1. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ
Класс (укажите класс, к которому относится урок): | 9 |
Место урока (по тематическому планированию ПРП) | Тема I. Россия в первой четверти XIX в. Урок 5-6 |
Тема урока | «Отечественная война 1812 г» |
Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок): | базовый |
Тип урока (укажите тип урока): | ☐ урок освоения новых знаний и умений ☐ урок-закрепление ☐ урок-повторение ☐ урок систематизации знаний и умений ☐ урок развивающего контроля ☐ комбинированный урок ☐ другой (впишите) |
Планируемые результаты (по ПРП): |
Личностные Выражают устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач, уважение к историческому наследию России; проявляют чувства взаимопомощи при работе в парах; применяют исторический материал для осмысление современных событий. |
Метапредметные Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения задач, находят необходимую информацию, используя материал учебника; получают информацию, работая с легендой исторической карты Коммуникативные: развивают умение групповой и парной работы; умение формулировать и доказывать свою точку зрения, уважать противоположное мнение; Регулятивные: формируют навыки планирования ответа; определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий; развивают навыки критического мышления; умения анализировать и обобщать ставят учебную задачу; |
Предметные: Уметь работать с исторической картой, самостоятельно извлекать информацию из разнообразных источников, составлять схемы, конспекты и тезисы. Знать смысл понятий и терминов: флеши, редут, партизан, ополчение; Знать основные события: Смоленское сражение, Бородинская битва, совет в Филях, битва под Малоярославцем, Тарутинский маневр, битва при Березине; |
Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок): «Великая армия», редут, партизан, ополчение, «Тарутинский маневр» |
Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы) Учебник История России. 9 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч./[Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, П.С. Стефанович, А.Я. Токарева];под ред. А.В. Торкунова. - М.: Просвещение., исторические источники, историческая карта, проектор, презентация, контурные карты |
2. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА
БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала |
Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность |
Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что) |
Для определения темы учитель читает отрывок из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино» Ребята, скажите, о каком событии написал М.Ю. Лермонтов: - Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром, Французу отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, еще какие! Недаром помнит вся Россия Про день Бородина! К какой войне относится это сражение? Учащиеся определяют тему урока и озвучивают её. Сегодня на уроке мы познакомимся с основными событиями Отечественной войны 1812 года. |
Этап 1.2. Актуализация опорных знаний |
Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового |
Ребята, что мы уже знаем об этом событии? Ребята, как вы думаете, почему войну 1812 года называют Отечественной? Мы с вами должны познакомиться с основными событиями Отечественной войны 1812 года и на протяжении всего урока мы работаем над проблемой «Почему война 1812 года называется Отечественной?» Мы с вами ещё не знакомы с основными событиями войны, но давайте предположим возможный итог этого события. (ученики называют свои варианты). |
Этап 1.3. Целеполагание |
Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься |
Сформировать у учащихся знание и понимания ими значимого события истории России - Отечественной войны 1812 года. |
БЛОК 2. Освоение нового материала |
Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала |
Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое). Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д. |
Мы с вами сегодня побудем в роли исследователей. Вы разделены на группы, каждая из которых получит своё задание. Но один ученик класса согласился побыть в роли «Фомы неверующего», он очень недоверчивый, поэтому каждое своё утверждение вы должны аргументировать и подтвердить выдержкой из документа и убедить «Фому» в правильности своих высказываний. «Фома» тоже будет изучать исторические документы, поэтому ввести в заблуждение его будет сложно. 1 группа – причины и начало Отечественной войны 1812 года; Задание: Назовите причины войны. Определите характер войны. Запишите данные о численности армий России и Франции. 4.Отметьте на карте расположение русских армий и их численность накануне войны. 2 группа – охарактеризуйте основные сражения Отечественной войны Задание: 1.Назовите и охарактеризуйте основные сражения Отечественной войны. Составьте план рассказа о Бородинском сражении. Кто, на ваш взгляд, победил в этом сражении? Запишите итог Бородинской битвы. Докажите обоснованность решения Кутузова в Филях. Отметьте на карте Бородино, города Смоленск, Москва, с. Фили 3 группа – охарактеризовать завершающий этап войны. Задание: 1.Почему русская армия оставила Москву? 2.В чём замысел Тарутинского манёвра? 3.Укажите дату и значение битвы под Малоярославцем. Оцените роль партизанского движения в годы Отечественной войны. 4.Отметьте на карте Тарутино, Малоярославец. |
Этап 2.2. Проверка первичного усвоения |
Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон) |
Ребята, мы выслушали доклады групп, сделали определённые выводы, теперь ответьте на вопрос: «Почему же война 1812 года называется Отечественной?» В начале урока мы предположили, что война закончилась победой России. Можем ли мы подтвердить свою гипотезу? Отвечают, приводят свои доводы о том, что война называется Отечественной, потому что весь народ объединился и встал на защиту своего Отечества (Родины). |
БЛОК 3. Применение изученного материала |
Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях |
Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.). |
Теперь вам необходимо пройти Блиц-опрос, каждый ответ будет отмечен баллами. -Какую реку должны были перейти французские войска для вторжения в Россию? - Какое название получила армия Наполеона Бонапарта? - Крестьянка, которая возглавила один из партизанских отрядов во время Отечественной войны 1812 г. - О каком сражении 1812 года наполеон сказал: «Французы в нём показали себя достойными одержать победу, а русские оказались достойными быть непобедимыми»? - Как называется война России за свободу и независимость против агрессии Франции и её союзников в 1812 г.? |
Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни |
Подберите соответствующие учебные задания |
География - Отметьте на контурной карте движение «Великой армии» Наполеона и главные сражения Отечественной войны. Литература – Найдите художественные произведения по данной теме.(Л.Н. Толстой «Война и мир», М.Ю. Лермонтов «Бородино» и т.д.) |
Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ) |
Подберите соответствующие учебные задания |
Задание 1. Рассмотрите схему и выполните задание Напишите название населённого пункта, обозначенного на схеме цифрой «2» Напишите фамилию полководца, командовавшего армией, обозначенной на схеме цифрой «3». Напишите название города, где соединились армии, обозначенные цифрами «1» и «3». Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Участниками войны, события которой изображены на данной схеме, были А. В. Суворов и П. А. Румянцев. 2) В начале военных действий, изображённых на схеме, неприятель обладал большим численным превосходством. 3) Общее командование войсками, действия которых обозначены чёрными стрелками, осуществлял Н. Н. Раевский. 4) Перемещение войск в пункт, обозначенный цифрой «4», получило название «Тарутинский манёвр». 5) Участниками движения, районы действия которого обозначены точками, были Д. В. Давыдов и А. Н. Сеславин. 6) Войсками, действия которых обозначены серыми стрелками, командовал король Карл XII. |
Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности |
Подберите соответствующие учебные задания |
Задание по формированию читательской и коммуникативной грамотности на уроках истории 4. Определите, о каких эпизодах Отечественной войны идет речь в отрывках из документов, и расставьте их в хронологической последовательности. Запишите цифры, которыми обозначены отрывки, в правильной последовательности. В скобках укажите события. 1. « На второй день после того, как мы покинули Москву, мы увидели громадные столбы дыма, а вслед за тем целое море огня. Москва пылала, объятая пламенем со всех сторон. После нескольких переходов мы стали… близ деревни … Насыпаны редуты и батареи. Войска заняли укрепленный лагерь, можно было наконец не спеша и передохнуть» ( из воспоминаний майора И.Р.Дрейлинга) 2. «Сей день есть один из знаменитейших в сию кровопролитную войну, ибо потерянное сражение при Малоярославце повлекло бы за собою пагубнейшее следствие и открыло бы путь неприятелю через хлеборобные наши провинции. Неприятель, пожертвовав в сей день всею итальянскою своею гвардиею… совершил свое отступление». (из донесения М. И. Кутузова Александру I) 3. «Я, заметя большую убыль и расстройство в батальонах после столь кровопролитного сражения и превосходства сил неприятеля, для соединения армии оттянул войска на высоту, близ Можайска лежащую. По вернейшим известиям, к нам дошедшим, и по показаниям пленных, неприятель потерял убитыми и ранеными 42 генерала…» (из донесения М. И. Кутузова Александру I) 4. «Вставай, Русс! – смерть подошедшая будит и враг бодрствует! Стряхнулся наш левый фланг, уже Багратион давно на коне, и заклубился дым его батарей, и загрохотали, загремели залпы в неприятеля, но велик числом оный, все увеличивает свои батареи и наступает ближе, смерть неумолима, почти везде двойное количество неприятеля губит целые ряды пехоты и расстраивается артиллерия». ( из воспоминаний Г. П. Мешетича) 5. « При самой Москве, в ближайшей деревне… был дом новенький мужичий, где фельдмаршал собрал совет из корпусных генералов. Тут еще была колода толстого дуба, поваленная, где мы, собираясь, сидели, рассуждали между собою о положении нашем. Тут мы согласились не оставлять Москву без пролития последней капли крови, буде то от нас зависеть. Тут, может быть, никогда сердца наши не ощущали такого приятного долга пролить кровь нашу, как при сем смертном часе… Мнения были различны. Наконец решено большинством голосов оставить Москву, о чем послано сказать Ростопчину. От сего у нас волосы стали дыбом». ( из воспоминания П. П. Коновницына) Ответ принимается полностью: 4(Бородинская битва), 3 ( отступление после Бородинской битвы), 5 (совет в Филях), 1 (Тарутинский маневр), 2 (сражение за Малоярославец) |
Этап 3.5. Систематизация знаний и умений |
Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами |
Тесты для самопроверки по теме «Отечественная война 1812 года» 1.Запишите события Отечественной войны 1812 года в хронологической последовательности. Битва у Бородино «Битва народов» Форсирование Наполеоновской армией и ее союзниками реки Неман. Начало войны Тарутинский маневр Оставление наполеоновскими войсками Москвы 2.В каком месяце началась Отечественная война, в которой в итоге русская армия одержала победу: А) в июне 1812 Б) в декабре 1812 В) в октябре 1812 3.Укажите дату Бородинского сражения: А) 26 августа 1812 Б) 5 октября 1812 В) 16 декабря 1812 4.Выберите имена, с которыми связано партизанское движение в России во время Отечественной войны: А) П.С.Нахимов, В.А.Корнилов Б) Д.Давыдов, В.Кожина В) М.Д.Скобелев, И.В.Гурко 5.Укажите командующего 3-й русской армией в начале Отечественной войны 1812 года: А) А.П.Ермолов Б) А.П. Тормасов В) Ф.Ф.Ушаков |
БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков |
Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика |
Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания |
К каждому заданию на уроке формируется четкие критерии, по которым учащиеся могут сами объективно оценить результат своей работы |
БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание |
Этап 5.1. Рефлексия |
Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам |
Для оценки собственного участия в работе на уроке отнеси себя к одной из предложенных групп. «Сегодня на уроке я был, скорее всего, …» А) новобранец; Б) бывалый солдат; В) командир Чего мне не хватило, что бы стать бывалым солдатом/командиром? Чему мне надо научиться? Заполните оценочный лист по всем пунктам плана урока И прокомментируйте его. |
Этап 5.2. Домашнее задание |
Введите рекомендации по домашнему заданию. Домашним заданием будет подготовить параграф 4, ответить на вопросы, написать сочинение- рассуждение «Каково было значение Отечественной войны?» |
|