СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по литературе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект урока по литературе по рассказу В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет".

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по литературе»

Технологическая карта самоанализа урока по литературе в 8 «В»

Литература. 8 класс

Дата урока:

20.05.2021;

Учитель: 

Керимова Людмила Александровна

Класс: 8

А

Тема урока:

 «Тема памяти в рассказе В. П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет»

Тип урока:

Урок анализа художественного произведения

Оснащение урока:.



текст рассказа, презентация, мультимедийный проектор, карточки

Формы организации познавательной деятельности: .

фронтальная, групповая

Цель урока:

Знакомство с литературным произведение, открытия для мира героя. Развитие аналитического и творческого мышления.

Формирование таких универсальных учебных действий, как синтез, анализ, обобщение, конкретизация.

Задачи:

Обучающие: 

Знакомство с рассказом В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет.» и его анализ учащимися, понимание авторского замысла, основной идеи рассказа

.

Развивающие:  1) Развивать критическое мышление, речь учащихся, интуицию; развивать умение давать

оценки поступкам героев.

2) обучение навыкам анализа текста с извлечением конкретной информации, развитие ассоциативного мышления, устной и письменной речи, навыков совместной работы;


Воспитательные- формирование доброго отношения к людям, целеустремленной личности, ответственной за свои поступки, умеющей преодолевать трудности, находящей своё место в жизни.


Метод обучения:

Анализ текстового материала; самостоятельная, индивидуальная, групповая, фронтальная работа; творческая работа и др.

Основные термины и понятия:

Текст, анализ эпизодов рассказа, литературный портрет, средства выразительности, особенности стиля писателя

Планируемые образовательные результаты:

Личностные:

Метапредметые:

Предметные:

желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом учебном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена коллектива; понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; уважительное отношение к родному языку на примере художественных текстов

владение различными видами речевой деятельности; овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения

Исследовательская деятельность по овладению алгоритмов мыслительных операций при определении авторской идеи художественного текста.

Овладение лексикой анализа художественного текста.

Диалоговые отношения посредством анализа художественного текста.

Структура урока.

 

1. Оргмомент.

Задача: мотивировать деятельность учащихся на уроке, эмоционально настроить детей на работу.

2.Мотивация к изучению темы урока.

Задача: 1. Создать условия для развития навыка работы с текстом, умения выделять главное, анализировать, делать выводы на основе прочитанного.

2. Создать условия для развития навыка работы в малых группах.

3. Создать условия для развития метапредметной компетенции учащихся  

Продуктивным  чтением является такое чтение, при котором вместо скорости прочтения и воспроизведения фактурной информации, ведется перечитывание  всех видов текстовой информации, глубокое понимание текста.

Всю работу можно разделить на три этапа.

Первый этап технологии – работа с текстом до чтения. Дети читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании. Завершается этап постановкой цели: «Прочитаем текст, проведём диалог с автором, проверим наши предположения».

 Цель этапа – вызвать у ребенка мотивацию прочитать текст.

Второй этап – работа с текстом во время чтения: в ходе «медленного чтения»  следует показать, каким мог бы быть диалог с автором. В этом случае нам помогает приём комментированного чтения.

 Цель этапа – обеспечить полноценное восприятие текста учащимися.

Третий этап – работа с текстом после чтения.

Цель - достигнуть понимания текста на уровне смысла, корректировка читательской интерпретации, доведение читательских впечатлений до уровня законченной мысли

Проектирование урока:

  1. В календарно - тематическом плане работы на изучение этого произведения отводится три часа. Чтобы справиться с решением поставленной задачи, учащимся было дано задание: прочитать текст, подготовить вопросы, которые можно задать своим одноклассникам на уроке.

Цель такой работы: понимание содержания текста и создание его читательской интерпретации.


  1. На уроке были определены основные направления работы:

  • провести наблюдения над текстом,

  • подобрать необходимые цитаты для характеристики героев рассказа (по группам).

  1. В течение урока учащиеся, опираясь на текст, выполняют задания по группам.

Каждая группа получает  письменную памятку, кому какой деятельностью заниматься.

Цель работы: в коллективной творческой деятельности учащиеся, связанные общей поставленной задачей распределяют между собой обязанности, определяют выступающего по заданной проблеме


 На уроке были использованы эвристический, исследовательский, проблемный методы. Объяснительно-иллюстративный метод играл вспомогательную роль.

Все этапы (организационный, актуализации знаний, мотивации, выявление восприятия, работа по группам,  итоговый, рефлексия) урока последовательно и логично связаны между собой. На уроке подводила учащихся к размышлению о том, что память о прошлом помогает жить человеку сегодня, что прошлое определяет нравственную состоятельность человека, уровень его духовного развития.

Писателю В. Астафьеву, прошедшему войну, память о прошлом помогает не ожесточиться, сохранить детскую душу, чистоту восприятия мира. И нам его уроки могут помочь по-новому взглянуть на близких, прочувствовать личную ответственность за свои поступки.

В процессе реализации исполнительного этапа  был использован методический прием анализа текста: соотнесение цитат с важными оценочными понятиями.

Цель работы : научить учащихся, не используя пересказ, дать оценку поступкам героя; обобщать полученные знания



Методическая сторона урока: урок целенаправлен, составлен в соответствии с современными требованиями к уроку.  Продумала и решила в единстве задачи образования, воспитания и развития.

 

  Психологическая сторона урока: урок проходил в деловой атмосфере, обучающиеся четко реагировали на все действия учителя и продуктивно выполняли задания, темп речи учителя умеренный, позволяющий учащимся осознанно воспринимать всю информацию.



    Проанализировав занятие, можно сделать вывод: заявленные цели находили отражение в каждом этапе урока, прослеживалась взаимосвязь всех этапов (наличие выводов после каждого этапа и итог в конце урока), что способствовало обеспечению целостности и завершенности занятия.

Урок подготовлен в соответствии с требованиями основных нормативных документов, соблюдена предметная компетентность, прослеживаются метапредметные связи, уделено внимание рефлексии педагогической деятельности, наглядно продемонстрирована совместная учительская и ученическая деятельность. Руководствуясь вышеизложенной информацией, считаю цели и задачи урока достигнутыми.