Этап урока | Методы и приёмы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные (Р, П, К) | Личностные |
1. Мотивация учебной к деятельности. | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) Приём «Фраза, вошедшая в историю» | Организует мотивацию к учебной деятельности. Приветствует учащихся. -Добрый день! Я очень рада вас видеть, присаживайтесь, пожалуйста. Организует проверку готовности к учебной деятельности. Проверьте, пожалуйста, свою готовность к уроку, на парте у вас должны лежать: пенал, тетрадь и учебник. Демонстрирует цитату на слайде. - Урок мне бы хотелось начать с высказывания великого русского математика Николая Ивановича Лобачевского: «…нет ни одной области в математике, которая когда-либо не окажется применимой к явлениям действительного мира…». - О чём данное высказывание? Как вы его понимаете? -К чему вы должны стремиться на уроках математики? | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. Высказывают свои предположения о значении цитаты. Осуществляют самоопределение к предстоящей учебной деятельности. | | К: корректно и аргументировано высказывать своё мнение. | |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) Практический (упражнение) Приём «Проблемная ситуация с затруднением» | Организует актуализацию и фиксирование индивидуального затруднения. Проводит подготовительную работу как подведение к теме урока. -Посмотрите на слайд. - На нём числа 92, 38, 45. Вам необходимо округлить их до ближайшего числа, оканчивающегося 0. -Посмотрите на следующий слайд. - Замените числа, оканчивающиеся 0, произведением. -А сейчас представьте, что к нам в класс пришла посылка с конфетами. В ней 384 конфеты. Вы хотите разделить их поровну между всеми 24 учениками в классе. -Предположите, как это сделать. -Раскладывать по одной – это очень долго. А как разделить конфеты быстро и поровну? -Вы умеете делить на однозначное число? -А что делать, если нужно разделить на двузначное число? - А вы умеете это делать? | Выполняют задания, ориентируясь на инструкцию учителя. Округляют числа 92, 38, 45 до ближайшего числа, оканчивающегося 0 (90,30,40). 40=4*10 80=8*10 60=6*10 20=2*10 70=7*10 Высказывают свои идеи(возможно, кто-то предложит раскладывать конфеты по одной, но это займёт много времени). Предполагают, как разделить конфеты быстро и поровну. -Да. -Нет. | | Р: выстраивать последовательность действий. П: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде. К: соблюдать правила ведения диалога. | |
3. Выявление места и причины затруднения. | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) | Организует деятельность по формулировке темы и цели урока. -Определите тему урока. -Исходя из темы, определите цель урока. | Формулируют тему и цель урока. - Тема: «Деление на двузначное число». - Цель: научиться выполнять деление на двузначные числа. | | П:с помощью педагогического работника формулировать цель. К: воспринимать и формулировать суждения. | Познавательный интерес к изучению деления на двузначные числа. |
4. Построение проекта выявленных затруднений. | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) Приём «Дырявый текст» | Организует деятельность по составлению плана действий. -Что необходимо сделать, чтобы достичь цели? -Посмотрите на слайд. - На нём представлены пункты плана, но в них пропущены слова. Ваша задача – восстановить их. Слова, которые необходимо вставить, даны внизу на слайде. План: 1. Познакомиться ____________ деления на двузначное число. 2. ____________деление на двузначное число. 3. Применять полученные знания для решения ________. | Планируют действия по решению учебной задачи для получения результата. -Построить план. Вставляют пропущенные слова в план. План: 1. Познакомиться с алгоритмом деления на двузначное число. 2. Выполнить деление на двузначное число. 3. Применить полученные знания при решении задач. | | Р: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата. | |
5. Реализация построенного проекта. | Словесный (беседа) Практический (упражнение) Приём «Перепутанный план» Наглядный (демонстрация) Практический (упражнение) | Организует беседу. - Начнём с первого пункта плана. Что нужно сделать? Проводит инструктаж по выполнению задания. - У вас на партах лежит конверт с карточками, на которых записаны пункты алгоритма деления на двузначное число. Ваша задача – в парах восстановить его последовательно. Одна пара будет работать у интерактивной доски. Организует проверку задания. Проводит инструктаж по выполнению упражнения. - Вернёмся к задаче с конфетами. Решим её, используя составленный алгоритм. В посылке 384 конфеты. Вы хотите разделить их поровну между всеми 24 учениками в классе. Записывает выражение 384:24 на меловой доске. - Записывайте за мной выражение 384:24 в столбик в тетрадь. Демонстрирует вычисление выражения, проговаривая алгоритм деления на двузначное число. 1.Определяю количество цифр в частном. 2. Для этого нахожу первое неполное делимое - 38 десятков. Значит в частном - 2 цифры. 3. Нахожу сколько десятков в частном , для этого округляю 24 до 20, 20 - это произведение 2 и 10. Делю первое неполное делимое - 38 на 10, достаточно 3 разделить на 2. Получаю 1. Записываю в частное 1. 4. Нахожу сколько десятков разделили: 24 *1. Записываю под первым неполным делимым. Вычисляю. 5. Нахожу сколько десятков осталось - 14. 6. Сравниваю остаток с делителем, 14 меньше 24, число подобрано верно. 7. Образую второе неполное делимое . 14 десятков - это 140 единиц да ещё 4. Получаю 144. 8. Нахожу сколько единиц в частном для этого: 144 разделю на 10, достаточно 14 разделить на 2. Получится много, поэтому беру по 6. Записываю в частное 6. 9. Нахожу сколько единиц разделили : 24*6. Записываю под вторым неполным делимым. 10. Нахожу сколько единиц осталось - 0. 11. Сравню остаток с делителем, 0 меньше 24, число подобрано верно. 12. Читаю ответ: частное чисел трехсот восьмидесяти четырех и двадцати четырех равно шестнадцати. - Сделайте вывод. Проводит инструктаж по выполнению задания. - Откройте учебник на странице 57. Выполним задание № 206. - Кто скажет, что нужно сделать в этом задании? - Это задание будете выполнять у доски по цепочке. Остальные – на местах в тетрадях. | Отвечают на вопросы учителя. - Нам нужно познакомиться с алгоритмом деления на двузначное число. Слушают инструктаж по выполнению задания. Выполняют задания в парах. а. Нахожу первое неполное делимое. б. Определяю количество цифр в частном. в. Нахожу первую цифру частного (это пробная цифра). г.Умножаю цифру частного на делитель. д. Вычитаю, нахожу остаток. е. Остаток сравниваю с делителем. ж. Образую следующее неполное делимое (и так до конца). з.Читаю ответ. Проверяют выполненное задание. Записывают выражение 384:24 в столбик в тетрадь. Фиксируют вычисление за учителем в тетрадь. Делают вывод. Один учащийся говорит, что нужно сделать в задании. - Нужно вычислить выражения с проговариванием алгоритма. Выполняют вычисления у доски по цепочке с проговариванием алгоритма. | Составлять алгоритм деления на двузначное число. Выполнять деление на двузначное число. | Р: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата. К: соблюдать правила ведения диалога. П: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей. П: анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей. П: делать выводы. П: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде. | Познавательный интерес к изучению деления на двузначные числа. Осознавать необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям, для развития общей культуры человека, способности мыслить, рассуждать, выдвигать предложения и доказывать или опровергать их. |
6. Первичное закрепление с проговариваем во внешней речи. | Словесный (объяснение) Практический (упражнение) Словесный (беседа) | Проводит инструктаж по выполнению задания. - У вас на партах лежат карточки. Ваша задача –письменно вычислить выражения в группах. После выполнения задания один ученик из каждой группы продемонстрирует работу через документ-камеру (приложение №1). Организует проверку задания. - Найдите в учебнике задачу № 207. Прочитайте её про себя. - Кто хочет прочитать эту задачу вслух? - О чём говорится в задаче? - Что известно в задаче? - Что нужно найти? - Кто хочет решить задачу у доски? | Слушают инструктаж по выполнению задания. Выполняют задания в группах. Демонстрируют выполненные задания. Читают задачу про себя. Один их учащихся читает задачу вслух. - В задаче говорится о машинах, которые выпускает завод. - Известно, что завод изготовил 2 800 машин за 20 дней, выпуская каждый день одинаковое количество машин. - Нужно найти, сколько машин выпустит завод за следующие 36 дней, если он ежедневно будет выпускать на 12 машин больше, чем раньше. Один учащийся решает задачу у доски с пояснением, остальные - у доски в тетрадях. Завод изготовил 2 800 машин за 20 дней. Вычислю, сколько машин выпускали на заводе за 1 день: 1) 2 800:20 = 140 (м.) На заводе ежедневно выпускали 140 машин. В следующие 36 дней завод будет выпускать на 12 машин больше, чем раньше. Вычислю, сколько машин будут выпускать на заводе в следующие 36 дней: 2) 140 + 12 = 152 (м.) Завод будет выпускать 152 машины в день. Узнаю, сколько выпустит машин завод за 36 дней: 3) 152 • 36 = 5 472 (м.) Запишу ответ. Ответ: 5 472 машины выпустит завод за 36 дней. | Выполнять деление на двузначное число. Применять полученные знания при решении задач. | Р: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата. П: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде. | Познавательный интерес к изучению деления на двузначные числа. |
7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. | Словесный (объяснение) Практический (упражнение) Наглядный (демонстрация) | Проводит инструктаж по выполнению самостоятельной работы. - Сейчас вы будете работать с карточками по вариантам. Вариант I | Вариант II | 384:12; 352:11; 437:19. | 272:17; 420:15; 612:18. | Организует работу обучающихся для преодоления ошибок по слайду-эталону. | Слушают инструктаж по выполнению задания. Выполняют упражнение самостоятельно по вариантам. Корректируют свои учебные действия для преодоления ошибок по слайду-эталону. | | Р: планировать с помощью учителя действия по решению задачи. П: находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде. Р: корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок. | |
8. Включение нового знания в систему знаний и повторение. | Словесный (объяснение) Практический (упражнение) Наглядный (демонстрация) Словесный (беседа) | Проводит инструктаж по выполнению задания. - Посмотрите задание в учебнике на странице 57 под красной чертой. - Кто скажет, что нужно сделать в этом задании? - Это задание два ученика будут выполнять у доски, остальные – на местах в тетрадях. - Кто хочет выполнить вычисление у доски? Организует беседу для повторения изученного. - Назовите тему урока. - Как выполнить деление на двузначное число? Воспроизведите алгоритм. - Где пригодятся знания, полученные сегодня на уроке? | Слушают инструктаж по выполнению задания. Один учащийся говорит, что нужно сделать в упражнении. Двое учащихся выполняют вычисления у доски, остальные – на местах в тетради. Отвечают на обобщающие вопросы. - Тема урока: «Деление на двузначное число». Перечисляют по шагам, как выполнить деление на двузначное число. Корректно и аргументировано высказывают своё мнение. | Выполнять деление на двузначное число. | П: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде. К: соблюдать правила ведения диалога. К: корректно и аргументировано высказывать своё мнение. | Познавательный интерес к изучению деления на двузначные числа. Осознавать необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям, для развития общей культуры человека, способности мыслить, рассуждать, выдвигать предложения и доказывать или опровергать их. |
9. Рефлексия учебной деятельности. | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) Приём «SMS учителю» | Организует самооценку деятельности учащихся. - Достигли ли вы цели урока? - Все ли пункты плана выполнили? - Предлагаю вам написать мне SMS.Выберите несколько утверждений со слайда и запишите на своих телефонах (приложение №2). 1. На уроке я работал активно/пассивно. 2. Своей работой на уроке я доволен/не доволен. 3. Урок для меня показался интересным/неинтересным. 4. За урок я узнал новое/не узнал ничего. 5. Мое настроение стало лучше/стало хуже. 6. Материал урока мне был полезным/неполезным. Спасибо за урок, домашнее задание на доске! | Устанавливают причины успеха/неудач в учебной деятельности. Оценивают свою деятельность на уроке. | | Р:устанавливать причины успеха/неудач в учебной деятельности. | |