СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Площадь прямоугольного треугольника"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока математики, 4 класс, УМК "Перспективная начальная школа" с учетом обучения детей с ОВЗ.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Площадь прямоугольного треугольника"»

Проект урока математики

Проект урока математики «»Площадь прямоугольного треугольника»

Класс 4

УМК «Перспективная начальная школа»

Состав класса: в классе 28 человек, из них с нормой развития – 26, с ТНР (1 вид) – 2 человека

Цели урока: СОЗДАТЬ УСЛОВИЯ ДЛЯ

«обычные» дети

«особенные» дети

- открытия способа действий правильного нахождения площади прямоугольного треугольника; формирования умения составлять алгоритм вычисления площади прямоугольного треугольника; овладения знаково-символическими средствами представления информации.

-развития умения планировать и оценивать свою работу; осуществлять информационный поиск;

-развития навыков сотрудничества в группе;

-формирования ценностного отношения к совместной учебно-познавательной деятельности.

-принятия и понимания способа действий правильного нахождения площади прямоугольного треугольника; формирования умения находить площадь прямоугольного треугольника по алгоритму; овладения знаково-символическими средствами представления информации; умения работать в материальной и информационной среде.

-развития умения планировать и оценивать свою работу;

-развития навыков сотрудничества в группе;

- формирования ценностного отношения к совместной учебно-познавательной деятельности.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные: 

- ценностное отношение к совместной учебно-познавательной деятельности.

Метапредметные;

П

- использовать знаково-символические модели

К

- взаимодействовать в группе

Р

-планировать действия в соответствии с поставленной учебной задачей;

- умение работать над составлением алгоритма вычисления площади прямоугольного треугольника, находить площадь по составленному алгоритму, используя формулы;

-осуществлять самоконтроль, самооценку и взаимооценку

 Предметные: 

- применять алгоритм и формулу для нахождения площади прямоугольного треугольника.


Личностные: 

- ценностное отношение к совместной учебно-познавательной деятельности.

Метапредметные;

П

- использовать знаково-символические модели

К

- взаимодействовать в группе

Р

-планировать действия в соответствии с поставленной учебной задачей;

- навык работы по алгоритму вычисления площади прямоугольного треугольника

-осуществлять самоконтроль, самооценку.

 Предметные: 

- применять алгоритм и формулу для нахождения площади прямоугольного треугольника.





Содержание урока


Структура урока


Взаимодействие в образовательном процессе

Примечание

Действия педагога

Действия обучающегося

с нормой развития

Действия обучающегося

с ОВЗ

Мотивация






















Создает благоприятный психологический настрой на работу.

«Геометрия полна приключений, потому что за каждой задачей скрывается приключение мысли. Решить задачу – это значит пережить приключение.»

(В. Произволов - математик) (слайд 1)

- Как вы думаете, почему математика полна приключений?

- Сегодня мы переживем приключение. И начинается наше приключение с Древнего Египта. Почему с него? Потому что именно там 4 тыс. лет назад зародилась математика, а точнее, геометрия.


Видео «Наводнение в Древнем Египте»


Активизирует знания учащихся.

Мотивирует к изучению темы урока.

- Узкая плодородная полоса земли между пустыней и рекой Нилом ежегодно подвергалась затоплению, и каждый раз разлив смывал границы участков, принадлежавших отдельным лицам. После спада воды требовалось с возможно большей точностью восстановить эти границы, ибо каждый из участков ценился весьма высоко. Это заставило египтян заниматься вопросами измерения, то есть землемерием.

Попробуйте догадаться, как на египетском язык звучало слово «землемерие»?


Включение учащихся в деятельность.

Отвечают на вопрос «Почему математика полна приключений?»

Слушают. Смотрят. Думают.


Смотрят видео ролик «Наводнение в Древнем Египте»



































Высказывают предположения. Определяют в дискуссии верный ответ – геометрия.



Включение учащихся в деятельность.

Отвечают на вопрос «Почему математика полна приключений?»

Слушают. Смотрят. Думают.



Смотрят видео ролик





































Высказывают предположения. Читают вслух перевод слова «землемерие» - геометрия со слайда 2.



Предоставляется возможность ответить на вопрос «особенному» ребёнку.


Слайд 1

























Слайд 2

2. Целеполагание


























Создает проблемную ситуацию

- Посмотрите на иллюстрацию и попробуйте определить, с помощью какой геометрической фигуры египтяне измеряли участки земли? (слайд 2).

- Как называется место, которое занимает любая геометрическая фигура на плоскости?


Постановка цели и задач урока.

- Определите тему нашего урока.

- Уточните, какого? –


Тема на доске: «ПЛОЩАДЬ ПРЯМОУГОЛЬНОГО ТРЕУГОЛЬНИКА»


- Какова цель нашего урока?





Отвечают на вопрос : «С помощью треугольника»



Отвечают на вопрос : «Площадь»





Отвечают: «Площадь треугольника»

- Прямоугольного






Формулируют цель урока: «научиться находить площадь прямоугольного треугольника»






Пытаются ответить на вопрос : «С помощью треугольника»



Пытаются ответить на вопрос : «Площадь»





Пытаются ответить «Площадь треугольника»



Проговаривают, читая тему урока с доски.



Пытаются сформулировать цель урока.


Проговаривают цель урока, читая с доски.








 

















Фиксация темы и цели урока на доске.

3. Планирование







Что нам надо вспомнить, сделать, чтобы достичь цели?


Этапы урока (план) вывешиваются на доску.









- Я не случайно не дописала последнее слово в третьем пункте. С помощью чего, вы мне ответите чуть позже.



Строят самостоятельные высказывания:

  1. Вспомнить основные геометрические понятия: треугольник, площадь, виды треугольников.


  1. Выяснить, как найти площадь прямоугольного треугольника.

Составить алгоритм.


  1. Научиться находить площадь с помощью….


Пытаются сформулировать этапы урока. Слушают.














Проговаривают вслух этапы урока, прочитывая с доски.





Фиксация этапов – плана урока на доске.

4. Реализация учебной задачи



























































































Физминутка

Организует деятельность учащихся по исследованию проблемной ситуации

Организует практическую групповую работу.


- Давайте вспомним, что такое треугольник?


- Какие виды треугольников вы знаете?




- Что такое площадь?


- Как найти площадь прямоугольника? Назовите формулу.


- Как вы думаете, а египтяне знали, как найти площадь прямоугольного треугольника? Давайте попробуем выяснить.


Работа в группах. На выполнение задания – 5 минут.


Белые рабочие листы № 1


Формулируют понятия, отвечают на вопросы.





Геометрическая фигура, у которой три угла и три стороны.

Тупоугольный, остроугольный, прямоугольный, равнобедренный, равносторонний.


Место фигуры на плоскости


Ахв




Выводят формулы, алгоритмы нахождения площади прямоугольного треугольника. Фиксирование нового правила в языке и знаках. Представляют работу группы. Оценивают универсальность предложенного группой способа определения площади прямоуг. треугольника.


Пытаются ответить на вопросы. Слушают.

Проговаривают правильные ответы после ответов одноклассников.
























Организация работы групп по рабочим листам № 1.

































Работа с сигнальными карточками.


Сигналят в паре.







Пропедевтика на будущую учебную задачу следующего урока.

Первичное закрепление

(Применение алгоритма

на практике)

Умение действовать по алгоритму написания буквы х.

Задание - папирус для группы 1 – гарпетонапты «Египетский треугольник

Вам необходимо навязать на веревке узлы через 1 локоть: 12 узлов:5,4,3.

Вопрос для групп:

- Знали ли гарпетонапты точную площадь треугольника? В чем недостаток данного метода?



Задание- папирус для группы 2 – вавилонцы «Вавилонская палетка»

Вам необходимо измерить площадь прямоуг.треугольника с помощью палетки.

Вопрос для групп:

- Удобен ли этот способ? В чем его недостатки?


Задание – папирус для группы 3 – греки «Древнегреческие вычисления»

Найдите площадь прямоугольного треугольника исходя из площади прямоугольника.

Вопрос для групп.

- Удобен способ? В чем его недостаток?



Задание для группы 4 – математики.

Р асшифруйте и докажите формулу.




Вопрос для групп:

- Что вы скажете про этот способ?. Как можно по-другому записать эту формулу?



Египетская гимнастика – анимационная презентация

Работают в группах. Представляют другим группам работу своей.






Отвечают на вопросы:

- Нет.


- Локти могли быть разными, веревка растянулась, погрешность в измерении локтя и т.д. НЕТОЧНОСТЬ способа.














- Если большие площади – надо большую палетку или составлять план с масштабом. Не очень удобно.










- Да, но не всегда прямоуг.треугольник вписан в прямоугольник.










- Он универсален.


а х в : 2



Отдыхают, выполняют движения под музыку

Работают в группах.

Смотрят, слушают, пытаются ответить на вопросы.

























































Отдыхают, выполняют движения под музыку

Слайд 3









Слайд 4







Слайд 5



Слайд 6












6.Первичное закрепление


Устанавливает осознанность восприятия, организует деятельность по применению новых знаний



- Давайте вернемся к нашему плану урока. Какие пункты плана мы выполнили?

- Дополните последний пункт нашего плана. Находить площадь прям.треугольника с помощью ….

- Раз вы знаете формулу, составьте алгоритм нахождения площади прямоуг.треугольника.













- А теперь прочитайте на доске алгоритм, который составила для вас я. Что узнали нового? (Слайд 8).




Составление алгоритма нахождения площади. Решение учащимися учебной задачи с помощью выбранного метода.



Отвечают: первый и второй.





- Формулы.

Составляют алгоритм

  1. Определить тип треугольника

  2. Измерить стороны п.т.

  3. Перемножить стороны п.т.

  4. Результат разделить на 2.











- Эта формула и алгоритм подходят только для нахождения площади прямоугольного треугольника.









Пытаются ответить на вопросы.








Участвуют в обсуждении алгоритма.

Прочитывают вслух алгоритм с доски.














Прочитывают алгоритм с доски пошагово.

Слушают.















Слайд 7









Слайд 8

7. Контроль. Самостоятельная работа с самопровер-кой по эталону


Организует самостоятельную работу учащихся, самопроверку, самооценку.

Работа в группах – найдите площади ваших треугольников.

Цветные рабочие листы № 2.




Выполняют разноуровневую самостоятельную работу.

Представляют результаты работы группы.

Выполняют самопроверку и взаимопроверку, устраняют допущенные ошибки.


Работают в группах. Выполняют самопроверку. Пытаются построить высказывания, направленные на оценку работы других групп, устраняют допущенные ошибки. Проговаривают внутри своей группы вслух способ нахождения площади прямоугольного треугольника в соответствии с предложенным заданием.

Самостоятельная групповая работа на рабочих листах № 2

8.Подведение итогов урока, оценка


Фиксирует новое содержание, изученное на уроке: способ вычисления площади прямоугольного треугольника

С помощью пальцев оцените работу своей группы; других групп: 5,4,3,2,1

Вернулись к плану. Вернулись к цитате.

- Какое приключение мысли мы сегодня пережили? Зачем нам нужно было это приключение? Сколько разных способов нахождения площади п.т. вы узнали? Они могут пригодиться в разных ситуациях?

Делают вывод.

Соотносят цель урока с результатами деятельности.

Оценивают результат своей работы. Осуществляют самооценку собственной деятельности, взаимооценку работы групп.

Строят высказывания, отвечая на вопросы.


Делают вывод.

Соотносят цель урока с результатами деятельности.

Оценивают результат своей работы. Осуществляют самооценку собственной деятельности, взаимооценку работы групп.

Еще раз вслух проговаривают алгоритм и формулу нахождения площади прямоугольного треугольника.


9.Рефлексия


Организует рефлексию.

- А зачем нужны эти мыслительные приключения?



- Какой же у нас остался вопрос не раскрытый? (слайд№ 8)

Это перспективы на следующие уроки.


Строят высказывания, выдвигают предположения.

- Развивать мышление, деятельность, способность находить решения в разных ситуациях.

- Алгоритм нахождения площади непрямоугольного треугольника.

Пытаются сформулировать ответы на вопросы.


10. Информация о домашнем задании

Комментирует домашнее задание

1 уровень: разделить дома комнату на два прямоугольных треугольника. Найти площадь каждого из них.

2 уровень. Сколько раз нужно применить египетский треугольник, чтобы восстановить в измерениях участок земли площадью 1812 кв.м., если длина локтя фараона 1м?




Записывают разно уровневое домашнее задание.

Выполняют первый уровень домашнего задания.

Слайд 9










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!