СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по окружающему миру "В царстве грибов" 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по окружающему миру 3 класс "В царстве грибов"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по окружающему миру "В царстве грибов" 3 класс»

Дата: 28.11.2018 г.

Класс: 3 класс

Предмет: Окружающий мир

Тема: В царстве грибов

Цель: Познакомить с размножением и развитием грибов

Задачи: познакомить со строением шляпочных грибов, показать разнообразие грибов, уточнить представления о съедобных и несъедобных грибах, учить правильно собирать грибы; формировать умение формулировать учебные задачи урока, извлекать информацию из иллюстраций и текста учебника, дополнительной литературы, представление о целостности окружающего мира; прививать умение соотносить новое знание со своим опытом, проявлять чувство ответственности за состояние окружающей среды.

Планируемые результаты:

Предметные: Научатся характеризовать строение шляпочных грибов, их значение в природе и жизни людей, различать съедобные и несъедобные грибы, правильно собирать их.

Личностные: Осознавать значение грибов для леса, для животных, для человека; осознавать важность правильного сбора грибов; осознавать значение бережного отношения к природе.

Познавательные: Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков; находить в тексте ответ на вопрос; воспринимать смысл познавательного текста.

Коммуникативные: Выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; воспринимать другие мнения и позицию; формулировать собственные мнения и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; использовать в общении правила вежливости.

Регулятивные: Понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем; сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; принимать роль в учебном сотрудничестве; выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия.

Оборудование: учебник, презентация PowerPoint, листы А4.







Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Орг. момент

-Сегодня урок окружающего мира. И с хорошим настроением начнём урок.

Окружающий нас мир интересно познавать!

Его тайны и загадки мы готовы разгадать?

Приветствуют друг друга и учителя, садятся за парты, настраиваются на работу на уроке.


Актуализация знаний

Фронтальный опрос:

-Вспомните, какая бывает природа.

-Что относится к неживой природе?

-А что относится к живой природе?

-Назовите признаки живого.

- Почему многие виды животных становятся редкими?

- Каких животных из Красной книги России вы знаете?

- Как нужно вести себя в природе, чтобы не причинять вреда животным?

- Как люди заботятся об охране животных?

Отвечают на вопросы.


Сообщение темы урока. Целеполагание

-Хочу пригласить вас сегодня в лес, в добрый лес, могучий лес, полный сказок и чудес.

-Послушайте текст и определите, о чём идет речь?

-Эти живые существа любители поиграть в игру под названием «Угадай, кто я?». Дело даже не в том, что они разнообразны, что среди них много очень похожих друг на друга и что по этим причинам частенько трудно бывает определить, что ты нашёл. Главное в том, что ученые несколько веков не могли решить, что это вообще такое. Сначала они были отнесены к растениям, потом к животным, и наконец, в 19 веке выделили их в отдельное царство.

«Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожек,

Шляпка есть, нет головы?» (Гриб)

-А к какому миру живой природы можно отнести грибы? Почему?

-А какие части растений нам известны? Есть ли они у грибов?

-А ещё мы знаем, что растения сами создают нужные для своего роста вещества. Это органические вещества. А грибы так «не умеют».

-В таком случае можно ли с уверенностью отнести грибы к миру растений?

-А к миру животных?

-Так, что же такое грибы?

-Совершенно верно. Грибы – это особое царство живой природы, которое не относится ни к миру растений, ни к миру животных.

-Что бы вы хотели узнать о грибах?

-Итак, сформулируйте тему и цели нашего урока.

Отвечают на вопросы. Формулируют тему и цель урока.


Работа по теме урока

-Давайте поиграем в игру «Верите ли вы, что…». У каждого на парте таблица. Я буду читать вопросы, а вы в первой строчке ставьте плюс, если согласны. Вторая строка у вас пока останется пустой.

-В конце урока мы вернёмся к таблице и увидим, насколько вы были правы.

  • Грибы – это растения.

  • Главной частью гриба является плодовое тело.

  • Шляпка и ножка образуют плодовое тело.

  • Может ли гриб вырасти на дереве?

  • Животные едят несъедобные грибы.

  • Шампиньон - это ядовитый гриб.

  • Бледная поганка - это съедобный гриб.

  • Размножаются грибы спорами.

  • Все грибы можно употреблять в пищу.

  • Желчный гриб – это съедобный гриб.

1. СТРОЕНИЕ, ПИТАНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ГРИБОВ.

-Попробуйте изобразить гриб на листе бумаги. А теперь послушайте загадку и попробуйте в ней услышать, из каких частей состоит гриб:

  • Землю пробуравил

Грибницу оставил,

На ножке явился,

Шляпкой прикрылся.

- Существует целая наука о грибах и называется она - МИКОЛОГИЯ.

- Где люди часто встречают грибы?

- Принято почему то собирать грибы в лесу, там, где деревья. Как вы думаете, почему?

- Послушайте сказку.

Грибы всегда живут по соседству с деревьями. Но однажды деревья обвинили грибы в грабеже. " - Вы воруете у нас питательные вещества. Срастаетесь с нашими корнями и живёте за наш счёт. Мы уходим от вас. "Грибы ответили: "Не уходите, мы же наводим порядок, разрушаем остатки растений и животных, образуем перегной. Но как, ни старались упросить их грибы, ничего не помогло. Все деревья ушли подальше от царства грибов. Прошло время - грибов становилось всё меньше и меньше - им действительно не хватало пищи, взять они её могли только у деревьев. Но и деревьям было не сладко. Они стали хуже расти, чахнуть, а ещё каждый год засыпала их осенняя листва и горы листьев добрались до макушек деревьев. Деревья никак не могли понять, почему их самочувствие ухудшается, и почему не исчезают опавшие листья с земли, а заваливают их до самой макушки. Поняли деревья, что совершили ошибку и попросили прощение у грибов. Грибы их простили, и всё стало по-прежнему. Грибы стали, лучше расти, ведь теперь им хватало питания, и деревья стали, быстрее расти и засохшие листья куда- то исчезли. Но секрета своей важности для деревьев грибы так и не открыли. А деревья до сих пор мучаются в догадках, почему же им стало так плохо без грибов.

- Об этом вы узнаете из текста учебника на с. 112 – 113.

Возьмите в руки карандаши. Ознакомьтесь с текстом с помощью приёма «Инсерт»

  1. «V» - информация мне известна

  2. «+» - узнал что-то новое

  3. «--» - думал иначе

  4. «?» - хочу уточнить (спросить)

-Что интересного узнали вы из этой статьи?

Выполняют задания.


Физкультминутка

Влез опенок на пенек.

Простоял  один денек.

Низко наклоняется.

Шапку к солнышку потянет,

Еще выше станет.

Прибежали тут ребятки –

Тонконогие опятки.

Они вместе наклонялись,

Дружно к солнцу поднимались.

А когда пришел грибник,

Они все в корзину – прыг!

Выполняют упражнения.


Работа по теме урока

- Для чего люди собирают грибы? Кому ещё необходимы грибы?

2. ГРИБЫ ИЗ КРАСНОЙ КНИГИ. НЕОБЫЧНЫЕ ГРИБЫ.

- Грибы – это царство живой природы. Как вы думаете, а есть ли грибы, которых осталось мало на планете?

Показать хлеб, покрытый плесенью.

-Как вы думаете, что это?

3. ГРИБЫ СЪЕДОБНЫЕ И НЕСЪЕДОБНЫЕ.

- На какие две группы можно разделить все грибы?

- Назовите представителей этих групп грибов.

- Сейчас вы поучитесь различать съедобные и несъедобные грибы. Для этого поработаете в парах на стр. 114 – 115 учебника.

- Вы, наверное, заметили, что это грибы – двойники.

- Чем они похожи? Чем отличаются?

- Желчный гриб не ядовитый, но очень горький и может испортить вкус блюда.

4.ПРАВИЛА СБОРА ГРИБОВ.

- А кто из вас знает, как нужно собирать грибы?

- Я сейчас вручу вам памятку о том, как следует правильно собирать грибы. Вы её внимательно прочитаете и сравните свои знания.

- Что нового и интересного вы узнали о сборе грибов?

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

– В начале нашей работы вы пытались изобразить гриб. А теперь я попрошу дополнить ваши схемы и указать на них строение гриба, указав при помощи стрелочек все части.

- Сбор грибов иногда называют "тихой охотой", которая требует внимания, чуткости, осторожности. Давайте и мы с вами немножко отдохнём и побродим по лесу. Все встали, оделись для прогулки по лесу. Взяли корзинки и собираем грибы. Если я называю съедобный гриб, приседаем, срезаем и кладём в корзинку. А если несъедобный гриб, тогда проходим мимо: сыроежка, подосиновик, желчный гриб, белый, подберёзовик, бледная поганка, груздь, волнушка, ложный опёнок.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Выполнение тестов.

Утверждения:

  1. …у гриба отсутствует корень.

  2. …грибница производит  питательные вещества.

  3. …споры – это семена грибов.

  4. …грибы способствуют образованию перегноя.

  5. …несъедобные грибы надо уничтожать.

  6. …съедобные грибы выделяют кислород.

  7. …собирать надо те грибы, которые хорошо знаешь.

  8. …нельзя собирать грибы у дорог и в городе.

  9. …желчный гриб является ядовитым.

  10. … в красную книгу России занесен гриб Грифола курчавая.

Решают тесты и проверяют по эталону. 

Отвечают на вопросы.


Рефлексия

- Ребята, подведём итог нашей большой работе. Для этого, кто получил на уроке новые знания о грибах, кто теперь научился их собирать, отличать съедобные и ядовитые грибы, кому просто сегодня было интересно и нескучно на уроке, я попрошу свои грибочки сложить в нашу корзину.

- Мы уже возвращаемся из леса. Что дома вы расскажете родителям про грибы?

Отвечают на вопросы.


Итог урока

Многие тайны леса и особого царства живой природы грибов уже раскрыты. Другие ещё ждут своих исследователей. Главное, не забывать, что в лес ходили наши прабабушки и прадедушки, и люди, жившие сотни лет до них. Хочется сберечь лесные богатства и для будущих поколений. Для этого надо не так уж и много. Нужно просто любить лес, природу.

- А теперь давайте снова поиграем в игру «Верите ли вы, что…»

-Спасибо за урок.

Подводят итог урока.


Домашнее задание

Пересказ по учебнику.