- закрепить знания о понятиях «Военная музыка».
- развивать этические чувства, творческие способности и активность детей.
- воспитывать музыкальную речь.
Этапы | Деятельность учителя | Методы и приемы | Деятельность учащихся | Формы организации | Наглядность Дид.средства |
I. Мотивация к учебной деятельности. | - Здравствуйте, ребята! Подравнялись, тихонько сели. Сегодня урок музыки проведу у вас я –Гульназ Ильшатовна . Сейчас музыкальный начнётся урок, Об этом сказал нам весёлый звонок. Сказал, заливаясь на ноте высокой: «Друзья, поздравляю с началом урока!» - Итак, все готовы начать урока? - Молодцы, желаю успехов | Метод побуждающего диалога | Дети приветствуют учителя и садятся за парты. Настраиваются на урок. - Да! | Ф | |
II. Актуализация знаний и пробное учебное действие. | - Давайте вспомним, что вы изучали на прошлых уроках? - Что такое масленица? Масленица – это шумные проводы зимы и встреча теплой весны. Хозяйки обязательно пекут блины. По одной из легенд люди таким способом «умасливают» солнышко, чтобы оно быстрее обогрело землю и принесло тепло. -А как вы проводили зиму? - Какие песни пели на масленице? | Коммуникативный | Ответы учеников | Ф | презентация |
III. Выявление места и причины затруднения. | В нашей стране так много героев отдали свою жизнь за Родину, что не все их имена известны. Чтобы отдать долг этим павшим воинам, во многих городах России есть братские могилы, на которых горит Вечный огонь. В момент празднования Дня Победы, у Вечного огня устраиваются торжественные митинги, и звучит печальная, скорбная музыка, люди низко склоняют головы в память о защитниках нашей страны. Одно из таких торжественных, скорбных произведений, которое звучит у Вечного огня, — «Грезы» немецкого композитора Р. Шумана. Запишите в тетради название этого произведения. (Прослушивание пьесы «Грезы».) -Звучит произведение Р. Шумана. «Грезы» - Как вы думаете, что нам хочет передать Роберт Шуман в этом произведении? — Какой характер у этой пьесы? — Почему в праздник Дня Победы звучит скорбная, печальная музыка? - О чем мы сегодня будем говорить? | Диалог, Подводящий К теме | Слушают -Печаль, тоску… - Грустная, печальная, скорбная. -Все скорбят павшим на войне, которые из всех сил защищали нашу Родину… -О военной музыке. | Ф | презентация, |
IV. Построение проекта выхода из затруднения. | - Итак, ребята, какая же тема нашего урока? - Как вы думаете, чем будем заниматься? - Все верно, молодцы. | Частично-поисковый | Военная музыка. Слушать военную музыку, петь | Ф | |
V. Реализация построенного проекта. | - Сегодня на уроке мы с вами узнаем о военной музыке. А также познакомимся с великими композиторами, и их замечательной музыкой. А может кто-то из вас знает, что такое военная музыка? Военная музыка — музыка, служащая целям военного управления, строевого обучения, воинского и эстетического воспитания военнослужащих, патриотического воспитания всех граждан государства. Музыка в жизни человека встречается в разных ситуациях, в разное время. В любом возрасте человека всегда сопровождает музыка, где бы он не находился. В какой бы он профессии не был и есть такое понятие как военная музыка, чаще всего музыка в жанре «Маршей», но не только марши могут быть военной музыкой, например пьеса Шумана, которую мы раннее слушали. Даже в обычных песнях мы можем услышать военные нотки, взрывы гранат, разрывающихся снарядов, опасностей и так далее. - А вы когда-нибудь слышали военную музыку? - Когда и где вам приходилось слышать военную музыку? -А какая музыка по характеру у военных песен? - Спасибо! Вы молодцы, что слушаете такую музыку. - Творчество немецкого композитора Роберта Шумана неотделимо от его личности. Представитель лейпцигской школы, Шуман был ярким выразителем идей романтизма в музыкальном искусстве. «Разум ошибается, чувство — никогда» - таким было его творческое кредо, которому он оставался верен всю свою недолгую жизнь. Такими являются и его произведения, наполненные глубоко личными переживаниями – то светлыми и возвышенными, то мрачными и гнетущими, но предельно искренними в каждой своей ноте. Согласно биографии Шумана в семилетнем возрасте Роберт начал брать уроки игры на фортепиано. А спустя еще два года произошло событие, предопределившее его судьбу. Шуман побывал на концерте пианиста и композитора Мошелеса. Игра виртуоза настолько потрясла юное воображение Роберта, что он и думать больше ни о чем не мог, кроме музыки. Он продолжает совершенствоваться в игре на фортепиано и параллельно пробует сочинять. С 1831 по 1838 год его вдохновенная фантазия рождает фортепианные циклы «Вариации», «Карнавал», «Бабочки», «Фантастические пьесы», «Детские сцены», «Крейслериана». Одновременно Шуман активно занимается публицистической деятельностью. Он создает «Новую музыкальную газету», в которой выступает за развитие нового направления в музыке, отвечающего эстетическим принципам романтизма, где в основе творчества лежат чувства, эмоции, переживания, а также на страницах газеты находят активную поддержку молодые таланты. | Коммуникативный | Ответы детей. Да В «День победы» Музыка трагичная, четкая и в то же время не быстрая. | Ф/П | презентация |
VI. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. | -Сейчас мы послушаем песню «А. Вайнер «Мой дедушка-герой». Слушание. А. Вайнер «Мой дедушка-герой». - Ребята, вам понравилась песня? - Как звучала музыка? -Вам понравилась это произведение? -Какое настроение передаёт эта музыка? -О чем поется в этой песне? -Какие слова вам запомнились? Какими словами автор передал гордость за дедушку? - Какие вы умницы! Вы так хорошо слушали! -А что у всех военных песен общее?? -Молодцы! - Нет, наверное, такой семьи, которую не затронула бы эта страшная война. Ваши прадеды тоже воевали в этой войне. Хотя их нет рядом с нами, мы не имеем права их забывать! Ведь благодаря им, мы живем так счастливо! -Ребята, давайте еще раз послушаем песню и начнем её учить. Слушание. А. Вайнер «Мой дедушка-герой». -Начнем учить 1 куплет, на столах у вас листочки с текстом песни. 1 куплет: Мой дедушка герой! Он защищал страну Не спит он ночь порой Как вспомнит ту войну Не спит он ночь порой Как вспомнит ту войну ( Повторяя учим по 2 строчки) 2 куплет: Был дважды ранен он Поправился и в строй И вновь бои с врагом Мой дедушка герой! И вновь бои с врагом Мой дедушка герой! 3 куплет: Когда война прошла Не отдыхал мой дед На мирные дела Потратил много лет На мирные дела Потратил много лет 4 куплет: Берут своё года, Болеет дед порой, Но для меня всегда. Мой дедушка-герой! Но для меня всегда. Мой дедушка-герой! 5 куплет: Давно войны той нет, Но в памяти она, Бойцов, таких как дед, Не забывай, страна! Бойцов, таких как дед, Не забывай, страна! -Сейчас все вместе споем эту песню. | Коммуникативный | Слушают да Празднично, торжественно. О дедушке который был на войне. « Мой дедушка- герой» -Гордость за Родину, за народ. Патриотизм. Слушают песню. Встают, поют песню. | Ф | презентация, колонки |
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Убираем листочки с текстом песни в сторонку. -У вас на столах лежат листочки с текстом песни, вам нужно вставить пропущенные слова. Мой дедушка _____! Он защищал страну Не спит он ночь порой Как вспомнит ту _____ Не спит он ночь порой Как вспомнит ту войну ( Повторяя учим по 2 строчки) 2 куплет: Был дважды ____ он Поправился и в строй И вновь бои с врагом Мой дедушка _____! И вновь бои с врагом Мой дедушка герой! 3 куплет: Когда ______ прошла Не отдыхал мой дед На мирные дела Потратил много лет На мирные дела Потратил много лет | Практический | Рисуют | И | Презентация, колонки |
VIII. Включение в систему знаний и повторение. | -Ребята, как называлась тема нашего сегодняшнего урока? -Скажите, ребята, что такое военные песни? - С какими произведениями сегодня познакомились? -С каким композитором сегодня познакомились? - Какое произведение произвело на вас большее впечатление? - повторное слушание песни - хоровое исполнение | Коммуникативный | Военные песни. Да Военная музыка — музыка, служащая целям военного управления, строевого обучения, воинского и эстетического воспитания военнослужащих, патриотического воспитания всех граждан государства. Музыкальные произведения : Р. Шуман. «Грезы»; А. Вайнер «Мой дедушка-герой». «Мой дедушка-герой» | Ф | - |
IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке. | - Давайте оценим вашу деятельность на уроке. Если у вас сегодня всё получилось, поднимите большой палец вверх. Если были трудности поверните большой палец вниз. Ребята, наш урок подошёл к концу. Желаю вам успехов в учёбе! Спасибо за урок, до свидания ! | Самооценивание Прием | | Ф/И | - |