3 | Введение в тему урока. Конструирование проблемной ситуации. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Изучение нового материала Составление кластера (работа в группах) Игра –рефлексия (слушание звучания народных инструментов) _______________ Игра-тест «Зачеркни лишнее» ___________ Слушание и просмотр выступления оркестра русских народных инструментов «Светит месяц» Пластическое интонирование и « игра в оркестр» Вокально-хоровая работа русская народная песня «Метелица» | Чтоб пыл интереса не погас, Что б время шло быстрее, Ребята, приглашаю вас К загадке поскорее. Сформулировать тему нашего урока, вы сможете ,отгадав её. Бубен есть,трещотка, дудка, Балалайка,гусли, домра, Есть баян и есть гармошка, Даже расписные ложки, Все играют звонко, дружно, Слушать их не надоест, Отгадать ребята, нужно, Что же это всё?…. (ОРКЕСТР) И так о чем же сегодня пойдет речь??? Правильно – оркестр. Ребята, а что такое оркестр. Учитель: ОРКЕСТР – коллектив музыкантов, играющих на различных инструментах.(слайд №2) Оркестры по своему составу, как вы знаете, бывают разные. О каком оркестре идет речь в моей загадке? )(слайд № 3) ( об оркестре нар. Инструментах) А что же такое оркестр нар. инструментов? Итак,тему урока вы сформулировали, молодцы. (слайд № 4) Оркестр русских народных инструментов Какие умения нам понадобятся на уроке? Что бы вы хотели узнать сегодня об оркестре нар.инструментов? Определите цель и задачи сегодняшнего урока. 1.Выяснить какие инструменты входят в состав оркестра русских народных инструментов. (слушать музыку, описывать характер произведения, определять композиторская или народная, определять состав исполнителей, исполнять произведение, определять звучание нар. инстр, классифицировать группу народных инструментов). Мы узнаем, как звучат народные инструменты, научимся отличать тембр их звучания . Слушайте внимательно загадки, дружно называйте мне отгадки! Слайд 5 У него рубашка в складку Любит он плясать в присядку. Он и пляшет и поёт – Если в руки попадёт. Сорок пуговиц на нём С перламутровым огнём Весельчак и буян Голосистый мой… В деревнях она живет, очень жалобно поет… (тембр у неё печальный,жалостливый,пронзительный) Приложил к губам я трубку, понеслась по лесу трель, инструмент тот очень хрупкий, называется … 4. Деревянные сестрички, друг о друженьку стучат, всю округу веселят… 5. Он по виду брат баяну, Где веселье, там и он. Я подсказывать не стану, Всем знаком… 6.В руки ты её возьмешь, То растянешь, то сожмёшь. Звонкая. Нарядная, Русская, двухрядная. Заиграет, только тронь. Как зовут её... 7. Ой! Звенит она звенит. Всех игрою веселит! А всего – то три струны Ей для музыки нужны. Кто такая, отгадай-ка, Это наша… (балалайка). 8.Играет,а не гитара. Деревянная, а не скрипка Круглая, а не барабан. Три струны, а не балалайка 9.«Сам Садко на них играл и душевно напевал, Перебрал он много струн, вышел из моря Нептун» 10.Есть бубенчики на нем, По нему мы громко беьм, С ним сейчас играть мы будем Дайте в руки звонкий…. 11.До,Ре, Ми, Фа,Соль, Ля, Си – Прилетели воробьи На мою тетрадку сели И мелодию запели… (Ноты находятся на магнитной доске) 12. Кто не вежливый такой Повернулся к нам спиной? Стал размахивать руками Прямо в зале перед нами. Не приучен он к порядку Или делает зарядку? С кем звучит оркестр и хор? Знаем, это… Своему появлению оркестр во многом обязан музыканту и композитору Василию Васильевичу Андрееву. Он является организатором и руководителем первого Р.Н.О в России. Он не только усовершенствовал многие инструменты, но и объединил их в группы. Делю детей на 3 группы, раздаю им листочки с названием народных инструментов. Нужно определить в какую группу они входят) Физминутка Теперь ребята вам задание распределить все эти инструменты по группам (по способу звучания )и заполнить кластер. Оркестр русских народных инструментов Духовые Струнные Ударные Клавишно- духовые Все инструменты русского народного оркестра можно разделить на четыре группы. Слайд. - Струнные инструменты. Почему они так называются? –Духовые инструменты. А им дали такое название почему? (Жалейка- небольшая трубочка из тростника , дерева. Пастуший рожок; Свистулька, Кугиклы,дудка,Свирель(учащиеся находят и крепят соответствующее название группы инструментов, а в течение урока и название инструмента на плакат) - А какие инструменты зазвучат, если по ним ударишь или потрясешь их?( Барабан; Литавры; Ложки; Трещотки; Бубен,коробочка,Колотушка,Рубель(учащиеся находят и крепят соответствующее название группы инструментов, а в течение урока и название инструмента на плакат). - В русском народном оркестре также клавишно-духовые инструменты.(группа баянов- гармонь, баян, аккордеон) Работа для одаренных детей Определить какой музыкальный инструмент звучит? Название, к какой группе относится? (работа с цветными карточками) Красный цвет – клавишно-духовые, Желтый цвет – струнные, Синий цвет – духовые Зелёный-духовые (звучание 6 инструментов: баян, балалайка, жалейка, домра, бубен, свирель) ______________________________________________________ Работа для слабоуспевающих детей Подчеркните инструмент, не входящий в данную группу: Струнные | Духовые | Ударные | Клавишно-духовые | балалайка | свирель | ложки | Баян | бубен | кугиклы | бубен | Гармонь | домра | балалайка | гусли | литавры | гусли | рожок | трещотки | Аккордеон | _______________________________________________________ Послушайте и скажите, по вашему мнению, это композиторская песня или народная и почему? Р.Н.П. « Светит месяц» Есть ли среди услышанных инструментов знакомые Вам? ________________________________________________________ Скажите, ребята, а музыка которая прозвучала в исполнении оркестра не вызывала у вас желание потанцевать? Тогда давайте проведём «Пластическое интонирование». Музыка вновь будет звучать в нашем классе, а вы, почувствовав её дыхание, попробуйте присоединиться к ней, пластически выражая её характер, настрой. Ребята, а вы хотите поиграть в оркестре? Тогда давайте попробуем песню «Светит месяц»исполнить маленьким оркестром. Теперь вы можете выбрать себе понравившийся инструмент. Начинаем с упражнения на дыхание, на дикцию (мимическая зарядка различные скороговорки, распевка «далее следует работа над песней (разучивание слов, мелодии, работа над характером); Итак, хор у нас есть? Музыканты народного оркестра есть? Дирижёр есть? Зрители у нас есть? Может дадим концерт? Что служит приглашением на концерт? Афиша. Придумайте название нашего оркестра и хора(вписываю название) Исполнение песни «Метелица» _______________________________________________________ Работа с нотами на нотном стане(настроение) ________________________________________________________ Очень часто за событиями И за сутолокой дней. Старины своей не помним, Забываемся о ней. Это очень важно – знать историю своей Родины. Помнить, любить и уважать традиции своего народа. Ведь от каждого из нас зависит, в какой стране мы будем жить: сильной или слабой, доброй или злой, красивой или нет. Слушайте русскую народную музыку и будьте здоровы!» | (ОРКЕСТР) Оркестре когда играет много инструментов это оркестр, включающий в свой состав только русские народные инструменты (баян) (жалейка) (свирель). (ложки) (аккордеон) (гармонь) (ДОМРА) (ГУСЛИ) (БУБЕН) (ноты) (ДИРИЖЕР) Эти инструменты называются струнные, т.к. звук у них извлекают при помощи щипка за струны Духовыми их называют потому, что звук извлекают путем вдувания из них воздуха. Это ударные инструменты | Личностные: овладение нормами и правилами организации труда; Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности Регулятивные: умение применять полученные знания на практике осуществлять контроль по результату, выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления Познавательные: умение ориентироваться в понятиях, отгадывать загадки. Коммуникативные взаимодействовать с учителем и группой. Личностные: построение логических рассуждений Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своих мнений Регулятивные: планировать собственную познавательную деятельность с учётом поставленной цели (под руководством учителя); Личностные: овладение нормами и правилами организации труда; Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности Регулятивные: умение применять полученные знания на практике осуществлять контроль по результату, выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления Познавательные: умение ориентироваться в понятиях, отгадывать загадки. |