Технологическая карта урока по ИП
Публичное выступление. Главные предпосылки успеха публичного выступления.
Учебный предмет: | Индивидуальный проект |
Учитель: | Мерзлякова Наталья Фёдоровна, учитель технологии |
УМК: | «Индивидуальный проект» , 10 – 11 классы, Половкова М.В. и др. |
Класс: | 10 |
Тип урока по ФГОС: | урок усвоения новых знаний |
Цель урока: | побуждать старшеклассников к изучению тонкостей успешного публичного выступления |
Планируемые результаты: | Предметные | Метапредметные | Личностные (Л) |
Научиться применять приёмы, которые гарантируют успех публичного выступления. | - формирование коммуникативных (К) УУД: умение сотрудничать (работа в паре, группе), умение адекватно реагировать на реплику собеседника, умение строить логические высказывания исходя из ситуации общения; - формирование познавательных (П) УУД: умение обобщать, делать выводы при работе с текстом; - формирование регулятивных (Р) УУД: умение верно понять задание, выполнить задание в установленные сроки, оценить свою работу и работу одноклассника согласно требованиям. | - осознает смысл обучения и понимает личную ответственность за результат; - осознание себя как индивидуальности и как члена общества; - признание для себя общепринятых морально-этических норм; - способность к оценке своих действий. |
Основные понятия | Публичное выступление |
Формы работы: | Фронтальная работа, групповая работа |
Продолжительность урока: | 40 минут |
Этап урока | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Планируемые результаты |
Организационный момент | Приветствуют учителя, определяют готовность к уроку с помощью техники «Шкалирование». | Создает эмоциональный настрой на работу. Проверяет готовность обучающихся к уроку. | (Р): уметь организовать себя и свое рабочее место. (П): уметь ориентироваться в своих знаниях. (К): уметь выражать свои мысли в соответствии с целью коммуникации. (Л): умение доброжелательно общаться. |
Актуализация опорных знаний | Определяют тему занятия и предполагают, чему научатся, записывают тему в тетради | Создаёт проблемную ситуацию, мотивируя обучающихся к определению темы урока. Предлагает обучающимся осмыслить связи и отношения фактов, содержание новых понятий, закономерностей. | (Р): выполнение задания в определенные сроки. (П): умение выстроить причинно-следственные связи. (К): уметь выражать свои мысли в соответствии с целью коммуникации. (Л): умение доброжелательно общаться. |
Создание проблемной ситуации, целеполагание | Смотрят видеоролик и формулируют цели каждой части публичного выступления. | Учитель предлагает просмотреть видеоролик, разделить прослушанное выступление на 3 части и определить задачи каждой части. | (Р): целеполагание, прогнозирование. (П): умение обобщить информацию, сделать вывод. (К): четко выражать свои мысли, умение работать в группе. (Л): формирование мотива деятельности. |
Изучение нового материала | Слушают учителя, отвечают на вопросы, записывают понятия в рабочие листы. | Сообщает о требованиях к публичному выступлению, о приёмах привлечения и удержания внимания в публичном выступлении. | (Р): определять последовательность выполнения деятельности, умение вносить изменения в способ действия. (П): умение найти необходимую информацию при помощи смыслового чтения. (К): проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач. (Л): вынести личную оценку поступка персонажей комикса. |
Первичная проверка понимания и закрепление | Смотрят видеоролики и анализируют их. | Учитель организует закрепление нового материала с помощью просмотра нескольких видеороликов и их обсуждения. | (Р): взаимооценка. (П): умение анализировать услышанную информацию (К): умение взаимодействовать с одноклассником, строить связные высказывания. (Л): доброжелательное отношение к собеседнику. |
Домашнее задание (инструктаж по выполнению) | Осознают принцип выполнения домашнего задания, задают вопросы по его выполнению, записывают задание в дневник | Учитель объясняет домашнее задание: подготовить публичное выступление на заданную тему. | (Р): саморегуляция. (П): осуществлять анализ информации. (К): умение сформулировать затруднение. (Л): потребность в самовыражении. |
Рефлексия | Участвуют в определении уровня подготовленности к определению этапов проекта с помощью техники «Шкалирование». | Учитель обобщает результаты формы, делает выоды. | (Р): соотношение своих действий с планируемыми результатами, самооценка. (П): умение установить причинно-следственные связи, делать вывод. (Л): адекватное понимание причин успешности/ неуспешности в учебной деятельности. |
Организационный момент
Здравствуйте! Оцените по десятибалльной системе ваш уровень подготовленности к продумыванию публичного вступления.
Актуализация опорных знаний
- Сегодня мы продолжаем разговор о публичном выступлении. Что ещё нам надо узнать по этой теме?
- А зачем нам нужны знания о публичном выступлении?
-Нам нужен успех выступления?
Что бы вам хотелось получить от урока? Какова цель урока?
- А как нам достичь желаемого? Что мы можем для этого сделать?
- Где мы можем найти интересующую нас информацию?
Как считаете важно ли произносить ПВ ярко? Для чего это нужно? Давайте рассмотрим пример публичного выступления, в котором есть недочеты, что–то нарушено. Попробуйте исправить.
Нарушена композиция ПВ.
«Сегодня молодежь проводит все больше времени за компьютером и телевизором, не задумываясь о собственном здоровье. Тем временем пассивный образ жизни приводит к неприятным, а иногда и страшным проблемам со здоровьем.3
Занятия спортом укрепляют здоровье и иммунитет, моделируют фигуру, повышают самооценку, влияют на улучшение концентрации, позитивно влияют на настроение и приносят еще много другой пользы для организма.2
Занимайтесь спортом! Выбирайте здоровый образ жизни, и результаты не заставят себя ждать!».1
Создание проблемной ситуации, целеполагание
Видеофрагмент №1 «Учитель года» (2 мин. 1 сек.)
Помните, что любая речь всегда направлена на человека.
Вопросы, связанные с целью ПР:
- для кого говорю
- что хочу сказать
- зачем хочу это сказать
Обсуждение видеофрагмента (кто говорит, где говорит, кому говорит, зачем говорит).
Внешняя сторона ПР отражается в следующих вопросах:
- как сказать правильно
- как сказать понятно
- как сказать интересно
- как сказать убедительно
Термин «ПР» предполагает общественно-значимое, социально-обусловленное содержание речи. Обычно текст ПР состоит из трех элементов: (вместе с учащимися формулируются задачи каждой части). Можно выделить 3 части в композиции публичного выступления. Законспектируйте в рабочие листы.
Вступление – привлечь внимание слушателей, подготовить аудиторию к восприятию основной части; завоевать доверие, симпатию аудитории; вызвать интерес к предмету речи.
Основная часть – сообщить информацию; обосновать ее.
Заключение – суммировать сказанное; сделать выводы; закрепить основную мысль в памяти слушателей (повторить вкратце); призвать к действию.
4. Изучение нового материала
Требования, предъявляемые к ПВ:
- речь должна быть с начала и до конца захватывающе интересной и полезной
- речь должна быть составлена правильно в композиционном отношении
- речь должна быть ориентирована на слушателей в зависимости от того, предназначена ли она для индивидуального общения или для выступления перед большой аудиторией
- речь должна быть обращена к разнородной аудитории
- речь должна достигать цели, будучи только воспринятой на слух.
Запишите для себя (2–3 пункта), которые вы считаете важными для себя как будущего оратора. Записали ?
Запомните: в центре любой речи всегда находится оратор. Помимо текста речи, какой бы прекрасной она ни была, не менее важной является личность оратора: его голос, манера говорить и вести себя, его жесты, его одежда.
Видеофрагмент №2 «Король старшей школы» (1 мин. 30 сек)
Обсуждение видеофрагмента.
- Что необычного в этой речи? Что привлекло внимание? Оправдались ли ваши ожидания в финале?
- А какие еще вы можете предложить приемы для привлечения внимания?
Слайд презентации (на нем приемы, используемые в публичной речи)
Приемы привлечения и удержания внимания в публичном выступлении:
- неожиданность
- юмор
- сопереживание
- провокация (на короткое время вызвать у слушателей реакцию несогласия с излагаемой информацией)
- вопросы (лучше начинать вопросы словами: Почему … ? Чем объяснить … ? В чем причина … ? Согласны ли вы … ?)
- пауза в речи
- смена темпа и тональности
- речевые приказы (периодически использовать в речи выражения типа: обратите внимание на…, представьте себе, что …, имейте ввиду …)
- экспрессия
- апелляция (аргумент к речи предыдущих авторов, аргумент к погодным условиям, аргумент к интересам аудитории, аргумент к личности оратора)
- прямые требования внимания
- тайна занимательности
- вопросно-ответный ход
- обращение к аудитории
5. Первичная проверка понимания и закрепление
Мы будем с вами просматривать видеофрагменты ПВ, параллельно анализировать их и составлять таблицу.
Типы Публичного выступления (опираясь вопросы: для кого говорю, что хочу сказать, зачем хочу это сказать – попытаемся выделить разные типы Публичного выступления ; совместное заполнение таблицы, просмотр видеофрагментов).
Тип Публичного выступления | Цели и задачи | Характеристика |
Информационная речь | | |
Убеждающая речь | | |
Воодушевляющая речь | | |
Речь, призывающая к действию | | |
Развлекательная речь | | |
Речь по специальному поводу | | |
Обратите внимание соблюдена ли композиция Публичного выступления.
1. Информационная речь (учитель демонстрирует алгоритм действий и поиска на примере информационной речи, диктует ключевые понятия)
Задачи: не только пробудить любознательность, но и дать новое представление о предмете.
Требования к речи:
- сообщение должно быть актуально
- в речи не должно быть ничего спорного
- речь должна вызывать пытливость слушателей.
Может быть построена в виде описания, повествования, рассуждения.
Видеофрагмент №3 «Держи ритм» (3 мин. 10 сек.)
Обсуждение видеофрагмента, определение типа Публичного выступления , поиск характерных черт речи.
2. Убеждающая речь
Задачи: логическими доводами доказать или опровергнуть какое-либо положение.
Какие помните аргументы? (рациональные и иррациональные, к делу и к человеку).
Т.е. убеждающая речь обращается к какой части нашего человечка? (к голове).
Видеофрагмент №4 «Каждое воскресенье» (4 мин. 30 сек.)
Обсуждение видеофрагмента, определение типа Публичного выступления, поиск характерных черт речи.
3. Воодушевляющая речь (чаще – агитационная).
Задачи: воодушевляет, убеждает, вызывает активную реакцию. Произносится перед предстоящим событием.
Обращается к какой части человечка? (к сердцу, к душе).
Видеофрагмент № 5 «Драконзакура» (6 мин.)
Обсуждение видеофрагмента, определение типа Публичного выступления , поиск характерных черт речи.
4. Речь, призывающая к действию
Задачи: призвать слушателей к продолжению или прекращению прежнего действия (реклама).
Особенности: можно призывать лишь к тому, что возможно и по силам. Если я предложу вам сейчас перестать дышать, вырабатывать углекислый газ и сохранить кислород в помещении, вы сможете это сделать?
5. Развлекательная речь - основные элементы такой речи – шутка в сочетании с серьезной мыслью (тост) (наводящие вопросы).
Видеофрагмент № 5 «Драконзакура» (6 мин.)
Обсуждение видеофрагмента, определение типа Публичного выступления, поиск характерных черт речи.
4. Речь, призывающая к действию
Задачи: призвать слушателей к продолжению или прекращению прежнего действия (реклама).
Особенности: можно призывать лишь к тому, что возможно и по силам. Если я предложу вам сейчас перестать дышать, вырабатывать углекислый газ и сохранить кислород в помещении, вы сможете это сделать?
5. Развлекательная речь - основные элементы такой речи – шутка в сочетании с серьезной мыслью (тост) (наводящие вопросы).
6. Речь по специальному поводу (свадебная, траурная, в дружеском кругу, напутствие выпускникам). Другими словами – ритуальная речь. Например, речь Президента в канун Нового года (наводящие вопросы).
Видеофрагмент №6 «Король вечеринок» (воодушевляющая речь) (1 ми.34 сек)
Домашнее задание:
Подготовить текст публичного выступления по поводу встречи бывших одноклассников.
Рефлексия
Оцените по десятибалльной системе ваш уровень подготовленности к составлению публичного выступления.