Технологическая карта самоанализа урока по литературе в 8 «В»
Литература. 8 класс
Дата урока: | 20.05.2021; | Учитель: | Керимова Людмила Александровна | Класс: 8 | А |
Тема урока: | «Тема памяти в рассказе В. П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет» |
Тип урока: | Урок анализа художественного произведения | Оснащение урока:. | текст рассказа, презентация, мультимедийный проектор, карточки | Формы организации познавательной деятельности: . | фронтальная, групповая |
Цель урока: | Знакомство с литературным произведение, открытия для мира героя. Развитие аналитического и творческого мышления. Формирование таких универсальных учебных действий, как синтез, анализ, обобщение, конкретизация. |
Задачи: | Обучающие: Знакомство с рассказом В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет.» и его анализ учащимися, понимание авторского замысла, основной идеи рассказа . | Развивающие: 1) Развивать критическое мышление, речь учащихся, интуицию; развивать умение давать оценки поступкам героев. 2) обучение навыкам анализа текста с извлечением конкретной информации, развитие ассоциативного мышления, устной и письменной речи, навыков совместной работы; | Воспитательные- формирование доброго отношения к людям, целеустремленной личности, ответственной за свои поступки, умеющей преодолевать трудности, находящей своё место в жизни. |
Метод обучения: | Анализ текстового материала; самостоятельная, индивидуальная, групповая, фронтальная работа; творческая работа и др. |
Основные термины и понятия: | Текст, анализ эпизодов рассказа, литературный портрет, средства выразительности, особенности стиля писателя |
Планируемые образовательные результаты: |
Личностные: | Метапредметые: | Предметные: |
желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом учебном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена коллектива; понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; уважительное отношение к родному языку на примере художественных текстов | владение различными видами речевой деятельности; овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения | Исследовательская деятельность по овладению алгоритмов мыслительных операций при определении авторской идеи художественного текста. Овладение лексикой анализа художественного текста. Диалоговые отношения посредством анализа художественного текста. |
Структура урока.
1. Оргмомент.
Задача: мотивировать деятельность учащихся на уроке, эмоционально настроить детей на работу.
2.Мотивация к изучению темы урока.
Задача: 1. Создать условия для развития навыка работы с текстом, умения выделять главное, анализировать, делать выводы на основе прочитанного.
2. Создать условия для развития навыка работы в малых группах.
3. Создать условия для развития метапредметной компетенции учащихся
Продуктивным чтением является такое чтение, при котором вместо скорости прочтения и воспроизведения фактурной информации, ведется перечитывание всех видов текстовой информации, глубокое понимание текста.
Всю работу можно разделить на три этапа.
Первый этап технологии – работа с текстом до чтения. Дети читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании. Завершается этап постановкой цели: «Прочитаем текст, проведём диалог с автором, проверим наши предположения».
Цель этапа – вызвать у ребенка мотивацию прочитать текст.
Второй этап – работа с текстом во время чтения: в ходе «медленного чтения» следует показать, каким мог бы быть диалог с автором. В этом случае нам помогает приём комментированного чтения.
Цель этапа – обеспечить полноценное восприятие текста учащимися.
Третий этап – работа с текстом после чтения.
Цель - достигнуть понимания текста на уровне смысла, корректировка читательской интерпретации, доведение читательских впечатлений до уровня законченной мысли
Проектирование урока:
В календарно - тематическом плане работы на изучение этого произведения отводится три часа. Чтобы справиться с решением поставленной задачи, учащимся было дано задание: прочитать текст, подготовить вопросы, которые можно задать своим одноклассникам на уроке.
Цель такой работы: понимание содержания текста и создание его читательской интерпретации.
На уроке были определены основные направления работы:
провести наблюдения над текстом,
подобрать необходимые цитаты для характеристики героев рассказа (по группам).
В течение урока учащиеся, опираясь на текст, выполняют задания по группам.
Каждая группа получает письменную памятку, кому какой деятельностью заниматься.
Цель работы: в коллективной творческой деятельности учащиеся, связанные общей поставленной задачей распределяют между собой обязанности, определяют выступающего по заданной проблеме
На уроке были использованы эвристический, исследовательский, проблемный методы. Объяснительно-иллюстративный метод играл вспомогательную роль.
Все этапы (организационный, актуализации знаний, мотивации, выявление восприятия, работа по группам, итоговый, рефлексия) урока последовательно и логично связаны между собой. На уроке подводила учащихся к размышлению о том, что память о прошлом помогает жить человеку сегодня, что прошлое определяет нравственную состоятельность человека, уровень его духовного развития.
Писателю В. Астафьеву, прошедшему войну, память о прошлом помогает не ожесточиться, сохранить детскую душу, чистоту восприятия мира. И нам его уроки могут помочь по-новому взглянуть на близких, прочувствовать личную ответственность за свои поступки.
В процессе реализации исполнительного этапа был использован методический прием анализа текста: соотнесение цитат с важными оценочными понятиями.
Цель работы : научить учащихся, не используя пересказ, дать оценку поступкам героя; обобщать полученные знания
Методическая сторона урока: урок целенаправлен, составлен в соответствии с современными требованиями к уроку. Продумала и решила в единстве задачи образования, воспитания и развития.
Психологическая сторона урока: урок проходил в деловой атмосфере, обучающиеся четко реагировали на все действия учителя и продуктивно выполняли задания, темп речи учителя умеренный, позволяющий учащимся осознанно воспринимать всю информацию.
Проанализировав занятие, можно сделать вывод: заявленные цели находили отражение в каждом этапе урока, прослеживалась взаимосвязь всех этапов (наличие выводов после каждого этапа и итог в конце урока), что способствовало обеспечению целостности и завершенности занятия.
Урок подготовлен в соответствии с требованиями основных нормативных документов, соблюдена предметная компетентность, прослеживаются метапредметные связи, уделено внимание рефлексии педагогической деятельности, наглядно продемонстрирована совместная учительская и ученическая деятельность. Руководствуясь вышеизложенной информацией, считаю цели и задачи урока достигнутыми.