СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по биологии. 5 класс. Технология критического мышления. Тема урока "Многообразие живых организмов"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по биологии. 5 класс. Технология критического мышления. Тема урока "Многообразие живых организмов"»

Технологическая карта урока. ФГОС

Биология, 5 класс

ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ


Учитель: Бахирева О. Н.


Тема урока

«Многообразие живых организмов»

Класс

5

Предмет

биология

Тип урока

урок систематизации (общеметодологической направленности)

Формы работы

индивидуальная, парная, фронтальная

Методы

словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами, экраном); практические ( составление схем, поиск информации); дедуктивные ( анализ, применение знаний, обобщение)

Цели урока


Обобщение и систематизация знаний по теме «Многообразие живых организмов»

Планируемые результаты



Предметные:

- знать особенности строения, жизнедеятельности представителей царств Бактерии, Грибы, Растения, Животные;

- уметь вести описание биологических объектов;

- решать биологические задачи;

- делать выводы и обобщения по изученному материалу.

-Метапредметные:

выделять значимые функциональные связи между частями целого, уметь выбирать критерии для сравнения объекта; строить логическую цепочку рассуждений;

-контролировать результаты собственной деятельности, вносить коррективы в их выполнение, оценивать учебные достижения;

- эффективно работать в группе при решении учебной задачи, умение слушать и понимать речь других; формулировать и аргументировать свои мнения и позиции; умение устно и письменно выражать свои мысли, идеи.

Личностные:

- проявлять умения ставить и решать учебные задачи;

- проявлять познавательный интерес, направленный на изучение царств живой природы;

- овладение на уровне общего образования законченной системой биологических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.


Базовый учебник

Сивоглазов В. И. , Плешаков А. А., Биология. 5 класс. М.: Просвещение, 2020




Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД на этапах урока

1

Этап мотивации(Вызов)


Приветствует учащихся, побуждает учащихся проверить готовность учебных принадлежностей к уроку.

Прием «Удивляй»

- Ребята, а вы когда-нибудь слышали, что в Юго-Восточной Азии  растут необычные пальмы рода корифа. Листья у пальмы достигают 8 м в длину и 6 м в ширину. Одним таким листом можно накрыть половину волейбольной площадки. Из них делают красивые и прочные зонты, расписные веера.

-А вы знаете о том, что существуют цветыдиаметр которых может доходить до 1 метра, а масса — до 10 кг. Это Раффлезия Арнольда.   Второе название – мертвый лотос или трупная лилия, Раффлезия Арнольда получила за свой зловонный запах. С виду кажется, что цветок и вовсе мертв, кроваво-красная окраска, лепестки покрыты огромным количеством белых бородавчатых наростов и пятени очень специфический аромат. У раффлезии нет ни зеленых листьев, ни стебля, ни корней и это совершенно логично, т. к. растение – паразит и питается за счет своего хозяина.

Вот такие удивительные растения существуют в Мире.

Приветствие учителя, проверка рабочих мест.





Слушают учителя, анализируют информацию.

Коммуникативные УУД:

- понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентировка на позицию партнера в общении и взаимодействии

Личностные УУД:

- формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов.


Предметные результаты:

Работа в деловом режиме.

Приветствие учащихся, проверка готовности класса, фиксация отсутствующих учащихся.


2

Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии


(Осмысление)

Для того, чтобы определить тему сегодняшнего урока, отгадайте с помощью азбуки Морзе ключевое понятие урока.

- А что изучает систематика?

Систематика изучает многообразие живых организмов и их классификацию.

Итак, тема урока «Многообразие живых организмов». Сегодня у нас урок повторения, систематизации.


Определение цели и задач урока.

Метод «Корзина идей»








Прием “Верные и неверные утверждения”

На экране утверждения, вам нужно согласиться или опровергнуть.

1. Мох Сфагнум участвует в образовании торфа
2. Лишайники - это организмы, которые обитают в условиях загрязненного воздуха.
3. Сосна – покрытосеменное растение.

4. Ягель  или олений мох – лишайник.
5. Фотосинтез - образование органических веществ из воды и углекислого газа.
6.Тело гриба построено их гифов.
7. Первые наземные растения – это риниофиты.
8. Автотрофы – организмы, которые питаются готовой пищей.
9. Цветок – это вегетативный орган растения.

10. Ламинария – это представитель плаунов.


Прием «Ассоциативный ряд»

-В рабочих листах у вас задание, даны ряды понятий, подчеркните лишнее и объясните почему. Объяснить нужно устно.

  1. Мукор, Дрожжи, Опята, Сфагнум;

  2. Ель, Береза, Сосна, Кедр;

  3. Ламинария, Хламидомонада, Палочка Кохха, Спирогира;

  4. Гифы, Ризоиды, Мицелий, Плодовое тело.




Учащиеся расшифровывают понятие.



анализ действий по заданной теме;

определение наиболее оптимальных способов выполнения заданий;

обоснование выбора способов действий.


- Ученики высказываются (делают предположения), систематизируют информацию до её  изучения, задают вопросы, на которые хотели бы получить ответ, ставят цели.



Отвечают на вопросы, поднимая зеленую карточку или красную.






















Работа в парах, задание выполняют в рабочих листах



Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

определение степени успеха при выполнении работы.

Познавательные УУД:

формирование и развитие познавательных интересов при помощи биологических знаний, а также интеллектуальных и творческих результатов;

формирование умения вести самостоятельный поиск, анализировать, отбирать информации

Коммуникативные УУД:

умение слушать и понимать речь тех, с кем ты сотрудничаешь, работаешь в команде;

умение с максимально точно выражать свои мысли;

высказывание своего мнения и позиции, с использованием аргументов;

отстаивание своей позиции.

Личностные УУД:

- формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе формирования мотивов достижения и социального признания.

Предметные результаты:

актуализация и систематизация имеющихся знаний учащихся о многообразии живых организмов


3

 Этап закрепления с проговариванием во внешней речи.


Организация работы учащихся - Игра «Выбери меня» »




- выполнение заданий с опорой на систему знаний;


Работа в парах

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

определение степени успешности выполнения работы.

Познавательные УУД:

умение вести самостоятельный поиск информации;

умение отбирать нужную информацию, анализировать и синтезировать.

Коммуникативные УУД:

умение слушать и понимать речь тех, с кем ты сотрудничаешь, работаешь в команде;

умение с максимально точно выражать свои мысли;

высказывание своего мнения и позиции, с использованием аргументов;

отстаивание своей позиции.

Личностные УУД:

- формирование мотивов достижения целей.



Физкультминутка

Проведение зарядки

Выполнение зарядки

Личностные УУД:

Формирование у учащихся понимания огромной роли сохранения здоровья;


4

Этап включения изученного в систему знаний.


Организация совместной работы учителя и учащихся, - заполнение кластера по теме урока





Определение межтемных связей в изученном разделе;

Групповая работа – составление кластера по теме «Многообразие живых организмов»

Рабата в рабочих листах












Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

Самостоятельное определение ориентиров в изучаемом материале;

определение хода действий на уроке;

Познавательные УУД:

анализ изученного материала и его интерпретация в соответствии с задачей, поставленной в начале урока;

разграничение основной и второстепенной информации.

Личностные УУД:

Формирование у учащихся четкого понимания того, насколько важно здоровье;

самоопределение, самосознание.

Предметные результаты:

Усвоение таких понятий как: «ген», «аллельные гены», «локус гена», «генотип», «фенотип, «чистые линии», «гомозиготный организм», «гетерозиготный организм», «доминантный ген», «рецессивный ген»

5

Этап рефлексии учебной деятельности.  

(Этап рефлексии)

Учитель  возвращает учащихся к цели и задачам, поставленным в начале урока.


Прием «Минутный отчет»

В течение 1-2 минут закончите предложения

Прием «Минутный отчет»

Главное, что я узнал сегодня…



То, что меня удивило…



Самое непонятное сегодня…


- А теперь с помощью смайликов оцените себя, как вы усвоили данный раздел «Многообразие живых организмов»






Ученики слушают учителя, дают ответ на листочке, демонстрируют его учителю.


Ребята оценивают свою работу на уроке и с помощью смайликов демонстрируют учителю свою оценку.

 




Рисуют смайлики на доске

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

выстраивание логической цепочки рассуждения;

рефлексия способов и условий действий.

Коммуникативные УУД:

умение устно и письменно выражать свои мысли, идеи.

Личностные УУД:

умение устанавливать причинно-следственные связи;

адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Предметные результаты:

Усвоение новых понятий