетающей ракеты с голосом Ю.А. Гагарина, звук первого искусственного спутника Земли, мелодия для физкультминутки; раздаточный материал, портрет Ю.А. Гагарина; магнитное учебное пособие (планеты).

Ход урока

Этап урока


Методиче-ский приём

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1.Организационный момент.


Слово учителя.

Прозвенел уже звонок, начинается урок!

А девиз у нас такой:

«То, что знаешь – не скрывай, на вопросы отвечай».


Самоконтроль готовности к уроку.

Реакция на учителя, внимание.

Проявляют эмоциональную отзывчивость

Личностные:

выражать положительное отношение к процессу познания.

Регулятивные:

Нацеливание на успешную деятельность.

2. Актуализация знаний.



Чтение загадки, проблемная беседа.


Отгадайте загадку:

Чудо-птица, алый хвост,

Прилетела в стаю звёзд. (Ракета)

- Для чего нужна ракета?

- Что вы знаете о космосе? Какие в нём есть космические тела?

Слушают загадку, называют отгадку.



Отвечают на вопросы.

Регулятивные:

Умение принимать и сохранять цели.


Коммуникативные:

Умение оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, формулировать высказывание.


3. Постановка цели и задач.

Фронтальная беседа

- О чём будем говорить на уроке?

- Предположите, какова тема нашего урока?

- Что хотите узнать сегодня на уроке?

- Да, мы сегодня с вами поговорим о Солнце, узнаем что-то интересное о Солнечной системе, Вселенной, или Космосе.

- Ребята, у нас сегодня необычный урок. Мы отправимся в далёкое путешествие в космос. Вы – космонавты-исследователи. А вот наша ракета. (Фото ракеты)

- Космонавты, пристегнуть ремни, приготовиться к старту (сесть правильно). Ракета, на старт! Три, два, один. Пуск!

(Звук старта ракеты. Слова Гагарина «Поехали!»)

Приводят примеры для формулировки темы и целей урока.






Прослушивают звуковое сопровождение.

Познавательные:

общеучебные - самостоятельное выделение учебной задачи


Личностные:

самоопределение - формирование мотивации к изучению новой темы

4.Первичное усвоение новых знаний и способов действий.


Словарная работа





Эвристическая беседа







Работа по материалам учебника

(с. 8)



































Физкульт-минутка


- Вселенная – от слов «село», «вселять» - русский аналог греческого слова «космос».

Космос - это пространство, у которого нет границ. Оно заполнено множеством планет, звезд и других космических тел.

- Наш корабль вышел на расчётную орбиту.

- Прямо по курсу Солнце. Что вы о нём знаете?

- Представьте, что Солнце исчезло? Какие изменения произойдут на нашей планете?

- Вспомните, как перепугались звери в сказке К.И. Чуковского «Краденое солнце», когда крокодил солнце в небе проглотил. Почему они перепугались?


- Космонавты, внимание! Вам поступило первое задание.

- Откройте бортовые журналы (учебники) на стр. 8.

- Рассмотрите иллюстрации.

- Что делают ребята? Наверняка и вы этим летом загорали.

- Что можно сказать о Солнце? (Оно источник тепла и света.)

- Тепло и свет – два важных условия жизни на земле.

- А что можно сказать о размерах Солнца?

Солнце – огромный раскалённый шар, пылающая звезда. Эту звезду видно днём. А ночью на небе мы можем увидеть другие звёзды. И все они обладают теми же свойствами, что и Солнце. Но наше Солнце находится к Земле ближе, чем другие звёзды, поэтому оно и кажется больше и ярче них. По этой же причине мы не можем рассмотреть днём на небе другие космические тела, хотя они там находятся постоянно: яркий солнечный свет делает их незаметными для человеческого глаза.


- Ребята, если Солнце – огромный шар, то почему мы видим его не очень большим?

– Чем дальше на расстоянии от вас находится предмет, тем он кажется меньше. Давайте проверим. Закройте один глаз, поднимите указательный палец на уровне второго глаза и посмотрите на доску. Сравните размер доски, ракеты с вашим пальцем. (Палец больше доски, ракеты, ведь он перед глазами, а доска – далеко.)

- А если я покажу вам ракету ближе, она будет больше вашего пальца.

- Итак, какое значение имеет Солнце для жизни на Земле, планете, на которой мы живём?


2.Физкультминутка (под музыку).

Не зевай по сторонам,

Ты сегодня космонавт!

Начинаем тренировку,

Чтобы сильным стать и ловким.

Руки в стороны поставим,

Правой левую достанем,

А потом наоборот –

Будет вправо поворот.

Раз – хлопок, два – хлопок,

Повернись ещё разок!

Раз, два, три, четыре,

Плечи выше, руки шире.

Опускаем руки вниз

И за парты вновь садись!



Отвечают на вопросы. Слушают ответы одноклассников.


Формулируют гипотезы.








Работают с учебниками.



Рассматривают иллюстрации.




Слушают информацию, сообщаемую учителем.












Отвечают на вопросы. Слушают ответы одноклассников. Формулируют гипотезы.


Сравнивают величину предметов, находящихся вблизи и вдали.



Отвечают на вопросы.



Выполняют действия под музыку.

Коммуникативные:

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
























Познавательные:

Умение перерабатывать полученную информацию.

5. Первичная проверка понимания.

Работа по материалам учебника

(с. 9)















Работа в парах.



- Космонавты, посмотрите в иллюминаторы корабля. Что кроме звёзд ещё есть в Космосе?

- Какие планеты вы знаете? Сколько их? (Вывесить на доску названные планеты.)

- Посмотрите в бортовой журнал (стр.9). Все ли планеты мы назвали?

- Космонавты, внимание! Вам поступило второе задание.

- Сравните планеты по величине.

- Какие планеты получают больше тепла от солнца, а какие меньше и почему?

- Какие ещё есть космические тела во Вселенной? (кометы, Луна)

- Луна – естественный спутник Земли. Она обращается вокруг Земли и всегда повёрнута к ней только одной стороной.

- Как думаете, для чего люди исследуют Космос?

- Кто знает, с чего начиналось исследование космического пространства?


- Космонавты, внимание! Вам предстоит выполнить следующее космическое задание, работая в парах.

Правила работы в парах:

1. Работать должны оба.

2. Один говорит, другой слушает.

3. Своё несогласие высказывать вежливо.

4. Если не понял, переспроси.


- С чего начиналось исследование Космоса и его объектов?

Перед вами пять картинок. Их нужно расположить в правильной последовательности, что было раньше, что потом?

- После того, как расположили картинки, нужно их приклеить. Вы в невесомости, всё может разлететься по сторонам.


(Проверка выполнения задания)

- Те, кто готов, объясните, как рассуждали?

Рассказ учителя о достижениях в изучении и освоении Космоса.

В 1957 году наша страна запустила в космос искусственный спутник. (Фото спутника)

- Послушайте звук, который он издавал, находясь очень высоко над землёй.

(Звук первого искусственного спутника)


- Космонавты, а кто помнит, какое слово при старте космического корабля вы слышали?

- Это слово произнёс Юрий Алексеевич Гагарин (Вывесить портрет).

12 апреля 1961 года состоялся исторический полет. С советского космодрома «Байконур» взлетел космический корабль «Восток-1» с летчиком-космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным на борту. Его позывной был «Кедр». Полет длился 108 минут.


Отвечают на вопросы.




Сравнивают рисунки на доске и в учебнике.








Сравнивают планеты по величине.

Отвечают на вопросы.











Слушают правила работы в парах.







Работают в парах, высказывают свои предположения, располагая картинки в нужной последовательности.





Объясняют свой выбор.

Слушают одноклассников.


Слушают речь учителя.


Прослушивают звуковой файл.




Слушают сообщение о Гагарине. Рассматривают его портрет.

Регулятивные:

Умение принимать и сохранять цели.




Познавательные:

Умение учиться перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы, преобразовывать

информацию из одной формы в другую.


Коммуникативные:

Умение оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, формулировать высказывание.
















Регулятивные:

Умение оценивать свои действия, выполнять учебное задание

в соответствии с целью;

делать выводы в результате индивидуальной работы и в паре.

6. Первичное закрепление


Работа по карточке.

- Наш полёт подходит к завершению.

- Космонавты, внимание! Вам поступило итоговое задание.


Выполняют задания по карточке.

Регулятивные:

Уметь выполнять работу по предложенному плану. Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.


7. Рефлексия



- Оцените свою работу на уроке.

Выберите звезду и поднимите её вверх.

- Оранжевую, если вам все было понятно. Вы молодец!

- Синюю те, у кого не всё получалось, но он старался.

- Красную те, кто не всё понял и ему нужно быть внимательнее.

Спасибо! Какое отличное звёздное небо у нас получилось!

Я считаю, что вы все сегодня поработали здорово, интересно, плодотворно.



Осуществляют самооценку.

Личностные: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.


Регулятивные: Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.