СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по ИП "Публичное выступление"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока изучения нового материала по предмету "индивидуальный проект" в 10 классе. Тема урока "Публичное выступление". В ходе урока изучается три части композиции выступления, типы выступления и требования к выступлению.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по ИП "Публичное выступление"»

Технологическая карта урока по ИП

Публичное выступление. Главные предпосылки успеха публичного выступления.

Учебный предмет:

Индивидуальный проект

Учитель:

Мерзлякова Наталья Фёдоровна, учитель технологии

УМК:

«Индивидуальный проект» , 10 – 11 классы, Половкова М.В. и др.

Класс:

10

Тип урока по ФГОС:

урок усвоения новых знаний

Цель урока:

побуждать старшеклассников к изучению тонкостей успешного публичного выступления

Планируемые результаты:

Предметные

Метапредметные

Личностные (Л)

Научиться применять приёмы, которые гарантируют успех публичного выступления.

- формирование коммуникативных (К) УУД: умение сотрудничать (работа в паре, группе), умение адекватно реагировать на реплику собеседника, умение строить логические высказывания исходя из ситуации общения;

- формирование познавательных (П) УУД: умение обобщать, делать выводы при работе с текстом;

- формирование регулятивных (Р) УУД: умение верно понять задание, выполнить задание в установленные сроки, оценить свою работу и работу одноклассника согласно требованиям.

- осознает смысл обучения и понимает личную ответственность за результат;

- осознание себя как индивидуальности и как члена общества;

- признание для себя общепринятых морально-этических норм;

- способность к оценке своих действий.

Основные понятия

Публичное выступление

Формы работы:

Фронтальная работа, групповая работа

Продолжительность урока:

40 минут







Этап урока

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Планируемые результаты

Организационный момент


Приветствуют учителя, определяют готовность к уроку с помощью техники «Шкалирование».

Создает эмоциональный настрой на работу. Проверяет готовность обучающихся к уроку.


(Р): уметь организовать себя и свое рабочее место. (П): уметь ориентироваться в своих знаниях. (К): уметь выражать свои мысли в соответствии с целью коммуникации. (Л): умение доброжелательно общаться.

Актуализация опорных знаний





Определяют тему занятия и предполагают, чему научатся, записывают тему в тетради

Создаёт проблемную ситуацию, мотивируя обучающихся к определению темы урока. Предлагает обучающимся осмыслить связи и отношения фактов, содержание новых понятий, закономерностей.

(Р): выполнение задания в определенные сроки. (П): умение выстроить причинно-следственные связи. (К): уметь выражать свои мысли в соответствии с целью коммуникации. (Л): умение доброжелательно общаться.


Создание проблемной ситуации, целеполагание


Смотрят видеоролик и формулируют цели каждой части публичного выступления.

Учитель предлагает просмотреть видеоролик, разделить прослушанное выступление на 3 части и определить задачи каждой части.


(Р): целеполагание,

прогнозирование. (П): умение обобщить информацию, сделать вывод. (К): четко выражать свои мысли, умение работать в группе. (Л): формирование мотива деятельности.

Изучение нового материала

Слушают учителя, отвечают на вопросы, записывают понятия в рабочие листы.

Сообщает о требованиях к публичному выступлению, о приёмах привлечения и удержания внимания в публичном выступлении.

(Р): определять последовательность выполнения деятельности, умение вносить изменения в способ действия. (П): умение найти необходимую информацию при помощи смыслового чтения. (К): проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач. (Л): вынести личную оценку поступка персонажей комикса.

Первичная проверка понимания и закрепление


Смотрят видеоролики и анализируют их.

Учитель организует закрепление нового материала с помощью просмотра нескольких видеороликов и их обсуждения.

(Р): взаимооценка. (П): умение анализировать услышанную информацию (К): умение взаимодействовать с одноклассником, строить связные высказывания. (Л): доброжелательное отношение к собеседнику.

Домашнее задание (инструктаж по выполнению)


Осознают принцип выполнения домашнего задания, задают вопросы по его выполнению, записывают задание в дневник

Учитель объясняет домашнее задание: подготовить публичное выступление на заданную тему.


(Р): саморегуляция. (П): осуществлять анализ информации. (К): умение сформулировать затруднение. (Л): потребность в самовыражении.

Рефлексия


Участвуют в определении уровня подготовленности к определению этапов проекта с помощью техники «Шкалирование».


Учитель обобщает результаты формы, делает выоды.

(Р): соотношение своих действий с планируемыми результатами, самооценка. (П): умение установить причинно-следственные связи, делать вывод.

(Л): адекватное понимание причин успешности/ неуспешности в учебной деятельности.



  1. Организационный момент

Здравствуйте! Оцените по десятибалльной системе ваш уровень подготовленности к продумыванию публичного вступления.

  1. Актуализация опорных знаний

- Сегодня мы продолжаем разговор о публичном выступлении. Что ещё нам надо узнать по этой теме?

- А зачем нам нужны знания о публичном выступлении?

-Нам нужен успех выступления?

Что бы вам хотелось получить от урока? Какова цель урока?

- А как нам достичь желаемого? Что мы можем для этого сделать?

- Где мы можем найти интересующую нас информацию?

Как считаете важно ли произносить ПВ ярко? Для чего это нужно? Давайте рассмотрим пример публичного выступления, в котором есть недочеты, что–то нарушено. Попробуйте исправить.

Нарушена композиция ПВ.

«Сегодня молодежь проводит все больше времени за компьютером и телевизором, не задумываясь о собственном здоровье. Тем временем пассивный образ жизни приводит к неприятным, а иногда и страшным проблемам со здоровьем.3
Занятия спортом укрепляют здоровье и иммунитет, моделируют фигуру, повышают самооценку, влияют на улучшение концентрации, позитивно влияют на настроение и приносят еще много другой пользы для организма.2
Занимайтесь спортом! Выбирайте здоровый образ жизни, и результаты не заставят себя ждать!».1

  1. Создание проблемной ситуации, целеполагание

Видеофрагмент №1 «Учитель года» (2 мин. 1 сек.)

Помните, что любая речь всегда направлена на человека.

Вопросы, связанные с целью ПР:

- для кого говорю

- что хочу сказать

- зачем хочу это сказать

Обсуждение видеофрагмента (кто говорит, где говорит, кому говорит, зачем говорит).

Внешняя сторона ПР отражается в следующих вопросах:

- как сказать правильно

- как сказать понятно

- как сказать интересно

- как сказать убедительно

Термин «ПР» предполагает общественно-значимое, социально-обусловленное содержание речи. Обычно текст ПР состоит из трех элементов: (вместе с учащимися формулируются задачи каждой части). Можно выделить 3 части в композиции публичного выступления. Законспектируйте в рабочие листы.

Вступление – привлечь внимание слушателей, подготовить аудиторию к восприятию основной части; завоевать доверие, симпатию аудитории; вызвать интерес к предмету речи.

Основная часть – сообщить информацию; обосновать ее.

Заключение – суммировать сказанное; сделать выводы; закрепить основную мысль в памяти слушателей (повторить вкратце); призвать к действию.





4. Изучение нового материала

Требования, предъявляемые к ПВ:

- речь должна быть с начала и до конца захватывающе интересной и полезной

- речь должна быть составлена правильно в композиционном отношении

- речь должна быть ориентирована на слушателей в зависимости от того, предназначена ли она для индивидуального общения или для выступления перед большой аудиторией

- речь должна быть обращена к разнородной аудитории

- речь должна достигать цели, будучи только воспринятой на слух.

Запишите для себя (2–3 пункта), которые вы считаете важными для себя как будущего оратора. Записали ?

Запомните: в центре любой речи всегда находится оратор. Помимо текста речи, какой бы прекрасной она ни была, не менее важной является личность оратора: его голос, манера говорить и вести себя, его жесты, его одежда.

Видеофрагмент №2 «Король старшей школы» (1 мин. 30 сек)

Обсуждение видеофрагмента.

- Что необычного в этой речи? Что привлекло внимание? Оправдались ли ваши ожидания в финале?

- А какие еще вы можете предложить приемы для привлечения внимания?

Слайд презентации (на нем приемы, используемые в публичной речи)

Приемы привлечения и удержания внимания в публичном выступлении:

- неожиданность

- юмор

- сопереживание

- провокация (на короткое время вызвать у слушателей реакцию несогласия с излагаемой информацией)

- вопросы (лучше начинать вопросы словами: Почему … ? Чем объяснить … ? В чем причина … ? Согласны ли вы … ?)

- пауза в речи

- смена темпа и тональности

- речевые приказы (периодически использовать в речи выражения типа: обратите внимание на…, представьте себе, что …, имейте ввиду …)

- экспрессия

- апелляция (аргумент к речи предыдущих авторов, аргумент к погодным условиям, аргумент к интересам аудитории, аргумент к личности оратора)

- прямые требования внимания

- тайна занимательности

- вопросно-ответный ход

- обращение к аудитории


5. Первичная проверка понимания и закрепление


Мы будем с вами просматривать видеофрагменты ПВ, параллельно анализировать их и составлять таблицу.

Типы Публичного выступления (опираясь вопросы: для кого говорю, что хочу сказать, зачем хочу это сказать – попытаемся выделить разные типы Публичного выступления ; совместное заполнение таблицы, просмотр видеофрагментов).

Тип Публичного выступления

Цели и задачи

Характеристика

Информационная речь



Убеждающая речь



Воодушевляющая речь



Речь, призывающая к действию



Развлекательная речь



Речь по специальному поводу



Обратите внимание соблюдена ли композиция Публичного выступления.

1. Информационная речь (учитель демонстрирует алгоритм действий и поиска на примере информационной речи, диктует ключевые понятия)

Задачи: не только пробудить любознательность, но и дать новое представление о предмете.

Требования к речи:

- сообщение должно быть актуально

- в речи не должно быть ничего спорного

- речь должна вызывать пытливость слушателей.

Может быть построена в виде описания, повествования, рассуждения.


Видеофрагмент №3 «Держи ритм» (3 мин. 10 сек.)

Обсуждение видеофрагмента, определение типа Публичного выступления , поиск характерных черт речи.


2. Убеждающая речь

Задачи: логическими доводами доказать или опровергнуть какое-либо положение.

Какие помните аргументы? (рациональные и иррациональные, к делу и к человеку).

Т.е. убеждающая речь обращается к какой части нашего человечка? (к голове).

Видеофрагмент №4 «Каждое воскресенье» (4 мин. 30 сек.)

Обсуждение видеофрагмента, определение типа Публичного выступления, поиск характерных черт речи.

3. Воодушевляющая речь (чаще – агитационная).

Задачи: воодушевляет, убеждает, вызывает активную реакцию. Произносится перед предстоящим событием.

Обращается к какой части человечка? (к сердцу, к душе).


Видеофрагмент № 5 «Драконзакура» (6 мин.)

Обсуждение видеофрагмента, определение типа Публичного выступления , поиск характерных черт речи.


4. Речь, призывающая к действию

Задачи: призвать слушателей к продолжению или прекращению прежнего действия (реклама).

Особенности: можно призывать лишь к тому, что возможно и по силам. Если я предложу вам сейчас перестать дышать, вырабатывать углекислый газ и сохранить кислород в помещении, вы сможете это сделать?

5. Развлекательная речь - основные элементы такой речи – шутка в сочетании с серьезной мыслью (тост) (наводящие вопросы).

Видеофрагмент № 5 «Драконзакура» (6 мин.)

Обсуждение видеофрагмента, определение типа Публичного выступления, поиск характерных черт речи.


4. Речь, призывающая к действию

Задачи: призвать слушателей к продолжению или прекращению прежнего действия (реклама).

Особенности: можно призывать лишь к тому, что возможно и по силам. Если я предложу вам сейчас перестать дышать, вырабатывать углекислый газ и сохранить кислород в помещении, вы сможете это сделать?

5. Развлекательная речь - основные элементы такой речи – шутка в сочетании с серьезной мыслью (тост) (наводящие вопросы).

6. Речь по специальному поводу (свадебная, траурная, в дружеском кругу, напутствие выпускникам). Другими словами – ритуальная речь. Например, речь Президента в канун Нового года (наводящие вопросы).

Видеофрагмент №6 «Король вечеринок» (воодушевляющая речь) (1 ми.34 сек)



Домашнее задание:

  1. Подготовить текст публичного выступления по поводу встречи бывших одноклассников.

  1. Рефлексия

Оцените по десятибалльной системе ваш уровень подготовленности к составлению публичного выступления.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!