СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по математике "Деление на двузначное число"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по математике "Деление на двузначное число"»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Ф.И.О.: Кутузова Анастасия Александровна.

Предмет: математика.

Класс: 4 «Д».

Тема урока: «Деление на двузначное число».

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель урока: первичное усвоение новых знания и способов действий при изучении деления на двузначное число.

Планируемые результаты:

Задачи урока:


Предметные:

- составлять алгоритм деления на двузначное число;

- выполнять деление на двузначное число;

- применять полученные знания при решении задач.

Дидактические:

Формировать умения: составлять алгоритм деления на двузначное число; выполнять деление на двузначное число; применять полученные знания при решении задач.

Метапредметные:

Познавательные:

- делать вывод;

- с помощью педагогического работника формулировать цель;

- согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

- анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей.


Коммуникативные:

- соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

- корректно и аргументировано высказывать своё мнение.



Регулятивные:

- выстраивать последовательность выбранных действий;

- планировать действия по решению учебной задачи для получения результата.

- корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок;

- устанавливать причины успеха/неудач в учебной деятельности.

Развивающие:

  1. 1. Формировать умения (познавательные): делать вывод; с помощью педагогического работника формулировать цель; согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей.







  1. 2. Формировать умения (коммуникативные): соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; корректно и аргументировано высказывать своё мнение.





  1. 3. Формировать умения (регулятивные): выстраивать последовательность выбранных действий; планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок; устанавливать причины успеха/неудач в учебной деятельности.

Личностные:

-познавательный интерес к изучению деления на двузначные числа.

-осознавать необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям, для развития общей культуры человека, способности мыслить, рассуждать, выдвигать предложения и доказывать или опровергать их.

Воспитательные:

- формировать познавательный интерес к изучению деления на двузначные числа;

- формировать осознанность необходимости изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям, для развития общей культуры человека, способности мыслить, рассуждать, выдвигать предположения и доказывать или опровергать их.


Форма организации учебной деятельности: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.

Дидактические средства: учебник «Математика» 4 класс, 2 часть, М. И. Моро, М. А. Бантова, учебная презентация, раздаточный материал.

Интерактивное оборудование: проектор, компьютер, интерактивная доска.







































ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА


Этап урока

Методы и приёмы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные (Р, П, К)

Личностные

1. Мотивация учебной к деятельности.

Словесный

(беседа)

















Наглядный

(демонстрация)

Приём «Фраза, вошедшая в историю»

Организует мотивацию к учебной деятельности.


Приветствует учащихся.

-Добрый день! Я очень рада вас видеть, присаживайтесь, пожалуйста.

Организует проверку готовности к учебной деятельности.

Проверьте, пожалуйста, свою готовность к уроку, на парте у вас должны лежать: пенал, тетрадь и учебник.


Демонстрирует цитату на слайде.

- Урок мне бы хотелось начать с высказывания великого русского математика Николая Ивановича Лобачевского:

 «…нет ни одной области в математике, которая когда-либо не окажется применимой к явлениям действительного мира…». 


- О чём данное высказывание? Как вы его понимаете?


-К чему вы должны стремиться на уроках математики?




Приветствуют учителя.




Проверяют готовность к уроку.



















Высказывают свои предположения о значении цитаты.

Осуществляют самоопределение к предстоящей учебной деятельности.































К: корректно и аргументировано высказывать своё мнение.



2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Словесный (беседа)



Наглядный (демонстрация)

Практический

(упражнение)



















Приём «Проблемная ситуация с затруднением»

Организует актуализацию и фиксирование индивидуального затруднения.


Проводит подготовительную работу как подведение к теме урока.

-Посмотрите на слайд.

- На нём числа 92, 38, 45. Вам необходимо округлить их до ближайшего числа, оканчивающегося 0.


-Посмотрите на следующий слайд.

- Замените числа, оканчивающиеся 0, произведением.


-А сейчас представьте, что к нам в класс пришла посылка с конфетами. В ней 384 конфеты. Вы хотите разделить их поровну между всеми 24 учениками в классе.


-Предположите, как это сделать.






-Раскладывать по одной – это очень долго. А как разделить конфеты быстро и поровну?

-Вы умеете делить на однозначное число?

-А что делать, если нужно разделить на двузначное число?

- А вы умеете это делать?






Выполняют задания, ориентируясь на инструкцию учителя.



Округляют числа 92, 38, 45 до ближайшего числа, оканчивающегося 0 (90,30,40).



40=4*10

80=8*10

60=6*10

20=2*10

70=7*10







Высказывают свои идеи(возможно, кто-то предложит раскладывать конфеты по одной, но это займёт много времени).



Предполагают, как разделить конфеты быстро и поровну.

-Да.




-Нет.
















Р: выстраивать последовательность действий.



П: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде.









К: соблюдать правила ведения диалога.


3. Выявление места и причины затруднения.

Словесный (беседа)



Наглядный (демонстрация)




Организует деятельность по формулировке темы и цели урока.

-Определите тему урока.



-Исходя из темы, определите цель урока.


Формулируют тему и цель урока.


- Тема: «Деление на двузначное число».

- Цель: научиться выполнять деление на двузначные числа.




П:с помощью педагогического работника формулировать цель.

К: воспринимать и формулировать суждения.

Познавательный интерес к изучению деления на двузначные числа.

4. Построение проекта выявленных затруднений.

Словесный

(беседа)




Наглядный (демонстрация)






Приём «Дырявый текст»

Организует деятельность по составлению плана действий.


-Что необходимо сделать, чтобы достичь цели?

-Посмотрите на слайд.


- На нём представлены пункты плана, но в них пропущены слова.

Ваша задача – восстановить их. Слова, которые необходимо вставить, даны внизу на слайде.

План:

1. Познакомиться ____________ деления на двузначное число.

2. ____________деление на двузначное число.

3. Применять полученные знания для решения ________.

Планируют действия по решению учебной задачи для получения результата.

-Построить план.






Вставляют пропущенные слова в план.


План:

1. Познакомиться с алгоритмом деления на двузначное число.

2. Выполнить деление на двузначное число.

3. Применить полученные знания при решении задач.


Р: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата.


5. Реализация построенного проекта.

Словесный

(беседа)






Практический (упражнение)

Приём «Перепутанный план»
























Наглядный (демонстрация)






























































Практический (упражнение)


Организует беседу.


- Начнём с первого пункта плана. Что нужно сделать?


Проводит инструктаж по выполнению задания.

- У вас на партах лежит конверт с карточками, на которых записаны пункты алгоритма деления на двузначное число. Ваша задача – в парах восстановить его последовательно. Одна пара будет работать у интерактивной доски.










Организует проверку задания.

Проводит инструктаж по выполнению упражнения.

- Вернёмся к задаче с конфетами. Решим её, используя составленный алгоритм.

В посылке 384 конфеты. Вы хотите разделить их поровну между всеми 24 учениками в классе.

Записывает выражение 384:24 на меловой доске.

- Записывайте за мной выражение 384:24 в столбик в тетрадь.

Демонстрирует вычисление выражения, проговаривая алгоритм деления на двузначное число.

1.Определяю количество цифр в частном.
2. Для этого нахожу первое неполное делимое - 38 десятков. Значит в частном - 2 цифры.
3. Нахожу сколько десятков в частном , для этого округляю 24 до 20, 20 - это произведение 2 и 10.
Делю первое неполное делимое - 38 на 10, достаточно 3 разделить на 2.
Получаю 1. Записываю в частное 1.
4. Нахожу сколько десятков разделили: 24 *1. Записываю под первым неполным делимым. Вычисляю.
5. Нахожу сколько десятков осталось - 14.
6. Сравниваю остаток с делителем, 14 меньше 24, число подобрано верно.
7. Образую второе неполное делимое . 14 десятков - это 140 единиц да ещё 4. Получаю 144.
8. Нахожу сколько единиц в частном для этого: 144 разделю на 10, достаточно 14 разделить на 2. Получится много, поэтому беру по 6. Записываю в частное 6.
9. Нахожу сколько единиц разделили : 24*6. Записываю под вторым неполным делимым.
10. Нахожу сколько единиц осталось - 0.
11. Сравню остаток с делителем, 0 меньше 24, число подобрано верно.
12. Читаю ответ: частное чисел трехсот восьмидесяти четырех и двадцати четырех равно шестнадцати.


- Сделайте вывод.


Проводит инструктаж по выполнению задания.

- Откройте учебник на странице 57. Выполним задание № 206.

- Кто скажет, что нужно сделать в этом задании?




- Это задание будете выполнять у доски по цепочке. Остальные – на местах в тетрадях.

Отвечают на вопросы учителя.

- Нам нужно познакомиться с алгоритмом деления на двузначное число.

Слушают инструктаж по выполнению задания.

Выполняют задания в парах.

а. Нахожу первое неполное делимое.

б. Определяю количество цифр в частном.

в. Нахожу первую цифру частного (это пробная цифра).

г.Умножаю цифру частного на делитель.

д. Вычитаю, нахожу остаток.

е. Остаток сравниваю с делителем.

ж. Образую следующее неполное делимое (и так до конца).

з.Читаю ответ.

Проверяют выполненное задание.











Записывают выражение 384:24 в столбик в тетрадь.




Фиксируют вычисление за учителем в тетрадь.


















































Делают вывод.





Один учащийся говорит, что нужно сделать в задании.

- Нужно вычислить выражения с проговариванием алгоритма.

Выполняют вычисления у доски по цепочке с проговариванием алгоритма.






Составлять алгоритм деления на двузначное число.































Выполнять деление на двузначное число.

Р: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата.

К: соблюдать правила ведения диалога.
П: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей.


















П: анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей.


















































П: делать выводы.



П: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде.

Познавательный интерес к изучению деления на двузначные числа.

Осознавать необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям, для развития общей культуры человека, способности мыслить, рассуждать, выдвигать предложения и доказывать или опровергать их.

6. Первичное закрепление с проговариваем во внешней речи.

Словесный (объяснение)













Практический (упражнение)



Словесный (беседа)

Проводит инструктаж по выполнению задания.

- У вас на партах лежат карточки. Ваша задача –письменно вычислить выражения в группах. После выполнения задания один ученик из каждой группы продемонстрирует работу через документ-камеру (приложение №1).


Организует проверку задания.


- Найдите в учебнике задачу № 207. Прочитайте её про себя.

- Кто хочет прочитать эту задачу вслух?

- О чём говорится в задаче?



- Что известно в задаче?





- Что нужно найти?






- Кто хочет решить задачу у доски?

Слушают инструктаж по выполнению задания.


Выполняют задания в группах.








Демонстрируют выполненные задания.

Читают задачу про себя.


Один их учащихся читает задачу вслух.

- В задаче говорится о машинах, которые выпускает завод.

- Известно, что завод изготовил 2 800 машин за 20 дней, выпуская каждый день одинаковое количество машин.

- Нужно найти, сколько машин выпустит завод за следующие 36 дней, если он ежедневно будет выпускать на 12 машин больше, чем раньше.

Один учащийся решает задачу у доски с пояснением, остальные - у доски в тетрадях.

Завод изготовил 2 800 машин за 20 дней. Вычислю, сколько машин выпускали на заводе за 1 день:

1) 2 800:20 = 140 (м.)

На заводе ежедневно выпускали 140 машин. В следующие 36 дней завод будет выпускать на 12 машин больше, чем раньше. Вычислю, сколько машин будут выпускать на заводе в следующие 36 дней:

2) 140 + 12 = 152 (м.)

Завод будет выпускать 152 машины в день. Узнаю, сколько выпустит машин завод за 36 дней:

3) 152 • 36 = 5 472 (м.)

Запишу ответ.

Ответ: 5 472 машины выпустит завод за 36 дней.


Выполнять деление на двузначное число.











Применять полученные знания при решении задач.

Р: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата.
















П: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде.

Познавательный интерес к изучению деления на двузначные числа.

7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Словесный

(объяснение)




Практический (упражнение)



Наглядный (демонстрация)


Проводит инструктаж по выполнению самостоятельной работы.

- Сейчас вы будете работать с карточками по вариантам.

Вариант I

Вариант II

384:12;

352:11;

437:19.

272:17;

420:15;

612:18.

Организует работу обучающихся для преодоления ошибок по слайду-эталону.

Слушают инструктаж по выполнению задания.




Выполняют упражнение самостоятельно по вариантам.


Корректируют свои учебные действия для преодоления ошибок по слайду-эталону.


Р: планировать с помощью учителя действия по решению задачи.

П: находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде.

Р: корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.


8. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Словесный

(объяснение)

Практический (упражнение)












Наглядный (демонстрация)

Словесный (беседа)


Проводит инструктаж по выполнению задания.

- Посмотрите задание в учебнике на странице 57 под красной чертой.

- Кто скажет, что нужно сделать в этом задании?


- Это задание два ученика будут выполнять у доски, остальные – на местах в тетрадях.

- Кто хочет выполнить вычисление у доски? Организует беседу для повторения изученного.

- Назовите тему урока.

- Как выполнить деление на двузначное число? Воспроизведите алгоритм.

- Где пригодятся знания, полученные сегодня на уроке?

Слушают инструктаж по выполнению задания.




Один учащийся говорит, что нужно сделать в упражнении.

Двое учащихся выполняют вычисления у доски, остальные – на местах в тетради.


Отвечают на обобщающие вопросы.

- Тема урока: «Деление на двузначное число».

Перечисляют по шагам, как выполнить деление на двузначное число.

Корректно и аргументировано высказывают своё мнение.

Выполнять деление на двузначное число.












П: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде.


К:

соблюдать правила ведения диалога.

К: корректно и аргументировано высказывать своё мнение.

Познавательный интерес к изучению деления на двузначные числа.

Осознавать необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям, для развития общей культуры человека, способности мыслить, рассуждать, выдвигать предложения и доказывать или опровергать их.

9. Рефлексия учебной деятельности.

Словесный

(беседа)


Наглядный (демонстрация)




Приём «SMS учителю»

Организует самооценку деятельности учащихся.


- Достигли ли вы цели урока?

- Все ли пункты плана выполнили?

- Предлагаю вам написать мне SMS.Выберите несколько утверждений со слайда и запишите на своих телефонах (приложение №2).


1. На уроке я работал активно/пассивно.

2. Своей работой на уроке я доволен/не доволен.

3. Урок для меня показался интересным/неинтересным.

4. За урок я узнал новое/не узнал ничего.

5. Мое настроение стало лучше/стало хуже.

6. Материал урока мне был полезным/неполезным.


Спасибо за урок, домашнее задание на доске!

Устанавливают причины успеха/неудач в учебной деятельности.






Оценивают свою деятельность на уроке.


Р:устанавливать причины успеха/неудач в учебной деятельности.

















Приложение №1

Группа №1

Группа №2

Группа №3

Группа №4

Группа №5

Группа №6

481:13

256:64

960:48

156:12

828:92

680:34

529:23

234:26

350:14

180:15

336:42

714:21

540:36

224:16

522:87

720:36

416:16

392:56





Приложение №2